В канун выхода в прокат короткометражного сборника «Оскар 2015. Короткий метр: Анимация» КиноПоиск вспомнил 20 знаковых работ студии Disney в подобном формате — таких, что отражают определенные этапы становления диснеевской анимации, ее драматургию и приметы эпохи.
Все, кто пропустил диснеевский мультфильм «Меню», когда его показывали вместе с «Городом героев», смогут увидеть эту короткометражку в рамках подборки «Оскар 2015. Короткий метр: Анимация», вышедшей в прокат 9 апреля. «Меню» не только лауреат премии киноакадемии, но и очередная страница в истории диснеевской анимации, которая за свою историю накопила великое количество короткометражек. Из них КиноПоиск вспомнил 20 максимально примечательных — таких, что отражают определенные этапы становления диснеевской анимации, ее драматургию и приметы эпохи.
«Пароход Уилли» (1928)
Первый звуковой мультфильм в творчестве Уолта Диснея и третья картина с участием Микки Мауса (мышонок уже перестал быть тем самовлюбленным эгоистом, каким предстал в «Сумасшедшем самолете», но еще не обзавелся фирменными белыми перчатками). Важно оговориться, что в работе над картиной Дисней (по собственным словам, обладавший никудышным слухом) хотел использовать звук не как обезличенный музыкальный фон, что было распространено в то время, а как выразительное средство, неразрывно связанное с изображением. Сюжет у короткометражки (и это тоже примета эпохи) простенький: Микки вместе с запрыгнувшей на пароход подружкой Минни начинает играть на животных, как на музыкальных инструментах. Причем все, к чему притрагивается Маус, издает особые звуки. В частности, он извлекает их из толстой свиньи, то стискивая ее, как аккордеон, то пинками вызывая жалобные звучания банджо. Таким образом, на пароходе все издает звуки, в том числе и знаменитый гудок. Но что на экране выглядит легко и непринужденно, таковым не было на самом деле: запись музыки к мультфильму продвигалась очень тяжело (уж очень строптивый попался оркестр), однако закончилось все, как и положено в диснеевских историях, хеппи-эндом.
«Танец скелетов» (1929)
Чтобы выправить финансовое положение, подорванное потерей кролика Освальда (бывшего предтечей Микки Мауса), Дисней начал серию мультфильмов, озаглавленную как Silly Symphonies. Уже из названия понятно, что важную роль в них играла музыка. Первым мультфильмом в серии стал «Танец скелетов», воплотивший в зрительных образах известную симфоническую поэму Камиля Сен-Санса Danse Macabre. Причем в фантасмагории, разыгрываемой ночью скелетами, музыка Сен-Санса постепенно вытесняется отрывками из произведения Эдварда Грига, а инфернальное веселье достигает апогея, когда один скелет начинает играть бедренными костями на ребрах другого, словно на ксилофоне. Сцены из мультфильма не раз цитировались в других произведениях. Так, например, оммаж этой картине Тим Бёртон сделал в «Трупе невесты».
«Цветы и деревья» (1932)
Молодой Клен сражается за сердце Осины со злым старым Дубом, который, проиграв, решает, что пусть все кругом горит огнем. Дебютный цветной мультфильм студии, получивший «Оскар» (киноакадемики были просто очарованы). В равной степени возможностями Technicolor был очарован Уолт Дисней, велевший раскрасить «Цветы и деревья», несмотря на то что половина работы над черно-белым полотном уже была проделана. А потом подписал с Technicolor соглашение о предоставлении ему на два года преимущественных прав по постановке цветных мультфильмов.
«Богиня весны» (1934)
Экранизация мифа о Персефоне и Аиде. Владыка Подземного царства похищает богиню весны, чтобы сделать ее хозяйкой в своих владениях. Персефона погружается в печаль, жизнь на земле — тоже. Тогда Аид предлагает компромисс: полгода Персефона живет у него, полгода — у себя. Отличное в своем роде решение квартирного вопроса. «Богиня весны» — одна из первых попыток Disney по более-менее адекватному анимированию людей. Что интересно, над образом Персефоны работал Хэмильтон Ласки, позже колдовавший над внешностью Белоснежки.
«Черепаха и заяц» (1935)
Помимо самобытных сюжетов, Дисней не раз обращался к экранизации мирового литературного наследия. Так, например, «Черепаха и заяц» — это переложенная на современный лад басня Эзопа про противостояние самоуверенного зайца Макса и старательной черепахи Тоби, которое в дальнейшем получило продолжение в короткометражке «Возвращение черепахи Тоби». К слову, у студии Warner Bros. в ее сериале Merrie Melodies есть похожий сюжет противостояния кролика Багза Банни и черепахи Сесиль, основанный на сказке дядюшки Римуса.
