На съемках «Тора» между нами возникла непринужденная дружеская атмосфера. Больше всех мне запомнился Том Хиддлстон. Он замечательный актер, и его исполнение роли Локи просто выше всех похвал. Крис Хемсворт, в свою очередь, удивил меня тем, что досконально знает всю историю Тора в комиксах.
В преддверии скорого выхода на экраны фильма «Тор 2: Царство тьмы» КиноПоиск представляет специальный материал, состоящий из двух эксклюзивных интервью, где эти известные авторы не только поделятся своими творческими мыслями и идеями, но и также подробно расскажут о своем непосредственном участии в продвижении героического эпоса о могучем Торе на страницах комиксов Marvel.
В первом интервью речь пойдет о мистере Уолтере Саймонсоне, настоящем мэтре и одном из ярчайших представителей современного художественного искусства, который, безусловно, внес неоценимый вклад в развитие мировой комикс-индустрии. Нам удалось побеседовать со знаменитым художником в июле 2013 года на Comic-Con в Сан-Диего.
Небольшая справка об авторе. Уолтер Саймонсон — американский сценарист и художник комиксов. Родился 2 сентября 1946 года в Ноксвилле (штат Теннесси). Он был автором комиксов с участием таких знаковых супергероев, как Бэтмен, Супермен, Тор, Фантастическая четверка, Люди Икс, Мстители, Халк, и других не менее колоритных персонажей. В настоящий момент Уолтер Саймонсон активно сотрудничает с Marvel, а также параллельно занимается публикацией независимых комиксов совместно с издательством IDW Publishing.
Итак, начнем. В ноябре этого года исполняется ровно 30 лет с момента выхода вашего первого комикса о Торе (The Mighty Thor, vol. 1, # 337). Можете ли вы поделиться своими личными воспоминаниями об этом знаменательном времени?
Без проблем! Если честно, я все еще не могу поверить в то, что эти 30 лет так быстро пролетели. (Смеется.) По правде говоря, мне вовсе не стыдно за все эти годы, которые я провел в комикс-индустрии. 1980-е я всегда вспоминаю с особой гордостью, ведь именно тогда мне впервые в жизни посчастливилось внести что-то свое, авторское в дальнейшее продвижение легенды о могучем Торе. Мне очень приятно, что критики и фанаты с самого начала тепло восприняли созданные мною истории с участием этого известного персонажа. Конечно же, здорово, что ребята из Marvel постоянно продвигают классику от многих легендарных сценаристов и художников, так как это способствует объединению между совершенно разными поколениями читателей. Да и вообще я считаю, что без знания прошлого не может быть и будущего.
Что вас по-настоящему привлекло в мире комиксов и супергероев? Почему вы все-таки решили стать сценаристом и художником?
Я думаю, что ответ на этот конкретный вопрос можно найти в моем непосредственном увлечении историей и литературой с самого раннего детства. Мне всегда нравилось создавать и рисовать свои собственные сюжеты и рассказы, вдохновляясь научной фантастикой, комиксами и скандинавской мифологией (неотъемлемая часть моего семейного древа — выходцы из Норвегии). Но тогда я даже и представить себе не мог, что все мои юношеские грезы когда-нибудь перерастут в нечто большее, что создание комиксов станет моей основной профессией.
После окончания колледжа я продолжил обучение в художественной школе. Насколько я помню, это была середина 1960-х. Именно тогда я полностью погрузился в отличные комиксы Marvel с участием Железного человека, Мстителей, Фантастической четверки, Человека-паука и многих других супергероев, созданных невероятной фантазией Джека Кирби, Стива Дитко и многих других талантливых личностей того времени, оказавших, несомненно, большое влияние на мое творчество.
Таким образом, мне уже не было достаточно того, что я просто читал комиксы. Я стал все больше и больше интересоваться визуальными аспектами их создания с позиции начинающего художника, пытающегося представить на обозрение свое собственное творческое видение.
Моя практика начиналась с простых набросков и эскизов. За этим сразу же последовали полноценные страницы с Железным человеком, доктором Стрэнджем и другими не менее яркими персонажами. В итоге моей дипломной работой в 1972 году стал научно-фантастический комикс под названием Star Slammers.
