14 марта исполняется 81 год одному из самых популярных и узнаваемых британских актеров в истории — сэру Майклу Кейну. В честь дня рождения великого артиста КиноПоиск вспоминает несколько знаковых работ из фильмографии звезды.
14 марта исполняется 81 год одному из самых популярных и узнаваемых британских актеров в истории — сэру Майклу Кейну. В честь дня рождения великого артиста и выхода «Последней любви мистера Моргана», новой ленты с его участием, КиноПоиск вспоминает несколько знаковых работ из звездной фильмографии, о которых Кейн расскажет собственными словами.
«ЗУЛУСЫ» (1964)
1879 год. Англичане продолжают масштабную экспансию на африканские земли. В то же время племена зулусов одерживают весьма убедительные победы и собираются совершить нападение на крупный форт Роркс-Дрифт. Во главе поста лейтенант Гонвилл Бромхэд, которому вскоре придется возглавлять оборону против многократно превосходящих сил противника.
Кейна стали замечать после его появления в телевизионной драме «Отделение». Агент Деннис Сэлинджер устроил актера в театральную постановку, которая получила отличную критику и скоро переехала на престижную площадку в лондонском Вест-Энде, где ее посетили многие известные личности, включая Орсона Уэллса. Однажды в гримерку к Кейну зашел Стенли Бэйкер и сказал, что ищет актера на роль военного в фильме «Зулусы». Нужен обязательно кокни, а Кейн был как раз родом из простой рабочей семьи. Бэйкер устроил Кейну встречу с режиссером и продюсером «Зулусов» Саем Эндфилдом.
Когда высокий блондин пришел в назначенное время в бар, оказалось, что роль кокни уже отдали Джеймсу Буту. «Ну что ж, все окей», — соврал Кейн Эндфилду и направился к выходу. В своих мемуарах он вспоминал, что его карьера сложилась благодаря длинной барной стойке в том заведении, потому что, когда он достиг ее конца, Сай окликнул Кейна: «А ты сможешь с акцентом, как у потомственного аристократа?» — «Конечно, смогу. Я играл в театре множество подобных ролей». — «Ты совсем не похож на кокни. Ты куда больше похож на одного из этих изнеженных британских офицеров. Сможешь пройти пробы со Стенли в пятницу утром?» Эндфилд был американцем, и его совершенно не волновало происхождение Кейна. Главное, что тот был похож на аристократа и мог его сыграть.
Кейну никак не давались сцены верхом на коне. Соглашаясь на роль, он убедил Эндфилда, что занимался верховой ездой, хотя на деле его познания в том, как обращаться с лошадьми, были весьма скромными. После очередного загубленного дубля Эндфилд вышел из себя. «Солнце уже садится! Вы умеете ездить верхом?» — спросил он реквизитора. Тот ответил утвердительно. При первом появлении героя Кейна на большом экране зрители видели на самом деле не актера, а паренька по имени Джинджер в его костюме и шляпе.
«ДОСЬЕ ИПКРЕСС» (1965)
Молодой сержант британской разведки по имени Гарри Палмер совсем не похож на Джеймса Бонда. На нем большие очки, кофе он заваривает слишком долго, утром далеко не сразу приходит в работоспособное состояние и вдобавок торгуется с начальством за прибавку лишнего фунта к зарплате. Тем не менее взамен погибшего спецагента его переводят на более ответственную должность, на которой Палмеру придется заняться поиском похищенных ученых.
Кейн в подробностях помнит, как получил роль Гарри Палмера, хотя это произошло буквально за несколько минут. После успеха «Зулусов» он ужинал с Теренсом Стэмпом в одном из модных ресторанов, куда вместе с семьей зашел Гарри Солтцмэн, продюсер фильмов о Джеймсе Бонде. Солтцмэн передал Кейну записку и попросил присоединиться для чашки кофе. «Мы все думаем, что вы станете большой звездой, — сказал ему продюсер, только что посмотревший «Зулусов». — Вы читали роман „Досье Ипкресс“?» — «Да». — «Вы хотели бы сняться в экранизации, которой я занимаюсь?» — «Да». — «Вы хотели бы подписать контракт на семь лет?» — «Да». — «Пообедаете со мной завтра в Les Ambassadeurs?» «Да!» Когда ошарашенный Кейн вернулся к своему столику, Стэмп спросил его, в чем дело. «Я только что получил роль и контракт на семь лет». «Но тебя не было всего две минуты!»
