Персонаж Уэстлейка, Паркер — это человек слова. Он надежен, он всегда предупреждает о своих действиях и не хочет никому причинить вред, если только люди этого не заслуживают. Есть очень много причин, чтобы симпатизировать этому парню.
Джейсон Стэйтем — своеобразный мужской вариант Золушки современного британского розлива. Он долго и упорно занимался спортом, участвуя даже в Олимпийских играх в составе британской сборной по прыжкам в воду. Однако это занятие не приносило большого дохода, и простому пареньку ничего не оставалось, кроме как торговать на улице безделушками. Неизвестно, как бы сложилась его судьба, не заприметь его фея в лице агента по подбору моделей. Реклама джинсов, а потом и счастливое попадание к Гаю Ричи в «Карты, деньги, два ствола» дали старт его карьере, и спустя 15 лет Джейсон уже является главной экшн-звездой поколения, а фильмы с ним в роли брутального парня с пушкой выходят каждый год.
31 января на российские экраны выходит «Паркер» — экранизация одного из романов Дональда Уэстлейка про благородного и чрезвычайно принципиального вора Паркера. Этого же персонажа, только под другими именами, в кино играли Ли Марвин, Роберт Дюваль и Мэл Гибсон. Режиссер «Паркера» Тейлор Хэкфорд выбрал на главную роль Джейсона Стэйтема. А в напарницах у него оказалась Дженнифер Лопез — она играет агента по недвижимости, Лесли, которая невольно становится участницей криминальных разборок между Паркером и кинувшими его на деньги подельниками. Впрочем, Паркер настолько хорош собой, что Лесли кидается ему помогать с большим энтузиазмом.
В жизни Джейсон Стэйтем так же хорош, как на экране, и гораздо более улыбчив. А еще весьма галантен. Увидев во время интервью, что вошедшей девушке-фотографу негде сесть, моментально вскочил и принес ей стул. КиноПоиск расспросил Стэйтема о том, чем его новая роль отличается от предыдущих, узнал, какие британские киногерои вдохновляли его в детстве, и выведал, о чем втайне мечтает герой боевиков.
Джейсон, ваш персонаж в «Паркере» уже далеко не такой пуленепробиваемый, как раньше. Ему очень даже достается от других. Он не похож на тех героев, которых вы играли прежде. Что вас в нем привлекло?
Знаете, каждый герой чем-то отличается. Я уже не помню, в скольких фильмах я снялся, но во всех была своя история. Конечно, в большинстве фильмов огромную роль играет физическое действие, трюки, но все равно в каждом есть что-то свое. Персонаж Уэстлейка — это человек слова. Он надежен, он всегда предупреждает о своих действиях и не хочет никому причинить вред, если только люди этого не заслуживают. Есть очень много причин, чтобы симпатизировать этому парню. Но при этом он по ту сторону закона, он все-таки вор. Мне это в нем очень понравилось.
На вас как-то влияло то, что этого персонажа уже играли Ли Марвин, Мэл Гибсон?
Нет, честно говоря. И романов Уэстлейка я тоже не читал. У меня ведь нет традиционного опыта, как у большинства актеров. Я не знаю, как готовиться к роли через наблюдение за другими. Я стараюсь максимально достоверно воплотить на экране то, что написано в сценарии.
Для Тейлора Хэкфорда это, пожалуй, первый фильм в жанре криминального детектива. Как вам с ним работалось?
Ему хотелось, чтобы все было аутентично и достоверно. Он дал мне шанс сделать то, чего я обычно не делаю, то есть сыграть не супермена, который может в одиночку положить десятерых, а живого человека из плоти и крови. Тейлор — очень открытый, очень умный режиссер. Он очень много внимания уделял деталям и хотел, чтобы вы поверили этому парню, Паркеру, потому что он так же устает, испытывает боль и страдания, как и обычные люди. Мне ведь очень легко сниматься в сценах, где я надираю всем подряд задницы, но он хотел чего-то другого. Он хотел, чтобы я был обычным парнем, чтобы не показывал все свои знания боевых искусств. Я держался этого направления.
Вы ему давали какие-то советы насчет экшн-сцен?
Ну что вы! У него же номинации на «Оскар» есть. Такому парню сложновато давать советы! (Смеется.) Вообще же мне было довольно сложно: я привык играть крутых парней, а тут нужно было что-то совсем другое. Да, он силен духом, но физически он такой же, как все. Ему может быть больно и тяжело. Я даже не был уверен, что у меня получится. Я-то предпочитаю роли эдаких суперменов.
Я привык играть крутых парней, а тут нужно было что-то совсем другое
Знаете, я, когда готовилась к интервью, увидела очень смешной отрывок из выступления Дилана Морана, где он как раз про вас говорит. Вы не видели?
Нет, кажется, нет.
Там о том, как обычным мужчинам среднего возраста нравится смотреть фильмы со Стэйтемом, потому что они-то уже и подняться с дивана не могут, а вы как бы за них на экране все делаете. А вам как кажется, кто ваш зритель?
(Смеется.) Я не знаю, правда. Ты никогда не знаешь, кто этот человек, который смотрит твои фильмы. Я думаю иногда: кто же смотрит эти фильмы со мной? Но у меня нет ответа. Совершенно себе не представляю. (Смеется.) Знаете, проводят же анализ аудитории, но, если бы я знал, думаю, я бы как-то по-другому делал свою работу, осознанно пытался ориентироваться на это. Но я всего лишь хочу делать фильмы, которые делаю. А уж люди пусть сами решают, приходить им или нет.
А что касается трюковой стороны съемок в «Паркере», то для вас это, наверное, был своего рода отпуск?
Да, я выполнял куда более опасные вещи в других фильмах. Тут нет такого количества опасных сцен и драк. Это все-таки фильм, в основе которого лежат персонаж и его история. Поэтому у меня остались воспоминания о работе с режиссером, с Ником Нолти, с Майклом Чиклисом, а совсем не о трюках. А самые сумасшедшие трюки в своей карьере я выполнял на площадке «Перевозчика 2» в Майами. Вот где я шел на совсем уж большой риск, неоправданно большой. Мне повезло, что я не пострадал. Я должен был бы, но мне просто повезло. Ведь далеко не все трюки ты должен выполнять сам, всегда есть каскадер, если он нужен. Но мне все хотелось сделать самому.
Знаете, у меня же спортивное прошлое, я много всего попробовал подростком, так почему бы это не использовать? Как другие учились в актерских школах, так и у меня были годы подготовки другого рода — практически каскадерской подготовки. Я прыгал в воду с высокой платформы, я изучал боевые искусства. И если кто-то учился актерству, то я почти 20 лет учился трюкам. Не пропадать же этому! Трюки — это всегда весело.
Про «Паркера» написано больше 20 книг. Вы бы вернулись к этому персонажу, если продюсеры решат запустить франшизу?
Сиквел — это большая роскошь. Если получился хороший фильм и он понравился зрителям, если он собрал отличную кассу и решено запустить сиквел, то я с радостью сыграю этого героя еще раз. Но для этого зрителям Паркер должен понравиться так сильно, чтобы они хотели увидеть его еще раз. Это уже нам неподвластно. Власть у аудитории. Если ей не понравится стиль фильма или еще что-то, то все, никакого тебе сиквела.
Вы выросли в Британии и наверняка смотрели в детстве британское кино. Какие фильмы вы до сих пор любите пересматривать?
Британское кино, а? (Расплывается в улыбке.) Я большой фанат фильмов о Джеймсе Бонде, конечно. Шон Коннери — мой любимый Бонд. Я помню все картины об агенте 007 с его участием. В них все отлично: и трюки, и сюжет, и девушки… В общем, все то, что нравится мальчишкам! Я вырос на них и хотел стать каскадером именно благодаря этим фильмам. Дух захватывало, когда герои на лыжах съезжают со скалы или прыгают с парашютом. Как я хотел все это делать! Своеобразное желание вытворять всякие дурацкие трюки и привело меня в итоге к кино. Но многие из них у меня еще не было шанса сделать.
Желание вытворять всякие дурацкие трюки и привело меня в кино
К нам недавно приезжал Джеки Чан, потом Арнольд Шварценеггер, теперь вот вы навестили Москву. Так мы скоро соберем коллекцию «Неудержимых»!
Да, я слышал, что Джеки Чан должен присоединиться к проекту, это будет очень круто. Я большой его поклонник. Еще бы! Этот парень, кажется, сломал себе все что можно, самостоятельно исполняя трюки. Он по-настоящему отдается делу. И на площадке «Неудержимых» всегда очень классно работать, мы бесконечно смеемся. Столько энергии и экшна — эти фильмы очень легко снимать.
Но до этого вас ждет еще и «Внутренний фронт»?
Да, сценарий этого фильма Сталлоне вообще-то писал для себя. Знаете, когда он предложил мне эту роль, которая предназначалась для него, я понял, что это какой-то новый этап. У него получилась очень крутая история, и он еще подогнал ее под меня, как портной подгоняет по фигуре костюм. Это потрясающе.
Джейсон, ваш персонаж, Паркер, воспринимает грабеж как бизнес. Его многие сравнивают с бизнесменом. А если бы вы не попали в кино или собрались на пенсию, то какой бизнес вы бы открыли? Что вам по душе?
Даже не знаю. (Задумывается.) Наверное, открыл бы хороший отель с потрясающим рестораном. (Улыбается.) Но это потребует большой отдачи.