Роль статистов в кино трудно переоценить. Их вроде бы никто не замечает, но они просто необходимы для создания убедительной атмосферы в кадре. Каково это — участвовать в массовке и изо всех сил цементировать задний план? С этим вопросом корреспондент КиноПоиска отправился на съемки сериала «Агата Рэйзин», чтобы исполнить роль бомжа.
Роль статистов в кино трудно переоценить. Их вроде бы никто не замечает, но они просто необходимы для создания убедительной атмосферы в кадре. Каково это — участвовать в массовке и изо всех сил цементировать задний план? С этим вопросом корреспондент КиноПоиска отправился на съемки сериала «Агата Рэйзин», чтобы исполнить роль бомжа.
Я всегда хотела работать в кино. Я перебралась в Великобританию почти четыре года назад, и мне казалось, что все двери тут наглухо закрыты, тем более внешними данными я не блещу и никакими особыми талантами не наделена. Поэтому, когда один друг посоветовал мне зарегистрироваться в кастинговом агентстве, я подняла его на смех, мол, где я, а где актерская карьера. Но он заверил меня, что в кинозвезды лезть вовсе не обязательно. Речь идет о съемках в массовке.
Статисты разные важны
К счастью, фильмам и сериалам нужны статисты с самой разной внешностью — симпатичные и не очень, стройные и в теле, пожилые и юные. Также ценятся различные навыки. Например, при регистрации на сайте просят перечислить, умеете ли вы играть на гитаре, водить машину, стрелять из лука, танцевать сальсу и т. д. Никогда не знаешь, что из этого может пригодиться. А еще важно указать все свои параметры, от размера ноги до объема головы, а то на всех статистов костюмов не напасешься.
Чтобы было больше шансов на успех, лучше регистрироваться не в одном агентстве, а сразу в двух или трех, но важно, чтобы они работали именно в вашем регионе. И тогда они начинают бомбардировать вас разного рода предложениями, на которые надо реагировать очень быстро: статистов обычно требуется ограниченное количество. Причем как у инди-фильмов, так и у сериалов крупных телеканалов требования к массовке довольно высокие. Например: «Вас двадцать человек, но надо сделать так, чтобы казалось, будто вас двести». Предложение могут прислать за два дня до съемок, а подтвердить ваше участие нужно и вовсе за несколько часов. Если вы согласились, то сидите, ждите и ничего не планируйте на этот день. А если откажетесь от съемок в последний момент по любой, даже по самой уважительной причине, агентство вас забанит навечно.
Приятный бонус: за такую работу тоже платят. В моем регионе (юг Уэльса и западные графства Англии) статисты получают минимум 75 фунтов за полноценный рабочий день. Примерно столько же платят здесь официантам. Правда, в отличие от официантов, статистам не всегда приходится трудиться в поте лица. Иногда достаточно просто ходить туда-сюда, а то и вовсе стоять и делать вид, что разговариваешь с соседом.
Чудеса трансформации
Моей первой работой в качестве статиста стал образ бомжа в сериале телеканала Sky «Агата Рэйзин». Главную роль в сериале исполняет Эшли Дженсен. По иронии судьбы эта актриса прославилась благодаря шоу «Массовка», где солировала вместе с Рики Джервэйсом. В сюжет сериала нас не посвятили, но в общих чертах рассказали о сценах, в которых нам предстояло поучаствовать.
«Агата Рэйзин» основана на серии смешных детективных романов М. С. Битон. В 2014 году Sky 1 уже выпустил отдельный телефильм по ее произведениям с теми же действующими лицами. Правда, позднее, когда канал дал добро на создание полноценного восьмисерийного сезона, этот телефильм превратился в пилотный эпизод и одновременно рождественский спецвыпуск. Премьера непосредственно первого сезона состоится в июне 2016 года, и если в обычной ситуации мне было бы не очень интересно следить за судьбой этого проекта, то сейчас я ревностно отслеживаю все новости о нем. Увидеть себя на полсекунды в кадре на британском телевидении — это ли не мечта?
«Агате Рэйзин» понадобилась группа бомжей для участия в сценах в лагере бездомных, где живет бывший муж главной героини. Съемки проходили в славном британском городе Бристоле — колыбели трип-хопа и родине отменного сомерсетского сидра. Нас и еще целую толпу прохожих завербовали на целый день. Прохожим повезло намного больше: им хотя бы не надо было брызгать краску себе на джинсы и засаливать гелем свежевымытые волосы.
Когда у производства ограниченные бюджеты, вас просят принести с собой подходящие для съемок вещи. Нетрудно догадаться, что мало кто из приличных людей обладает достойным гардеробом бомжа. Тем не менее некоторые из статистов прибыли во всеоружии. Один мужчина, например, надел штаны и толстовку, в которых он за день до этого красил дом. Нас попросили принести с собой много разной одежды, шапки, шарфы, перчатки и высокие ботинки для хайкинга.
Я честно выполнила все условия, но из всей моей одежды костюмершу устроили только лишь ботинки и потрепанные джинсы, которые она к тому же обильно облила загрязняющей краской. После этого она напялила на меня мохнатый свитер, предварительно отрезав от него этикетку. Если бы я не знала, что он новый, точно подумала бы, что его сняли с бродяги. Далее мне выдали огромную мужскую куртку с капюшоном и отправили к гримерам, чтобы те загрязнили мне волосы и кожу. В кресле гримера я провела добрых полчаса, как будто меня готовили для крупного плана. Казалось бы, к чему столько усилий ради обычного статиста, на которого даже свет ни разу не упадет? Или все же упадет?