Солтцмэн любил устраивать приемы у себя дома, на которые стали приглашать и Кейна. Впрочем, продюсер никогда не забывал о работе, и множество решений относительно «Досье Ипкресс» принималось именно на этих собраниях в его особняке. Главный герой романа был совершенно обычным человеком. Настолько, что автор даже не дал ему имени. Однако кинематографистам нужно было что-то придумать. «Нам нужно что-то тупое», — сказал Гарри. «Гарри — тупое имя», — с энтузиазмом предложил Кейн. В комнате воцарилась тишина. Солтцмэн начал смеяться: «Ты прав! Мое полное имя — Хэршел». Фамилию Палмер тоже предложил Кейн.
В фильме Гарри Палмер предстает отличным кулинаром и соблазняет девушку не ужином в ресторане, а омлетом собственного приготовления. За это в 1964 году создатели получили по полной. Мужчина, который готовит? Он что, гей? Да еще эти очки! Кстати, фокус с разбиванием двух яиц одной рукой Кейну так и не дался, поэтому зрители видят руки автора романа Лена Дэйтона, который и сам оказался превосходным поваром.
«ЭЛФИ» (1965)
Пока на город опускается ночь, обольститель экстра-класса Элфи переходит от одной подружки к другой. По мере любовных приключений он регулярно делится со зрителем профессиональными советами. Привычный сластолюбивый образ жизни Элфи не меняет даже незапланированное рождение ребенка от одной из его многочисленных пассий.
Режиссер Льюис Гилберт видел в роли ловеласа Элфи вовсе не Майкла Кейна, а его друга Теренса Стэмпа, уже игравшего Элфи на сцене. Однако после неудачного опыта переноса постановки на Бродвей тот совершенно не хотел возвращаться к этому образу. И тем дал возможность Кейну проявить себя в знаковой роли, которая приведет его в Голливуд и принесет номинацию на «Оскар». Никто больше никогда не будет сомневаться в ориентации его героя.
Кейн вспоминал, что режиссер Льюис Гилберт внимательно прислушивался к мнению своих актеров, что позволило ему пригласить в проект свою давнюю подругу Вивьен Мерчант — театральную актрису, которая до этого не появлялась на большом экране. Вивьен отказалась проходить кинопробы, но Гилберт доверился чутью Кейна и не прогадал. За роль соблазненной дамы Мерчант получила номинацию на «Оскар». Сам фильм стал большим хитом, так что для американского проката Кейну его даже пришлось переозвучить. В оригинале его герой говорил с акцентом кокни, причем настолько неразборчивым, что его не понимали даже некоторые партнерши по площадке.
«ГАМБИТ» (1966)
Двое мошенников разрабатывают изощренный криминальный план. По их задумке они находят в Гонконге молчаливую танцовщицу Николь, везут ее к миллиардеру-затворнику, а после, когда тот, повергнутый в смятение сходством появившейся в отеле девушки с его покойной женой, отправляется с ней в ресторан, один из аферистов крадет из пентхауса богача бесценную скульптуру. На деле все оборачивается совсем не так. Миллиардер хитер и подозрителен, а Николь не в меру болтлива, и безукоризненная схема мгновенно рушится на глазах.
Кейн пишет в своих мемуарах, что звонок от агента по поводу «Гамбита» изменил его жизнь. Актриса Ширли МакЛейн увидела его в роли Гарри Палмера в «Досье Ипкресс», а так как по условиям контракта она могла выбирать партнера на главную мужскую роль в своей следующей картине «Гамбит», МакЛейн указала на Кейна. Актер был поражен. Он еще не был известен, стоил для продюсеров недорого, поэтому желание МакЛейн было удачным для бюджета картины, однако тот факт, что актриса выбрала именно его, дала шанс, поверг в приятный шок. Сценарий ему безумно понравился, хотя, вспоминает актер, даже если бы не понравился, то он бы все равно стал сниматься в голливудской картине. Ведь это был Голливуд! МакЛейн взяла Кейна под свое крыло и устроила в его честь большую приветственную вечеринку.
