В октябре в Санкт-Петербурге начались съемки проекта «28 панфиловцев», собравшего в этом году на краудфандинговой платформе «Бумстартер» рекордные три миллиона рублей. В октябре и ноябре свет увидят и другие фильмы, снятые независимыми энтузиастами на свои и народные средства. Среди них чего только нет: от военных эпиков и кровавой фантастики до документального кино о недоношенных детях и фан-сериала по компьютерной игре.
В октябре в Санкт-Петербурге начались съемки проекта «28 панфиловцев», собравшего в этом году на краудфандинговой платформе «Бумстартер» рекордные три миллиона рублей. В октябре и ноябре свет увидят и другие фильмы, снятые независимыми энтузиастами — как профессионалами, так и любителями — на свои и народные средства. Среди них чего только нет: от военных эпиков и кровавой фантастики до документального кино о выхаживании недоношенных детей и фан-сериала по компьютерной игре.
КиноПоиск проследил судьбу восьми кинопроектов, успешно собравших средства на «Бумстартере», и узнал, как снимать кино без студий, государства и огромных бюджетов, на что хватает собранных денег и какие минусы могут быть у краудфандинга как системы финансирования.
«28 панфиловцев»
Что: Фильм о подвиге 28 бойцов 316-й стрелковой дивизии под командованием генерала И. В. Панфилова, осенью 1941 года вставших на пути у немецкого танкового батальона.
Кто: Режиссер и автор сценария Андрей Шальопа, за которым числится независимый мокьюментари-хоррор «Поймать ведьму».
Бюджет: 60 млн рублей.
Собрано на «Бумстартере»: 3,2 млн рублей.
Этап: 4 октября стартовали съемки фрагмента фильма, который впоследствии войдет в окончательный монтаж.
Где смотреть: В ноябре создатели выложат отснятый фрагмент или его часть на официальный сайт.
Комментарий Андрея Шальопы
О смещении фокуса
«Мы не собирались целиком собирать бюджет с помощью краудфандинга. Мне это вообще не казалось возможным. Попробовать меня уговорил мой друг Михаил Федоров. Он все и организовал. Поэтому результат этого сбора — во многом его победа. Неожиданный резонанс, который возник благодаря тому, что информацию о проекте разместил на своем на сайте Дмитрий „Гоблин“ Пучков, поменял наши представления и планы. Его помощь оказала огромное влияние. Однако, когда стало понятно, что сбор беспрецедентный, многие СМИ стали писать об успешном привлечении средств, совершенно при этом забыв о сути проекта и собственно подвиге панфиловцев. Нас это обеспокоило. Мы решили остановить сбор средств по истечении заявленного месяца и на накопленную сумму снять какую-то часть фильма (в зависимости от того, на что хватит финансирования). Мы понимаем, что народные средства — это аванс, который мы должны честно отработать и предъявить результат. После того как мы предъявим обществу результат наших съемок, мы объявим новый сбор».
О приглашении в министерство культуры и о «Ленфильме»
«Весь этот прецедент привлек внимание большого числа людей, в том числе и из министерства культуры, поэтому сейчас ситуация со статусом фильма поменялась. Про наш проект уже знают, и возможность его финансирования существенно выросла. Но пока ничего конкретного нет, никаких предварительных договоренностей. В Минкульте, а точнее, в РВИО у меня попросили сценарий. Сценарий понравился, и сотрудники РВИО пообещали всесторонне помогать. Как раз они меня и познакомили с директором „Ленфильма“. Это не благотворительность со стороны „Ленфильма“. У нас взаимный интерес: им нужны новые проекты. „Ленфильм“ помогает нам, дает возможные скидки, но ничего бесплатного для нас нет. Все съемки мы оплачиваем собранными средствами».
