По стопам родителей: Шахназаров, Учитель и Твердовский

Обсудить0

В прокат выходит «Зоология» Ивана И. Твердовского, сына известного документалиста. КиноПоиск поговорил с представителями кинодинастий об амбициях и тени отцов.

Успех — это только «Пальмовая ветвь»

Фильм «Зоология» стал второй полнометражной картиной молодого режиссера, известного своим дебютом «Класс коррекции» и документальными работами. Как и предыдущая лента, новый фильм Твердовского о странной женщине с хвостом стал одним из самых успешных фестивальных фильмов этого года.

Свою судьбу «Зоология» начала на «Кинотавре», где картина была отмечена призом Гильдии киноведов и кинокритиков, а исполнительница главной роли Наталья Павленкова получила приз как лучшая актриса. Затем к «Зоологии» пришло признание и на международных кинофестивалях: фильм Твердовского наградили спецпризом смотра в Карловых Варах, показали в Торонто, Лондоне, Чикаго, Цюрихе, Рейкьявике и на множестве других фестивалей.

Иван Твердовский / Фото из личного архива Ивана ТвердовскогоИван Твердовский / Фото из личного архива Ивана Твердовского

«Я не считаю, что это успех. Успех — это „Золотая пальмовая ветвь“, номинация на „Оскар“. Все остальное — это такие утешительные призы», — амбициозно заявляет молодой режиссер. «Зоологию» он изначально придумывал как универсальную историю, а сам фильм был создан при участии России, Франции и Германии. Возможно, в этом отчасти и кроется секрет успеха у международной публики.

Уже на «Кинотавре» фильм вызвал споры, касающиеся и эстетической, и этической составляющей картины: женщину с голым слизким хвостом выдержать мог не каждый профессиональный зритель. «Мне бы хотелось дискуссии по поводу фильма с обычными зрителями. Даже если у них будет негативная оценка увиденного, это тоже реакция, хоть и достаточно предсказуемая. Но все-таки интересно, что именно людей на такую яркую реакцию будет провоцировать. Поговорить об этом с ними и почитать мнения зрителей о фильме мне любопытно. Я недавно посмотрел „Дикую местность“ Амата Эскаланте. Так наше кино — это просто детская сказка по сравнению с тем, что там происходит. Я абсолютно уверен, что если бы в титрах „Зоологии“ стоял бы польский молодой режиссер и людям бы в зале сказали, что это европейское кино, то их реакция была бы гораздо более мягкой, толерантной, чем на русское кино. Такая у нас ментальная особенность: мы свое [кино] сильно критикуем и очень к нему придираемся», — считает режиссер.

«Зоология»«Зоология»

Иван, сын Ивана

С российским кинематографом и фестивальной жизнью Твердовский знаком не понаслышке. Его отец — Иван Твердовский, признанный документалист, чья активная творческая деятельность пришлась как раз на начало 2000-х, когда младший Иван был подростком.

«Когда папа участвовал в фестивалях, он меня часто брал с собой. Я смотрел много кино, понимал, в каком направлении хочу развиваться, что мне ближе авторское кино, документальное. Когда я был маленьким, появилась вся эта тусовка документального кино: Манский, Разбежкина, Косаковский. Когда российское игровое кино особо нигде не участвовало, наша документалистика ездила по всему миру и была очень востребована. На этих фильмах я и вырос. Фильмы Косаковского, которые я и сейчас пересматриваю, — это школа очень полезна и для игрового кино. Можно посмотреть, попробовать переосмыслить в какой-то более художественной плоскости многие вещи. Наверное, база, которая у меня была, появилась в первую очередь благодаря тем фильмам», — вспоминает Иван И.Твердовский.

Он признается, что отец поначалу не хотел, чтобы его сын стал режиссером и поступал во ВГИК сразу после школы. «Я могу его понять: люди его поколения, перед тем как получать кинообразование, получали еще какое-то. Они много читали, много смотрели, и во ВГИК тогда принимали уже взрослых людей. Когда я в 17 лет туда поступил, для него это было немножко шуткой. Мне приходилось ему все время доказывать, что я что-то могу. Когда появилось фестивальное признание, когда он понял, что не только он может меня похвалить, тогда, наверное, я как-то оправдал его надежды», — рассказывает Твердовский.

