Появление покойного Питера Кушинга в фильме «Изгой-один» стало популярной темой. Как это получилось, во что выльется и понравилось ли бы самому актеру?
Как только пошли разговоры о том, что губернатор Таркин появится в фильме «Изгой-один», интернет возмутился: неужели они воскресят Питера Кушинга? Актер, которого уже нет с нами 22 года, получил цифровую копию, о качестве которой лучше судить зрителям.
Все это уже было
Голливуд не в первый раз воскрешает актеров. В период съемок драмы Ридли Скотта «Гладиатор», в мае 1999 года, ушел из жизни Оливер Рид, игравший одну из важных ролей в картине. Режиссер решил закончить сцены с участием Проксимо, героя Рида, прибегнув к помощи двойника и компьютерной графики.
В 2004 году сэр Лоуренс Оливье появился в фильме «Небесный капитан и мир будущего». Британский классик играл злодея Тотенкопфа, точнее, его голографическую версию. Режиссер Керри Конран рассказывал, что предложение снять Оливье поступило от Джуда Лоу, игравшего протагониста. «Наверное, он всегда хотел сыграть с ним, так что мы связались с родственниками и получили согласие», — говорит Конран.
В 2013-м много шума наделала цифровая инкарнация молодой Одри Хепберн, сделанная для рекламного ролика шоколада. Для этого использовались две дублерши: у одной была идентичная Хепберн фигура, у другой — похожее лицо. Голова второй дублерши стала своего рода чистым холстом, на котором специалисты нарисовали лицо Одри Хепберн.
Совсем недавно после трагической смерти Пола Уокера в автокатастрофе создателям «Форсажа 7» пришлось решать вопрос, как быть с фильмом. В итоге роль актера завершили благодаря брату Уокера и цифровому двойнику.
Человек, которого не было
Разумеется, во многом такое воскрешение опирается на необходимость получить одобрение потомков актеров. И в случае с Кушингом, умершим в 1994 году (жена актера скончалась в 1971-м) и не оставившим потомков, студия получила добро от бывшего секретаря актера Джойс Бротон. Она отвечает за наследие Питера Кушинга и после просмотра фильма была чрезвычайно тронута, увидев актера на большом экране.
Супервайзер визуальных эффектов Джон Нолл, которому принадлежит идея «Изгоя-один», предложил режиссеру Гарету Эдвардсу не брать похожего актера на роль губернатора Таркина, а сделать цифрового дублера. Эдвардс признается, что многие нервничали, узнав о подобном решении.
Как известно, Кушинг снимался в «Новой надежде» исключительно по пояс. Актер нашел сапоги невероятно неудобными и заменил их мягкими тапочками. Но теперь Таркина смогли показать в полный рост. Во многом благодаря британскому актеру Гаю Генри. На родине его хорошо знают по сериалу «Холби Сити».
Слухи об участии Генри в «Изгое-один» уже некоторое время бродили по сети. Предполагалось, что он сыграет молодого Таркина, но никто не догадывался, что сходство Генри и Кушинга станет основой для компьютерной модели покойного артиста. Эдвардс крайне благодарен актеру, который пошел на этот шаг, зная, что его работа будет полностью стерта с экрана.
«В идеале для таких вещей нужно работать с актерами, игравшими в оригинале, — считает режиссер. — Но, учитывая, сколько лет прошло после выхода первого фильма оригинальной трилогии, это невозможно. Люди уже сильно состарились, и даже с захватом движения ничего не получится: с возрастом у всех у нас меняется язык тела».
Технологии всех стран, развивайтесь
Бывший вице-председатель сообщества визуальных эффектов Ричард Тейлор (не путать с Ричардом Тейлором, работавшим над «Властелином колец») говорит: «Мы довольно давно делаем фотореалистичных людей для фильмов. И уже сейчас начинаются вопросы: „Можно ли им заводить агентов?“» Тейлор работал над концептом оригинального «Трона», но задолго до этого он занимался созданием первого компьютерного человека для короткометражного фильма Adam Powers, The Juggler.
Тейлор с большим энтузиазмом обсуждает работу над «Форсажем 7», но не очень-то рад омоложенной версии героя Джеффа Бриджеса для фильма «Трон: Наследие». Однако, по словам специалиста, технологии в этой области развиваются со скоростью света. Реальность уже почти подошла к истории, показанной в фильме «Конгресс», где Робин Райт оцифровывают, чтобы сохранить ее копию для съемок в других фильмах.
Нынешний проект Тейлора — новая технология виртуальной реальности Eymerce — даст возможность зрителям взаимодействовать с фотореалистичными людьми в реальном времени. Среди партнеров компании Тэйлора — шоу «Концерты легенд» из Лас-Вегаса, где выступают двойники знаменитостей. Благодаря новым технологиям этот феномен можно вывести на новый уровень, тогда как актер, изучивший язык тела звезды, способен придать компьютерной симуляции достоверность при помощи техники захвата движения.
Смерть — это еще не конец
Если знаменитость уже покинула наш мир, то ее воскрешение становится предметом разговора для юристов. Использование образа покойной звезды должно быть обязательно согласовано с ее потомками.
По словам Ричарда Тейлора, сейчас многие знаменитости проходят процедуру сканирования, чтобы впоследствии обеспечить свои семьи, снимаясь в кино даже после смерти. «Это полезно даже в случае страховки: если кто-то получил травму на съемках, можно не останавливать процесс, а воспользоваться цифровым двойником», — говорит Тэйлор.
Голливуд начинает постепенно задаваться вопросами, связанными с цифровыми копиями. Допустим, актер отказался сниматься в сиквеле какого-то фильма. Законно ли использовать его цифровую копию? А если по контракту актриса не хочет сниматься обнаженной, корректно ли использовать виртуального дублера ее тела?
В Калифорнии существует закон, принятый в 1984 году. Он призван защищать права на использование образа актера после смерти. Согласно этому постановлению, права на публичное использование образа могут быть получены только спустя 50 лет после кончины артиста. Этот закон появился на свет после судебного разбирательства с потомками Белы Лугоши, которым не удалось предотвратить коммерциализацию образа Дракулы в исполнении Лугоши. Со временем Гильдия актеров продлила время запрета на использование образа покойных актеров до 70 лет.
Что бы сказал Кушинг?
Как ни странно, Питер Кушинг, скорее всего, одобрил бы решение кинематографистов воскресить его персонажа. Актер отличался очень философским отношением к смерти. Во многом оно берет начало в детстве актера: мать наказывала маленького Питера, притворяясь мертвой.
Когда в 1971 году умерла его любимая жена Хелен, Питер Кушинг долго не мог прийти в себя и даже подумывал покончить с жизнью. Но затем он решил с головой окунуться в работу, принимая любые предложения, лишь бы заполнить пустоту, появившуюся после смерти жены. И «Звездные войны» стали одной из таких работ.
Работая над сценарием, Джордж Лукас ввел губернатора Таркина ради человеческого присутствия в Империи, ведь главный злодей, Дарт Вейдер, носил маску. Звезда фильмов студии Hammer, Кушинг привык играть зловещих персонажей, но, по его словам, Лукас сперва предложил ему сыграть Оби-Вана и лишь после личной встречи решил, что актеру лучше подойдет роль Таркина. Сам Кушинг признавался, что лучше бы сыграл Кеноби, но не получалось из-за нехватки времени.
Питер Кушинг и его соотечественник Алек Гиннесс на момент съемок были самыми известными актерами. Кушинг отлично поладил со всей съемочной группой, несмотря на то что находился на площадке совсем недолго. Кроме того, Дарта Вейдера играл коллега Кушинга по фильмам студии Hammer Дэвид Праус. Первая реплика начинающей актрисы Кэрри Фишер в «Новой надежде» была произнесена как раз в компании Кушинга (принцесса Лея смотрит на разрушение ее родной планеты). Позднее актриса признавалась: играть ненависть к герою Кушинга оказалось трудно. Актер был приятным и милым джентльменом, а кроме того от него очень вкусно пахло «бельем и лавандой». Марк Хэмилл не снимался с Кушингом, но был большим фанатом актера и пришел на площадку на его смену, чтобы попросить автограф.
Известно, что «Новая надежда» Питеру Кушингу очень понравилась. Он даже был слегка расстроен, что Таркин погиб в финале и не сможет участвовать в сиквелах. Так что, скорее всего, сейчас он бы порадовался тому, что его персонаж снова ожил на большом экране.