Когда Кейн начал работу над «Гамбитом», прелести звездной жизни были ему не в новинку, но все равно ему приходилось периодически протирать глаза, чтобы удостовериться в том, не сон ли это. В первый день съемок студия прислала лимузин, чтобы доставить актера к павильонам Universal Studios. Кейну полагалось собственное бунгало с парковочным местом, а перед домом стояла соответствующая табличка с его именем. С удивлением он прочитал имя на соседней табличке — Альфред Хичкок, — а зайдя внутрь своего бунгало, Кейн удивился еще больше, ведь его первая гримерка в Голливуде была больше и комфортабельнее, чем все квартиры, где он когда-либо жил.
Universal в те времена как раз запустила ныне всемирно известный экскурсионный тур по своей студии, причем туристы путешествовали по территории и павильонам в открытом трамвайчике и даже заходили туда, где проходят съемки, чтобы посмотреть издалека на актеров. Один из водителей трамвайчика, вспоминает Кейн, все время узнавал, где будут съемки «Гамбита», и медленно проезжал мимо, чтобы его пассажиры обязательно увидели звезд. Это, конечно, отвлекало актеров. Если они подходили к фанатам, то немало времени уходило на автографы. Однако Кейну нравился ловкий водитель, и он даже подружился с ним. Наконец-то обычный человек, думал он. Но актер ошибся. Водителем был Майк Овитц, впоследствии ставший одним из самых влиятельных актерских агентов в индустрии и главой CAA.
«ИТАЛЬЯНСКАЯ РАБОТА» (1969)
Бывалый грабитель Чарли Крокер выходит из тюрьмы и отправляется за новым заданием к своему старому другу Беккерману, но вместо этого оказывается под прицелом пистолета его вдовы. Миссис Беккерман сообщает герою, что мужа убили, но он успел спрятать фильм с описанием грядущего преступления. Вместе с Крокером покойный собирался в Турин, чтобы совершить налет на колонну броневиков. Воспользовавшись планами коллеги, Чарли при посредничестве могущественного авторитета Бриджера собирает команду для итальянской работы, в которой не последнее место займут юркие автомобили марки Mini Cooper.
Сценарий «Итальянской работы» получил путевку в жизнь благодаря возрастающему влиянию Кейна. На вечеринке по случаю премьеры «Элфи» в Америке актер случайно сел рядом с неким австрийцем, который похвалил его работу в «Элфи». «Спросите меня, что я сделал вчера», — потребовал австриец с жутким акцентом. Кейн не стал противиться. «Я купил компанию Paramount!» — гордо произнес Чарльз Блудорн. И добавил, что если у Кейна есть какой-то сценарий на примете, то пусть не стесняется и предлагает. Актер быстро нашелся и вспомнил «Итальянскую работу».
Для съемок потребовалось немало машин. Fiat легко пошел навстречу кинематографистам и предоставил свои автомобили, а в British Motor Corporation, производившей легендарные Mini Cooper, стали воротить нос. «Неудивительно, что британская автоиндустрия в таком состоянии! — смеется Кейн. — «„Итальянская работа“ до сих пор остается лучшей рекламой их машин».
Картина оставляет своих героев буквально висящими над обрывом, но задел для сиквела так и остался лишь открытым концом. «„Итальянская работа“ — классическая британская комедия для всей семьи, и она отлично прошла в прокате Соединенного Королевства, — объясняет Кейн. — Но в Штатах все было совсем по-другому. Первое, что я увидел во время промотура фильма, — это плакат с обнаженной женщиной и гангстером. Не слишком похоже на семейное кино. Поэтому в США он не пошел, а сиквел так и не был снят. Зато потом фильм постепенно приобрел чуть ли не культовый статус».
«ВОЙНА КРЕСТОНОСЦЕВ» (1971)
В разгар Тридцатилетней войны между католиками и протестантами смиренный учитель Вогель скрывается от головорезов-ландскнехтов, вырезающих очередную деревню. Он оказывается в укрытом горами поселении, куда, впрочем, тоже заявляется отряд солдат, ведомый неким Капитаном.