Об ответственности за независимость
«Сбор средств на „Бумстартере“ изменил все отношение к нашему проекту. Он получил негласный статус народного кино, ведь деньги на фильм дали 4000 человек. Мы чувствуем свою ответственность перед этими людьми, и просто так пойти и попросить средства у государства у нас не поднимается рука. Люди сдавали деньги, надеясь обойти систему, говоря нам: „Ребята, сделайте наконец-то что-то хорошее, независимое“. Я пока с трудом себе представляю, что государство нам даст деньги на тех же условиях. Мы, конечно, хотим сохранить независимость».
О голоде зрителей и утраченных идеалах
«Почему наш проект вызвал столько откликов и собрал средства? Первое объяснение — потребность в утраченных идеалах, голод, который испытывают россияне по подобному кино. А испытывают они его потому, что нет продукта, который бы его утолил. Весь продукт на рынке — коммерческий, мертвый. Хорошего фильма о войне не было последние лет тридцать. Был неплохой „В августе 44-го“, потому что это экранизация хорошей книги, а больше и не было. К тому же в последнее время в кино советская армия дегероизируется, уже ставится вопрос о том, кто победил, кто проиграл. Люди верят, что наше кино будет о другом — о подвиге, о героях».
«Цензор»
Что: Фантастическая экшн-лента на основе рассказа Ивана Тропова, трейлер которой пестрит сценами насилия и секса. Еще там будут зомби, постапокалипсис, Средневековье и много чего еще.
Кто: Группа любителей-энтузиастов во главе с Константином Шелеповым, решивших не ждать у моря погоды.
Бюджет: Неизвестно.
Собрано на «Бумстартере»: 519 тыс. рублей.
Этап: Съемочный процесс.
Где смотреть: На официальном сайте проекта осенью-зимой 2014 года.
Комментарий Константина Шелепова
О неизбежных затратах
«Изначально нас было четверо, мы не из киноиндустрии, и мы решили снять фильм. Никто из нас не учился кинопрофессиям. Я, например, занимаюсь коммерческой видеосъемкой. Профессионалов мы набирали по пути, актеры у нас профессиональные, звукорежиссер, гримеры — тоже. В основном собранные деньги пошли как раз на зарплату съемочной группе, питание, реквизит, аренду костюмов. Мы рассчитываем только на свои силы, с рекламодателями и спонсорами у нас не очень пока получается договариваться. Так что мы рассчитываем только только на то, что можем сделать сами. Поэтому для поддержания финансирования фильма нами был разработан магазин, где любой может поддержать наш проект, купив какой-либо сувенир или реквизит из фильма».
Об отсутствии связей
«Начали мы снимать на собственные деньги, чтобы с каким-то визуальным материалом искать дальнейшие средства. Но кроме „Бумстартер“ мы особенно никуда не пытались обратиться. Мы как-то вне кинематографической струи, а слово „питчинг“ я впервые от вас услышал. Государственные гранты — это тоже как-то далеко от нас, у нас нет ни контактов, ни опыта общения с подобными структурами».
О тех, кто поверил в проект
«У нас было два крупных спонсора. Один дал 120 тысяч, но решил остаться инкогнито. А второй написал очень душевное сообщение, сказал, что увидел трейлер, вспомнил про рассказ, и на него нахлынули эмоции, поэтому он и решил проспонсировать проект по максимуму. Думаю, людей в нашем фильме зацепило то, что можно было посмотреть отснятый материал и понять, чего ждать от фильма. К тому же у нас был небольшой короткометражный фильм, у него была своя небольшая фан-база, и люди могли убедиться, что мы не мошенники и доводим дело до конца. Возможно, сыграл какую-то роль и жанр. Все-таки у нас снимают все больше сериалы про любовь или про войны, а у нас экшн, фантастика».
Об интернет-прокате
«У нас будет только интернет-прокат, потому что опыта общения с прокатчиками у нас нет, да мы и не знаем, какие у них требования к кино. Мы объективно оцениваем свои силы: тягаться с большим голливудским и российским кино в прокате мы вряд ли сможем. Но если найдем какой-нибудь один дружественный кинотеатр, то, может быть, покажем его там. Даже если нет, то неважно. Интернет-прокат имеет свои плюсы: мы сами себе дистрибьюторы. Будет интересный прецедент, если нам получится хотя бы окупить сложнопостановочный, зрелищный фильм, снятый своими силами, в обход всей системы».