На съемках фильма «Зоология»На съемках фильма «Зоология»

Свой путь в кино он, как и отец, начинал с документалистики. Его первые короткометражные работы почти сразу же стали участвовать в фестивалях — сначала в студенческих, потом в больших международных смотрах. «Когда я окончил ВГИК и, как все режиссеры, был никому не нужен, я сидел у отца на студии и сделал там аж три документальных фильма, так что в этом смысле поддержка папы была. В творческом плане он мне тоже все время помогает. У нас, конечно, бывают спорные вопросы, но в целом есть и творческое взаимодействие», — отмечает режиссер.

Два покойника рядом, жалко обоих

Несмотря на успех своих игровых картин, Твердовский-младший по-прежнему занимается документальным кино. На протяжении последних четырех лет он работает над фильмом о российской полиции. Но режиссер признается, что в рамках документального кино ему стало слишком тесно, оттого и работа над этим проектом затянулась на несколько лет.

«Слишком большое количество запретов появилось, в том числе запрет нецензурной лексики. Если мы говорим о документальном кино, то невозможно своих героев, реальных людей, заставить общаться иначе. В этом смысле из-за цензуры документальное кино уходит на второй план», — считает Твердовский. По его мнению, кризис документального кино связан и с государственной поддержкой, а найти частные средства на неигровые картины, традиционно не имеющие коммерческого потенциала, практически невозможно.

«Зоология»«Зоология»

«Много лет нет какого-то всплеска художественного, все очень вяло. Сначала документальное кино опустилось в какую-то такую маргинальную струю. Сегодня мы видим, что наше авторское игровое кино тоже становится маргинальным, так что тут, когда два покойника рядом, жалко обоих. Изменение этой ситуации — долгий процесс. Нужно выстроить правильную государственную политику в отношении кино. Например, коммерческий кинематограф, я считаю, государство не должно поддерживать. Оно должно заниматься поддержкой культуры, а культура — это как раз авторское кино, документальное кино. Надо этим заниматься, тогда что-то, может быть, появится», — заключает Иван И. Твердовский.

Огни большого кино

На том же «Кинотавре», где состоялась премьера «Зоологии», в конкурсе был показан дебютный полный метр Ильи Учителя, сына режиссера лент «Прогулка», «Край» и «Космос как предчувствие» и внука знаменитого документалиста Ефима Учителя. Работа Учителя-младшего под названием «Огни большой деревни» получила сразу две награды — специальный диплом жюри «За лучшее кино о кино» и приз имени Григория Горина за лучший сценарий.

Илья Учитель на съемках фильма «Огни большой деревни»Илья Учитель на съемках фильма «Огни большой деревни»

«Я получил всего один приз за короткий метр на ВГИКовском фестивале и не смог тогда искупаться в лучах славы, потому что лежал в больнице. Поэтому приз за сценарий на „Кинотавре“ оказался очень неожиданным и суперприятным. Там были картины гораздо серьезнее, а мы вообще писали фильм по книжке „Как написать сценарий на миллион“ или что-то в этом роде. Когда объявили приз за лучший сценарий (а мы уже к тому моменту получили диплом), я уткнулся в телефон, потому что все писали мне „ура-ура“. Я услышал только что-то про деревню, меня пихнули, и я пошел. Но приз за сценарий — это же значит, что сценарий был отличный, а фильм так себе. Я шучу, конечно. Это все приятно», — рассказывает Илья Учитель.

Комедия «Огни большой деревни», в своем названии отсылающая к знаменитой ленте Чарли Чаплина, имеет с последней мало общего. В центре сюжета находятся два друга, которые решили спасти находящийся на грани закрытия провинциальный кинотеатр и самостоятельно снять фильм с участием Дмитрия Дюжева, случайно оказавшегося в их деревеньке.

«Огни большой деревни»«Огни большой деревни»

«Когда подходило время окончания института и надо было думать о полном метре, было прочитано какое-то неимоверное количество разных сценариев. Я не думал, что это должна быть комедия, просто так вышло. Я и в институте пытался что-то смешное снимать с переменным успехом. А потом уже попался сценарий, который назывался „Действующие лица“. Это была история про то, как ребята в деревне снимают кино. Выбор пал на него, а потом мы его очень долго дописывали, перерабатывали, и получилось то, что получилось», — говорит Учитель.

Учитель Учителя

В отличие от Ивана И. Твердовского, Илья Учитель поступил во ВГИК по настоянию отца. Он вспоминает, что в детстве мечтал стать футболистом, потом рок-звездой, потом футбольным тренером, а потом стало понятно, что деваться некуда и придется поступать во ВГИК. В 11-м классе Илья решил пойти по стопам отца и поступить на операторский факультет, но, как признается теперь молодой режиссер, «там надо было сдавать физику, а это было невозможно».