О любых съемках у Майкла Кейна в запасе есть парочка анекдотов. Съемки в Австрии ему отлично запомнились. «Отличное место, красивая природа, изысканная еда, партнер по площадке — Омар Шариф. Что могло пойти не так? Ну, для начала мою комнату в отеле практически не убирали. В конце концов мне пришлось обратиться к менеджеру отеля, чтобы тот разобрался. Он посмотрел на комнату и вернулся весьма удивленным. Мой номер был на одном этаже с комнатой Шарифа, но чуть дальше по коридору, и, оказывается, в дни, когда у Омара был выходной, горничная почему-то не доходила дальше его номера», — писал Кейн в своей автобиографии.
Другой забавный случай произошел в баре, где Кейн с Шарифом мирно выпивали. В питейное заведение зашли бравые австрийские молодчики и стали активно задирать звезд, во весь голос по-английски обсуждая их сексуальную ориентацию. Актеры игнорировали их попытки спровоцировать конфликт, что еще больше раззадорило парней. Просто австрийцы не знали, что за другими столиками сидят не кто-нибудь, а каскадеры и другие члены съемочной группы, которые только ждут знака от звезд. Когда австрийские ребята, не выдержав, направились к Кейну и Шарифу, чтобы начать драку, актеры встали. Тут же поднялась вся их группа поддержки. Задирам тогда досталось, а некоторых выбросили на улицу через плотно закрытые окна.
«УБРАТЬ КАРТЕРА» (1971)
Серьезный мужчина Джек Картер занимается выбиванием долгов. Несмотря на уговоры криминальных авторитетов, тревожное известие вынуждает лондонского хлыща поехать в индустриальный Ньюкасл, где на днях состоятся похороны его брата Фрэнка. Тот будто бы напился и попал в автокатастрофу, однако Джек не верит в такой исход жизни родственника. Как выясняется, не зря.
«В кино часто романтизируют насилие, а это очень опасно. Мне хорошо известно, что это такое — другая сторона насилия. Именно ее мы хотели показать в „Убрать Картера“, — рассказывал Кейн об этой картине в своих мемуарах. — Это полная противоположность фильмам вроде „Итальянской работы“, в которых ловкие преступники умудряются выбраться из драки или перестрелки без единой царапины. К тому же мне хотелось сменить имидж и сыграть злодея. До „Убрать Картера“ я играл положительных персонажей. Даже Элфи по-своему очарователен, но Джек Картер — это другое дело. Он совершенно холодный человек».
Своего Джека Картера Майкл Кейн списал с реального криминального авторитета, хотя тот не догадывался, что стал прототипом для фильма. Однажды этот преступник увидел Кейна в одном из клубов лондонского Вест-Энда и подошел, чтобы поделиться мнением о фильме. «Я тут посмотрел „Убрать Картера“, Майкл, — начал он. — Самое дерьмовое кино, что я видел». «Правда? Почему же?» — с бледным лицом спросил Кейн. «Майкл, у тебя нет жены, детей и ответственности. Ты не понимаешь, почему мы занимаемся такими делами. Мне вот нужно было содержать семью, не имея никакой специальности». Актер, помня, что этот человек без специальности убил как минимум пятерых, решил не дискутировать и ответил лишь: «Черт, да ты прав! Это была ужасная ошибка».
«РОМАНТИЧНАЯ АНГЛИЧАНКА» (1975)
Скучающая британка Элизабет Филдинг томится от общения с мужем-интеллектуалом Льюисом, пишущим сценарий об адюльтере. На светском приеме в Баден-Бадене ее внимание приковано к статному немцу Томасу — поэту, окупающему свои дорогие привычки наркоконтрабандой. Их мимолетная связь не думает оборваться, ведь скоро Томас появляется в доме Элизабет. Постепенно придуманный Льюисом сюжет наслаивается на действительность, отчего все труднее сказать, где начинается реальная измена и где ее литературная проекция.
