В мае бренд IMAX отметил 10 лет присутствия на российском рынке. В планах компании доведение количества кинотеатров до 105. Об этом и многом другом на мероприятии, организованном в честь юбилея, рассказали Джон М. Шрайнер и Ларри О’Райли.
Популярный во всем мире формат IMAX появился на российском рынке всего 10 лет назад, но уже прочно завоевал любовь отечественного зрителя.
Канадская компания IMAX была основана не так давно, в 1967 году. Впервые она заявила о себе документальными фильмами на всемирной выставке в Японии. В середине
Сегодня существует около 738 IMAX-кинотеатров в 53 странах, причем только в прошлом году было построено 120 новых кинотеатров по всему миру. Количество существующих IMAX-кинотеатров можно смело умножать надвое, ведь, по словам Джона М. Шрайнера, у IMAX еще около тысячи находящихся в стадии проектирования кинотеатров. IMAX активно раздвигает границы и приходит в малоосвоенные регионы, такие, например, как Турция, Африка, Ближний Восток. Очень любит руководство IMAX и Россию. И это неслучайно, ведь наша страна является третьим по значению рынком. В 2012 году в России был собран
Московский кинотеатр
Недавно мы стучались во все двери Голливуда и уговаривали снять фильм в формате IMAX, а теперь приходится отказывать
По приведенным выше фактам можно вполне объективно рассчитать, за что так любит Россию руководство IMAX. За что любит этот формат российский зритель, представить в цифрах уже сложнее. А зритель IMAX и правда любит. Половина всех россиян, посещающих кинотеатры, хоть раз была в кинотеатре IMAX, а 33 % из тех, кто не успел, собираются это сделать в ближайшем будущем. Удаленность кинотеатров от маленьких городов напрямую влияет на невозможность их посещения. Хотя не всегда. Шрайнер с трепетом рассказывал об отчаянном русском герое, который проделал путь в тысячу километров из своего городка до
Проекционная система киноэкрана связана и с интернетом, она отсылает информацию по кинотеатрам со всего мира в единый центр управления. Это дает возможность руководству IMAX понимать, нужно ли заменить оборудование, поправить что-то, устранить недостатки еще раньше, чем это осознают сами кинотеатры. Звучит устрашающе, не правда ли?
Однако при всей любви к России основным клиентом IMAX все же являются Штаты. Компания сотрудничает с крупнейшими американскими киностудиями. Долгое время основным партнером IMAX была студия Warner Bros., но потом и другие компании (Disney, 20th Century Fox, DreamWorks, Paramount Pictures, Marvel, Universal, Pixar, Sony Pictures) поняли, что формат привлекает дополнительную зрительскую аудиторию.
«Недавно мы стучались во все двери Голливуда и уговаривали снять фильм в формате IMAX, а теперь приходится отказывать четырем-пяти кандидатам, которые приходят к нам, — рассказывает Ларри О’Райли. — При выборе фильма мы прежде всего руководствуемся тем, может ли он поразить зрителя (так называемый
Мы хотим довести количество кинотеатров в России до 105
IMAX сегодня развивается с невероятной скоростью во всех направлениях. Это пленочные камеры с самым высоким в мире разрешением 18К (для сравнения: разрешение цифровых камер в Голливуде — 2К и 4К). Такую камеру, например, применял Джей Джей Абрамс для всех натурных съемок в фильме «Стартрек: Возмездие». Также идет процесс создания новых типов цифровых камер IMAX, которые должны дополнить линейку пленочных. Режиссер Майкл Бэй, например, использовал в своей работе новую цифровую камеру IMAX объемом 4К.
Думает IMAX и о контенте, сочетая голливудские проекты с документальным кино. «Особенно важно для нас наследие документальных фильмов. Летел я
Для съемок фильмов IMAX разрабатывает 2D- и 3D-камеры, а также создает лазерную проекционную систему следующего поколения 4К. Это самое дорогое в своем роде оборудование (стоимость — 15 миллионов долларов), которое сочетает лазерные технологии «Кодек», компании «Барко» и разработки лазерных инженеров в Торонто. Система позволит видеть оттенки теней и цвета намного отчетливее, усилить яркость экрана и его контрастность. Эта система также сделает цветовую гамму намного ярче, что позволит увеличить экран и размер проецируемого изображения во много раз. Конечно, подобного рода экраны просто не влезут во все IMAX-кинотеатры, но контракт на оснащение уже заключен с самым крупным IMAX-кинотеатром мира, находящимся в австралийском Сиднее, а также с одним из самых известных китайских кинотеатров в Голливуде — кинотеатром Грумана.