Вредная работа
Все наши сцены снимались под мостом в центре Бристоля. Над локацией декораторы потрудились что надо: колонны, на которых держится мост, раскрасили в яркие цвета, заклеили под завязку фальшивыми плакатами. На земле валялись грязные на вид матрасы, искусно состаренные и замусоленные реквизиторами при помощи баллончиков с краской. У колонн громоздились ветронепроницаемые укрытия, сколоченные из деревянных ящиков. Их занимали самые высокопоставленные бомжи, а те, кому повезло меньше, разместились в картонных коробках.
Неподалеку стояла тележка из супермаркета, набитая всяким хламом. В груде газет валялась гитара без половины струн, а большие металлические бочки были приспособлены под обогреватели. Правда, внутри них были газовые горелки, и когда их включали, то загорался настоящий огонь — теплый, но страшно вонючий. К концу вечерней смены, в ходе которой мне приходилось стоять и греться у одной из таких бочек, меня от этого запаха начало серьезно подташнивать. Я в шутку (на самом деле нет) начала требовать у помощника режиссера прибавку за вредные условия труда, но он даже не улыбнулся в ответ.
В первой половине дня снимали сцену при участии звезды проекта Эшли Дженсен. По сценарию ее героиня Агата с друзьями должна была наведаться в логово бродяг в поисках бывшего мужа. Меня и еще трех других статистов усадили на застеленную одеялом деревянную скамейку в дальнем углу площадки и вручили нам собаку. Милая и дружелюбная дворняжка тоже была статистом. Ее и двух ее сожителей на съемки привела хозяйка, которая подходила между дублями и давала своей питомице подозрительные спрессованные кубики коричневой массы, похожие на гашиш. «Это награда за ее труды», — загадочно поясняла собаковладелица и тут же убегала, прежде чем мы успевали спросить, нельзя ли нам тоже получить какую-нибудь награду.
Мы сидели прямо по курсу от основной камеры, так что, скорее всего, наши призрачные силуэты будут видны в кадре на протяжении всей сцены. Нам еще повезло, ведь мы просто общались и гладили покорную собачку, а вот другая наша коллега после команды «мотор!» должна была тащить огромный, тяжеленный матрас между колоннами, валить его перед нами и сооружать себе постель из лохмотьев. А после команды ««reset»» (то есть вернуться в исходное положение) она безрадостно тащила свой матрас обратно. И так много раз.
Стратегической ошибкой и одновременно лучшим решением организаторов было устроить штаб-квартиру в соседнем пабе. Там нам позволяли греться, коротать время в паузах, там же кормили и поили. Немая сцена: сидят себе в обеденный перерыв посетители паба, культурно уминают свой бизнес-ланч, пропускают по пинте крафтового пива, никого не трогают, но тут открывается дверь, и в помещение начинает тонкой струйкой, один за другим, вливаться толпа бомжей, вальсируя между столами и уверенно шагая в сторону туалета.
Художники у костра
За день на съемочной площадке удается завести знакомство с невероятно интересными людьми. И культурными. Никто не пристает к режиссеру и звездам с просьбой дать им реплику, не лезет в кадр, когда не просят, и не смотрит в камеру. Большинство из них либо безработные непризнанные гении, либо фрилансеры творческих профессий, у которых внезапно выдался свободный день.
Среди моих новых знакомых оказались художница, которая выставляется в лондонских галереях, студент-мультипликатор, работающий на полставки в студии Aardman (она, к слову, тоже базируется в Бристоле), и вокалистка местной инди-группы, ожидающая выпуска своего дебютного альбома. Один парень сидел и делал скетчи всех окружающих у себя в блокноте (детальный скетч лица занимал у него буквально пять минут), тут же вырывал листы и отдавал моделям. «Не жалко тебе так вот раздавать свои работы?» — спросила у него я. «Да разве ж это работы? Это я так, тренируюсь», — смутился он в ответ.
Когда стемнело, мы снова собрались под мостом, чтобы снять другую сцену. В ней бывший муж главной героини лежит в своем импровизированном картонном убежище и читает газету, где видит объявление о свадьбе Агаты. Пока камера каталась по рельсам взад-вперед, снимая неизвестного мне актера, мы вовсю резвились на заднем плане: катали тележку, дрались, играли на гитаре и пели, сидя вокруг костра (даже он вонял газом!), а кое-кто и вовсе втаскивал под мост обгоревший каркас машины.
В какой-то момент меня и мою знакомую художницу попросили встать около бочки с огнем. Мы так увлеклись разговорами, что перестали следить за тем, что происходит на площадке. В итоге ко мне подошел очень напряженный помощник режиссера и попросил не жестикулировать так активно и вообще не болтать, а только шевелить губами. Ой, мы, оказывается, в кадре. Надо подтянуться и сделать лицо потрагичнее.
Под конец дня, когда мы все утомились, замерзли и оголодали, нас осчастливили горячим тайским супом в пенопластовых стаканах. Мы подкрепились и решили, что сможем героически протянуть еще полночи, лишь бы нам заплатили за переработку. Но почти сразу же после этого помреж торжественно объявил: «It’s a wrap!» Мол, всем спасибо, все свободны. Нас отвезли обратно на базу, забрали все ранее выданные предметы одежды, подписали расчетные листки и отпустили всех по домам.
После первой роли в массовке я вошла во вкус и быстро зарегистрировалась сразу в нескольких агентствах на 2016 год (членство надо обновлять ежегодно). С тех пор успела сыграть хиппи на музыкальном фестивале в инди-фильме «Доступ ко всем областям», посетителя супермаркета в рекламе Tesco и маму дошкольника за рулем автомобиля во втором сезоне сериала BBC Ordinary Lies. Пока ни одной реплики мне не досталось, но я уже на всякий случай подготовила победную оскаровскую речь. Мало ли что.