О краудфандинге как способе заявить о себе
«Краудфандинг — это не только сбор денег. И это не крайняя мера. Это отличная возможность рассказать о своем проекте и сделать зрителей сопричастными, вовлечь их в процесс создания фильма. Деньги, возможно, даже вторичны. Нам краудфандинг-платформа расширила аудиторию, запустила цепную реакцию. Например, „Цензором“ заинтересовались медийные лица, которых можно будет привлечь к продвижению или к будущим проектам. Или кто-то увидел, что мы снимаем что-то приличное, и позвал нас в свой проект».
«Я иду встречать брата»
Что: Короткометражный фантастический фильм для юношеской аудитории по одноименному рассказу Владислава Крапивина.
Кто: Автор сценария и режиссер — выпускница Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения Александра Царева. «Я иду встречать брата» — ее дипломный проект.
Бюджет: 2 млн рублей.
Собрано на «Бумстартере»: 355 тыс. рублей..
Этап: Подготовительный период.
Где смотреть: Летом или осенью 2014 года состоится премьера в Санкт-Петербурге, после чего фильм можно будет увидеть на фестивалях, а потом и в интернете.
Комментарий Александры Царевой
О спонсорах и зрителях
«На данный момент у нас продолжается подготовительный период. Мы изготавливаем и собираем необходимый реквизит, ищем локации. Кастинг начнется вот-вот, как только у нас решится вопрос с помещением. На деньги, собранные на „Бумстартере“, мы изготавливаем костюмы, реквизит. В том случае, если ряд вещей мы сможем достать по договоренности, а не за деньги (например, помещение для проб), то нам также хватит на аренду техники на несколько первых смен. Соответственно, чем больше вещей на подготовительном этапе мы сможем достать по договоренности, тем больше останется денег на съемочный период. Пока мы продолжаем искать спонсоров. После кампании на „Бумстартере“ проектом заинтересовались скорее зрители, чем инвесторы или студии».
Об активности поклонников фантастики
«Это удивительный момент для меня, скажу вам по секрету. Я не знаю, где находится точка, в которой люди начинают верить в наш проект. Возможно, мне сложно судить, потому что я верю в него от начала и до конца. Предопределило его успех несколько вещей: активность команды в распространении информации, активность поклонников Крапивина, которые поверили в проект и тоже подключились, участие известных людей и блогеров — Куваева и Лукьяненко, например. Полагаю, важно еще и то, что хорошего детского кино сейчас действительно мало, а дети есть у многих. Поэтому многим хочется наконец увидеть то, что можно показать своим детям».
Фан-сериал по вселенной игры Half-Life 2
Что: Любительский фан-фильм, действие которого разворачивается во вселенной и по сценарию Half-Life 2.
Кто: Роман Самцов и Андрей Манкевич, монтажеры региональной телекомпании из Калуги, владеющие азами компьютерной графики.
Бюджет: Неизвестно.
Собрано на «Бумстартере»: 350 тыс. рублей.
Этап: Съемочный процесс.
Где смотреть: Первая часть уже вышла и ее можно посмотреть в интернете на YouTube-канале проекта или на сайте www.freemans-days.ru.
Комментарий основателя и режиссера проекта Романа Самцова
О текущих делах и отказе от бонусов
«В данный момент мы снимаем приквел к первой части Freemans Days. Эта идея появилась сразу после того, как мы ввели в сериал собственную сюжетную линию о жизни повстанцев. У многих людей сразу возникли вопросы касательно новых персонажей. Кто они? И откуда появились? В приквеле „Седьмой час“ мы постараемся раскрыть их характеры и более плотно связать с основным сюжетом „Дней Фримена“. Сборы на „Бумстартере“ позволили наконец приобрести собственную камеру, съемочный кран, осветительные приборы, тем самым облегчить жизнь съемочного процесса, а также значительно повысить качество снимаемого материала. Небольшая часть денег ушла на создание реквизита в том числе знаменитого костюма H.E.V. для главного персонажа. Остальные деньги ушли на бонусы всем тем, кто помог собрать необходимую сумму на „Бумстартере“. Так как бонусная сумма получилась довольно внушительной, многие спонсоры отказались от подарков в пользу развития проекта. За это им низкий поклон от всей съемочной группы».
