На российские экраны вышел фильм Бертрана Бонелло «Сен-Лоран. Стиль — это я», где роль легендарного кутюрье исполнил новый секс-символ Франции Гаспар Ульель. КиноПоиск встретился с актером и режиссером и расспросил их о том, как создавалось это необычное кино.
На российские экраны вышел фильм Бертрана Бонелло «Сен-Лоран. Стиль — это я», где роль легендарного кутюрье исполнил новый секс-символ Франции Гаспар Ульель. Картина, выдвинутая на премию «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм», — это не классический байопик, в отличие от ленты Джалиля Леспера «Ив Сен-Лоран», стартовавшей в марте и снятой при поддержке Пьера Берже, верного партнера модельера. На съемки этого фильма Берже не дал добро, что неудивительно.
Действие ленты Бертрана Бонелло затрагивает всего одно десятилетие из жизни Сен-Лорана, а именно его золотые годы, когда он не только создавал свои лучшие работы, но и переживал тяжелейший кризис. Это не просто рассказ истории успеха кутюрье, а картина об одиночестве в толпе и хрупком внутреннем мире большого художника, быть которым совсем непросто.
Режиссер Бертран Бонелло получил известность благодаря смелым и чувственным фильмам, исследующим темные стороны человеческой души, среди которых «Тирезия», «Порнограф» и «Дом терпимости». Лента «Сен-Лоран», которую Бонелло снял на 35-миллиметровую пленку, выполнена в схожей манере, безупречной с эстетической точки зрения, но способной отпугнуть неподготовленного зрителя, привлеченного громкими именами в титрах, такими как Луи Гаррель, Леа Сейду, Валерия Бруни-Тедески и, конечно, Гаспар Ульель.
Кстати, исполнитель главной роли знаком даже тем, кто совсем далек от французского кино. Ульель — лицо Chanel, и именно он снялся в известном ролике Мартина Скорсезе про звезду на пресс-конференции. Ну а киноман со стажем без труда вспомнит фильмы с его участием: «Долгая помолвка», «Принцесса де Монпансье», «Ганнибал: Восхождение», «Париж, я люблю тебя» и другие.
По случаю российской премьеры ленты «Сен-Лоран. Стиль — это я» Бертран Бонелло и Гаспар Ульель побывали в Москве, где с ними встретился КиноПоиск и расспросил о том, как создавался этот необычный фильм.
История «Сен-Лорана» началась в ноябре 2011 года, когда после выхода на экраны «Дома терпимости» к Бертрану Бонелло подошли продюсеры Эрик и Николас Альтмайеры («Отчаянная домохозяйка», «Молода и прекрасна») с предложением снять ленту о кутюрье.
«Они уже давно хотели сделать фильм о Сен-Лоране и долго искали режиссера. Им показалось, что между моими лентами и жизнью модельера есть некая эстетическая связь, которую я смогу прочувствовать, — говорит Бертран Бонелло. — Несмотря на то, что я совсем не поклонник биографических фильмов, меня привлекла свобода творчества, которую мне гарантировали продюсеры».
Продюсеры поставили Бонелло единственное условие — не писать сценарий в одиночестве. В результате на роль соавтора режиссер выбрал Тома Бидегена, работавшего над такими фильмами, как «Ржавчина и кость» и «Пророк». «Результат, которого Тома добился с Жаком Одиаром, впечатляет. Мы не были знакомы раньше, но стоило нам встретиться, как мы поняли, что мыслим в одном направлении и отлично понимаем друг друга».
Свобода творчества была настолько важна для режиссера, что он решился снять фильм без одобрения Пьера Берже, друга и партнера кутюрье, прозванного «настоятелем Yves Saint Laurent». Это, с одной стороны, несколько осложнило работу над лентой, лишив режиссера доступа к архивам модного Дома, но с другой — позволило еще глубже погрузиться во внутренний мир модельера, в деталях воссоздавая знаменитые женские смокинги и легендарную дягилевскую коллекцию.
«До того как я взялся за этот проект, я кое-что знал о Сен-Лоране. В основном благодаря моей маме, которая им восхищалась. Знал, что он был очень ранимым человеком, склонным к депрессии. Знал, что он был большим эстетом и любил окружать себя красивыми вещами. Но, когда я начал подробно изучать его историю, я понял, что мне совершенно неинтересно рассказывать о том, как Ив Сен-Лоран стал великим кутюрье. Это может выяснить каждый с помощью интернета. Мне хотелось снять фильм о том, чего ему стоило быть тем, кем он стал», — рассказывает Бонелло.
В результате зрители увидели не овеянный мифами, слегка приукрашенный портрет модельера, как это принято в байопиках, а человека ранимого, порочного и порой откровенно слабого. Однако режиссер и не думал порочить имя кутюрье, а наоборот.
«Мне показалось, что темная сторона Сен-Лорана и его хрупкость очень тесно связаны с его креативностью. Все эти оргии, в которых он принимал участие, пристрастие к наркотикам вовсе не являются секретом, об этом широко известно. И мне кажется, что это также связано с его творчеством. Хрупкость Сен-Лорана — основа его силы. Сложно говорить о его таланте, не упоминая его слабости», — уверен режиссер.
Кастинг на главную роль начался еще в 2012 году, задолго до завершения сценария. Кандидатура Гаспара Ульеля не рассматривалась как единственно возможная, и в отборе участвовало несколько десятков других актеров.
«Когда я пришел на пробы, то понял, что это лучшая из возможных ролей, которую я могу сыграть, один из самых сложных и глубоких образов, которые мне когда-либо предлагали воплотить. К тому же мне хотелось сыграть более взрослую роль, чем те, которые я получал раньше. Я мечтал о персонаже, который является сложившейся личностью, а не находится в поисках себя. Кроме того, мне очень хотелось поработать с Бертраном Бонелло, который, как мне кажется, является одним из самых талантливых французских режиссеров», — рассказывает Гаспар Ульель.
«Я выбрал Гаспара, потому что он был лучшим. Мне хотелось, чтобы это был не просто хороший актер, который будет внешне похож на Сен-Лорана, а тот, кто сможет почувствовать его изнутри. Мне было важно эмоциональное сходство, — говорит Бонелло. — Всех остальных актеров я подбирал уже под Гаспара. Мне было важно, чтобы они гармонично смотрелись рядом с ним. Например, Жереми Ренье, сыгравший Пьера Берже, и Гаспар — большие друзья, им очень комфортно вместе. А на Луи Гарелле я остановился, так как мне показалось, что вместе с Гаспаром они составят очень сильную пару».
Логику режиссера поймет любой, кто посмотрит фильм. Пикантные сцены, сняться в которых согласился бы не каждый актер, — одна из его изюминок.
«О том, что в фильме будут откровенные сцены, было черным по белому написано в сценарии, поэтому у меня было время морально подготовиться к ним, — делится впечатлениями Гаспар Ульель. — Я впервые снимался в такого рода эпизодах, но они мне показались очень органично вписанными в нашу историю. Думаю, что мой герой предстал перед зрителем обнаженным буквально с первых кадров, когда он говорил с журналистом, находясь на грани нервного срыва. Сцены ню лишь подчеркивают эту обнаженность, беззащитность его души».
Готовясь к роли, Гаспар изучал биографию Сен-Лорана, просматривал архивные кино и фотоматериалы: «Я работал над мимикой, жестами, чтобы у публики сложился весь образ, чтобы она узнала кутюрье с первых же кадров. Но свобода, которую мне дал Бертран, позволила не слишком сильно увлекаться подражанием, а сосредоточиться на чувствах, эмоциях. Мне было необходимо заглянуть в глубь себя, чтобы сделать этого персонажа как можно более реалистичным. Тот Ив Сен-Лоран, которого я создал, — это то, каким его вижу я. Это не совсем настоящий Ив Сен-Лоран. В моем Сен-Лоране больше меня, чем самого кутюрье».
Когда подготовка к фильму была в полном разгаре, стало известно, что вскоре на экраны выйдет другая картина о модельере — лента «Ив Сен-Лоран» Джалиля Леспера с Пьером Нинэ в главной роли.
«Сначала мне было очень любопытно, какой Сен-Лоран получится у Пьера Нинэ, — говорит Гаспар Ульель, — но потом я решил, что это неуместное любопытство, и увидел результат работы Пьера уже после завершения наших съемок. Поэтому я не сравниваю своего Сен-Лорана с тем, которого сыграл Пьер. Мне кажется, что наши фильмы скорее дополняют друг друга. Наш фильм не столько о жизненном пути кутюрье, сколько о творческом процессе, в который он был погружен. Нам хотелось снять более личную, масштабную и сильную ленту. Мы старались показать, чего стоит этому человеку изо дня в день быть Сен-Лораном. Мне, медийному персонажу и человеку из шоу-бизнеса, эти темы также близки. Это похоже на сделку с дьяволом, когда ты словно продаешь свою душу, получая взамен успех и славу».
Премьера картины «Сен-Лоран. Стиль — это я» состоялась на Каннском кинофестивале. В российский прокат фильм вышел 15 октября.