Мужчины и женщины Клода Лелуша

Обсудить0

30 октября исполняется 75 лет значительному французскому режиссеру Клоду Лелушу. В честь юбилея классика КиноПоиск решил вспомнить самые важные ленты этого постановщика, посвященные любовным переживаниям. Среди них картина «Мужчина и женщина», ставшая для своего поколения эталоном современной европейской киноромантики, а потом и вовсе хрестоматийным ее примером.

В истории французского кино есть немало знаковых глав: от синематографа братьев Люмьер до утонченной «новой волны», от провокационных экспериментов Франсуа Озона до жизнеутверждающего юмора Жан-Пьера Жёне. Еще там есть Клод Лелуш, и это совершенно особый случай.

Когда Клоду Лелушу было 8 лет, отец подарил ему любительскую кинокамеру. Мальчик посмотрел в объектив и понял, что отныне детские игры ему неинтересны. Можно делать кое-что более увлекательное — снимать и монтировать реальность. Получилось весьма неплохо: уже в 13 лет Лелуш получил Гран-при Каннского кинофестиваля за документальную короткометражку «Зло века». Однако в следующий раз в Канне о Лелуше вспомнили лишь в 1966 году, когда «Золотая пальмовая ветвь» была присуждена его «Мужчине и женщине». Картина, вызвавшая немало споров, сделала, тем не менее, свое дело: молодой режиссер стал новой иконой независимого кино.

С тех пор Клод Лелуш снял почти 50 фильмов и получил еще немало премий. В его лентах центральные роли исполняли главные звезды французского кино: Жан-Поль Бельмондо, Анни Жирардо, Жак Брель, Мишель Морган, Николь Курсель, Серж Реджани, Катрин Денёв, Жак Дютрон, Жан‑Клод Бриали, Лино Вентура, Ришар Боринже и другие.

Несмотря на все это, пожалуй, нет во Франции кинематографиста со столь противоречивой творческой биографией. Кто он? Гений или баловень судьбы? Талантливый профессионал или везунчик-графоман, паразитирующий на случайном успехе одной ленты? Об этом вот уже полвека спорят критики. Большая часть того, что было сказано в отношении этого режиссера, связано с фильмами, где главное — это чувства и эмоции.

По случаю 75-летия Клода Лелуша КиноПоиск вспоминает его лучшие ленты о любви.


«Мужчина и женщина», 1966

Самая популярная картина Клода Лелуша нарисована неброскими, но четкими мазками. Все просто: есть мужчина (Жан-Луи Трентиньян) и женщина (Анук Эме). Она молодая вдова, потерявшая мужа-каскадера во время съемок. Он тоже вдовец — его жена покончила с собой. Их свяжет вместе пронзительно монотонная история любви. Она будет развиваться по-взрослому неспешно, на фоне пустынных пляжей, скоростных автомагистралей, в ритме «ша-ба-да-ба-да» — мелодии Франсиса Лэя, ставшей чуть ли не более известной, чем сам фильм.

Лента «Мужчина и женщина» принесла Лелушу мировое признание, но одновременно вызвала недоумение критиков и киноманов. Что это было — шедевр или игра на чувствах зрителя? Так родился термин «лелушизм» и мода на фильмы с безусловно эффектным визуальным рядом, но чересчур растянутым, а порой попросту надуманным сюжетом. Что, тем не менее, не мешает подобному жанру и по сей день иметь преданных поклонников в самых разных уголках света.


«Робер и Робер», 1978

В этой легкой лирической комедии Лелуш не похож на себя. И даже любовь в ней не главное. Главное — дружба. Двое мужчин с одинаковым именем — Робер — случайно встречаются в коридоре службы знакомств, куда они пришли, чтобы найти свою половину. Но кто сказал, что найти настоящего друга менее важно, чем жену?

Прежде чем снять этот фильм, Клод Лелуш долго производил разведку боем. Много раз он приходил инкогнито в самые разные службы знакомств. В результате получилась не только трогательная история о дружбе двух одиноких мужчин, но и блестящая пародия на подобные социальные институты.


«Эдит и Марсель», 1983

Пересечение эпох и судеб — еще одна характерная черта в творчестве Клода Лелуша. «Эдит и Марсель» — это, с одной стороны, байопик, повествующий о романе певицы Эдит Пиаф и боксера Марселя Сердана, а с другой — фильм о совсем иной паре, мужчине и женщине, которые влюбляются друг в друга благодаря фронтовой переписке. На протяжении всего фильма песни Эдит Пиаф вплетаются как в ее собственную судьбу, так и в историю остальных героев, разрушают временные и пространственные границы, предопределяя грустный, но предсказуемый финал. Интересная деталь: в фильме самого себя играет Шарль Азнавур, а роль Марселя Сердана исполняет его сын.


«Мужчина и женщина 20 лет спустя», 1986

Можно ли пережить вновь самые яркие мгновения прошлого? Этот вопрос, которым задаются главные герои «Мужчины и женщины», вернувшиеся на экраны 20 лет спустя после выхода нашумевшей ленты, очевидно, мучает и самого режиссера. Заметно постаревшие персонажи прошли длинный путь. У него собственный автобизнес. Она, известный продюсер, решает снять фильм об их любви. Пусть вся эта история — всего лишь спекуляция Лелуша на тему былого успеха, попытка его вернуть или даже превзойти, но сиквел получился почти философским: молодость не вернуть, прошлое — тоже. Да и просто интересно сравнить две эпохи — шестидесятые с восьмидесятыми — и посмотреть, как изменились актеры и их герои.


«Отверженные», 1995

«Отверженные» — интерпретация великого романа Виктора Гюго, где действие перенесено в начало XX века. И, возможно, это лучшая роль Жан-Поля Бельмондо, а точнее, сразу несколько ролей. В «Отверженных» он играет отца и сына, у каждого из которых весьма непростая судьба. Конечно же, в этих судьбах есть место любви, но, увы, сложной, трагической. Иначе и быть не может, ведь если у Гюго отверженные — это каторжники, то у Лелуша — евреи. Грустный эксперимент на классическую тему принес Лелушу «Сезар» и «Золотой глобус» за лучший иностранный фильм, а заодно ознаменовал новую веху в творчестве режиссера.


«Женщина и мужчины», 2010

По-французски название фильма звучит иначе. Если его перевести дословно, получится что-то вроде «Те самые любови». Русский вариант заголовка недвусмысленно намекает на то, что Лелуш вновь сел на любимого конька. Однако это не совсем так. Лента «Женщина и мужчины» ничего общего не имеет с главным фильмом режиссера. Эта картина гораздо масштабнее. Здесь важнейшие события ХХ века раскрываются через судьбу одной женщины (ее играет восходящая звезда французского кино Одри Дана) и пятерых мужчин, в которых она была влюблена в течение жизни. Героиня не слишком разборчива. То она просыпается в одной постели с нацистским офицером, то сразу с двумя американскими военными. Чтобы решить, с кем из них остаться, она подбрасывает монетку. Такая вот чисто французская непосредственность. А может быть, просто боязнь одиночества?

В фильме Лелуш подводит своеобразный итог своей творческой деятельности. Картина изобилует цитатами из его ранних лент, а одним из героев неожиданно оказывается сам режиссер. И сложно не отдать должное переводчикам: название «Женщина и мужчины» как нельзя лучше передает суть этого фильма, где история любви — это всего лишь повод для Клода Лелуша рассказать о своей собственной жизни.

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

23 июля9
7 сентября 2021
6 сентября 202168
21 июня 202016

Главное сегодня

20 ноября9
22 ноября4
22 ноября3
Вчера3
Вчера3
Вчера4
22 ноября3
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации