Кинопрофессии: Фотограф на площадке — о поисках взаимопонимания

Обсудить0

КиноПоиск беседует с тем, чьими глазами зрители видят фильм еще до его появления на экранах, — с фотографом на площадке. Эта работа сначала может показаться настоящей сказкой: бесконечные путешествия, необычные места съемок, известные актеры и режиссеры в кадре. Но так ли все просто? Рассказывает Ирина Середа, фотограф «Курьера из „Рая“».

28 ноября на российских экранах появился «Курьер из „Рая“» — основанная на реальных событиях комедия о современной России и ее жителях. К выходу фильма КиноПоиск сделал серию интервью с теми членами съемочной группы, о которых зрители редко задумываются. Локейшн-скаут Елена Быкова рассказала о поиске мест для съемок, невозможности снимать в Москве и нервных чиновниках, постановщик трюков Виктор Иванов поделился опытом работы на «Превосходстве Борна» и «Сталинграде», оператор Сергей Козлов раскрыл секреты командной работы, а художник-постановщик Сергей Агин пустил в собственную мастерскую и поведал немало баек со съемок. На этот раз КиноПоиск предлагает поговорить с тем, чьими глазами зрители видят фильм еще до его появления на экранах, — с фотографом на площадке.

Ирина Середа, работавшая на съемках «Курьера из „Рая“», вот уже больше десяти лет живет по совершенно особенному графику — от одной киноэкспедиции до другой. Вместе с киношниками она выдерживает многочасовые смены и отдыхает, когда у группы отсыпной. Ее работа сначала может показаться настоящей сказкой: бесконечные путешествия, необычные места съемок, известные актеры и режиссеры в кадре. Однако так ли все просто? КиноПоиск узнал у Ирины, что самое сложное в ее работе, а также о том, легко ли стать фотографом в кино человеку с улицы.

Все фотографии с площадки «Курьера из „Рая“», использованные в данном материале, сняла Ирина.

Расскажи, как ты стала фотографом в кино?

Когда мне было 10 лет, мама подарила мне фотоаппарат «Зенит». Я совершенно не умела на него снимать. Потом прошли годы, я захотела стать кинооператором, но я не знала, что для того, чтобы им стать, нужно уметь фотографировать. В 14 лет в моем классе учились две сестры, мама которых работала в Фонде Ролана Быкова. А я снимала на мыльницу какие-то фотоработы. Она увидела их и сказала: тебе нужно поступать во ВГИК. Я туда сходила, поняла, что нужно уметь фотографировать, и стала учиться.

Училась я во Дворце пионеров у двух замечательных фотографов. В кино же я попала следующим образом. Я не поступила во ВГИК после школы и пошла работать в ИТАР-ТАСС экспедитором в службу новостей. В какой-то момент моя мама позвонила мне и сказала: завтра ты летишь в киноэкспедицию. Я не поняла: как это? Оказывается, мама ехала по Мосфильмовской улице, увидела голосующую женщину и согласилась ее подвезти. Они разговорились. Та оказалась директором картины Александра Абдулова «Бременские музыканты & Co». Мама рассказала про меня, что я хочу фотографировать, хотела быть кинооператором, и они договорились, что я поеду в эту экспедицию и просто там пофотографирую. С этого все и началось.

То есть это счастливое совпадение. А как дальше ты находила проекты?

В кино все так и происходит — через знакомых. Сначала я была у Кеосаяна, в «», потом пошла в «Про-Синема», и там уже произошло много всего интересного. Они занимались производством телефильма Владимира Ивановича Хотиненко «Следствие ведут знатоки». Так я стала работать с Хотиненко; он замечательный режиссер. С ним получилось много снять проектов, например фильм «Поп» (недавно же Ирина работала на съемках «Бесов» — Прим. КиноПоиска).

Какие перед тобой ставят задачи продюсеры?

