Художник по костюмам Коллин Этвуд рассказала нам, каково работать с Тимом Бёртоном и почему современные костюмы гораздо сложнее исторических.
У Коллин Этвуд 11 номинаций на премию Американской киноакадемии и три «Оскара» («Чикаго», «Мемуары гейши» и «Алиса в Стране чудес»). Пожалуй, это самое известное на сегодняшний день имя в мире кинематографической одежды. Ее фантазия не знает границ, чем уже давно пользуется Тим Бёртон, работающий с Этвуд с 1990 года.
Этвуд в молодости обожала одежду. Этот интерес привила ей бабушка-модница. Другая бабушка умела шить и обучила внучку работе с тканями. «Я взяла от них все самое лучшее», — говорит Этвуд. Но она не сразу оказалась в киноиндустрии. До середины 1970-х она мечтала о карьере художника, но рождение ребенка вынудило ее искать более денежную работу. Так Этвуд переехала из Сиэтла в Нью-Йорк и устроилась в бутик начинающего модельера Ива Сен-Лорана. Она начала шить костюмы для театра и балета — в этой сфере требуется особая сноровка, поскольку одежда должна выдерживать много постановок. Постепенно Этвуд перешла в кино.
Мы разговариваем с ней по телефону перед цифровым релизом фильма «Дом странных детей мисс Перегрин».
Вы столько лет сотрудничаете с Тимом Бёртоном. Наверное, уже понимаете друг друга с полуслова?
Тим очень любит подкреплять слова жестами. Он постоянно машет руками! В итоге у него получается комбинация слов и языка тела, которые дополняют друг друга. Так что да, наше с ним общение весьма доходчивое.
Как вы с ним работаете? Что появляется первым делом?
В случае с Тимом я сперва читаю сценарий, потом мы с ним встречаемся и обсуждаем персонажей: кто они, как он воспринимает их. Как правило, на первой встрече мы обходимся без эскизов. Иногда я делаю какие-то наброски, когда читаю сценарий, и приношу их ему. Но только после первой встречи я начинаю серьезное исследование, подбираю похожие фотографии и рисунки, чтобы показать ему свои идеи. Времени у нас, как правило, очень немного, поэтому я лишена роскоши нескольких встреч с подробными объяснениями. Параллельно подбираю ткани, делаю эскизы. Потом показываю ему свои идеи, и если он одобряет, то мы начинаем шить костюмы. Первую примерку делаем с актером, а на вторую примерку обычно приходит Тим, оставляет какие-то свои пожелания, и на этом все, мы в свободном плавании.
Вы второй раз работаете с Евой Грин после «Мрачных теней». Тогда она играла злую ведьму, а здесь ее героиня, также обладающая магией, оказывается доброй волшебницей. Вы акцентируете положительные или отрицательные стороны персонажа в костюме?
Конечно, я отталкиваюсь от того, кем она является по сюжету. В «Мисс Перегрин» Ева играет хорошую героиню, но в самом начале зритель не должен быть в этом уверен — этого хотел Тим. Мисс Перегрин — очень сильный персонаж, сильная женщина, настоящая героиня для всех детей. Так что передо мной стояла задача показать в костюме ее силу и одновременно придать ей какие-то птичьи качества («Peregrin» в переводе с английского означает «сапсан» — Прим. ред.). В конце концов, она умеет превращаться в птицу. Поэтому рукава ее пиджака мы отделали перьями. Мне хотелось показать, что она в любой момент может превратить руку в крыло. Кроме того, дом и окружение мисс Перегрин связаны с определенным временем в истории. Если на то пошло, она, скорее всего, живет несколько дольше, чем нам кажется. Поэтому я постаралась придать ее костюму нотку Викторианской эпохи.
В книге, по которой поставлен фильм, много фотографий. Вы как-то опирались на них во время работы?
Я не копировала одежду с фотографий, разве что костюмы близнецов. Они уж больно хороши. Когда видишь нечто настолько хорошее, то менять это не хочется. У них очень странный и вычурный вид, который нам хотелось сохранить. Остальные костюмы — мы старались, чтобы они были похожи на описания в книге, но не стремились к повторению фотографий.
Когда вы создаете костюмы, то знаете уже, как будет выглядеть финальная версия фильма? Ведь после цветокоррекции многие ткани могут выглядеть совсем иначе.
Да, конечно. Надо сказать, что ткань имеет свойство менять цвет не только после обработки фильма, но и при разных углах съемки. Поэтому у меня есть свои хитрости, которыми я активно пользуюсь. Например, никогда не смешивать очень яркие цвета с очень темными цветами. Или, если фильм мрачноватый, брать ткани с небольшим блеском, чтобы костюм не терялся в темноте. Дизайн костюмов для фильмов, которые снимает Тим, — это всегда отдельная история. К счастью, Тим советуется со всеми художниками во время постпродакшена, и цветокоррекция выполняется под его чутким руководством. Для него очень важны цвета в фильме.
Вы работали в том числе и на телевидении. Есть ли разница в костюмах для сериалов и для фильмов?
На мой взгляд, все довольно одинаково, но в случае с телевидением работать приходится гораздо быстрее. Вообще сейчас снимается настолько много качественных сериалов, что разницы в подходах уже нет. Раньше, много лет назад, на телевидении деталям уделяли гораздо меньше внимания.
Вы следите за модой? Бываете на показах?
Я не хожу на недели моды: там очень много суеты, а у меня много работы. Мне присылают лукбуки коллекций с примерами материалов. Мне всегда интересно смотреть на моду от-кутюр, но еще интереснее узнавать, какие ткани используются. Киноиндустрия, конечно, многое берет от модной индустрии, следит за текстурами, кроем, за новинками.
Вы одевали сразу двух Ганнибалов — Брайана Кокса и Энтони Хопкинса. А сериал с Миккельсеном видели?
Знаете, увы, не видела, но очень хочу посмотреть! Я наслышана, что у Мадса там великолепные костюмы, но он и очень харизматичный актер, с ним наверняка легко работать. Вообще, если подумать, у Ганнибалов уже столько инкарнаций было, что я не представляю даже, как можно было бы одеть нового Ганнибала!
Некоторые считают, что создавать костюмы для современных фильмов гораздо проще, чем для исторических. Что бы вы ответили таким зрителям?
Я бы сказала, что это совершенно иной процесс и, между прочим, очень непростой. Про современный костюм каждый может высказаться — у всех свои мнения. А вот с историческими проще, потому что большинство людей ничего не знают о костюмах той или иной эпохи. Поэтому у меня как у дизайнера больше свободы. Современные костюмы очень зависят от моды, от героя, от его окружения. Актеры зачастую тоже свои версии предлагают. Вообще люди, которые работают над современными фильмами, — это невоспетые герои. У них очень сложная работа.
Какая у вас любимая эпоха?
О, мне многое нравится, трудно что-то выбрать. Но я никогда не работала с эпохой Тюдоров, а хотелось бы. Мне нравятся испанские картины XVI века с их яркими и богатыми костюмами. Каждый раз, когда я листаю альбомы с костюмами со всего мира из разных эпох, то поражаюсь их разнообразию и красоте. Вот, кстати, в России XVIII и XIX веков были просто фантастически красивые костюмы. А ваш балет! Для вашего балета костюмы создавали величайшие дизайнеры мира, причем их работы до сих пор копируют. Вот с русскими костюмами я бы поработала с большим удовольствием!
Фильм «Дом странных детей мисс Перегрин» уже доступен для домашнего просмотра.