Положительный сарафан и благожелательные рецензии, похоже, вывели «Ледокол» из кассового дрейфа, хотя сборов «Экипажа» фильму Николая Хомерики не достичь.
Осторожная похвала критиков
1985 год, советский ледокол «Михаил Громов» сталкивается с айсбергом (ему потом дадут милое прозвище Семен Семеныч) и оказывается зажатым антарктическими льдами. На судне неразбериха, сверху спускают нового капитана Севченко (Сергей Пускепалис), отстраняя от должности прежнего, молодого и порывистого Петрова (Петр Федоров). Но в советской власти тоже перестановки, и до застрявшего где-то в Антарктике ледокола у чиновников, похоже, нескоро дойдут руки. Экипаж пытается терпеть суровую дисциплину, насаждаемую Севченко, экономит ресурсы, бренчит на гитаре от безделья. Параллельно жены двух капитанов — одна собралась разводиться, вторая, наоборот, ждет ребенка и самоотверженно решает рожать, несмотря на риски — страдают от неведения. Тем временем Семен Семеныч тоже не дремлет.
Отечественные кинокритики картину Николая Хомерики, впервые после камерных драм снявшего большое зрительское кино, сдержанно похвалили, отмечая фирменное внимание режиссера к человеческим отношениям и убедительную драму характеров. Фильм небезупречен, но обладает чем-то, что совсем не свойственно голливудским фильмам-катастрофам — обаянием советских фильмов про геологов и полярников, теплом их шерстяных свитеров.
«Нельзя сказать, что автор не справляется со своими режиссерскими задачами — как раз наоборот, Хомерики отлично работает на своем пятачке, сосредотачиваясь на внутренних, камерных моментах этой истории. Он все так же нашептывает что-то личное актерам на ухо, разливает семейную душевность и делает все то, что у других рецензентов проскальзывает под понятием „теплый ламповый эффект“», — пишет Максим Сухагузов в «Афише». «Несмотря на масштабы и очевидный драматизм, „Ледокол“ кажется фильмом в первую очередь невероятно обаятельным и парадоксально уютным», — солидарен Станислав Ростоцкий на Colta.
Однако есть и немало претензий — к распыленному на множество персонажей сюжету, к неуместным аттракционным вставкам, к побочным линиям капитанских жен. «Сцены обрываются на полуслове, кадры из разных локаций сменяют друг друга все быстрее, будто переключаешь телевизионные каналы в тщетной попытке отыскать что-то интересное, а натыкаешься то на скучный фильм-катастрофу, то на скучный триллер, то на скучную историческую социальную драму, то вдруг на веселую комедию положений с участием Паля и Яценко, которую так хочется досмотреть до конца, но приходит время вновь сменить частоту», — пишет Наталия Григорьева в «Независимой газете».
Киновед Вячеслав Шмыров у себя на личной странице в Facebook еще более резок: «Как раз к уровню Голливуда (по части компьютерной графики) фильм очень даже приближается, а вот по части того, чем сильна была советская/российская сценарная, режиссерская и актерская школы, обнаруживает свою полную несостоятельность. Логические провалы в сценарии, трафаретные актерские работы, отсутствие какого-либо психологизма, как и неспособность режиссуры передать наступающее на героев и отупляющее их чувство безвременья, холода и голода. А это уж, извините, прихоть не праздного рецензента, а той сюжетной ситуации, которая заложена в сценарии».
Провальный четверг обернулся ростом
Попытка совместить жанр и авторскую драму провалилась — такой поспешный вывод можно было сделать после результатов первого дня проката. Картина, по данным ЕАИС, в четверг собрала всего 11,7 миллиона рублей. После такого старта аналитики прогнозировали ленте Хомерики максимум 90 млн рублей за первый уик-энд — меньше, чем у недавнего «Дуэлянта» Алексея Мизгирева, который стартовал в два раза успешнее (22,7 млн рублей). Уже к вечеру пятницы сборы «Ледокола» начали увеличиваться, а в субботу рост и вовсе составил неожиданные 60 %. Первый выходной день принес фильму 45 млн рублей. Почти на таком же уровне фильм отработал и в воскресенье. К концу выходных «Ледокол» пришел с общим результатом в 118,2 млн рублей (по данным ЕАИС), что оказалось сопоставимо с цифрами другого фильма-катастрофы компании «Профит» — «Метро», которое в феврале 2013 года получило за первый уик-энд в России и СНГ 135 млн рублей.
«В целом фильм продемонстрировал удивительную динамику, потому что четверг, который был для нас печален, показал коэффициент увеличения, сравнимый с мультфильмами и семейными релизами. Это еще раз говорит о том, что „Ледокол“, как хорошая российская драма, требует раскачки. Он не может сработать сразу. Нужно, чтобы аудитория прониклась — здесь играет роль хороший сарафан. Сложность жанра привела к тому, что есть», — поделился с КиноПоиском генеральный директор кинопрокатной компании «Наше кино» Максим Уханов.