Главная задача — рекламная фотография. Как сказал Джаник Файзиев (а мне очень понравилась его формулировка), мы шьем фрак. От того, какой фрак получится, зависит, как человек будет выглядеть. По сути, фотографии — это реклама проекта, нужно показать его с самой красивой, интересной, масштабной стороны.

Какие были в твоей карьере самые запоминающиеся проекты?

«Гибель империи», «Дневной дозор», «Поп». «Август. Восьмого» того же Файзиева — один из самых ярких и запоминающихся. Кстати, он сам меня нашел. Я работала до этого для нескольких проектов Первого канала, и Джаник видел мои фотографии. Они ему очень понравились, и он попросил меня найти. Таких масштабов, такого взаимопонимания в группе, как на «Августе», я не припомню. Поскольку картина была военная, было много пиротехнических трюков, то нужно было снимать военные действия. Мы периодически ощущали себя действительно в эпицентре войны: все летает, взрывается, гильзы горящие летят. Фотограф на площадке — это еще и опасная для жизни профессия!

А смешные случаи бывают?

Конечно! Когда мы снимали «Убойную силу» в Каннах, было очень смешно. Мы должны были снять главных героев в режиме онлайн на каннской лестнице, пока они по ней поднимаются. Что-то произошло с организацией этого мероприятия, поэтому мы не могли там быть как съемочная группа официально. На всю группу у нас было пять или семь пригласительных билетов, при этом у нас была обычная смена часов до шести, а потом мы резко должны были переодеться в вечерние платья и костюмы и бежать на эту красную дорожку.

Нас было всего несколько человек: оператор-постановщик, его два ассистента, я. У меня была задача снять рекламную фотографию наших главных героев на каннской лестнице. Первый канал сделал мне неправильную аккредитацию — оператора вместо фотокорреспондента. В итоге меня поставили к видеооператорам, а мне нужно сделать этот решающий кадр! Я беру с собой фотокамеру, меня останавливают, говорят, что нельзя с фотоаппаратом. Мы решаем эту проблему так: мне дают маленький фотик с объективом-полтинником и тяжелую кинокамеру как ассистенту оператора, я беру ее и, вся нарядная, тащу на дорожку. Под этим прикрытием мне нужно было сделать кадр с одного дубля.

Но там все очень строго! Если у тебя кинокамера, то ты снимаешь только видео, фотографировать запрещено. В итоге каждый раз, когда я пыталась достать фотоаппарат, ко мне подходил суровый охранник и спрашивал, почему я снимаю. Я пыталась давить на жалость, говорила, что там мои друзья, что это для себя, в альбом. В итоге он сдался и сказал: хорошо, но только три раза. Из-за этого, конечно, хорошие фотографии не получились, но наши дизайнеры обыграли эту ситуацию.

Неужели сняли с одного дубля? Там же толпа людей.

Предполагалось, что наши герои пройдут один раз. Наши же актеры проходили четыре раза! Мне кажется, только русские так могут. Они проходили наверх, потом разворачивались, спускались по лестнице и поднимались снова. И так три-четыре дубля! Никто не понимал, что происходит. Охранники были сбиты с толку: кто эти люди, почему они ходят туда-сюда, почему я каждый раз пытаюсь сфотографировать их в семейный альбом?

Еще у нас там же, на съемках «Убойной силы», был Жерар Депардье. То есть нам сказали, что он приедет, предупредили, мол, не подходить, не трогать, не фотографировать. Как же мне делать свою работу? А он должен был быть у нас только две или три смены. У него тогда еще была какая-то трагедия в семье, кажется, с сыном, говорили, что у него плохое настроение. К нашему удивлению, он оказался очень доброжелательным, любезным, общительным. Но мне тогда сказали: никаких фото, кроме площадки. Я, естественно, пыталась хоть как-то его снять — мне же надо работать! Была очень нервная обстановка. В какой-то момент я уже отчаялась: что-то не получалось, не срасталось. Я вышла на балкон, будучи очень расстроенной. И тут выходит ко мне он, Жерар Депардье, и жестами показывает: снимай меня. Получилась отличная фотосессия. То есть он как-то понял мое настроение, или я ему просто приглянулась, не знаю.

