В капсуле космического корабля «Восток» я просидел гораздо больше, чем Гагарин. Я не был в самом космосе, но в корабле просидел около четырех-пяти смен по 12 часов. Оттуда очень сложно вылезать, поэтому я там находился с утра до вечера, только на обед вылезал.
6 июня в общероссийский прокат выйдет художественный фильм «Гагарин. Первый в космосе», посвященный первопроходцу советской и мировой космонавтики. Исполнитель главной роли Ярослав Жалнин рассказал КиноПоиску о своих космических приключениях, в частности о том, каково это — есть из тюбиков и проводить съемочные дни в барокамере, центрифуге и настоящем военном самолете.
«Гагарин» — первый фильм о легенде космонавтики, а вы первый актер, сыгравший Гагарина. Откуда вы черпали вдохновение? Были ли это архивы, документальные фильмы или общение с родственниками и друзьями космонавта?
Вы правы, в данных обстоятельствах отталкиваться от
Что касается вдохновения, то я, скорее, из тех актеров, которые не пытаются придумать
Я смотрел кинохронику, слушал сохранившиеся аудиозаписи, читал очень много книг, но с семьей Гагарина до окончания съемок не общался
Есть такое высказывание у одной из современных актрис: «Я сначала думаю, как бы это сыграла Раневская, а потом играю как Раневская». У меня, конечно же, много актеров, российских и зарубежных, с которых я беру пример. Это Джек Николсон, Том Круз, Леонардо ДиКаприо, Хоакин Феникс, Тим Рот. Это действительно потрясающие люди, которые без своего таланта не добились бы такой популярности. Я смотрю на их базу, на их актерскую основу и
В просмотре фильмов такого рода, в сравнении их героев со своим персонажем я находил новые черты и актерские приемы, которые я потом мог использовать в своей работе. Ведь
К важному процессу подготовки можно еще прибавить мое посещение музея Гагарина в Саратове. Это первый музей, посвященный космонавту. Я туда поехал во время съемок, не афишируя то, что я играю Гагарина. Я приехал, чтобы узнать
Ведь, понимаете, в чем сложность создания картины? То, что мы знаем о Гагарине, было записано уже после его полета. Грубо говоря, все, что было до, сняли уже после. Когда он прилетел, стали снимать кадры перед полетом, кадры подготовки и так далее. И тут нужно было заниматься разведывательной работой, пытаться представить, как бы человек отреагировал на те или иные события, как бы он воспринял определенную информацию. Как он, например, переживал ситуацию, что у него дети на руках, а он летит неизвестно куда. Мама его в фильме говорит: «Какой дурак заберется так далеко?» А он понимает, что этот дурак и есть он сам, и дураком его называет собственная мать. Он не обижался, он просто очень хорошо понимал, что у каждого человека есть свой путь, свой маршрут, своя судьба. Мы, к сожалению, сегодня этого не понимаем и превращаемся в безликую массу, склонную к стереотипам. Гагарин понимал, что у него есть свой путь, но при этом он переплетается с жизнями людей, которых он действительно уважал. Например, с его напарниками по команде. Он уважал их выбор, но при этом все время делал свой. Он постоянно становился перед выбором, но не отпускал ситуацию и был ответственен за собственную судьбу.
В фильме много физически сложных для актера съемок. Долго ли пришлось тренироваться, чтобы быть в хорошей форме?
Я с детства занимаюсь спортом, а перед съемками мне была поставлена специальная задача: интенсивные тренировки в спортзале и усиленное питание в течение нескольких месяцев. Все эти тренировки помогли мне скорее перенести ту физическую нагрузку, которая была во время съемок, нежели пригодились для красоты кадра или для того, чтобы показать, какой Гагарин был мощный, потому что
Перед съемками мне была поставлена специальная задача: интенсивные тренировки в спортзале и усиленное питание в течение нескольких месяцев
В фильме все трюки выполнял я сам, даже просил продюсеров допускать меня ко всем испытаниям в самолете, в центрифуге, в барокамере, к подтягиваниям, отжиманиям, бегу — всем физическим упражнениям, которые показаны во время съемок подготовки космонавтов. Мне это помогло хоть на йоту приблизиться к нагрузкам, к тем ощущениям, которые испытывали космонавты.