В итоге Учитель-младший оказался в мастерской Владимира Хотиненко на режиссерском факультете ВГИКа, предварительно дважды отучившись на подготовительных курсах и много раз переписав все письменные экзамены для творческого тура под бдительным надзором отца. «Я лично не чувствовал, что вот сейчас пойду, поступлю и что все будет прекрасно. Я очень волновался. Только когда сказали, что да, я поступил, меня отпустило», — вспоминает Учитель.

«Огни большой деревни»«Огни большой деревни»

Над своим дебютом режиссер работал на студии «Рок», которую возглавляет Алексей Учитель, поэтому, естественно, у отца с сыном уже выстроены рабочие отношения. «Я всегда с ним советуюсь, но он никогда не лезет в съемочный процесс, тем более у нас явно разные подходы и понимание, как это все должно выглядеть. А в монтаже его всегда надо слушать. Мне кажется, он мастер в этом деле», — отмечает Илья Учитель.

Несмотря на громкую фамилию и довольно успешный дебют, он признается, что пробиться все-таки сложно. Приходится много работать, «писать что-то в стол, потому что не все проходит». Сейчас Илья вместе со своей командой работает сразу над несколькими проектами, но, какой из них выстрелит, обеспечив молодых кинематографистов работой, он пока не знает. Тем не менее Учитель уверен, что будущее именно за молодыми режиссерами — за тем же Иваном Твердовским, «лауреатом всего на свете», Аксиньей Гог, чей «талант не имеет границ», и однокурсником Учителя Иваном Шахназаровым, тоже выходцем из известной семьи, который сейчас работает над своей дебютной полнометражной картиной «Рок».

Всадник по фамилии Шахназаров

Для сына главы киноконцерна «Мосфильм» дорога на режиссерский факультет ВГИКа, кажется, была предопределена. В 12 лет Иван Шахназаров попал на съемочную площадку фильма своего отца «Всадник по имени Смерть» и сразу же увлекся этим процессом.

Иван Шахназаров / Фото из личного архива Ивана ШахназароваИван Шахназаров / Фото из личного архива Ивана Шахназарова

«Ныне покойный Андрей Панин должен был выйти из трактира, постоять несколько секунд за дверью и покинуть кадр. Снимали два варианта: в первом он стоял пять секунд, во втором — три. Я сидел с отцом за плейбэком и, посмотрев оба, сказал, что мне нравится второй. Папа на меня тогда строго посмотрел и сказал: „Вот будешь снимать кино, тогда и будешь решать“. И взял первый вариант. После этого щелчок какой-то у меня в голове произошел», — вспоминает Иван Шахназаров.

Однако до поступления во ВГИК Иван раздумывал о том, чтобы пойти учиться на актерский факультет, поскольку занимался в школьной театральной студии, и казалось, что у него неплохо получается. Более того, именно актерская карьера принесла младшему Шахназарову первую славу. Еще во время подготовки к запуску своего первого фильма Иван сыграл в молодежной трилогии «Неуловимые».

«Неуловимые»«Неуловимые»

«Я стараюсь ничего для себя не решать — буду я актером или режиссером. Я делаю то, что мне интересно в данный момент. Так получилось, что меня пригласили сниматься. Я подумал: почему бы и нет, надо попробовать. Но у меня нет больших амбиций на этот счет. Как мне кажется, актер я довольно средний, но если будут предлагать интересные проекты, то я не против. Однако режиссура для меня в большей степени важна, поскольку актерство — это работа, а режиссуру я не воспринимаю как работу», — говорит Шахназаров.

Дебютная режиссерская работа Шахназарова «Рок» неожиданно имеет отношение к музыке, которой он никогда не занимался, но которой всегда интересовался. Сейчас режиссер признается, что хотел освоить музыкальную профессию, и пытается потихоньку наверстать упущенное, занимаясь игрой на ударной установке.

«Мне хотелось снять что-то драйвовое, дышащее, живое, движущееся, поэтому в моем фильме есть музыка, рок, музыканты, дорога. Это история про людей, которые срываются с места и пускаются в длительное рискованное путешествие. Во многом это история про то, что мне бы хотелось сделать, но не хватало смелости», — говорит Шахназаров.