Получив образование, я тут же взялся за поиски работы. Не забывай и о том, что в 1970-х ни у кого из нас не было интернета, так что приходилось рассчитывать только на свою собственную голову. Все, что сейчас имеется под рукой у людей твоего поколения и воспринимается как должное, нам даже и не снилось! (Смеется.)
В то время у Marvel и DC Comics имелись на прилавках именно такие комиксы, над которыми мне всегда хотелось поработать, а именно приключения отважных супергероев со смесью чего-то мистического, загадочного и таинственного. Разумеется, это было, определенно, намного лучше, чем какой-нибудь типичный комикс про Дональда Дака или Арчи.
Взяв с собой лишь портфолио, я прямиком отправился в Нью-Йорк, надеясь получить новую работу. По меркам того времени любой начинающий художник, мечтающий попробовать себя в комикс-индустрии, должен был жить именно в этом городе. Я побывал в офисах Marvel и DC, лично встретился с главными редакторами и показал им свои наброски, так как это был единственный шанс пробиться в этот бизнес. Оба издательства сразу же завалили меня работой, дабы проверить, на что я способен.
Все начиналось с коротких рассказов на несколько страниц. Постепенно мне начали доверять главные истории с участием известных супергероев, а также работу над созданием фронтальных обложек. Данный опыт научил меня многим основам художественного ремесла. После шести месяцев кропотливого труда DC Comics наконец-таки доверило мне отдельный сюжет о Бэтмене в Detective Comics, # 443. Как оказалось, этот комикс не только был очень хорошо принят критикой (не говоря уже о приличных продажах), но и буквально стал моей визитной карточкой в индустрии. У меня наконец-таки появился выбор, о котором я раньше и мечтать не мог. С тех самых пор мое творчество стало настолько востребованным, что мне больше никогда не приходилось искать себе работу. (Смеется.) И это поразительно, учитывая тот факт, что тогда было довольно-таки сложно понять, что думает по этому поводу читающая публика, ведь далеко не всех молодых авторов приглашали на Comic-Con в Сан-Диего. В наши же дни все происходит совершенно по-другому. Как только свежий комикс попадает на прилавки, через каких-то 15 секунд уже 20—30 человек начинают активно обсуждать прочитанное в онлайне, а еще через 15 секунд его выкладывают в сеть. (Смеется.) Удивительно, в какое насыщенное время мы живем!
Чем именно заинтересовал вас образ могучего бога грома Тора из вселенной Marvel?
На самом деле я имел определенное представление о Торе как о персонаже еще задолго до того момента, как впервые ознакомился с комиксами Marvel. Насколько я помню, в доме моих родителей имелись две замечательные старинные книги 1892 года — древние мифы о греческих и римских богах, а также потрясающий сборник норвежских преданий.
Что касается Тора времен Джека Кирби и Стэна Ли, то меня всегда поражала та загадочная волшебная атмосфера, которая окружала не только его, но и таких представителей Асгарда, как Локи, Один, Троица воинов и Сиф. Сложно представить себе, что кому-то может не понравиться подобное сочетание фэнтези и супергероики в одном флаконе. Лично я сразу же стал большим почитателем этой версии героя, когда впервые открыл для себя ранние выпуски Journey into Mystery.
Первое предложение поработать над Тором в качестве художника я получил от Marvel где-то в 1977—1978 годах, но тогда сценаристом комикса был еще не я, а создатель Росомахи Лен Уэйн. А уже буквально год спустя мы вместе с Роем Томасом (создателем Альтрона) выпустили специальный ежегодный выпуск о Торе.
В один прекрасный день ко мне обратился главный редактор Marvel Марк Грюнвальд с весьма заманчивым предложением: не хотел бы я попробовать себя в роли главного художника и сценариста комикса The Mighty Thor? Не раздумывая ни секунды, я тут же дал положительный ответ. Марк предоставил мне полную свободу действий во всех моих творческих планах, касавшихся дальнейшего развития персонажа. Например, у нас с ним на руках имелся даже отдельный лист идей, где мне, автору, позволялось создать сюжет о гибели Тора, если вдруг Marvel когда-нибудь захочет заменить его на нового героя и начать все с самого начала. Разумеется, я не был готов пойти на такой рискованный шаг, ведь у меня при себе было достаточно своих собственных сюжетов, в которых запросто можно было бы обойтись без смерти протагониста. (Смеется.)
Моя главная цель в этом комиксе состояла в том, чтобы смастерить что-то новое и оригинальное, что-то такое, чего до меня еще никто и никогда не делал. Я полностью изменил изначальный архитектурный дизайн Асгарда от Джека Кирби (золотые величавые храмы и дворцы), сделав его более приближенным по атмосфере к нордическому скандинавскому стилю. Я подарил Тору мою собственную бороду в 367-м выпуске (смеется), а позже облачил его в новую броню. Эти и многие другие аспекты комикса появилось на свет вовсе не потому, что у Marvel иногда имеется тенденция делать много шума из ничего, а только лишь благодаря нашему тщательно продуманному сюжету.
Вы являлись сценаристом и художником The Mighty Thor на протяжении четырех лет (1983—1987), создав 45 выпусков (# 337—382). Было ли вам достаточно этого времени для воплощения ваших творческих задумок?
Разумеется, да! Взять хотя бы мою идею о том, что Тор наконец-таки научился состраданию и милосердию, тем самым усвоив наиважнейший урок, когда-то данный ему великим отцом Одином. Таким образом, правитель Асгарда полностью снимает заклятие со своего родного сына, которое долгое время объединяло Тора с его человеческим альтер эго Доном Блейком.
Я вообще считаю, что сам по себе Дон Блейк — это довольно-таки скучный персонаж, сюжетную линию которого нет смысла продвигать дальше. Marvel полностью поддержало мою точку зрения, и вместе мы приняли решение, что с этого момента Тор более не нуждается в личности Блейка и теперь может самостоятельно распределять свои обязанности между Асгардом и Землей.
В комиксе The Mighty Thor мне даже позволили воплотить в жизнь одну из самых странных идей, которая когда-либо приходила мне в голову: Тор превращается в Могучего Лягушонка! (Смеется.) Подобная сюрреалистичная трансформация в 364-м выпуске показалась мне вполне приемлемой. Таким образом, я хотел отдать свое почтение творчеству Карла Баркса, великолепного сценариста и художника классических комиксов про Дональда Дака. Так что Marvel никогда не отказывало мне в привилегии творить и созидать, будь это смертельная схватка Тора с богиней смерти Хелой, бой с армией темных эльфов в Нью-Йорке или еще что-то в этом роде.
Можете ли вы поподробнее рассказать о Суртуре, главном злодее Асгарда в вашем комиксе?
В юношеские годы мне очень хотелось создать одну большую эпичную сагу об огненном гиганте Суртуре, но мне тогда и не снилось, что все это когда-нибудь (14 лет спустя) станет реальностью именно в моем комиксе о Торе! Я взял и нарисовал около 40 страниц этой истории, посвятив ей 16 выпусков, внося при этом множество различных интересных изменений и дополнений.
В древней мифологии Суртур имеет одну единственную цель — начать Рагнарок (судный день, предрекающий конец света и всего сущего) и посеять хаос среди богов, используя свой непобедимый меч (в нашем комиксе это Сумеречный меч). Именно эти аспекты поспособствовали успешному развитию моей собственной интерпретации этого сюжета. Суртур объединяется с Малекитом, собираясь уничтожить все девять миров (в том числе и Асгард), и только Один, Тор и Локи своими совместными усилиями способны остановить заклятых врагов Золотого Королевства.
Самое удивительное заключается в том, что Локи решает помочь именно тем, кого он ненавидит больше всего на свете (отец и сводный брат). Мне всегда нравилось писать Локи, так как никто никогда не знает, какой фокус он может выкинуть в следующую минуту. Это очень ироничная, циничная, сумасшедшая и абсолютно непредсказуемая личность, а не какой-нибудь идиот в зеленом костюме. (Смеется.) Локи — самый настоящий злодей, которого нельзя просто вставить в обычные стереотипные рамки. У него на любой случай имеется свой особый коварный план. Так что лучше не попадаться у него на пути.
Что привело вас к созданию Бета Рея Билла, одного из самых известных и колоритных персонажей из мира Тора?
В 1980-е комиксы выходили ежемесячно, а не еженедельно, как сейчас. Тогда еще не было никаких специальных изданий, которые вмещали бы в себя несколько выпусков подряд. Так что ты либо покупал журнал с любимым супергероем, либо нет. Конечно же, если бы у меня была возможность рассказать этот сюжет в формате полноценной графической новеллы, то я непременно начал бы вдаваться во все подробности и мелкие детали. Но, увы, большинству авторов, в том числе и мне, приходилось делать много всего интересного лишь в одном небольшом объеме (22 страницы), что должно было нести за собой определенную смысловую нагрузку.
И вот я решил создать символичную историю с участием пришельца под именем Бета Рей Билл именно вот в таком формате. Он принимает Тора за своего врага, отбирает у него молот Мьёльнир и получает всю невероятную мощь бога грома. Читатели того поколения поспешили с выводом и уже с самого начала несправедливо наложили на Билла клеймо злодея из-за его отталкивающего внешнего вида, хотя в жизни первое впечатление порой бывает обманчивым. На самом же деле Билл — это сочетание чего-то ужасного и прекрасного, объединенное в одной личности. Тут дело вовсе не во внешности, а скорее в его характере.
В один прекрасный день меня просто осенило. Ведь за все предыдущие годы существования Тора в комиксах Marvel никто так и не смог поднять могучий молот главного героя (за исключением, пожалуй, Локи, но это всего-навсего была небольшая оплошность со стороны Стэна Ли и Джека Кирби). И вдруг в нашем сюжете откуда ни возьмись появляется Бета Рей Билл и делает это! И тогда сразу же становится ясно, что он вовсе не злодей. Ведь всем нам известно, что тот, кто сможет заполучить молот Мьёльнир, уже автоматически достоин обладать силой Тора!
Бета Рей Билл — это благородный воин с измученной душой. Он выделяется на фоне других представителей своей расы именно тем, что добровольно жертвует собой, намереваясь спасти свой народ от вражеской армады Суртура. Несмотря на изначальное недопонимание между ним и богом грома, Билл постепенно превращается в почетного члена асгардского общества и как бы становится названым братом для Тора и сыном для Одина. Таким образом, впервые за долгое время он наконец-таки обретает новую семью в лице этих могучих богов.
В новом фильме «Царство тьмы» Тору предстоит сразиться с коварным предводителем темных эльфов Малекитом и его правой рукой Алгримом. Что вы можете рассказать нашим читателям про прообразы этих двух врагов в комиксах?
На мой взгляд, Малекит и Алгрим из комиксов — это сильные и хитрые соперники, которые используют против Тора всю мощь своей магии и колдовства, что делает их крайне опасными и непредсказуемыми врагами не только для бога грома, но и для всего Асгарда. Я сделал их именно такими, так как мне хотелось представить на обозрение свою собственную интерпретацию темных эльфов из скандинавской мифологии.
Кстати говоря, насколько мне известно, имя Малекита несет за собой несколько значений, среди которых стоит выделить лишь два: зло и болезнь. Что касается внешних характеристик Алгрима и Малекита, то первый — огромный и медлительный великан, а второй — быстрый, ловкий и неуловимый воин.
В вашем комиксе Тор проходит через очень сложный жизненный путь, полный взлетов и падений, опасностей и приключений. С вашей точки зрения, должен ли герой постоянно сталкиваться с различными непреодолимыми препятствиями, чтобы его история могла по-настоящему заинтересовать читателей?
Я думаю, что в подобных историях в первую очередь должен делаться акцент на экстраординарной личности супергероя и на том, каким именно образом он преодолевает многочисленные трудности и испытания. Ведь только так по-настоящему и раскрывается его истинное величие!
Как вы реагируете на то, что некоторые фанаты Тора впервые знакомятся с вашим творчеством не через комиксы, а посредством кино и телевидения?
Это очень здорово! Мне всегда нравится наблюдать за различными адаптациями моих прежних работ в новых современных форматах. К примеру, совсем недавно я получил большое удовольствие от просмотра мультсериала «Мстители: Могучие герои Земли», в котором его авторы достойно перенесли на экран ключевые элементы из моих классических историй с Бета Реем Биллом и Суртуром.
Мне также интересно наблюдать за развитием Marvel Studios — кинокомпании, которой наконец-таки удалось продвинуть Тора в массы. Хочется уже поскорее увидеть, как они сумели перенести на большой экран образы Малекита и Алгрима в «Царстве тьмы». За актерскую игру, костюмы и визуальные эффекты во втором фильме я особо не переживаю, а вот сценарий и сюжет, конечно, для меня крайне важны. Ведь если с этим будут какие-нибудь проблемы, то сам фильм может и не получиться.
Раз уж мы с вами заговорили о кино, то не могли бы вы немного рассказать нашим читателям о вашем визите на съемочную площадку первой части «Тора» в 2010 году?
Три года назад компания Marvel пригласила меня и мою жену посетить ее киностудию в Лос-Анджелесе. Мы побывали в нескольких павильонах, а затем режиссер фильма Кеннет Брана предложил нам сняться в роли старейшин в одной из последних сцен фильма. Дело было так. Действие происходит в Асгарде. Нас одевают в шикарные праздничные наряды, украшенные золотыми нитями. И вскоре мы уже ужинаем вместе с самой леди Сиф и знаменитой Троицей воинов. Это было классно! (Смеется.) После окончания съемок у нас осталось еще немного свободного времени для общения с актерским составом.
Между нами возникла непринужденная дружеская атмосфера. Больше всех мне запомнился Том Хиддлстон. Он замечательный актер, и его исполнение роли Локи просто выше всех похвал. Крис Хемсворт, в свою очередь, удивил меня тем, что досконально знает всю историю Тора в комиксах. Как оказалось, он большой фанат Бета Рея Билла! В общем, мы неплохо провели время. Жаль лишь, что мы так и не смогли увидеть самого Одина (сэр Энтони Хопкинс).
Конечно же, нельзя не упомянуть и создателя фильма Кеннета Брану. Он оказался истинным джентльменом и очень интересным собеседником. Кеннет даже позволил мне подержать в руках не только Мьёльнир, но и Шкатулку древних зим — артефакт, который я давным-давно создал в комиксах про Тора. В общем, первый фильм мне вполне понравился. Конечно же, сюрреалистично видеть, как многие элементы классических комиксов буквально оживают перед твоими глазами!
Интересуетесь ли вы приключениями Тора в современных комиксах?
Из-за большой занятости я просто не успеваю следить за всеми новинками в комикс-индустрии. Да и к тому же я более склонен думать, что после стольких лет моей кропотливой работы над Тором мне сложно всерьез воспринимать какую-либо иную интерпретацию этого героя, так как мое собственное видение данного персонажа часто сталкивается с новыми версиями, представленными на обозрение другими авторами. Где-то в глубине души я все-таки сожалею о том, что так и не сумел воплотить в жизнь грандиозный сюжет о великом сражении между Асгардом и Ледяными гигантами. Это могло бы стать еще одной важной главой в эпической истории о Торе.
Как вы думаете, что именно делает Тора таким востребованным персонажем в комиксах Marvel даже после 51 года своего существования (1962—2013)? Почему он все еще по-прежнему актуален и интересен для современных читателей и зрителей?
Я не знаю точного ответа на этот вопрос. Все, что я могу сказать, так это лишь то, что если ты действительно хочешь продолжать рассказывать читателям интересные истории про таких супергероев, как Тор, то в первую очередь ты, автор, должен убедиться в том, что читатели и зрители не только смогут найти общий резонанс с этими персонажами, но также будут готовы потратить какое-то свое личное время и деньги для полного погружения в мир комиксов. И это всегда было и остается моим главным приоритетом при создании всех сюжетов.
Ведь вся актуальность заключается именно в том, что эти комиксы, подобно таким легендарным древнегреческим мифам, как «Илиада» и «Одиссея», всегда будут олицетворять собой основную концепцию вечного противостояния между силами добра и зла. И это не говоря уже о том, как все иногда бывает сложно переплетено и взаимосвязано между собой в этом загадочном и странном мире.
Мистер Саймонсон, в заключение нашего с вами интервью что бы вам хотелось пожелать многочисленной аудитории КиноПоиска?
Я искренне благодарю всех русских читателей за проявленный интерес к моему скромному вкладу в развитие многолетней истории Тора. Ведь, честно говоря, все мы, сценаристы и художники, стараемся сделать все возможное, чтобы создать самые лучшие комиксы для вас!