На российские экраны вот-вот выйдет «Орлеан. Фантасмагория греха» Андрея Прошкина — причудливая и нетипичная для российского кино гротескная, китчевая трагикомедия по сценарию Юрия Арабова. Незадолго до премьеры КиноПоиск поговорил с режиссером о его новой картине.
На российские экраны вот-вот выйдет «Орлеан. Фантасмагория греха» Андрея Прошкина — причудливая и нетипичная для российского кино гротескная, китчевая трагикомедия по сценарию Юрия Арабова. Елена Лядова играет парикмахершу Лидку из вымышленного провинциального городка Орлеана, в больницу к которой — Лидка как раз сделала очередной аборт с помощью врача Рудика (Олег Ягодин) — наведывается необычный господин (Виктор Сухоруков), называющий себя экзекутором. Экзекутор преследует благородную цель — открыть жителям Орлеана глаза на их грешную жизнь.
Продюсер Игорь Мишин об «Орлеане»: «Для тем любви, смерти, воздаяния за грехи, отношений с детьми всегда найдется зритель».
Автор сценария Юрий Арабов похвалил Андрея Прошкина за то, что тот не побоялся снять «картину плохого вкуса» — с литрами крови, цирком шапито, гигантскими кошками, странными персонажами и специфическим юмором. Незадолго до премьеры КиноПоиск встретился с режиссером, чтобы узнать, как тот нашел правильную интонацию для необычного материала, можно ли перевести юмор «Орлеана» на другой язык, а также почему Елена Лядова в кадре похожа на Яну Троянову.
При всех своих причудливых чертах, персонажах и локациях «Орлеан» часто выглядит вполне реалистичной трагикомедией. Как вы выстраивали баланс между реализмом и гротеском? Что было важнее?
Мы пытались сделать движение от реальности к гротеску. Собственно, возрастание абсурда — это и есть сюжет этой вещи. Самая гротескная часть — вся последняя треть, после цирка, притом что там уже нет комикования, нет особого юмора, но сам строй драматургии, поступки героев абсолютно построены на гротеске. К такому зазеркальному существованию нужно было прийти, поэтому нам и нужно это движение.
В истории на тему греха, совести и покаяния очень легко взять морализаторскую интонацию. Вы пытались как-то сознательно ее избежать?
Не знаю даже, насколько нам это удалось. Я думал об этой опасности. Нам не хотелось, чтобы картина получилась высокомерно поучительный. Но выбранный язык, нарочито несерьезный, китчевый — он отчасти выполняет и эту функцию снятия излишнего пафоса. Еще важная вещь. Когда мы разговаривали с актерами и создавали образы их героев, я подчеркивал: хочется, чтобы это было кино про нас, а не про них, не про каких-то людей, за которыми мы смотрим как за насекомыми, а потом изображаем на экране. Хочется, чтобы это был разговор о наших проблемах, о наших грехах, радостях, горестях.
Как вам кажется, почему «Орлеан» выходит именно сейчас? Это кино актуальное именно для современного зрителя или вечная история?
Для меня этот коктейль жанров, вернее, такой немного абсурдистский треш, в стиле которого снят наш фильм, — это очень сегодняшняя штука. Вообще сама форма картины очень много говорит о сегодняшнем времени. Поэтому мне показалось, что именно сейчас важно снять «Орлеан». Есть ощущение, что сразу несколько подобных картин — не то чтоб похожих, но со схожим отношением к жизни, качеством юмора — сейчас выходят на экраны. Так что, возможно, это не мы сами, а время вытаскивает на поверхность такое кино.
Какое кино вы имеете в виду?
Я не уверен, но, возможно, «Страна Оз» к ним относится.
Кстати, Елена Лядова в «Орлеане» порой очень похожа на Яну Троянову!
Мы на самом деле обсуждали Яну Троянову, когда говорили об этой роли. Вернее, не актрису как потенциальную исполнительницу, а именно ее роли как направление движения. И не столько даже с Леной, сколько с художниками по костюмам. Они даже приносили какие-то фотографии Яны, что-то мы у нее своровали. Надо будет не забыть поблагодарить.
А как вам кажется, юмор «Орлеана» можно перевести? В других странах поймут этот удивительный русский гротеск и китч?