«Концерт оркестра» (1935)
Первый мультфильм о Микки Маусе, выполненный в трехцветной технике Technicolor. В отличие от «Танца скелетов», здесь передается не содержание музыки, а ее исполнение оркестрантами — диснеевскими персонажами. Оркестр Микки Мауса, выступающий на открытой летней эстраде, исполняет увертюру Джоакино Россини «Вильгельм Телль» в несколько, правда, сокращенном виде и с переставленными местами частями. Причем Микки не просто размахивает палочкой, а профессионально дирижирует. Но тут появляется Дональд Дак, который тоже, очевидно, хочет принять участие в выступлении, достает дудку и начинает исполнять «Индюка в соломе», чем вносит разлад в оркестр. Заканчивается все «Бурей», потрясающе рифмующейся с настоящим торнадо.
«Одинокие привидения» (1937)
За 50 лет до «Охотников за привидениями» Микки, Дональд и Гуфи основали собственную контору по отлову призраков под брендом Ajax. И вот однажды им поступает вызов от трех скучающих привидений, которые, притворившись жертвами потусторонних сил, хотят поразвлечься с ловцами призраков, не подозревая, что те и сами не лыком шиты. Помимо лихо скроенного сюжета и тревожной атмосферы, мультфильм примечателен тем, что тут впервые фигурирует вымышленная диснеевская торговая марка Ajax — пародия на корпорацию Acme из мультфильмов Warner Bros.
«Старая мельница» (1937)
Животные, обосновавшиеся в заброшенной ветряной мельнице, пытаются справиться с последствиями ночной грозы, изрядно потрепавшей их дом. Как и многие другие поздние короткометражки из серии Silly Symphonies, «Мельница» выступила полем для экспериментов. На ней разработчики студии тестировали передовые методы анимации (здесь впервые была применена многоплановая камера, поведение животных отличалось высокой реалистичностью, использовались сложные световые и цветовые эффекты). В конце концов все эти наработки во всей красе были явлены в первом полнометражном мультфильме студии «Белоснежка и семь гномов».
«Лицо фюрера» (1942)
Пропагандистский мультфильм Disney с участием Дональда Дака (да, студия не брезговала агитпропом; так, например, пакетные картины «Салют, друзья!» и «Три кабальеро» были направлены на улучшение добрососедских отношений со странами Южной Америки). В этой же короткометражке в сатирической форме высмеиваются Адольф Гитлер и нацистская Германия.
«Кошелек или жизнь» (1952)
Еще одна история про Дональда, но уже с мистическим подтекстом. По-хамски поведший себя с племянниками Билли, Вилли и Дилли на Хэллоуин, утенок получает серьезную взбучку от ведьмы Хазел. Несмотря на то, что с момента релиза картины прошло полвека, короткометражка не потерялась и в наше время. Она включена в полнометражный мультфильм «Дом злодеев. Мышиный дом» и еще в несколько сборников. Также существует ее комиксная адаптация.
«Скрудж Макдак и деньги» (1967)
Не столько мультфильм, сколько лекция об истории и происхождении денег, инфляции, налогах, банках, инвестициях и финансовых рисках, то есть об основах экономики, которую своим племянникам Билли, Вилли и Дилли читает Скрудж Макдак. Для Скруджа этот мультфильм стал более-менее первым полноценным появлением на экране, а для студии — одной из первых работ, выпущенных после смерти Уолта Диснея.
«Винсент» (1982)
Выдержанный в готическом стиле анимационный фильм Тима Бёртона (у него со студией на раннем этапе карьеры складывались крайне драматичные отношения), в котором можно увидеть все мании и фобии автора, впоследствии достигшие невиданной красоты в «Кошмаре перед Рождеством», «Трупе невесты» и «Франкенвини». Отдавая дань уважения немецким киноэкспрессионистам и фильмам ужасов прошлого, в дебюте Бёртон (очевидно, в автобиографичной манере) рассказывает о весьма необычном мальчике Винсенте Маллое, в мечтах представляющем себя актером Винсентом Прайсом. Последний тут с нескрываемым удовольствием читает текст от автора, нагоняя дополнительной жути.
«Рождественская история Микки» (1983)
На Рождество к скряге Скруджу являются духи прошлого, настоящего и грядущего с простым посылом: хватит жадничать. В этой диснеевской интерпретации классической повести Чарльза Диккенса «Рождественская песнь» впервые после «Часа симфонии» появились друзья Микки Мауса в лице коня Горация Хорсколлара и коровы Кларабель. Сам же мышонок, который тоже давненько не появлялся на экране, примерил на себя роль бедняги Боба Крэтчита, служащего Эбенезера Скруджа (в инкарнации, естественно, Скруджа Макдака). Вообще в мультфильме отметилась такая россыпь диснеевских героев, что всех просто устанешь перечислять.