Об узости аудитории и доктрине студии
«Благодаря размещению на „Бумстартере“ у нас появилось больше болельщиков. Наш проект в конечном итоге ориентирован на довольно узкую аудиторию. Многие ждут, как мы себя покажем дальше. Хотя, признаюсь, было несколько предложений от профессионалов и даже очень известных людей. Но их мы отклонили, так как они шли вразрез с доктриной нашей студии».
О причинах успеха на «Бумстартере»
«Я думаю, тут сыграло много факторов: и чувство ностальгии по вселенной Half life, и сам факт экранизации игровой классики русской командой без бюджета и опыта. Многим казалось это нереальным, пока не вышли трейлеры к нашему фильму. Тогда у многих появилось понимание того, что кино может получиться. И люди стали нас поддерживать. Это был хороший опыт. Хотя изначально мы скептически отнеслись к идее краудфандинга. Был неудачный опыт на западной площадке. Теперь, я думаю, мы с удовольствием продолжим сотрудничество и с „Бумстартером“, и с другими подобными площадками».
«Мы забыли»
Что: Короткометражная антиутопия, главные герои которой — молодые люди 2200 года, не знающие, что такое искренние чувства.
Кто: Выпускники Академии коммуникаций Wordshop, автор идеи и режиссер Дмитрий Долженко и сценарист и продюсер Нина Рубштейн.
Бюджет: 276 тыс. рублей.
Собрано на «Бумстартере»: 131 тыс. рублей.
Этап: Монтаж.
Где смотреть: С марта на фестивалях.
Комментарий Дмитрия Долженко
Об идеях, которые витают в воздухе
«Фильм — это очень дорогое удовольствие, если делать его по-настоящему качественно. Успех проекта определяется четко сформулированной идеей фильма, пониманием аудитории, к которой он адресован, и поддержкой этой аудитории. Нас очень поддержали наши друзья, единомышленники, заинтересованные в новом кино. Мы думаем, что люди поверили в нас, нашу целеустремленность, профессионализм в подходе к качеству фильма и в наши идеи. Вся съемочная группа включена в идею и разделяет ее. Это те идеи, которые, как говорят, витают в воздухе, и мы их улавливаем и воплощаем».
Комментарий Нины Рубштейн
О нехватке средств
«У нас задумано еще несколько проектов с Димой, четыре полных метра, и мы отдаем себе отчет в том, что краудфандинг не может заменить полноценного финансирования полнометражного фильма, поэтому мы надеемся привлечь инвесторов для производства наших задумок. Тем не менее в нашем творческом объединении „Факультет“ планируются съемки еще двух короткометражек с режиссерами Владимиром Сумашедовым и Анной Духониной, но в других жанрах. Я думаю, что мы будем размещать эти проекты на „Бумстартере“. Нам бы хотелось расширить нашу аудиторию, чтобы на фильмы не скидывались всегда одни и те же люди, наши друзья. Сейчас денег нам хватает на постпродакшн „Мы забыли“, но, к сожалению, думаем, что не хватит на зарплату актерам. И мы были бы рады другим источникам финансирования, но никаких других источников у нас нет».
«Сквозь туман»
Что: Военная драма о немце, вынужденном провести день в одной воронке с умирающим от его рук советским солдатом. Действие происходит в 1943 году.
Кто: Студия «Скиф», режиссер Максим Счастнев и продюсер Антон Кузнецов, за спиной которых уже есть короткометражная картина «Путь в небо».
Бюджет: 180 тыс. рублей.