Не мне отвечать на этот вопрос. Но юмор, конечно, переводится тяжело. Всем известно, что в любой стране есть комедии, очень популярные среди местных жителей, но совершенно непонятные представителям другой культуры. Тем не менее вчера после пресс-показа я очень обрадовался, когда ко мне подошла англичанка, правда, превосходно говорящая по-русски, и сказала, что ей картина и юмор очень понравились. Думаю, это достаточно индивидуально. В нашей жизни, конечно, есть какие-то реалии, которые даже не в виде фильма, а просто в виде идеи не просто иностранцу, а даже моим братьям, которые живут за границей довольно давно, объяснить очень трудно. Например, чтобы рассказать, кто такой Милонов или в чем суть истории с «Тангейзером», требуется колоссальное количество усилий, чтобы люди это поняли. И у нас [в фильме] есть такие вещи — серьезные, но с привкусом абсурда, которые человеку вне контекста могут быть непонятны.
Фразы про войну с американцами, про ручной режим были в сценарии или их добавили в процессе подготовки к съемкам? Уж очень актуально они звучат.
Это все текст Арабова. Он же сначала написал сценарий несколько лет назад, потом создал на его основе роман, который был расширен относительно сценария. Мы одну линию и какие-то сцены из книги вернули в сценарий, например как раз разговор в парикмахерской про американцев и китайцев. Но не для того, чтобы сказать острое словцо, а потому, что это соответствовало ритму, интонации и настроению картины. Дело даже не в сатире. В картине вообще силен пародийный элемент. Например, вчера я слышал, как кто-то всерьез обсуждал сцену, в которой герой Олега Ягодина идет со свечой в руке. И они не поняли пародийность этого эпизода!
По-моему, зал на пресс-показе так засмеялся, что большинство-то уж точно считали эту отсылку к Тарковскому.
В любом случае провокационно-пародийный элемент в картине есть, поэтому такие шуточки вполне укладываются в нее. Кстати, в добавлении каких-то эпизодов из романа в сценарий есть огромная заслуга продюсера Игоря Мишина. Он проштудировал оба текста под микроскопом и массу вещей вытащил. Обычно продюсер просит вырезать сцены и реплики, а Игорь Мишин, наоборот, просил что-то добавить! У меня такое было в первый раз.
У вас есть планы снова поработать с Юрием Арабовым? И не поступало ли каких-то предложений от Игоря Мишина снять что-то для ТНТ?
Юрий Николаевич прислал мне несколько своих сценариев, которые как-то подзависли, и там есть два совершенно превосходных. Но мы это подробно пока не обсуждали, потому что это недешевые проекты, а в нынешних условиях найти деньги на такое очень странное кино довольно сложно. Есть еще одна абстрактная идея у Арабова, которая мне интересна, но он еще сам пока думает, готов ли ее написать. А с ТНТ мне присылали несколько вещей, но пока ничего не сложилось. Был не совсем мой материал.
У вас премьера «Орлеана», у Александра Прошкина на ММКФ состоялась премьера «Райских кущ», в Выборге он представил «Охрану». Вы как-то с отцом советуетесь во время работы над фильмами или существуете параллельно?
Конечно, мы читаем сценарии друг друга, но настолько занятыми получились эти два года — отец вообще снял две картины одну за другой, — что в этот раз мы не так подробно советовались друг с другом. Но вообще, конечно, всегда, когда я за что-то принимаюсь, я прошу отца прочитать сценарий. И актеров мы тоже обсуждаем. Я, кстати, очень рад, что он позвал Виталия Хаева и что они поработали вместе. С Виталием мы как-то подружились и вот уже четвертый фильм делаем вместе. Я уже говорю, что нужно найти сценарий, где Хаева не будет!
«Орлеан» Александр Анатольевич посмотрел?
Да, он уже его видел. Впечатления вроде бы хорошие, но нужно понимать, что мы глубоко необъективны в оценке работ друг друга. Нас даже мама уже упрекает, что мы должны более профессионально относиться к критике работ друг друга, но не получается.
Напоследок наш традиционный вопрос. Если бы вам дали задание снять документальный фильм на волнующую вас тему, что бы это было?
Даже не знаю. В первую очередь потому, что мне нужно колоссальные усилия предпринять, чтобы представить себя в документальном кино. Это очень непростое дело. Но если абстрактно говорить, то мне очень интересен спортивный мир. Он довольно закрытый, и мы очень плохо себе представляем это спортивное существование, такую жизнь повышенных амбиций. Я бы с удовольствием посмотрел такую картину, например. Но это совершенно не означает, что именно эта тема больше всего меня сейчас волнует. И я точно не брошусь снимать фильмы про спорт, тем более что такая картина у меня уже была.