«Принц и нищий» (1990)
Еще один мультфильм студии Disney, снятый по мотивам классики, в этот раз по одноименному роману Марка Твена. Главный герой — Микки Маус, обнаруживающий в королевском дворце принца-двойника, с которым он и меняется местами. Картина стала одной из последних работ Disney с применением метода ксерографии (копирования рисунков на пленку без необходимости ручной коррекции), применявшегося студией в течение трех десятилетий. Также мультфильм оказался не лишен и горького символизма. При желании в умирающем короле можно увидеть аллюзию на самого Уолта Диснея.
«Судьба» (2002)
Наполненная невероятными образами сюрреалистическая картина про любовь Хроноса к смертной женщине. Идею этой ленты Уолт Дисней и художник Сальвадор Дали вынашивали еще в середине 1940-х годов, но по ряду причин (в том числе и финансовых) проект закрыли. В итоге тогда был создан только 18-секундный тестовый отрывок (сцена с двумя черепахами), вошедший в мультфильм, воскрешенный стараниями Роя Эдварда Диснея.
«Рапунцель: Счастливы навсегда» (2012)
После безуспешной попытки вернуться к рисованной анимации («Принцесса и лягушка» провалилась в прокате) Disney решила сделать анимационный фильм в духе студии, но в технике компьютерной стереоанимации. Им стала «Рапунцель: Запутанная история», у которой спустя два года вышло короткометражное продолжение «Счастливы навсегда». В нем рассказывается о свадьбе Рапунцель и Юджина. Церемония идет наперекосяк, потому что конь Максимус обронил кольца и теперь вместе с хамелеоном Паскалем пытается их вернуть.
«Бумажный роман» (2012)
История о молодом парне, повстречавшем девушку по пути на работу, и о том, что случилось с ним, когда он попытался встретиться с ней снова, а также о бумажных самолетиках, сыгравших во всем этом немаловажную роль. Прототипом парня послужил герой Джеймса Стюарта из «Этой замечательной жизни», а при создании стильного черно-белого мультфильма режиссером Джоном Карсом использовалась гибридная анимация (смесь традиционной и компьютерной), получившая на студии название «меандр».
«Конь-огонь» (2013)
Выпущенный к 85-летнему юбилею Микки Мауса «Конь-огонь» был снят Лорен МакМаллен, режиссером с неплохим послужным списком («Симпсоны», «Аватар: Легенда об Аанге») и давней поклонницей мышонка. Начинающаяся как оммаж мультфильмам 1928 года, эта картина неожиданно покидает пространство экрана, и герои (Микки и Минни Маус, конь Гораций Хорсколлар, корова Кларабель, матерый котяра Пит и др.) попадают в цветной и трехмерный мир. Рисованной частью фильма занялся Эрик Голдберг, а компьютерно-анимационной — Адам Грин. Также в «Коне-огне» состоялось камео кролика Освальда, большую часть прав на которого Disney вернула себе в середине нулевых.
«Меню» (2014)
Режиссерский дебют Патрика Осборна, одного из аниматоров «Бумажного романа». История про прожорливую собачку, бостон-терьера по кличке Уинстон, который не дает своему хозяину Джеймсу проворонить любовь всей жизни. Главный фокус мультфильма заключается в том, что он снят как бы с точки зрения Уинстона. Что касается анимации, то здесь тоже использовался меандр.
«Холодное торжество» (2015)
Продолжение «Холодного сердца» — осовремененной версии «Снежной королевы». Эльза хочет организовать для Анны шикарный день рождения. Она оставляет снеговика Олафа, Кристоффа и его оленя хлопотать за праздничным столом, а сама будит сестру и велит ей следовать за красной нитью, ведущей от одного подарка к другому. И все хорошо, но неожиданная простуда Эльзы (она расчихалась снеговичками) грозит сорвать торжество. Специально для короткометражки (которая в оригинале называется «Морозная лихорадка») бродвейские композиторы Роберт Лопес и его жена Кристен Андерсон-Лопес, также поработавшие над саундтреком к «Холодному сердцу», написали новую песню. Без этого, понятно, никуда: история Анны и Эльзы слишком музыкальна по своей сути. Кстати, если вам сильно хочется узнать о дальнейших приключениях сестер (ведь дату выхода анимационного сиквела «Холодного сердца» Disney пока не оглашает), есть смысл посмотреть четвертый сезон игрового сериала «Однажды в сказке», героями которого как раз стали Кристофф, Анна, Эльза и их всеми забытая тетя Снежная королева.