Полет в самолете, например, который случился в первый съемочный день, стал для меня одним из самых шокирующих впечатлений, первым шагом в космос. Я впервые летал на учебном военном самолете, где сидят всего два человека. Перед полетом у нас произошел невероятно сложный инструктаж по катапультированию из самолета. Тогда я понял, что существует реальная вероятность того, что мы можем это сделать. Во время полета я на несколько секунд попал в невесомость, когда самолет влетает в «свечку» и на
В капсуле космического корабля «Восток» я просидел гораздо больше, чем Гагарин. Я не был в самом космосе, но в корабле просидел около четырех-пяти смен по 12 часов. Оттуда очень сложно вылезать, поэтому я там находился с утра до вечера, только на обед вылезал. На меня постоянно светил фонарь. Я был весь мокрый и липкий. У Гагарина есть отдельный рассказ о том, что, когда ты летишь, ты весь мокрый, с тебя течет вода, ты как будто в
Какие еще космические испытания выпали на вашу долю? Насколько тяжело было проходить испытания в центрифуге, довелось ли поесть из тюбиков?
Из тюбиков я очень хотел поесть, поэтому ждал ту сцену, когда мы с Титовым за обедом едим из космических тюбиков. Там есть блюда типа мясного пюре с щавелем, или борща, или шоколадной пасты. Но, поскольку это кино, вкус приходилось додумывать самому, так как пюре туда засовывали уже не космическое, а обычное.
Центрифугу мы снимали на заводе «Энергия». Там действительно идет подготовка космонавтов. В день съемок я приехал на час раньше группы (обычно происходит наоборот), потому что у меня была медкомиссия. На меня налепили кучу датчиков, я делал разминку, приседал, делал другие физические упражнения. За этим следили два врача, которые снимали показатели с датчиков и смотрели, как я реагирую на физическую нагрузку. Я в
Я в какой-то момент себя почувствовал так, как будто меня остановили гаишники и проверяли, могу я дальше ехать или нет
Были ли такие моменты, когда вам становилось плохо физически?
Нет, я все выдержал. И потом я находился в таком драйве, что мне в то время все было по плечу. Представляете, целый съемочный день меня крутили в этой центрифуге. В
То же самое в барокамере. Хоть это и была специально построенная барокамера, но условия в ней были максимально приближенными к реальности. Там было невероятно жарко. Я еще говорил, что у меня
Еще был полет на парашюте, когда я целую смену провисел на парашютных стропах, а после этого ходить не можешь еще долго. У нас был эпизод на второй или третий съемочный день, когда я висел на стропах под потолком. Меня катали туда-сюда, все это происходило в дыму, кран вокруг меня летал. Это были съемки для эпизода, когда у Гагарина заканчивается доступ воздуха в скафандре во время спуска на парашюте. Значит, вылетаю я из этого дыма и понимаю, что съемочная группа, которую я сверху вижу,
Долго ли пришлось репетировать известную на весь мир фразу «Поехали!»? Она у вас получилась
Безусловно, я как раз в этой фразе больше всего старался приблизиться к ощущениям Гагарина, к его потрясениям. Конечно, находясь на «Мосфильме», мне было сложно почувствовать и нагрузку его, и ощущения, но в то же время, как говорил сам Гагарин, он этой фразой хотел успокоить всех людей и одновременно поблагодарить всех тех, кто помогал ему. Его феномен в том и состоял, что он понимал, что это не он летит, а что летит вся нация. Он благодарил каждого и пытался успокоить всех тех, кто находился вокруг, поскольку понимал, что они, возможно, волнуются несколько больше, чем он сам. Я, наверное, в этом смысле хотел приблизиться к нему. Я в этой фразе пытался собрать все, что я знал о Гагарине, и выразить это в своем «Поехали!».