Собрано на «Бумстартере»: 80 тыс. рублей.
Этап: Финальная стадия постпродакшна.
Где смотреть: В конце ноября в Москве, затем в других городах России и в интернете.
Комментарий Антона Кузнецова
О микробюджете
«Первую часть картины мы сняли на свои средства, потратив всего лишь 100 тыс. рублей, после чего на досъемки нам не хватало 80 тыс. рублей, которые мы и собрали с помощью краудфандинговой платформы „Бумстартер“. Вот уже более полутора лет мы работаем над нашим дебютным полнометражным фильмом, который уже готовим к релизу и на который потратили в итоге 180 тыс. рублей! Основные расходы были такие: транспортировка, питание, бензогенератор, пиротехника, расходный материал, грим, косметика и частично аренда по некоторым направлениям».
Об отсутствии иллюзий
«Мы не обращались в государственные структуры и крупные студии, так как мы решили не тешить себя иллюзиями и не искать до бесконечности, потратив непонятно сколько времени на поиски финансирования. Мы просто взяли и начали делать фильм с тем, что у нас было на тот момент, и с самого начала вся наша команда верила и продолжает верить в идею и в то, чем мы занимаемся! Было много трудных ситуаций, через которые нам пришлось пройти, но огонь в глазах ни у кого не гаснет, а наоборот, разгорается еще сильнее. Так как это наш дебютный полнометражный фильм, то вряд ли нашлись бы люди, организации или корпорации, которые согласились бы инвестировать в фильм, в команду, у которой за спиной один короткометражный фильм „Путь в небо“, поэтому мы решили заявить о себе, сделать полный метр и показать, что мы можем делать и за какие средства».
О резонансе
«Интерес к проекту возникает периодически на протяжении всего процесса производства и с разных сторон. „Бумстартер“ дал некий резонанс, в результате которого мы познакомились с нынешним партнером и исполнительным продюсером Иваном Дербиловым. Мне кажется, что люди увидели искреннюю веру в идею и энтузиазм, который на протяжении всего периода производства фильма помогал нам двигаться вперед. И, конечно, надо понимать, что ничего не бывает просто так, не бывает бесплатных денег, именно поэтому хочу отметить огромнейшую работу, которая была проделана как в период проекта на „Бумстартере“, так и на протяжении всего производственного периода».
О привлечении энтузиастов с помощью «Селигера»
«С прокатчиками мы не общались. „Сквозь туман“ делается своими силами при поддержке огромного количества людей, и мы покажем его как можно большему числу людей так называемым „самокатом“. Фильм активно продвигаем в социальных сетях, а также презентовали его на двух сменах международного форума „Селигер-2013“, в рамках которых провели творческие встречи, а также показали нашу первую короткометражную картину „Путь в небо“, трейлер и фильм о фильме „Сквозь туман“. Благодаря „Селигеру“ мы познакомились с огромным количеством отзывчивых и неравнодушных людей, которые согласились помочь нам организовать премьерные показы в своих городах. Далее после показов в разных городах мы выложим фильм в интернет, где все, кто не смог прийти или приехать на премьеру в тот или иной город, смогут посмотреть его».
О бесконечных возможностях
«Мы не исключаем варианта, что мы снова обратимся к краудфандингу. Теперь слова „Невозможно что-либо сделать самому, без связей, без значительной финансовой поддержки и т. д.“ абсолютно потеряли свой вес. Все зависит от нас самих. И я, и каждый член нашей команды всегда честно говорим: если бы мы не собрали средства на „Бумстартере“, то мы не стали бы обманывать себя, не стали бы искать какие-то отмазки и причины, а честно бы сказали, что только мы в этом виноваты. Значит, мы недостаточно хорошо работали, не так ответственно подошли к делу, как это стоило бы сделать. Мы бы проанализировали, что мы сделали не так, сделали бы выводы и снова пошли бы пробовать. Ведь любой опыт полезен, а ошибки и неудачи закаляют характер. Я всегда и везде говорю следующую фразу, потому что действительно считаю, что это так: все в нашей жизни возможно, все, во что мы поверили!»