Часто не срастается, или это исключение?

Работа фотографа на съемочной площадке — специфическая вещь. Ты все время как уж на сковородке: нужно обходить какие-то острые углы, искать к каждому индивидуальный подход, учитывать тысячу моментов, которые вокруг происходят. Никто не любит фотографироваться, а потом все хотят хорошие снимки. Хотят чистый звук с площадки, значит, щелкать затвором нельзя. Стоят пять камер — трудно найти место, чтобы встать и не мешать съемке. К тому же все хотят своего личного пространства. Кино — это сложная работа в коллективе. Поэтому я считаю, что самое главное для фотографа, помимо профессиональных качеств, — это умение общаться с людьми и относиться к ним честно, искренне. Тогда все получится.

А с кем еще из зарубежных звезд вроде Депардье удалось поработать?

В моей жизни было два забавных случая. Помнишь сериал «Санта-Барбара»? Мне в детстве очень нравился Мэйсон. Так случилось, что одним из моих первых проектов был сериал «Русские в городе ангелов» режиссера Родиона Нахапетова. В этом сериале были Эрик Робертс, еще кто-то и как раз актер Лейн Дэвис, который играл Мэйсона. Каково было мое счастье, когда я его увидела! (Смеется.) Тогда снимали как раз русский блок, и мы с ним начали общаться, он дал мне свою почту, мы еще долго переписывались.

Второй случай был как раз связан со съемками «Убойной силы» в Каннах. У нас была французская сторона продакшна, мы же провели там три недели. Эта французская сторона как-то мной прониклась, и они меня позвали работать на проекте, который, как предполагалось, должен был стартовать через четыре месяца в Румынии. На тот момент я не знала, что это за проект, но приглашение было словно из сказки. И зарплата другая, и отношение, словно другая планета. Я, естественно, согласилась и ждала этот проект. После «Убойной силы» я вернулась в Москву и почти сразу уехала на съемки «Участка». Хотя я продолжала ждать тот румынский проект, но он постепенно стал казаться какой-то сказкой, которая никогда не случится. Меня тогда уже позвали работать на съемках «Гибели империи». От французов ни слуху ни духу, и я приняла приглашение — лучше синица в руках. Буквально через две недели после того, как мы уехали в экспедицию с «Гибелью», меня находит мой французский друг и говорит: поехали! Я говорю: как поехали? Так это была не шутка? Но уйти с проекта я уже не смогла и в итоге в Румынию, конечно, не поехала. А проект, как выяснилось, был «Багровые реки 2».

Фотографии ты все отдаешь студии, которая занимается производством?

По контракту с компаниями все фотографии принадлежат им. Да для себя и не получается снимать, вся жизнь проходит на площадке. Снимать приходится очень много, настолько, что физически очень устаешь, не можешь держать в руках фотоаппарат уже.

У тебя, наверное, гигабайты и гигабайты фотографий после каждого фильма?

Все зависит от того, какой проект. Я считаю, мне повезло, потому что я работала на очень интересных проектах, где хочется и получается снимать много. Но все зависит от того, что происходит на площадке и какие стоят задачи. Порой в день ты можешь сделать два—три кадра, а иногда за смену сливаешь на ноутбук фотографии с двух флешек по 9 гигабайт.

Всегда ли есть спрос на услуги фотографов на площадке?

Загруженность получается плотная. Это не всегда игровые полнометражные фильмы. Бывают и сериалы, и телепроекты, но почти всегда после окончания одних съемок есть предложение поехать на другие. В таком ритме даже бывает непросто работать, порой хочется отдохнуть.

А на телепроектах задачи те же, что и в кино?

