Соскучились по хорошим неголливудским фильмам? КиноПоиск подскажет вам, на что обратить внимание в ближайшее время. Если вы в Москве, то здесь стартует Фестиваль франкофонии. Рассказываем подробно о самой главной премьере в его подборке — трагикомедии «Самба» от создателей хита «1+1».
Соскучились по хорошим неголливудским фильмам? КиноПоиск подскажет вам, на что обратить внимание в ближайшее время. Если вы в Москве, то здесь стартует Фестиваль франкофонии. В течение пяти дней, с 18 по 22 марта, в кинотеатре «Иллюзион» будет показано семь лент 2013-2014 годов, снятых на французском языке.
В программе имеются комедии «Набережная Орсе» француза Бертрана Тавернье и «Я изображаю труп» бельгийского режиссера Жан-Поля Саломе, романтическая мелодрама «Пауза» швейцарца Матье Урфера и драма «Царство красоты» канадского постановщика Дени Аркана, а также лента «Сэм», снятая Еленой Хазановой — молодым режиссером русского происхождения, которая уже много лет живет в Швейцарии. Кроме того, 21 марта в кинотеатре «Космос» пройдет Ночь франкофонной анимации, в рамках которой можно будет увидеть лучшие франкоязычные мультфильмы последних лет.
Но, конечно, главная киноинтрига Дней франкофонии — предпремьерный показ фильма «Самба» от авторов «1+1» Эрика Толедано и Оливье Накаша с Омаром Си в главной роли. Не стоит обманываться: новое произведение знаменитого трио — это вовсе не продолжение истории про дружбу парализованного богача и жизнерадостного темнокожего люмпена, это совсем другое кино. На этот раз в центре сюжета судьба нелегальных иммигрантов во Франции и феномен эпохи технического прогресса — опасность сгореть на работе. Вместо Франсуа Клюзе и Одри Флеро на съемочной площадке к Омару Си присоединились Шарлотта Генсбур и звезда «Пророка» Тахар Рахим.
Фирменный прием Толедано и Накаша (а они всегда работают вместе) — смешивать грустное со смешным. В этом случае коктейль из драмы и комедии также приготовлен весьма умело, хотя постановщики и просчитались кое-где с ингредиентами и пропорциями. Если в предыдущей ленте контрасты были очень смелыми, причем настолько, что некоторые зрители сочли их оскорбительными, то в «Самбе» все гораздо мягче, да и сам сюжет тронет далеко не каждого. Но, может быть, дело в завышенных ожиданиях, которые невольно предъявляешь к создателям любимых фильмов?
О том, есть ли жизнь после «1+1», как проходили съемки «Самбы», удалось ли актерам найти общий язык, КиноПоиску рассказал Эрик Толедано.
Самба и компания
Фильм «Самба» рождался в несколько этапов. Все началось с картинки, которая была у нас с Оливье в голове: уставшие люди курят после тяжелой работы; африканцы, азиаты и арабы, у черного входа в ресторан или на стройке. Еще до съемок «1+1» мы набросали сценарий, который выстраивался вокруг этого образа. Если подойти к этим людям, заговорить с ними, узнаешь невероятные вещи об их жизни, и про каждую можно снять отдельный фильм. Нас это вдохновляло. Однако, когда мы работали над фильмом «1+1», акценты немного сместились.
Нас заинтересовал феномен выгорания на работе, который стал особенно актуален сегодня, когда появились мобильные телефоны, электронная почта, фейсбук. Раньше, приходя вечером домой, а также на выходных, например, человек был свободен, а сейчас он может продолжать работать всегда. Технологии, которые должны были дать нам больше свободы, в реальности нас поработили. И нам с Оливье захотелось, чтобы в нашем фильме эта тема стала основной, соединившись с первоначальным сюжетом про чернорабочих, которым приходится выживать во Франции.
Чтобы картинка была достоверной, нам пришлось проделать большую работу. В фильме «Самба» реальность соединена с вымыслом. Съемки проходили не в павильонах, а в живых декорациях — в аэропорту Шарля де Голля, в центре, где держат нелегалов, пока решается их судьба, в суде, на стройке, в здании ассоциации, которая оказывает помощь иммигрантам. Мы провели несколько недель в этой ассоциации, наблюдая за работой сотрудников, слушая истории людей, которые приезжают во Францию со всего мира в надежде на лучшую жизнь. Большинство фактов, деталей, которые фигурируют в фильме, — это правда. Когда в реальности столько драматизма, нет необходимости что-то придумывать.