«Полет. Три дня после катастрофы»
Что: Снятая в Перми драма о мести потерявшего близких молодого человека пилоту, по вине которого произошла авиакатастрофа.
Кто: Передовик независимого кинопроизводства, драматург, сценарист и режиссер Арсений Гончуков, снявший на собственные и собранные средства уже три фильма, а именно ленты «1210», «Полет» и «Сын», а также обласканную фестивалями короткометражку «Конечная остановка».
Бюджет: 700 тыс. рублей.
Собрано на «Бумстартере»: 112 тыс. рублей.
Этап: Фильм готов и вышел в прокат.
Где смотреть: На фестивале «Дни другого кино» в разных городах России, в сети кинотеатров «Московское кино», а потом и на сайте фильма.
Комментарий Арсения Гончукова
О самостоятельном прокате и отсутствии прибыли
«Мой первый полный метр „1210“ я катал сам. Показы были в Германии, Испании, Украине и примерно в тридцати городах России. В этот раз я сам уже этим не занимаюсь: и устал, и следующую картину делаю. Фестивали, „Другое кино“, прокат в Москве — это уже хорошо, а из других городов, кто остался по старой памяти, сразу обратились ко мне, узнав, что новый фильм вышел, и покажут его. Но я туда уже не поеду. Впрочем, в нескольких городах я с «Полетом» уже побывал. Никакой окупаемости, конечно, нет. Эти фильмы для меня сродни гуманитарной миссии. На „1210“ я потратил 600 тысяч, вернулось где-то 100 тысяч. Впрочем, люди продолжают платить за фильм. Его можно заказать у меня на сайте. Но в целом в смысле финансовой отдачи это идея абсолютно глухая».
О продвижении своего фильма «1210»
«Я не рассылал свой фильм рандомно. Я вообще много чем занимался в жизни. В частности, организовывал много литературных мероприятий. Мои стихи и прозу публикуют и здесь, и за рубежом. У меня остались какие-то контакты из регионов. А в любом регионе существует как минимум один киноклуб, в котором сидят люди, которые любят такое кино и сделают все, чтобы его показать, а если еще и я приеду, то это вообще бомба! Когда была премьера в Днепропетровске, там и зал был забит, и пресса вся съехалась, телевидение о нас рассказывало. Потребность очень высокая. Главное — это найти энтузиаста, который заинтересуется твоим кино и займется организацией уникального культурного события у себя в городе. Ведь этот фильм — он ни у кого, кроме как у меня, не возьмет, а мой приезд — это тоже эксклюзив. Я не навязывался, а просто предлагал, а уже люди на местах своими силами организовывали показ, часто даже не в киноклубах, а в кинотеатрах».
О государственном финансировании
«Есть небольшой элитарный кружок режиссеров, которые получают деньги у государства. Но при этом даже известные кинематографисты не всегда могут найти деньги на свои фильмы. Помню, как Германика два года не могла найти 100 тысяч долларов на свое кино, она даже заплакала, рассказывая об этом в каком-то эфире. Николаю Хомерики, с которым я работал (Гончуков был вторым режиссером на проекте „Синдром дракона“ — Прим. КиноПоиска), тоже дают, но редко. Борис Хлебников, имя которого на слуху, тоже порой снимает на свои, или, как „Пока ночь не разлучит“, фильм финансирует вся группа. Ждать попадания в эту когорту не хочется. Это раз. Во-вторых, система финансирования фильмов невероятно коррумпированная, там все свои, там все свое. Самому туда идти абсолютно бессмысленно. Третье: если бы я ждал, у меня было бы не два фильма, а стоптанные тапочки. Ну и четвертое: большой кайф и большое удовольствие быть самому хозяином своего кинематографического мира. Тебе никто не приказывает, не вставляет палки в колеса. Хотя эта ситуация и балует тоже».
