Советские фильмы «не из телика» — чем еще можно порадовать себя, если хочется скрыться от «Иронии судьбы» и «Бриллиантовой руки».
Материал впервые был опубликован в рамках новогоднего спецпроекта КиноПоиска.
Первый случай взаимодействия здешнего кино с прозой Василия Аксенова. Трое друзей оканчивают один мединститут, а после судьба разбрасывает их кого куда. Первого и второго — в порт, третьего — в село.
Йосиф Хейфиц ловко интерпретирует один из самых длинных текстов Чехова. Смотреть «Плохого хорошего человека» можно хотя бы ради задействованного в нем феноменального актерского трио: нервозный Олег Даль, интеллигентный Владимир Высоцкий и мудрый Анатолий Папанов.
Смелая экранизация романа Юрия Бондарева. Ветеран карпатских боев возвращается домой, но прошлое настигает его под видом сослуживца-труса. Прекрасный повод познакомиться с режиссерской ипостасью Владимира Басова.
«Охота на лис» продолжает сотрудничество, обозначенное Вадимом Абдрашитовым и Александром Миндадзе в драме «Поворот». Янковского сменил Гостюхин, зато проблематика сохранилась нетронутой: фатальная случайность навсегда меняет вектор чьей-то судьбы. В «Охоте на лис» двое хулиганов избивают рабочего, тот пишет заявление, однако после запоздало жалеет одного из обидчиков.
Едкая сатира на советский формализм от автора «Бакенбардов» и «Фонтана» Юрия Мамина. Поселковые бюрократы каждый год завышают отчетность, учитывающую спортивно-массовую активность. Кто-то в верхах так поразился очередному рапорту, отчего решил послать на место шведскую делегацию. Фиктивный трудовой праздник чиновникам приходится превращать в настоящий.
Никто другой из режиссеров, кроме Марлена Хуциева, не смог настолько полно отобразить беззаботность советского шестидесятничества. Сначала в фильме «Мне двадцать лет», после — в «Июльском дожде», по своей грации не уступающем лучшим образцам европейского кино тех лет.
Чопорная директриса училища (Майя Булгакова) по-прежнему живет ощущениями, испытанными во время войны, когда она служила летчицей. В водовороте прозаических подробностей раскрывается излюбленная тема XX века — приспособляемость человека к быту после возвращения из боя. Второй фильм Ларисы Шепитько и чуть ли не лучшая ее работа.
Дебют Андрея Кончаловского и первый фильм режиссера, сделанный при участии оператора Григория Рерберга, одного из двух общепризнанных мосфильмовских гениев (второй, понятное дело, Тарковский). Черно-белые виды киргизских широт выглядят даже сильнее, чем если бы они были цветными, а сцена школьного пожара достойна любой кинематографической хрестоматии.
Пионерский лагерь, французский язык, футбол, красивая девочка с каштановыми волосами — ностальгическая картина Сергея Соловьева до сих пор кажется самым точным отображением подростковой романтики. Редкое кино, которое пронзительно именно благодаря своей простоте.
За полвека до «Ярости» советский кинематограф прекрасно освоил танковую драму. Главные звезды «Жаворонка» даже не актеры, а операторы Николай Жилин и Виктор Карасев, чья работа по степени выразительности может соперничать с таким фильмом, как «Летят журавли».