Нам с Оливье нравится говорить на языке комедий о сложных социальных проблемах. Вот почему в наших фильмах всегда смешаны комедия и драма, ведь так происходит и в жизни. Ты встаешь не с той ноги, все идет из ряда вон плохо, а потом в конце дня встречаешь человека, который круто меняет твою судьбу к лучшему. У любой медали две стороны. Важно найти золотую середину, чем мы и занимаемся с Оливье.
Омар Си
Мы с Оливье Накашем открыли Омара Си, а он открыл нас. Он никогда не хотел быть актером. Это произошло случайно, у него нет специального образования. И именно в этом его сильная сторона. Он не играет сцену, он проживает ее. Он невероятно естественен на площадке. Он спонтанен, и это спонтанность высшего класса. На экране он такой же, как и в жизни — весельчак с широкой улыбкой, очень простой, непосредственный, дружелюбный.
Омар очень сильно зависит от своего партнера. Когда он снимался в любовных сценах с Шарлоттой Генсбур, он сильно смущался, и это пошло на пользу его роли. Он был очарован талантом Шарлотты, но боялся ее целовать в кадре, снимать с нее одежду. Такая застенчивость была очень кстати, она придавала характеру Самбы нужные акценты.
Не думаю, что в нашем следующем фильме будет сниматься Омар Си. Мы прошли через многое вместе, создав в общей сложности пять фильмов. Но сейчас пришло время сделать паузу хотя бы на время и каждому пойти своей дорогой. У Омара неплохо складывается голливудская карьера. Если ему удастся подтянуть свой английский, у него есть все шансы на успех в Америке. Ему будет полезно сотрудничество с другими постановщиками, и нам тоже нужна перезагрузка. Но вполне возможно, что в будущем мы еще поработаем вместе.
Шарлотта Генсбур и Тахар Рахим
Нужно быть немножко влюбленным в актера, быть очарованным им, чтобы он мог донести то, что ты хочешь сказать, до зрителя. Неслучайно режиссеры часто влюбляются в актрис. Я женат, у меня отличные отношения с супругой, но я готов признаться, что влюблен в Шарлотту Генсбур. Я считаю, что если режиссер не влюблен в своих актеров, то фильм получается не таким хорошим, каким он мог бы быть.
Многие считают, что Шарлотта некрасива на экране. Но, по-моему, она идеальна, особенно в роли, которую она играет в фильме «Самба». В ней уживаются чувственность, хрупкость, женственность. Она настоящая находка для этой ленты.
Что касается Тахара Рахима, то мне очень понравилась его работа в «Пророке». Кроме того, мы были неплохо знакомы и до этих съемок. Он мне всегда казался таким милым, забавным, приятным в общении. А ему предлагают только сложные драматические роли! Однажды он признался, что давно мечтает сняться в комедии. И, когда я ему сказал, что для него есть роль, но только второго плана, он с радостью согласился.
Оливье Накаш
Меня часто спрашивают, как нам работается вместе с Оливье Накашем, как мы делим обязанности. А мы ничего не делим. Я считаю, что наша дружба, наше партнерство начались вообще в каком-то другом мире, в другой жизни. Конечно, у каждого есть свои сильные стороны. Например, талант Оливье — имитация реальности, копирование того, что он видит. Проговорив с вами несколько минут, он может не только точно воспроизвести ваши позы, интонации, мимику, но и нарисовать ваш портрет. Но секрет нашего союза в том, что мы работаем не как два отдельных режиссера, а как один. Мы как два брата. Разница лишь в том, что братья растут в одной семье, ходят в одну школу, находятся в одинаковой социальной среде, а мы выросли в совершенно разных мирах.
Жизнь после «1+1»
Когда твой проект имеет такой успех, как «1+1», есть два пути — либо оставаться парализованным этим успехом, боясь снять что-то не столь удачное, либо двигаться вперед. Если бы мне было за семьдесят, я бы на этом остановился. Но я понимаю, что нужно идти дальше. Мы получили кучу премий, заработали много денег. Казалось бы, чего еще желать? Но нужно делать другие фильмы, которые, вполне возможно, будут не такими успешными. Но ведь никто не знает, что тебя ждет.
«1+1» выстрелил во многом случайно. Это была очень удачная комбинация сюжета, актерской игры, режиссуры, операторской работы. В каждом фильме есть своя химия, и она есть и в «Самбе». Если лента понравится зрителям, то хорошо. Если нет, то ничего страшного. Важно продолжать делать то, что тебе нравится. В моем случае снимать кино. Самое главное — это не сборы, не премии, а счастье, которое ты испытываешь на съемочной площадке.