Вообще же существовали самые разные варианты этого «Поехали!». Были просьбы и от режиссера, и от продюсера, предложений по этой фразе была масса. Я понимал, что все переживают за эту фразу, все волнуются, какой она будет, а поэтому собирал предложения со всей группы, все их переживания, чтобы потом переосмыслить и воплотить в этой фразе. Но мне в процессе гагаринских открытий еще более важен момент, когда он впервые увидел Землю, потому что это и стало, на мой взгляд, настоящей наградой для него лично. Ведь Гагарин очень много подарил народу: смелость, ощущение того, что нам можно летать в космос, можно там находиться. Но какова была награда для самого Гагарина? Не думаю, что это была та слава, которая обрушилась на него после полета. Он был обречен на это, к сожалению. Я думаю, что свою награду он получил, когда впервые увидел Землю из космоса, ведь кроме него в первый раз увидеть Землю уже не сможет никто. Для меня это и было важно. Если полет — это общее достижение, то вид Земли из космоса — это
«Планета — колыбель человечества, но нельзя вечно жить в колыбели». Эти слова Циолковского — цитата и лейтмотив фильма, который в общем-то и показывает подготовку к выходу из «колыбели». Как вы осмысливали для себя происходящее в фильме историческое событие межпланетного масштаба и вашего героя в данных обстоятельствах, его изменения по ходу действия? Судя по фильму, задачи сделать из Гагарина супергероя не было?
Я, как человек, который воссоздает жизнь другого человека, старался смотреть на эту историю его глазами. Я понимал, что Гагарин в тот момент не думал, что он делает
В чем, на ваш взгляд, секрет Гагарина, отобранного из трех тысяч претендентов?
Я целый год находился в гагаринском космосе. Меня как будто забрали из жизни и отправили на съемки. Так я в «Гагарине» и жил все это время. Целый год жизни я посвятил Гагарину, иногда в небольших перерывах возвращаясь к театру, где меня уже все забыли. Что я для себя понял за это время? Гагарин не ставил для себя задачу сделать
Я для себя вижу Гагарина как некий энергетический комок. Он не был примерным или идеальным, но синтез всех его человеческих качеств превратил простого литейщика со Смоленщины во всемирно известного человека. Для меня самое ценное в нем состоит в том, что он никогда не отказывался от своих принципов, все время стремился к своей цели и ничего не пускал на самотек.
«Что там со мной будет? Не высоко ли я замахнулся?» — не приходили ли эти слова вашего героя к вам как к актеру? Много ли было творческих сомнений по поводу того, сможете ли вы сыграть эту роль?
До официального утверждения на эту работу мне казалось, что они все очень сильно надо мной шутят, что я им нужен для проформы, для сравнения, что вроде есть такие ребята, а есть свой и уже готовый Гагарин. Когда меня утвердили, я уже стал задумываться о том, а не ошиблись ли они. Я очень долго стоял перед зеркалом и думал: «
Я считаю, что это очень правильная тенденция — обращаться к нашим отечественным героям
Есть мнение, что вас отобрали за улыбку, которая очень похожа на знаменитую улыбку Гагарина.
Конечно, это один из главных критериев, который требовался, но мне кажется, что нет уникальности в моей улыбке. Многие мои товарищи и партнеры, которые пробовались на эту роль и о которых я знаю, ничем не уступают мне в этом. Мне во многом помогли и режиссер, и продюсер, и разгадка применения этой улыбки. Мне сначала показалось, что придется, наверное, улыбаться всю картину, чтобы быть на него похожим, а потом я понял, что, наверное, важнее показывать процесс прихода к этой улыбке. Все равно зрителю интереснее понять, откуда родилась эта улыбка. У нас на этом и делается акцент: как он пришел к этому, как добился, он и подарил, и получил от нации все. Только человек, увидевший то, что увидел он, мог улыбаться такой улыбкой.
Ваш фильм выходит спустя пару месяцев после нашумевшей картины «Легенда № 17». Уже объявлено о съемках фильма о футболисте Льве Яшине. В череду фильмов о национальных героях вписывается и «Гагарин. Первый в космосе». Как вы считаете, совпадение ли это или уже тенденция?
Я считаю, что это очень правильная тенденция — обращаться к нашим отечественным героям. Ведь то, что мы делали в кино в течение двадцати лет после развала Советского Союза, было нам, по сути, необходимо. Все говорили, что кино умирает. У нас даже во ВГИКе был гимн, который я ненавидел
Да, мы ошибались, мы поняли, что делать голливудскую кальку мы не можем, и только благодаря этому мы приходим к современной тенденции, обращаемся к своим героям. У нас же кладезь таких людей, начиная с исторических личностей и заканчивая практически нашими современниками, такими как Гагарин. Про Гагарина не снимали фильмов, потому что семья запрещала, но про Харламова, про Яшина, про других спортсменов можно было уже давно снять хорошие фильмы. У нас героев столько, что просто бери и делай. Хорошо, что мы нашли свой собственный путь.