Съемки даже серьезных фильмов часто полны забавных случаев, но с «Романтичной англичанкой» вышло все наоборот. Процесс оказался чересчур серьезным, сокрушается Кейн в своих мемуарах: «Во-первых, режиссера Джозефа Лоузи не назовешь весельчаком. У него было жутко мрачное выражение лица, на котором за все время съемок, от первого дня и до последнего, не промелькнуло и тени улыбки. Я горжусь своим умением рассмешить кого угодно и даже поспорил с кем-то из группы на десятку, что сумею развеселить Лоузи. Пришлось позорно сдаться. Во-вторых, если с Глендой Джексон у меня сложились отличные отношения, как и с Хельмутом Бергером, то между собой Гленда и Хельмут не поладили сразу. Мне пришлось выступить в роли дипломатического посредника, чтобы никто друг друга не поубивал».
Из-за сложных отношений между Джексон и Бергером любовные сцены с участием их героев выглядели особенно неубедительно, и Кейн, по его словам, старался сделать эпизоды со своим участием максимально правдоподобными. «Постельные сцены в кино всегда сложно снимать. Во-первых, в них нет абсолютно никакой романтики. Актеры носят своеобразные гульфики с прокладкой, чтобы не было никаких неприличных конфузов, и сложно при этом не смутиться. Однако Гленда демонстрировала невероятное самообладание, хотя меня при этом совершенно сбила с настроя. Мы уже были в постели, все было готово, как она вдруг подняла руку и жестом попросила съемочную группу подождать. После чего сунула руку под подушку, достала сверточек из туалетной бумаги, развернула его, взяла вставной зуб и засунула его в рот. Изобразить страсть и желание после такого у меня получилось с трудом», — вспоминал Майкл Кейн.
«ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ХОТЕЛ БЫТЬ КОРОЛЕМ» (1975)
Двое вороватых экс-колонистов, Дэнни и Пичи, отправляются в толком неизведанную страну, где местные до сих пор почитают за совершенное божество Александра Великого. Один из героев выдает себя за явившегося аборигенам потомка полководца, чтобы незамедлительно воспользоваться всеми благами. Афера сулит им сокровища Александра, но, похоже, власть оказывает куда более разлагающий эффект на Дэнни, окончательно теряющего бдительность.
«Джон Хьюстон ни на минуту не давал усомниться в том, что он по-настоящему великий режиссер. На протяжении съемок он обращался ко мне и Шону Коннери исключительно по именам наших персонажей. Он не давал много указаний, просто очень внимательно смотрел на тебя, и уже по его взгляду было понятно, что ты делаешь все правильно. Он придерживался точки зрения, которая редка среди режиссеров: актеры сами знают, что нужно делать, и их лучше оставить в покое. „Вы не очень-то много нам говорите“, — сказал я ему однажды. „Две вещи, Майкл, — ответил Хьюстон. — Секрет хорошей режиссуры в кастинге. Если правильно подобрать актера, не нужно постоянно давать ему указания. К тому же тебе платят кучу денег за эту работу, Майкл. Ты должен уметь справляться сам, без моей помощи“».
Съемочный процесс «Человека» был для Кейна непростым. Актер мучился от диареи и постоянно держал в поле зрения переносные туалетные кабинки. В своей автобиографии он без стеснения вспоминает те дни: «Помню, как однажды я сломя голову устремился к туалетам, но стоило мне открыть дверь, как меня сбили с ног ужасная вонь и туча мух. Сотрудник, ответственный за дезинфекцию, читал газету и, похоже, забыл про свои обязанности. Я стал ругать его, но он лишь пожал плечами. „Возвращайтесь в обед, — невозмутимо сказал он. — Мухи к тому времени переместятся на кухню“. Непобедимая логика!».
«ХАННА И ЕЕ СЕСТРЫ» (1986)
Успешный финансовый консультант-интеллектуал Эллиот, женатый на театральной актрисе Ханне, в какой-то момент понимает, что влюблен в ее сестру Ли, состоящую в связи с почтенным художником Фредериком.
С Вуди Алленом связано множество мифов. В мемуарах Кейн развенчивает некоторые из них. Например, миф о сценариях. «Считается, что Вуди никому не показывает сценарий до начала съемок, а на съемках актеры получают только страницы со своими репликами. Мне же сценарий прислали целиком и за несколько недель до съемок, но с одним лишь условием: никому его не показывать. Что, согласитесь, разумно». Кейн отмечает внимание Аллена к деталям: «Как актер, он очень многое использует в режиссуре, он замечает все. Как-то он остановил съемку дубля и спросил меня, почему я сделал движение рукой не так, как во время репетиции. Я вообще не заметил, что двигал рукой, к тому же еще как-то по-особенному! А Вуди заметил, и ему это движение понравилось, поэтому мы пересняли дубль так, как он хотел».