Прокатчик надеялся, что цифры будут выше, однако существующая динамика дает основания предполагать, что зритель поддержит картину и во второй, и в третий уик-энд, уверен Уханов. «Для серьезных драматических российских картин нужен длинный прокат. К сожалению, мы такой системой похвастаться не можем, — говорит он. — Кинотеатры живо реагируют, каждый день и каждый час оценивая, на что идет зритель. Мы рады, что у них хватило силы воли продержаться четверг, пятницу и субботу, и они увидели динамику. Это их убедило [в потенциале картины]. И потом, зрители постарше идут в кино позже, чем категория 15—25 лет. Они приходят во второй, в третий уик-энд».
«Противоречивые ощущения, честно признаюсь, — сказал в комментарии КиноПоиску продюсер фильма «Ледокол» Игорь Толстунов. — С одной стороны, мы были разочарованы четвергом. Но дальнейшее развитие событий шло в позитивном русле. Рост у нас какой-то уникальный. Сейчас сборы составляют 130 млн рублей. Конечно, хотелось немного больше, но в целом это вполне нормальный результат».
И Толстунов, и Уханов надеются, что в плане сборов «Ледокол» поведет себя как «Метро», показав не самое большое (по данным «Бюллетеня кинопрокатчика», на 30 %) падение во второй уик-энд. «Прогнозы — дело неблагодарное. Рынок меняется, активность коллег прокатчиков играет большую роль. Мы не знаем, как отреагируют зрители на следующие премьеры. Должны получить по итогам проката, наверное, больше 250 миллионов рублей, а насколько выше будет эта цифра, сказать сложно. Может, доберемся до 300, может, еще чуть выше», — говорит Уханов.
На сайте cinemaplex.ru — как на анонимном форуме, так и в интервью — кинотеатры отмечают рост интереса аудитории к «Ледоколу», местами обгоняющему сиквел «Джека Ричера» по сборам в 1,5—2 раза. Однако более возрастная аудитория российского фильма с меньшей вероятностью оставляет деньги в кинобаре, не покупая газировку и попкорн, что для кинотеатров является одним из основных источников дохода.
Зрители оказались благосклонны
«Мы следим за отзывами на картину, в том числе и на форумах кинотеатров. Мне это очень приятно сознавать и говорить: люди тепло отзываются о картине и советуют ее посмотреть другим. Фильм посмотрело уже почти полмиллиона зрителей. Мне пока не попадались откровенно отрицательные рецензии», — говорит Толстунов.
На момент публикации статьи у «Ледокола» высокий для отечественного фильма рейтинг 7,2 балла на КиноПоиске и ни одной отрицательной рецензии, а положительных отзывов — почти 90 %. Зрители отмечают душевность, отличный кастинг, убедительную актерскую игру, интересных персонажей, качественную графику и драматизм повествования.
Однако во многих рецензиях повторяется одна и та же претензия: зрителю продавали фильм-катастрофу, а на экране — психологическая драма. «Я не увидел там того самого фильма-катастрофы, про который мне рассказывали, — пишет пользователь КиноПоиска valkyrin. — Потому что борьба человека со стихией, воплощенной в громадном айсберге, занимает от силы четверть двухчасового хронометража. И оказывается, что эта самая борьба вообще даже не главная тема картины, по сути».
А мог ли «Ледокол» стать «Экипажем»?
«Ледокол», как справедливо замечают и кинокритики, и зрители, разрывают на части основательный подход Николая Хомерики и необходимость продюсеров отвечать зрительским ожиданиям от жанра, из-за чего кино отлично работает на ностальгических чувствах публики и дает пищу для размышлений о стране и непростом перестроечном времени, однако совершенно теряет возможность стать «Экипажем» Николая Лебедева. Из-за этого «Ледокол» кажется фильмом упущенных возможностей. В нем есть простор для экшена, но авторы зачем-то отворачивают камеры и обрубают острые ситуации на корню. Трюм пробит льдами, его вот-вот затопит? Склейка — все уже починили. Один из главных героев скрылся под водой? Склейка — его уже вытащили.
В те моменты, когда зрителю буквально положено переживать за героев, в «Ледоколе» аудиторию успокаивающе треплют по плечу: все хорошо будет, все спасутся. Это не спойлер — как мы помним, кино основано на реальных событиях, и все участники экспедиции ледокола «Михаил Сомов» действительно были спасены. По-настоящему страшно становится лишь один раз, когда на экране появляется полностью нарисованный на компьютере морской леопард.
При всей монотонности «Ледокол» не лишен очарования. В нем есть живые персонажи, нелепые ситуации, песни группы «Кино» и молчаливый (один из героев еще в первые 10 минут фильма теряет голос), но убедительный броманс летчика Коли Кукушкина (Александр Паль) и одного из матросов, Виталия Цимбалистого (Александр Яценко). В моменты, когда их дуэт не способен оживить повествование, на экране появляется не менее прелестный рыжий пес Дюшес.
«Ледокол» придется по вкусу тем, кто ностальгирует по тяжеловесному, размеренному советскому кино, в котором персонажам и отношениям между ними уделялось гораздо больше внимания, чем действию.