Кстати, о «Легенде». Мне очень понравился этот фильм. Я вообще люблю развлекательное кино, хотя режиссеры говорят, что это все коммерция, отмывание денег, но я с этим не согласен. И актеры, и режиссеры, и операторы, и фотографы, и журналисты существуют для развлечения публики, для того чтобы зрителю представлять
Однако у меня остались некоторые вопросы. Я обожаю хоккей и очень хорошо знаю серию
Как, на ваш взгляд, принимают картину зрители?
12 апреля, когда мы представляли картину в День космонавтики, после показа фильма я случайно встретил Елену Гагарину, дочь космонавта. Я больше всего боялся этой встречи. Когда увидел ее, у меня затряслись коленки, но я взял себя в руки. Она улыбнулась, пожала мне руку и сказала: «Вы большой молодец!» Она говорила много хорошего и приятного. То, что я запомнил: «Мне было приятно видеть, как вы переживаете во время работы». Мы обменялись теплыми словами, и я думаю, что нам еще придется встретиться не раз. А еще недавно была премьера в Питере на фестивале «Виват, кино России!». Когда я вышел представлять этот фильм, я видел, что зрители очень скептически меня приняли. Но, когда они уже посмотрели фильм, многие, даже пожилые люди, были поражены. Были люди, которые восприняли эту картину как полудокументальное кино. Во время
Естественно, есть и критики, которые считают, что сыграли не то и не так, но это жанр такой, жанр библиографической картины, в которой сочетается художественная составляющая и реальность. Вообще же я считаю жанр биографической картины удивительным жанром, но не люблю слово «байопик».
В фильме очень важен мотив зависти. Все показанные космонавты, по сути, завидуют друг другу,
Мы долго думали, как снимать соперничество между космонавтами. Они дружили, общались и в то же время находились в чрезвычайном психоэмоциональном напряжении. Как актер, я с этой ситуацией очень хорошо знаком. В жизни и в фильме Титов, например, был самым близким другом Гагарина, но соперничество между ними ощущалось на уровне поджилок.
Каждый человек эгоистичен, и в такой ситуации, какая была у команды потенциальных космонавтов, каждый хотел быть первым. Но Гагарин мог болеть за других, при этом сам он хотел полететь в космос. Вся команда во главе с Королевым заражала друг друга благородным эгоизмом. Они понимали, что от них зависит не только собственная судьба, но и судьба всей страны, что они прежде всего должны оставаться людьми. В фильме это не показано, но были случаи, когда летчики, которых не взяли, кончали жизнь самоубийством, не могли справиться с психологическим напряжением. В советское время об этом, естественно, умалчивали, но это было. Это говорит о том, насколько значимой была цена победы.
Гагарин по жизни был лидером, но при этом умел оставаться в тени. У него был сильный духовный заряд и здоровое сомнение, за которое его и полюбил Королев. Даже несмотря на то, что он не мог находиться дольше всех в барокамере и не был самым сильным и ловким. В этом смысле для меня как для актера важна была сцена, когда летчики в шутку выбирают, кому лететь, и кидают бумажки с именами в шляпу. Гагарин здесь сначала радуется, что
В съемках фильма принимал участие легендарный оператор Вадим Юсов, работавший с Андреем Тарковским. Расскажите о вашей совместной работе над проектом.
Первым оператором картины выступил Антон Антонов.
Расскажите об актерском дуэте с Ольгой Ивановой, сыгравшей жену Юрия Гагарина.
Я думаю, что Ольгу подобрали очень точно. Попадание по сходству просто стопроцентное. Она очень прочувствовала свою героиню и без всякой работы с режиссером уже создала готовую героиню. Я так не могу работать. Мне нужна подсказка со стороны режиссера. Вообще у нас в фильме сложилась очень хорошая команда, где каждый стремился помочь друг другу.
Каковы ваши текущие и будущие проекты?
Я играю в театре и нигде не снимаюсь. Самый главный проект для меня сейчас — это моя свадьба, которая состоится 1 июня. Но это для того, чтобы порадовать мою невесту. А сам я уже мечтаю о путешествии, которое последует за свадьбой. Мы отправимся в круиз на лайнере по Средиземному морю.