О том, что не снимешь на народные деньги
«Сейчас в журнале „Искусство кино“ опубликовали мой полнометражный сценарий. Его, конечно, не снимешь на свои деньги. Я мечтаю, чтобы было предложение от продюсеров, и уверен, что мы сработаемся, однако уже после того, как снял самостоятельно несколько картин, ты избалован. Но это сложный фильм, я не решаюсь его снять сам».
О минусах краудфандинговых платформ
«У меня противоречивое отношение к краудфандинговым платформам. На свой первый проект я собирал деньги через ЖЖ. Кинул клич и за день собрал 100 тысяч рублей. „Полет“ я опубликовал на „Бумстартере“, но у него есть свои минусы. Во-первых, от собранной суммы чуть ли не 18 % забирает себе сама платформа. Во-вторых, если ты заявил цель в 100 тысяч, а собрал 80, то деньги возвращаются спонсорам. Но даже не это самая главная беда. Тебе кажется, что „Бумстартер“ за те деньги, которые он забирает себе, будет продвигать твой проект, а получается наоборот. Тебе предлагают через твои же соцсети привлекать внимание людей. Тогда зачем мне пост на „Бумстартере“? Я могу сделать пост в ЖЖ и соберу больше людей. Однако я благодарен „Бумстартеру“, потому что в итоге почти всю сумму — около 100 тысяч — мне прислал один инвестор, который, возможно, не узнал бы о проекте, не будь он размещен именно там. Так что история закончилась счастливо».
«Надо дышать, а не плакать!»
Что: Документальный фильм о больнице, где выхаживают недоношенных детей с экстремальной массой тела от 500 грамм.
Кто: Фотограф с медицинским образованием Юлия Симакова.
Бюджет: Неизвестно.
Собрано на «Бумстартере»: 97 тыс. рублей.
Этап: Финальный этап монтажа.
Где смотреть: В следующем году на фестивалях и в интернете.
Комментарий Юлии Симаковой
О непредвиденной задержке
«Фильм почти готов. У меня были заявлены сроки завершения проекта, но они сдвинулись. Я была в роддоме и вот только-только родила, поэтому задержалась. Но уже в ближайшие недели фильм будет отправлен спонсорам. Им в первую очередь. Потом, конечно, хотелось бы показать его на фестивалях, но нужно его сначала завершить. Тем более так получилось, что в своем фильме я затронула больше тем, чем предполагала, появились новые истории, повороты. До сих пор не знаю, какую версию оставить: длинную, из нескольких частей, или сокращенную, как изначально задумывалось».
О второстепенности денег
«Деньги, собранные с помощью краудфандинга, пошли на время съемок, которые заняли месяц. Монтаж и, например, музыку уже делаю собственными силами. Музыку пишут близкие, я сама делаю монтаж. Времени уходит на это больше, но зато можно сэкономить. Честно говоря, конкретная сумма меня не так волновала, а важно было сделать сам проект. Сумму просто нужно было написать какую-то, деньги были второстепенным вопросом. Мне хотелось просто снять этот фильм. Мне до сих пор пишут женщины, которые сами столкнулись с этой проблемой — рождением недоношенного ребенка. Спрашивают, когда проект выйдет. Они очень хотят посмотреть что-то на эту тему, узнать что к чему».
О поддержке кураторов
«Если просто выкладываешь проект на „Бумстартер“ и ничего не делаешь, он так и будет висеть без внимания. Я распространяла информацию через „ВКонтакте“ и Facebook, писала людям, которые были заинтересованы в теме. Они, в свою очередь, рассказывали кому-то. Правда, у „Бумстартера“ есть еще и кураторы. Получилось, что меня поддержали „Вести.ru“. Я написала текст, они его разместили и таким образом тоже привлекли внимание. Они подключились очень вовремя. Уже прошла половина срока на сбор средств, и проект мог не собрать заявленнную сумму (а в таком случае средства возвращаются обратно жертвователям — Прим. КиноПоиска). К тому же я их попросила еще раз опубликовать объявление о моем фильме, и они пошли навстречу».