Да, это и фото на память, и фоторепортажи с площадки для СМИ, и рекламные фото, и игровые. Часто из фотографий делают потом плакаты, афиши.

Что значит «игровые фотографии»?

Игровые фотографии — это те, что появляются в кадре. Например, в «Курьере из „Рая“» — это карточки в доме героя Дмитрия Дюжева, на которых он с женой, календарь с Лизой Боярской на стене в комнате его дочери. Эти фотографии нужно сделать до съемок, причем порой в полевых условиях. Подготовить, в случае с домашним альбомом состарить, чтобы они смотрелись как настоящие.

Много ли у тебя коллег по профессии? Общаешься ли ты с ними?

Мир кино очень узкий. Действительно, все друг друга знают. У меня есть знакомые фотографы, но что касается киношных фотографов, то то ли существует какая-то ревность, то ли еще по какой-то причине, но мы практически не общаемся между собой. И, насколько я могу судить, людей в этой профессии не так уж много. Помню, был такой фотограф Игорь Гневашев. Не знаю, какова сейчас его судьба. Он был классическим фотографом старой школы, много работал в кино, такой мэтр. Кажется, даже преподавал где-то. С ним мы, помню, как-то общались. Но совсем уж друзей-приятелей в этой среде у меня нет.

А если человек хочет стать фотографом в кино, насколько это реально? Можно ли прийти в студию и сказать: хочу для вас снимать хоть бесплатно?

В кино, как правило, это связи. Это вообще мир знакомств и знакомых. Я считаю, это дело случая. Если это твое, то это произойдет. Для того чтобы работать в кино, мало уметь фотографировать. Нужны знакомые, нужен опыт общения с людьми.

Что-то изменилось в работе фотографа на площадке за то время, что ты в этой профессии?

Когда-то, как мне рассказывали, к фотографам в кино было особое отношение. Потому что все понимали, что это серьезная работа. Не менее серьезная, чем кинооператор, например. Актеры специально играли дубли для него. Ставилась камера (техника тогда, конечно, была более громоздкой), и актеры играли для фотографа, как на кинокамеру. Сейчас все изменилось. За 12 лет, которые я в кино работаю, я наблюдаю очень серьезные изменения в отношении к фотографии. Мир меняется, технологии тоже, и отношение, к сожалению, тоже. Я считаю, это неправильно. Все мы делаем серьезное и важное дело, и фотограф тоже. Конечно, все зависит от продюсера, от заказчика. Ведь все хотят получить хорошие фотографии. Но если вы их хотите, то почему такое отношение к фотографу как человеку, который просто бегает по площадке и мешается?

В этом и заключается, наверное, работа фотографа — чтобы найти взаимопонимание со всеми участниками процесса и получить все-таки хорошие кадры. Но это непросто. Если раньше была возможность снимать во время репетиций, ведь во время дубля часто пишут чистый звук и фотографировать нельзя, то сейчас часто снимают без репетиций. А значит, возможности снять игровые кадры из фильма практически нет. Актеры не всегда идут на контакт и вообще часто не любят фотографироваться. А если и соглашаются, то они никогда не будут играть для фото так, как они это делают во время репетиции или дубля. Приходится учитывать очень много таких моментов.

Зато с такой работой, как у тебя, наверное, не заскучаешь, ведь все проекты разные.

Конечно, это не может наскучить. Хотя мне рассказывали, что бывают унылые, скучные проекты, куда люди идут исключительно ради денег. Я про себя знаю, что не смогу честно работать на проекте, сидя месяцами в павильоне, потому что мне сложно сидеть долго в четырех стенах. Если мне предлагают что-то, что мне претит, я откажусь, даже если предложат большие деньги.

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

20 ноября1
27 сентября5
7 сентября2
17 марта21

Главное сегодня

20 ноября11
22 ноября4
22 ноября3
Вчера3
Вчера4
Вчера3
22 ноября4
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации