Я делал инопланетян для сцены в баре в „Звездных войнах“. Люди никогда до этого не видели комнату, заполненную инопланетянами. И, хотя это была совсем другая история, я старался убедить создателей „Людей в черном 3“ сделать инопланетян все-таки уже немного знакомыми, такими, какими мы их видели в старых фильмах...
Незадолго до выхода в широкий прокат фильма «Люди в черном 3» Рик Бейкер — главный киноволшебник проекта (
За свое богатое воображение и несомненный талант к ручной работе Рик Бейкер получил семь «Оскаров». Входящий в здание его студии видит их за стеклом настенных полок рядом с групповыми фотографиями всех специалистов, занятых в той или иной картине, получившей высшую награду Американской киноакадемии. Наличие снимков дает понять гостю, что Рик не считает эти награды своим единоличным достижением.
Внутренние помещения студии впечатляют с первого же шага за стилизованную готическую железную дверь. Гость попадает в довольно странное место. Оглядевшись, мы видим, что, оказывается, как бы вышли из замка, выложенного огромными камнями. С потолка свешиваются по виду невероятной тяжести псевдожелезные цепи. А прямо перед нами нечто вроде старого кладбища со скелетами и прочей атрибутикой. Поднимаемся по псевдокаменной лестнице с псевдокаменными, искусно вырезанными химерами по краям и оказываемся в коридоре, который завершается огромной, в три (не меньше) человеческих роста, фигурой графа Дракулы с мечом и в черном плаще с кровавым подбоем.
Распахиваются двери, и нас приглашают в просторный зал, заполненный фигурами разных существ из фильмов, где использовалось мастерство художника. Сам он, находясь в окружении своих творений, совсем как бог из старых книжек — седобородый, седовласый, с мягкой улыбкой и хитроватым прищуром глаз. Он распахивает руки в приглашающем жесте. Однако, остолбенев от такого количества поразительно правдоподобных инопланетян, человеческих и звериных фигур, мы не трогаемся с места, озираясь и впитывая все это великолепие. Инстинктивно тянемся к телефонам с камерами, но, увы, фотографировать нельзя. Мы в святая святых — мастерской самого Рика Бейкера.
Налюбовавшись, осмелев и даже потрогав Кинг-Конга, сидящего посредине комнаты, мы
Хотелось бы начать беседу с самого первого момента, как вы прочитали сценарий. Вы сразу предвидели трудности?
О, я был очень рад новым возможностям, я бы не назвал это трудностями. С самого первого фильма «Люди в черном». Меня попросили сделать пришельцев такими, какими их еще никогда не видели. Я сразу предупредил, что это будет непростой задачей. Я делал инопланетян для сцены в баре в «Звездных войнах». Люди никогда до этого не видели комнату, заполненную инопланетянами. И, хотя это была совсем другая история, я старался убедить создателей «Людей в черном» сделать инопланетян
То есть инопланетяне третьего фильма — это своего рода дань уважения всем фильмам о монстрах. Я слышала, что Борис — это поклон в сторону Бориса Карлоффа. Могли бы вы назвать
Наверное, не осталось ни одного фильма жанра научной фантастики периода от пятидесятых до семидесятых годов, куда бы мы не запустили руку. (Смеется.) То есть я имею в виду, которым мы бы не поклонились с почтением. Причем мы использовали не только фильмы, но телесериалы. Например, я взял много идей из сериала шестидесятых «За гранью возможного», на котором я рос и который смотрю всякий раз, когда идет повтор.
Как вы разрабатывали концепцию этого мира инопланетян на Земле?
В каждом фильме это происходит
Каждое лицо, тело имеет
Да, я даю волю воображению. Забавно, конечно, но опять же все зависит от фильма, для которого ты работаешь. Я знаю, что в первом фильме «Люди в черном» у меня было много проблем, связанных именно с логикой и практическим обоснованием той или иной детали. На самом деле я, конечно же, пытаюсь определить для себя целесообразность всех деталей, что и из чего исходит. Например, здоровенный таракан. Как он поместится в человека ростом в метр восемьдесят? Мне говорят: он складывается внутри. Я же говорю: все равно слишком большой, даже если он сложится втрое, то должен быть меньше. А они настаивают на своем: таракан должен быть огромным и должен складываться. Я продолжаю звонить Барри Зонненфельду и уточнять, как он себе представляет эту тараканью маскировку, как ему удается обмануть людей и прятаться внутри человека. Откуда он появился, в каких условиях жил? В итоге я предложил сцену в главном офисе агентства, где все пришельцы проходят паспортный контроль. Я нарисовал ему несколько вариантов этой сцены. Барри сказал, что я придаю всей этой практичности слишком большое значение. И в итоге он оказался прав,
Легко сказать, мол, не придавай значения практичности, но зрители сидят и думают: «Ага, все они прибыли с разных планет, имеют совершенно разные формы, очень от нас отличные, но дышат, тем не менее, кислородом».
Я и этот вопрос Барри задавал. Поэтому я настаивал на своего рода скафандрах и шлемах. Но, Боже мой, это же комедия с элементами фантастики, и ничего больше! (Смеется.) Да ну ее, эту практичность! Я вымотал своими вопросами бедного Барри. Я звонил ему среди ночи и предлагал
Я изменил первоначальное видение Бориса. Он задумывался немного иным, но
То есть сначала вы делаете настоящие маски, чтобы почувствовать текстуру, материал, а потом добавляете специальные компьютерные эффекты?
В фильме есть и спецэффекты, и настоящий грим. Мы сделали 127 «реальных» инопланетян. Например, Борис опять же. Его грим меняется и состоит из разных деталей, которые накладываются для разных кадров. Есть и CGI, конечно, но совсем немного.
Было много разговоров о том, что во время съемок третьего акта фильма возникли проблемы, и сценарий постоянно переписывался. Уилл Смит все время
Именно поэтому и говорил раньше, что надо иметь в запасе достаточное количество уже готовых существ. Была сцена, когда Уилл впервые появляется в головном офисе агентства, а там стоит длинная очередь самых разных тварей, совершенно невообразимых инопланетян. И вдруг мне говорят: «Мы решили не снимать эту сцену! Инопланетян можно будет использовать
Могли бы вы вспомнить
В целом ситуации с
А вам самому не хотелось надеть свой грим и сняться хотя бы в эпизоде?
Я всегда стараюсь придумать
Вы это делаете, чтобы прочувствовать, как актеры чувствуют себя в вашем гриме?
В большинстве случаев я испытываю каждый новый грим на себе, это правда. Исключительно для того, чтобы представить себе, через что придется пройти актеру и сколько это займет времени. Этот момент всегда важен.
Учитывая изменения технологий в съемке фильма и использование компьютерных имиджей, я не могу не спросить, как вы считаете, на фильмах такого уровня, как ЛВЧ, где огромное количество разных придуманных существ, не было бы проще использовать CGI или performance capture? Это было бы проще для актеров и для гримеров. Вы думаете, в будущем так и будут делать?
Я очень рад, что у нас, кинематографистов, появился новый трюк в рукаве — дополнительная возможность делать фильм более привлекательным для зрителя. Но я не думаю, что этот трюк годится абсолютно для всего. Performance capture — вещь замечательная, я не спорю, но там, где она необходима. Но то, что делаем мы, присутствует с нами во время съемки, тогда как результат performance capture будет виден только в самом конце. Я даже не хочу думать о том дне, когда эти новые вещи, включая виртуальные съемочные площадки, полностью войдут в обиход. Это очень повлияет на актеров,
Когда вы входите в павильон, где создана сцена с реальными вещами, где уже царит атмосфера истории, в которой вы живете, вы точно знаете, где находитесь и чего ожидать от среды и от себя. Например, вы заглядываете на площадку ЛВЧ, где снимается головной офис агентства. Вы видите уникальный дизайн помещения, странные предметы, еще более странные существа бродят вокруг вас. Вы чувствуете атмосферу фильма, его историю, правильно? А если бы это был только зеленый экран вокруг вас, что бы вы чувствовали? Ничего. Это влияет на работу актера, не может не влиять. Воображение воображением, но реакция в актерской профессии не менее важна, а для реакции предпочтительней реальность.
Как вы договариваетесь со студией о том, кто хранит все эти экспонаты из фильмов? Они принадлежат официально вам или студии?
Я всегда предупреждаю, что все созданные мною макеты, модели, маски и так далее я храню у себя в студии. Это связано с производственными секретами, но на бумаге все это принадлежит Sony. Мы подготовили выставку для музея Museum of Moving Images в
В дополнение хотелось бы добавить несколько любопытных деталей о самом художнике. Оказывается, с раннего детства он любил подшучивать над соседями, валяясь на дороге с «пулей» в голове и в «луже крови» под ней. Разумеется, День всех святых — его самый любимый праздник. Можно смело пугать народ. В 1968 году, когда вышел фильм «Планета обезьян», он соорудил себе костюм шимпанзе и в таком виде явился с друзьями на просмотр картины в