По случаю выхода в прокат ленты «Еще», посвященной группе «АукцЫон», КиноПоиск вспоминает примечательные биографические картины, рассказывающие истории выдающихся рок-музыкантов — от «Сида и Нэнси» с Гари Олдманом до «Контроля» с Сэмом Райли.
В ограниченном прокате стартует документальная лента «Еще», посвященная творчеству группы «АукцЫон». По случаю выхода фильма КиноПоиск вспоминает примечательные биографические картины, рассказывающие истории выдающихся рок-музыкантов — от «Сида и Нэнси» с Гари Олдманом до «Контроля» с Сэмом Райли.
Режиссер Стив Рэш, 1978
В 1970-е актер Гэри Бьюзи был больше известен своими выходками за пределами экрана, но все изменилось, когда роль пионера рок-н-ролла Бадди Холли в биографическом фильме Стива Рэша принесла ему номинацию на «Оскар». Бьюзи сбросил вес и вместе с партнерами по съемочной площадке сам исполнял композиции Холли, а Рэш постарался с документальной точностью воспроизвести основные события из жизни выдающегося музыканта, погибшего в возрасте всего лишь 22 лет при крушении самолета, на котором также летел певец Ричи Валенс (ему посвящен не менее примечательный фильм «Ла Бамба»). Картину по достоинству оценили Пол МакКартни и Литл Ричард, и если у ленты есть столь заслуженные почитатели, то это говорит о многом.
Режиссер Алекс Кокс, 1986
Всего через семь лет после трагической смерти эксцентричного бас-гитариста легендарных панк-рокеров Sex Pistols Сида Вишеcа и его возлюбленной Нэнси Спанджен британский постановщик Алекс Кокс решил рассказать о проблемной и до сих пор вызывающей немало споров жизни одной из самых известных пар в истории рок-музыки. На главную роль он пригласил еще молодого и неизвестного, но невероятно талантливого Гари Олдмана, и вместе им удалось передать на экране мятежный дух панк-сцены 1970-х. Фронтмен Sex Pistols Джон Лайдон назвал фильм «низшей формой жизни» и раскритиковал Кокса за искажение событий, а вот критики и зрители оказались в восторге.
«Дорз»
Режиссер Оливер Стоун, 1991
Полный секса, наркотиков и рок-н-ролла биографический фильм Оливера Стоуна о глыбах психоделического рока The Doors и в частности их харизматичном солисте Джиме Моррисоне. Взлет и падение музыканта, груз славы и любовь к выпивке, героину и беспорядочным связям — все это Стоун показывает с такой же свободой и смелостью, которые присущи самой музыке группы. Его картина породила новую волну интереса к творчеству коллектива. После релиза фильма продажи альбомов The Doors сильно подскочили. Однако работа вызвала споры не только у критиков, но и у самих музыкантов. Робби Кригер и Рэй Манзарек разнесли ее в клочья, Джон Денсмор, консультировавший создателей фильма, нашел в ней больше положительного. Однако все они высоко оценили игру Вэла Килмера, который полностью отдался роли Моррисона и в преддверии съемок целый год жил в образе рокера, носил его одежду и посещал любимые места.
Режиссер Брайан Гибсон, 1993
Жесткая и бескомпромиссная экранизация автобиографии королевы рок-н-ролла Тины Тернер. Попав в мир большой музыки при помощи своего мужа-продюсера Айка Тернера, она столкнулась с настоящей тиранией с его стороны. Некогда любящий и нежный мужчина превратился в монстра и постоянно избивал певицу. Изначально главную роль должна была исполнить Уитни Хьюстон, но из-за беременности ей пришлось отказаться от проекта, и тогда ее заменила Анджела Бассетт, которая впоследствии стала первой темнокожей актрисой, получившей «Золотой глобус». Примечательно, что картину Брайана Гибсона одобрили и сама Тина, и Айк, однако последний позже наверняка пожалел о своем решении. И это не должно удивлять. Если ты так относишься к одной из самых излюбленных исполнительниц своего времени, нужно быть готовым, что тебя возненавидит весь мир.
Режиссер Майкл Уинтерботтом, 2002
Независимый хит Майкла Уинтерботтома повествует о Тони Уилсоне — телеведущем, музыкальном промоутере и владельце Factor Records, одного из самых влиятельных британских лейблов 1980-х. Впрочем, если вы не знаете, кто это, достаточно взглянуть на слоган фильма. В основу ленты легла одноименная глава автобиографии Уилсона, однако сам он говорил, что является здесь лишь второстепенным лицом. В его словах есть доля правды. «Круглосуточные тусовщики» окунают зрителя в золотую эпоху манчестерской музыкальной сцены и знакомят с историей множества легендарных групп — от Joy Division до Happy Mondays.
«Рэй»
Режиссер Тейлор Хэкфорд, 2004
Биография великого американского джазового музыканта Рэя Чарльза. Рок-звездой, конечно, его назвать нельзя, но он внес огромный вклад в развитие множества направлений, в том числе и рок-н-ролла. Постановщик Тейлор Хэкфорд пытался снять фильм на протяжении 17 лет, но ожидание того стоило. Он рисует ключевые события из жизни Чарльза, начиная с потери им зрения в семилетнем возрасте и заканчивая закреплением в статусе одного из самых известных и высокооплачиваемых деятелей мировой музыки. При этом постановщик не обходит и темные стороны личности исполнителя. Утверждение на главную роль Джейми Фокса, известного в то время в основном по комедиям наподобие «Стриптиз-клуба» и «Зова плоти», вызвало немало скепсиса, тем не менее актеру удалось мастерски перенести на экран титанический образ, получить «Оскар» за главную мужскую роль и тем самым начать новый этап собственной карьеры.
Режиссер Джеймс Мэнголд, 2005
«Переступить черту» создан настоящими поклонниками и для настоящих поклонников иконы кантри-музыки Джонни Кэша. Фильм Джеймса Мэнголда фокусируется на раннем этапе карьеры музыканта (Хоакин Феникс) и рассказывает о его пути к славе, борьбе с пагубными привычками и отношениях с любовью всей его жизни Джун Картер (Риз Уизерспун). Кэш лично одобрил кандидатуру Феникса на свою роль и являлся поклонником его игры. Актер сам исполнил все композиции (как и получавшая за роль «Оскар» Уизерспун) и привнес в образ немало нового, постоянно импровизируя на площадке. К сожалению, увидеть фильм Джонни Кэш так и не смог. Музыкант ушел из жизни в 2003 году.
Режиссер Тодд Хейнс, 2007
Претендент на звание самого оригинального биографического фильма в нашем списке. Постановщик Тодд Хейнс, взявшись за, казалось бы, непосильную задачу рассказать историю живой легенды Боба Дилана, решил сделать это с помощью шести воплощений музыканта на различных стадиях его карьеры. Их сыграли Кристиан Бэйл, Хит Леджер, Ричард Гир, Маркус Карл Франклин, Бен Уишоу и Кейт Бланшетт, получившая за роль «Золотой глобус». Примечательно, что имя Дилана упоминается здесь лишь в начальных титрах, хотя любовью к его творчеству пронизана каждая деталь. Тем, кто хочет познакомиться с музыкантом еще ближе, можно посоветовать выдающуюся документальную ленту Мартина Скорсезе «Нет пути назад».
«Контроль»
Режиссер Антон Корбейн, 2007
Легенда фотографии Антон Корбейн сделал множество знаменитых снимков пионеров постпанка Joy Division. Неудивительно, что в своей дебютной режиссерской работе он решил поведать о трагической судьбе вокалиста и автора всех текстов коллектива Иэна Кертиса, совершившего самоубийство в возрасте 23 лет. Запечатленные в характерном для Корбейна черно-белом стиле, перед зрителем проносятся основные события из жизни Кертиса — от школьной парты до его стремительного взлета, распада брака, тяжелой депрессии и повергшей в шок поклонников смерти. Актерский коллектив во главе с Сэмом Райли выучил композиции Joy Division и самоотверженно исполнил их перед камерой. Фанаты будут также рады увидеть несколько реальных редких кадров из хроники со своим любимым коллективом.
Режиссер Сэм Тейлор-Джонсон, 2009
У биографической драмы «Стать Джоном Ленноном» есть как минимум две общие вещи с «Контролем». Как и фильм Антона Корбейна, это режиссерский дебют знаменитого фотографа, написанный сценаристом Мэттом Гринхалгом. В центре картины Сэм Тейлор-Джонсон, основанной на мемуарах сестры Джона Леннона Джулии Бейрд, находятся не годы славы Джона (Аарон Тейлор-Джонсон), но его первые шаги на пути к ней, а также непростые отношения с семьей. Название группы The Beatles здесь ни разу не упоминается, и если вам хочется подробнее узнать историю становления самой ливерпульской четверки, то стоит обратиться к ленте «Пятый в квартете», которая начинается практически в тот же момент, где завершается «Стать Джоном Ленноном».
С 18 сентября в российских кинотеатрах можно увидеть биографическую драму «Джими Хендрикс» с Андре Бенджамином, Имоджен Путс и Хейли Этвелл. Также с 16 по 19 октября сразу в 30 городах России пройдет фестиваль документального кино о музыке Beat Weekend, где покажут фильмы о Нике Кейве, Элисе Купере, Моби, Blur и The National.
А какие фильмы о музыкантах, реальных или не очень, сильнее всего полюбились вам?