Вот почему будущее IMAX можно сравнить, наверное, с футуристическими голливудскими блокбастерами, которые так любит компания. Однако и в краткосрочной перспективе любителям IMAX есть чему порадоваться. До конца 2013 года в отечественный прокат в формате IMAX выйдет много неплохих фильмов общей направленности: «Железный человек 3», «Стартрек: Возмездие», «После нашей эры», «Человек из стали», «Тихоокеанский рубеж», «Седьмой сын», «Гравитация», «Голодные игры: И вспыхнет пламя», «Хоббит: Пустошь Смауга».
На праздновании десятилетнего юбилея IMAX в России Федор Бондарчук представил журналистам фрагменты из своего нового фильма «Сталинград», который стал первой отечественной картиной, снятой в формате IMAX.
«После того как мы сняли первый художественный фильм в формате IMAX в Китае, мы решили сделать то же самое и в России, ведь это очень мощный рынок. Мы решили снять русский фильм в IMAX и очень хотели, чтобы этот фильм был выдающимся», — рассказывает Ларри О’Райли. Этим фильмом стал «Сталинград» Федора Бондарчука. О том, насколько выдающейся получилась картина, смогут судить зрители уже будущей осенью. Именно тогда фильм выйдет на отечественные экраны в формате 2D и IMAX 3D. Бондарчук снял свою историю о войне и мире, ведь «даже в безнадежном бою есть место любви и надежде», историю о шести советских солдатах, защищающих свой дом в ноябре 1942 года в Сталинграде.
Сам режиссер так говорит об опыте съемок фильма: «Существует фраза о том, что кино рождается три раза. Первый раз — на бумаге, второй — на площадке, третий — на монтажном столе. Сегодня существует и четвертый раз — рождение кино в IMAX. Поскольку этот формат очень популярен среди развлекательных фильмов, мы долго сомневались, стоит ли снимать серьезную военную драму в IMAX, не будет ли это смешением стилей, но в итоге согласились и не пожалели об этом. В картине с нами сотрудничал американец Стив, стереограф, который помогал правильно построить кадр, лучше установить камеру, идеально расположить актеров в кадре. Так в кино появляются новые профессии и новые люди, что, конечно, придает новые ощущения режиссерской работе. У нас на съемках стоял режиссерский монитор, и на него смотрели три бумажных зрителя: один посередине, а два других — по бокам. Чтобы никогда не забывать о том, как будет выглядеть кадр для зрителя в IMAX. На рождении картины в IMAX я также присутствовал лично. Впервые смотрел картину на огромном экране IMAX в
Продюсер картины Александр Роднянский также предвидит, что консервативная часть российской аудитории будет обвинять создателей проекта, что такой серьезный и трагический фильм снимался в «развлекательном формате» IMAX. Однако, по словам продюсера, это не более чем попытка заставить молодую аудиторию испытать те же эмоции, что испытывали люди в Сталинграде в ноябре 1942 года: «Мы надеемся, что фильм, снятый в этом формате, подарит яркие и сильные переживания своим зрителям, ведь вся история кинематографа за последние сто лет шла к тому, чтобы технологически приблизить зрителя к происходящему на экране».
«Сталинград» уже был показан в знаменитом кинотеатре «Синемакон» в
Стереографией картины занималась компания Стива Шкляра 3ALITY, которая работала над такими проектами, как «Хоббит» и «Человек-паук». Однако фильм снимался не только в формате IMAX 3D, но и в 2D, причем монтаж и просмотр фильма в этом формате осуществлялся совсем по другим правилам. Таким образом, с фильмом смогут познакомиться и любители IMAX, и ярые противники формата.