В целом съемки у Аллена были богаты на пикантные ситуации. Кейн играл мужа Миа Фэрроу, тогда как в реальности она жила с Алленом, а съемочной площадкой стала ее квартира. Дети Миа играли в фильме их с Кейном детей, ее мама играла ее экранную мать, периодически на огонек заходил бывший муж Фэрроу, а постельные сцены снимались в реальной спальне Миа и Аллена. Наконец, вспоминает Кейн, периодически в квартиру заходил маленький старичок, который постоянно пытался продать всем часы. И это был отец Вуди Аллена.
«ОТПЕТЫЕ МОШЕННИКИ» (1988)
Курортный город на юге Франции манит не только туристов, но и мошенников. Опытный британский аферист Лоуренс, устав от постоянно путающегося под ногами Фрэдди, решает дать молодому коллеге несколько уроков. В довершение ко всему, чтобы подтвердить свою монополию на здешнюю публику, Лоуренс принимает пари. Вместе с Фрэдди он попытается развести на 50 тысяч долларов богатую американку. У кого это получится, тот сможет и дальше снимать сливки с денежных накоплений простодушных дам, но проигравший же навсегда покинет Лазурный Берег.
«Съемки были сплошным удовольствием от начала и до конца, — вспоминает Кейн. — Правда, в самом начале был момент, когда я понял, что сценарий что-то мне ужасно напоминает. Много лет назад я видел фильм под названием „История на ночь“ с Марлоном Брандо и Дэвидом Нивеном, и он совершенно провалился. „Почему же, — спросил я у Фрэнка и Стива, — мы переснимаем фильм, который провалился?“ „Потому что, — разумно заметил Фрэнк, — не было бы никакого смысла переснимать успешный фильм“. Я пытался придумать хороший контраргумент, но это была логика Голливуда, так что я сдался». Логика Голливуда, как нам известно, с тех пор совершила крутой поворот. Сам Кейн считает «Отпетых мошенников» самым смешным своим фильмом. «Когда бы я ни наткнулся на него по ТВ, я откладываю дела и смотрю хотя бы немного. И до сих пор смеюсь над шутками», — утверждает актер.
«ПРАВИЛА ВИНОДЕЛОВ» (1999)
В сиротском приюте Сент-Клауд работает доктор Ларч, когда-то мечтавший о больших свершениях, но в итоге спокойно принявший должность провинциального акушера. Он не жалеет для своих воспитанников добродушных напутствий, но один сирота вызывает у него вполне настоящие отеческие чувства. Его зовут Гомер Уэллс, и он смышленый парень, которого ни одна семья так и не сподобилась усыновить.
Есть среди кинематографистов два правила: не работать с животными и детьми. «Я работал и с теми, и с другими. И ничего, выжил. На съемках „Правил виноделов“ было около сотни детей, и все были прекрасны, кроме младенцев. В кино очень строгие правила работы с самыми маленькими. Их нельзя снимать больше получаса подряд, а их глаза необходимо защищать от яркого света. Как отец и дедушка, я прекрасно это понимаю, но играть с такими правилами довольно непросто. Студии часто берут младенцев-близнецов, что довольно разумно, но из тех близняшек, что снимались в „Правилах виноделов“, один постоянно плакал, а другой без остановки смеялся. А за спиной тем временем стояла строгая дама-инспектор, следящая за обращением с детьми, что делало ситуацию еще напряженнее».
В фильме есть сцена, где героиня Шарлиз Терон приходит к доктору на гинекологический осмотр. «Мы все думали, зная Шарлиз, что же она выкинет, — рассказывает Кейн, игравший Ларча. — Когда пришло время съемок, Шарлиз подарила нам свою невероятную улыбку, забралась на кресло, расставила ноги... И я увидел пару самых уродливых мужских трусов, которые только можно найти. Впрочем, это же Шарлиз, поэтому она все равно умудрялась выглядеть в них невероятно сексуальной».