Съемки фильма «Рок» / Фото из личного архива Ивана ШахназароваСъемки фильма «Рок» / Фото из личного архива Ивана Шахназарова

Его фильм «Рок» рассказывает о трех рок-музыкантах, которые едут из провинциального города в Москву выступить на радио по приглашению некоего мистического персонажа. История этого проекта родилась тоже отчасти на «Кинотавре», где про этих же трех музыкантов несколько лет назад была показана дипломная короткометражка Ивана Шахназарова.

По следам братьев Коэн

«Полный метр мы со сценаристом Ваней Заваруевым написали сразу после того, как сняли дипломную работу. Нам понравились персонажи короткого метра, и мы захотели узнать, что могло с ними произойти дальше. Начали рассуждать и в итоге написали сценарий. Где-то год или полтора он лежал на полке, я про него и думать забыл. Мы стали работать над другой историей. Но в какой-то момент появились Федор Максимович Попов и компания «ВГИК-Дебют». Он позвонил, спросил, есть ли у меня готовый сценарий, и я сказал, что есть. Я, честно говоря, сначала несерьезно к этому отнесся, поскольку обычно подобные предложения поступали и так же быстро исчезали. А когда все завертелось, было уже поздно, и мы начали снимать фильм», — рассказывает режиссер.

Как начинающий кинематографист, Шахназаров, приступая к работе над первым полным метром, держал в голове определенное количество референсов и в первую очередь такую ленту, как «О, где же ты, брат?» своих любимых режиссеров — братьев Коэн. «Поскольку я человек молодой и опыта у меня мало, все мое творчество состоит из фильмов и книг, которые на меня производили впечатление и вдохновляли. Это братья Коэн с их ироничным отношением к жизни и, конечно, картины отца типа „Города Зеро“, „Мы из джаза“, — отмечает Шахназаров.

Карен Шахназаров на съемках фильма «Мы из джаза»Карен Шахназаров на съемках фильма «Мы из джаза»

Он уверен, что известная фамилия и высокий статус его отца не повлияли на его режиссерское настоящее. Пробиваться не только в кино, но и вообще везде, считает Шахназаров, довольно сложно. «У нас просто нет какой-то конкретной системы поиска дебютантов, запуска первых фильмов, отбора сценариев. У нас все немного хаотично, и мне кажется, что это главная проблема. Пробиваться сложно, но возможно, если делать все честно», — уверен молодой режиссер.

По его мнению, нынешняя система господдержки кино дает возможность выходить большому количеству фильмов, а вот в качестве их он не совсем уверен. «Сейчас не запускаются картины, за которыми интересно наблюдать тем, кто дает на это деньги. В результате получается, что конечный продукт не совсем живой, поскольку им занимаются те люди, которым это не совсем интересно. Они им занимаются, потому что надо как-то питаться. Но это странно. От Тургенева никто, например, не требовал „Войну и мир“, а от Джармуша никто не требует „Трансформеров“. А у нас сейчас берутся достаточно талантливые и самобытные режиссеры, им дается много денег, а потом говорят: „Давай снимай“. В итоге часто получается какая-то клюква. Проблема опять же в отсутствии честности. У нас все думают о том, что зритель хочет смотреть. И никто не знает. Зритель — отдельный механизм, совершенно нелогичный, и пытаться выстроить какую-то стратегию бессмысленно. Нужно просто делать то, что тебе самому будет интересно смотреть, тогда и другим это будет интересно», — считает Иван Шахназаров.

Съемки фильма «Рок» / Фото из личного архива Ивана ШахназароваСъемки фильма «Рок» / Фото из личного архива Ивана Шахназарова

Сейчас не только Твердовский, Учитель и Шахназаров идут по стопам своих родителей. Над режиссерским дебютом работает Петр Тодоровский, сын режиссера «Стиляг» и «Оттепели», внук сценариста и режиссера Петра Тодоровского. Полный метр в запуске и у Надежды Михалковой, представительницы одной из самых известных российских кинодинастий. Однако практика показывает, что громкая фамилия не всегда и не обязательно залог настоящего успеха и признания, и об этом откровенно говорят сами дебютанты. Без таланта и стремления снять честное кино о том, что волнует уже современное поколение зрителей и самих режиссеров, в кинематографе не обойтись.

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

Вчера7
16 ноября22
15 ноября6
14 ноября2

Главное сегодня

Сегодня3
Сегодня5
Вчера4
Сегодня0
Сегодня1
Вчера5
Вчера7
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации