В честь выхода криминальной драмы «Майор», в определенных моментах идеологически близкой к неонуарным фильмам, КиноПоиск вспоминает пять неочевидных картин, снятых в подобном стиле.
В прокате продолжает свой путь картина Юрия Быкова «Майор» — одно из редких внятных высказываний российского кинопрома в жанре криминальной драмы, не так уж далеко стоящее от самого настоящего неонуара (современной вариации старых черных детективов). Здесь тоже присутствуют тревожная атмосфера, обстоятельный антигерой, продажные полицейские и социальный элемент.
В честь этого КиноПоиск решил вспомнить пять нестандартных и не слишком популярных неонуаров, где стиль мрачного детектива обретает то эротические полутона, то чисто комедийные оттенки, то превращается в постмодернистскую фантазию.
«МАРЛОУ» (1969)
Джеймс Гарнер, как мало кто другой, умел сочетать внешнюю бесстрастность со сквозящей в глазах иронией (во многом благодаря упомянутой способности дилогия «Поддержите местного шерифа!» с ним в главной роли служила чуть ли не единственным оправданием для появления юмористического вестерна). Из нынешних актеров такое удается разве что Брюсу Уиллису, с которым, кстати, этот голливудский ветеран сыграл в «Закате» Блейка Эдвардса. Лента «Марлоу» поставлена большим телевизионным профи Полом Богартом по мотивам романа Раймонда Чандлера «Сестренка», герой которого получает заказ на расследование пропажи сестры молодой актрисы, на что писателя вдохновил опыт работы в Голливуде. Фильм балансирует на грани между традиционным нуаром (выделяется и старомодность героя, которого пытаются встроить в эстетику 1960-х) и разговорной комедией. Гарнер столь щедро сыплет остротами (многие из которых взяты напрямую из первоисточника), что серьезно взирать на происходящее просто невозможно. Самый памятный эпизод — одно из ранних появлений Брюса Ли, который, пытаясь произвести угрожающее впечатление на частного сыщика, громит весь его кабинет.
«НОЧНЫЕ ХОДЫ» (1975)
Артур Пенн в своих фильмах регулярно обманывал ожидания зрителей, но наиболее жестоко он обошелся с ними в «Ночных ходах», поначалу маскирующихся под типичный нуар и лишь потом выворачивающих на совершенно иные проблематические рельсы. Переживающий разлад в браке частный детектив Гарри Мосби (Джин Хэкмен) получает заказ от вышедшей в тираж актрисы Арлин Айверсон, когда-то ловко охмурившей известного продюсера. Она просит найти ее бунтующую падчерицу (Мелани Гриффит), сбежавшую от потрепанной и жадной мачехи к отчиму во Флориду. Намечавшаяся детективная линия неожиданно мутирует в психологическую драму, чтобы в конце сложившиеся куски мозаики привели к обжигающе тревожащему финалу.
«ПОЗДНЕЕ ШОУ» (1977)
Мастодонт сценарного цеха и незаслуженно отставляемый в сторону представитель нового Голливуда (во многом в силу своей художественной интеллигентности, проявляющейся у него в реальной жизни), Роберт Бентон до выхода своего грандиозного хита «Крамер против Крамера» ставил яркие жанровые опыты. Сначала с вестерном («Плохая компания»), а после с детективом (в «Позднем шоу», где он стремился излить переживания от смерти отца).
Этот антинуар, в котором все привычные элементы вывернуты наизнанку, продюсировал Роберт Олтмен, до того пытавшийся поиздеваться над мрачным детективным стилем в своем «Долгом прощании», с которым «Позднее шоу» роднит немало общих черт. Влияние Олтмена на Бентона было столь велико, что автор текста к хиту «Бонни и Клайд» полностью пересмотрел свой подход к работе: «Роберт был великим учителем. Он говорил, что единственные герои фильма — это актеры. Легко стоять за камерой и лгать, но, если актер не в состоянии превратить твое вранье в правду, тогда ничего не получится. Он еще научил меня тому, что монтаж — последний шанс, чтобы переписать фильм. Он говорил: „Фильмы не пишутся на печатной машинке, они пишутся в кинокамере“. Самый искренний совет, который я когда-либо получал».
Общей деструкции здесь потворствует и главный герой, сыгранный Артом Карни — ветераном американского телевидения, слишком добродушным и ироничным (этими качествами обладал протагонист фильма «Гарри и Тонто», принесшего актеру «Оскар» и переоткрывшего его новой аудитории) для такой брутальной роли.
По сюжету ветеран частного сыска Айра Уэллс ныне соглашается лишь на помощь в бракоразводных процессах. В его простенькой квартире не на чем уцепиться взгляду, а вместо очередного мозгового штурма Уэллсу больше интересно разгадывание кроссворда. Досуг старика обрывает стук. Квартирная хозяйка приводит к нему давнего приятеля Гарри Регана, но тот, грузно опираясь о дверь, вдруг начинает истекать кровью и умирает в квартире Уэллса, успев перед смертью сообщить ему, что нашел для обоих дело, сулящее «немало капусты». Сразу после похорон старый партнер предлагает ему взять на себя грошовую работу по поиску пропавшего кота, принадлежащего бывшей актрисе Марго (Лили Томлин, сосватанная в фильм Олтманом), до того нанявшей для этого дела покойного Регана.
«ХЭММЕТ» (1982)
Один из зачинателей крутого детектива (из чьей шинели впоследствии нуар и вышел), Сэмюэл Дэшил Хэммет сам работал в частной сыскной конторе и даже выглядел так же, как герои его произведений. Беллетрист Джо Горс решил обыграть этот факт биографии классика, в романе «Хэммет» поместив писателя в центр истории, которая по своей фактуре вполне бы вписалась в любое из его произведений (недавно с похожим экспериментом в «Друде» выступил Дэн Симмонс, сделавший у себя центральными персонажами Уилки Коллинза и Чарльза Диккенса).
Изумительно стилизованная, но местами довольно спорная экранизация курировалась Френсисом Фордом Копполой, который тогда регулярно запускал на своей студии Zoetrope откровенно рискованные проекты, принесшие кинематографисту лишь убытки. «Хэммет» еще и послужил камнем преткновения между продюсером и немецким режиссером Вимом Вендерсом, с этой картиной дебютировавшим в игровой форме на американской территории.
Зритель застает автора «Мальтийского сокола» (Дэшила Хэммета здесь воплощает любимчик Копполы Фредерик Форрест) не в лучший период карьеры: рассказы не приносят больших денег, роман еле пишется, одолевают алкоголизм и проблемы со здоровьем. В своей новой рукописи в качестве главных героев он воображает своих знакомых. Как раз наставник писателя (Питер Бойл) заявляется к нему с просьбой: необходимо найти пропавшую китайскую девушку. Для этого оба пускаются в расследование в злачных районах Сан-Франциско, воплощенных в несколько нарочитых студийных декорациях. В результате пропавшая не только не находится, но теряются сам приятель Хэммета и только что законченная рукопись, а возникают те, кого Дэшил не слишком-то и хотел видеть.
«ГОРЯЧЕЕ МЕСТЕЧКО» (1990)
Несмотря на то, что действие предпоследней полнометражной режиссерской работы Денниса Хоппера происходит в конце 1980-х, захудалый техасский городок, где разворачивается сюжет, будто застыл в 1950-х. Единственным живым напоминанием о том, что прогресс все же не стоит на месте, служит местный стриптиз-клуб, где девицы в нижнем белье танцуют под актуальные мелодии.
В остальном все так, как в классических крутых детективах: облаченный в старомодный костюм мрачный антигерой-грабитель (Дон Джонсон), борющиеся за его сердце красотки (Вирджиния Мэдсен и Дженнифер Коннелли), муж-кретин, которому суждено умереть, а на заднем плане постоянно мелькает шантажист (Уильям Сэдлер), чья жадность даст знать о себе в самый неподходящий момент.
Хоппер изламывает известные нуарные каноны, начиная с обильных сексуальных сцен (их откровенность уже предвещает грядущий вал эротических драм с «Основным инстинктом» во главе, тоже отсылающим к классике 1950-х) и продолжая отступающей от стандартной схемы концовкой, насмехающейся над классикой жанра, которой цензура просто не позволяла отыскивать в судьбах отрицательных героев хоть какие-то положительные нотки.