«ТИХИЙ АМЕРИКАНЕЦ» (2001)
1952 год. Пресыщенный зубр британской журналистики Томас Фаулер живет в Сайгоне вместе с вьетнамской любовницей Фонг, раз в несколько месяцев посылая очередную колонку в «Таймс», оплачивающую его пребывание в стране. Однажды с репортером-ветераном знакомится благопристойный американец Пайл из миссии Красного Креста, с улыбкой твердящий какую-то стереотипную невнятицу о свержении коммунизма. Похоже, он совсем не тот, за кого себя выдает.
Кейну очень хотелось сделать так, чтобы фильм по роману Грэма Грина получился адекватным самому произведению. На то была причина. Во-первых, Кейн обожал книги Грина. Во-вторых, однажды он лично повстречал автора и запомнил ту встречу на всю жизнь. Это было в Лондоне. Кейн встретил Грина в ресторане, и у него душа ушла в пятки, так как «Почетный консул», недавний фильм с его участием по роману Грина, был не самой удачной экранизацией. «Я чувствовал себя виноватым. Мы пожали руки, поздоровались, и он сказал: „Мне не понравился фильм, Майкл, но понравилось, как вы играли“», — рассказывал Кейн. Слова писателя польстили актеру. Когда в 2001 году ему подвернулся шанс снова сняться в экранизации его произведения, Майкл не думал ни минуты.
«Тихого американца» снимали во Вьетнаме, и эти съемки стали чуть ли не самыми запоминающимися для актера. Он посвятил им целую главу в своей автобиографии, подробно описывая английскую еду в местных ресторанах, активное содействие властей и другие занятные эпизоды. Однако дальнейшая судьба фильма была непростой. Релиз был назначен на сентябрь 2001 года, однако после трагедии 11 сентября в Нью-Йорке выход в прокат отложили почти на год. «Мне пришлось умолять Харви Вайнштейна, чтобы он выпустил фильм к „Оскарам“», — пишет в своей книге Кейн. Харви сдался, актера номинировали на премию академии за лучшую мужскую роль, но статуэтка в том году досталась Эдриану Броуди.
«БЭТМЕН. НАЧАЛО» (2005)
Брюс Уэйн в детстве становится свидетелем гибели родителей. Уже повзрослевший миллиардер, изрядно разочарованный освобождением убийцы, решает самолично изучить криминальное сообщество. В азиатской тюрьме он встречает Анри Дюккарда, приглашающего Уэйна присоединиться к Лиге Теней, способной выковать из молодого богача настоящего воина. Разочаровавшись в этой организации (адепты культа, как выяснилось, собираются уничтожить Готэм) и убив ее лидера Ра’с аль Гула, Брюс возвращается в родной город, чтобы бороться с преступностью под видом Бэтмена. В мстительской деятельности немалую поддержку ему оказывает дворецкий Альфред.
Одним воскресным утром в доме Кейна раздался звонок. Человек на другом конце провода представился как Кристофер Нолан и сказал, что перезапускает франшизу о Бэтмене для Warner Bros. «Ну что ж, пришлите мне сценарий», — ответил Кейн, уже знакомый с фильмами Нолана. «Нет, я лучше его вам принесу», — сказал тот и уже через час был на пороге. Кейн думал, что за чаем они обсудят фильм, но режиссер твердо сказал: «Лучше прочитайте сценарий. Прямо сейчас. Я подожду». Пока Нолан общался с женой Майкла, Шакирой, а та готовила обед, актер удалился в кабинет, чтобы прочитать сценарий. Он вернулся в восхищении и сразу согласился сниматься. А сценарий Нолан тут же забрал обратно. Слишком уж секретным был проект.
Съемки фильма Нолана частично проходили на студии «Шеппертон» — там, где началась кинокарьера Кейна, где он впервые прикоснулся к миру кино и произнес первые слова в кадре. Актер воспринял это как хороший знак. Сотрудничество с Ноланом не ограничилось одним лишь «Бэтменом». Между актером и режиссером сложились чудесные отношения, и Кристофер пригласил Майкла в свои последующие проекты — фильмы «Престиж», «Начало», а теперь и «Интерстеллар».