Петербург XIX века как Город грехов: «Дуэлянт» Алексея Мизгирёва

Обсудить0

Режиссер картин «Кремень» и «Бубен, барабан» рассказывает про дворянские дуэли и честь в утрированно беспросветном пространстве, где нет такого героя, который был бы безгрешен.

«Аттенция, господа!» — призывает конферансье и объявляет выход рыцаря. Рыцарь (Петр Федоров) забьет гвоздь в доску шестью выстрелами, пуля в пулю, собьет рикошетом серебряный стакан с собственной головы и тем же приемом пустит финальный заряд себе в грудь, лишь частично прикрытую доспехами. Расплачиваясь с исполнителем смертельных номеров, конферансье уважительно шепнет: «Редкий аттракцион. Публика понимает». На улице ждут карета, Петербург второй половины XIX века и продолжение кровавого пути за отнятой честью.

Режиссер Алексей Мизгирёв («Кремень», «Бубен, барабан», «Конвой») снял историю про рыцаря без страха, но с упреком. Самоубийственным трюкачеством отставной капитан Яковлев занимается во время, свободное от еще более рискованных и морально сомнительных заработков. Яковлев — бретер, убивающий бретеров, дуэлянт, принимающий анонимные вознаграждения за поединки с теми, кого не знает лично. Однако цепочка посеянных им в Петербурге смертей оказывается неслучайной. Где смерть, там и граф Беклемишев (Владимир Машков), напрямую говорящий: «Вокруг ложь, а я бог лжи». Тут никто не скрывает от зрителя своей сущности, что не мешает детективной составляющей сюжета.

Самой грубой ошибкой, в какой-то мере оправданной в случае критика-иностранца, будет поиск в «Дуэлянте» исторической достоверности. Мизгирёв цитирует параграфы из реальных дуэльных кодексов, но превращает каждый поединок в изощренный аттракцион (впрочем, тоже по мотивам реально практиковавшихся). Художники находят для съемок подлинные дуэльные пистолеты, но только для того, чтобы режиссер поместил их в свой собственный, авторский от начала до конца мир. Мир, далекий от реалий исторического романа, зато узнаваемый для тех, кто видел фильмы того же автора, где место имперской столицы 1860-х занимала Москва 2000-х, а место ищущего потерянную честь героя — офицер военной комендатуры и начинающий сотрудник МВД.

Чтобы понять природу антиисторицизма «Дуэлянта», достаточно всмотреться в Петербург Мизгирёва. В нем дождь не стихает ни на минуту. Буквально льет и льет, и это не столько штамп, сколько условность кинокомикса. Представленный парой углов город — частично выстроенный декораторами, частично нарисованный, с угрожающе растущим над Невой скелетом исполинского моста — уже вызвал у критиков ассоциации с Лондоном из гай-ричевского «Шерлока Холмса». Внешне оправданное сравнение, но в гораздо большей степени Петербург Мизгирёва — это русские Готэм-Cити (город Бэтмена) и Бэйсин-Cити (место действия «Города грехов» Фрэнка Миллера), утрированно беспросветные пространства, где нет такого героя, который был бы безгрешен.

Раньше внешне реалистическое кино этого режиссера сбивало с толку тех, кто ждал чернухи про отечественные реалии. Сбивало концентрированными эмоциями героев и странным языком, на котором они изъяснялись. Дело в том, что реалистический Мизгирёв снимал своего рода кинокомиксы (сценарии к которым, как и в случае с «Дуэлянтом», писал всегда сам) — с тем же Городом грехов как средоточием зла, с героями, упрямо прущими напролом, с рублеными репликами, которые хочется заключить в баблы. «Твердость не тупость» и «Помогай мне простить тебя» — в «Кремне». В «Конвое» — «Во мне беспредела нет», «Хорошая рука — хорошо» и как образцовый диалог: «Здесь больно?» — «Здесь? Здесь не больно». — «А где больно?» — «Нигде не больно».

Язык героев «Дуэлянта» тот же — скупые, рваные, словно поломанные грубыми ударами то ли трубы какой, то ли приклада фразы. Преимущественно про кровь. «Не бойся крови. Она сама боится тебя», — заговаривает героя от смерти алеутская шаманка. «Сумасшедший, но дворянин. Я всегда вижу эту кровь», — заключает председатель общества офицеров. «Дела крови — самые тонкие», — оправдывает сложность решения дела чиновник-взяточник.

Добавьте к этому антиутопически прекрасные костюмы, красоту выстрелов (в упор и через полупрозрачный экран), эффектные углы съемки в интерьерах петербургских дворцов, выбранные оператором Максимом Осадчим, и серию выдающихся ролей (от второго плана до эпизодических). Трогательный в роли единственного на фильм слишком правильного (вспомните, чем это чревато в беспросветных комиксах) героя Павел Табаков. Превращающийся из клоуна в негодяя Сергей Гармаш с деревянной рукой. Немец Мартин Вуттке, не то по-гоголевски, не то по-фаустовски посредничающий в сделках с дьяволом. Александр Яценко и Юрий Колокольников, каждому из которых хотелось бы подарить спин-офф — отдельный комикс про героя, пока малознакомого, но уже интересного.

От идеального фильм отделяют буквально две сцены — обе в карете, обе с героиней Юлии Хлыниной, — но это не вина актрисы. В этом утрированно маскулинном кино любовная линия выглядит навязанным компромиссом, отсюда избыточная неуместность этих сцен. В первом случае представьте себе, что каретоподобный кузов автомобиля с ДиКаприо и Кейт Уинслет перенесли средь бела дня из темного трюма на оживленную верхнюю палубу (то есть в данном случае на петербургскую улицу). Во втором просто вообразите, что последние тридцать секунд фильма подклеила студийная комиссия по приведению финалов в соответствие ожиданиям фокус-групп.

Лучше вытеснить эти кадры наглыми отсылками к религиозному искусству и евангельским сюжетам. Мизгирёв открывает фильм фреской, на которой изображено не то положение во гроб, не то снятие с креста. В середине истории живописная поза воспроизводится, когда герой Федорова перейдет границу между жизнью и смертью, и алеуты опустят его побелевшее тело в воду. И закрепление эффекта наступит в сцене битья шпицрутенами: прохождение сквозь строй солдат с прутьями превращается в эпизод Страстей Христовых (а сюжет фильма — в парафраз «Бен-Гура» — тоже историю про поруганную честь, ссылку на верную смерть и чудесное возвращение).

«Не молись за меня — мне не помогает», — резюмирует путешественник по ту сторону смерти Яковлев. Это не только русский «Город грехов», но и русские «Мертвец» с «Псом-призраком». Аттракцион и правда редкий. Хочется верить, публика поймет.

КиноПоиск смотрел фильм еще на фестивале в Торонто и писал первый обзор с канадского смотра.

Гангстер хочет встретить старость с семьей, но у подельников другие планы. Бодрый триллер с Лиамом Нисоном
В главных ролях:Лиам Нисон, Дэниэл Димер, Хавьер Молина, Джимми Гонсалес, Рон Перлман, Брайан Уайт, Уильям Ксифарас
Режиссер:Ханс Петтер Мулан
Уже в подписке

Смотрите также

25 июня4
29 февраля18
20 февраля13
17 декабря 202319

Главное сегодня

Вчера6
Вчера4
Вчера8
Вчера0
Вчера3
Вчера2
Вчера4
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации