«Шпион»: Необычные места для съемок

Обсудить0

5 апреля на российские экраны выходит экранизация „Шпионского романа“ Бориса Акунина „Шпион“. Авторы любого исторического фильма сталкиваются с множеством проблем, связанных с местами съемок. О том, как искали подходящую натуру, нам рассказали создатели картины...

5 апреля на российские экраны выходит фильм «Шпион» — экранизация «Шпионского романа» Бориса Акунина о секретной операции советских разведчиков накануне Великой Отечественной войны.

Авторы любого исторического шпионского фильма, как вы догадываетесь, сталкиваются с множеством проблем: коммуналки давно расселили, сделав в них евроремонт, двухэтажные троллейбусы по Москве не ездят уже полвека, а на Лубянку, понятное дело, киношников никто не пустит. Создать на экране 40-е годы, к тому же в определенном стиле, — та еще головная боль. Однако любая задача оказывается решаемой. О том, как искали подходящую натуру, что приходилось строить в павильоне и какие гаджеты можно будет высматривать в кабинете Октябрьского, нам рассказали создатели «Шпиона».



Коммунальная квартира


Изначально сцены в коммунальной квартире предполагали снимать в построенной декорации и даже покадрово расписали в придуманном интерьере каждый эпизод, однако продюсеры посчитали такой проект слишком дорогостоящим. Пришлось искать подходящую квартиру и все переделывать. Квартиру нашли в Москве, в старом доходном доме. С разрешения хозяина ее обставили и покрасили. Владелец даже попросил киношников оставить сделанный ими «ремонт». Реквизит, правда, съемочная группа забрала — его слишком долго и тщательно собирали.

С квартирой художникам повезло. Мало того что с ней можно было делать что угодно, так там сохранилась оригинальная плитка 20-х годов на полу. Трещины, вспученные обои — все это придумки декораторов. В коридоре квартиры специально сделали турник для Дорина, на котором он во время диалогов раскачивается — это находка режиссера.

Высокие, глухие потолки — головная боль для оператора, который в павильоне может развернуться и закрепить свет там, где ему это нужно. Однако Денис Аларкон Рамирес справился с трудностями замкнутого пространства, а тот самый потолок в итоге сделал, по его мнению, пространство более достоверным.

В итоге получилось лучше, чем было бы в декорации, считает художник Виктор Петров. Павильон остается павильоном, а реальное пространство дышит и живет.



Кабинет Октябрьского


Кабинет Октябрьского, как и все помещения НКВД, придумывали с чистого листа, ведь в реальных кабинетах здания на Лубянской площади никто не бывал. На фото — секретная часть кабинета, своеобразная тайная лаборатория, входом в которую служит раздвижная красная звезда — ее придумал режиссер Алексей Андрианов.

На дальней стене — фото Муссолини, картинки времен испанской революции. В кабинете также есть телевизор, на котором Октябрьский показывает Дорину запись его похождений.

Кабинет — построенная в павильоне декорация. Верхняя часть перегородок с окошками перекликается с кабинетом Берии, который снимали в реальном интерьере на «Красном Октябре».



Чаепитие у Берии


Три картины в кабинете Берии — это обязательный портрет Ленина, висевший у всех, изображения Сталина с пионерами и самолета. Последние две картины взяты из каталога выставки «Москва — Берлин / Берлин — Москва. 1900—1950». Висели ли они когда-нибудь в кабинете Берии — неизвестно.

Снимали чаепитие на третьем этаже административного корпуса фабрики «Красный Октябрь». Этот интерьер остался практически нетронутым после смены владельцев. Сейчас это переговорная в офисе портала Openspace.

О старинном овальном столе существует легенда, согласно которой он попал на «Красный Октябрь» после Ялтинской конференции, во время которой за ним собирались Сталин, Черчилль и Рузвельт. Правда это или нет, никто не знает, а вот то, что директора кондитерской фабрики поили здесь своих гостей чаем с конфетами, — абсолютная правда.



Комната прослушки на Лубянке


Внутренности Лубянки было сложно снимать, ведь там никто не был. Объездили все темные коридоры Санкт-Петербурга и Москвы, прошли все военные академии, университеты и государственные учреждения. В итоге образ получился сборный.

Этот зал со столиками с лампами нашли в читальном зале в Академии им. Фрунзе. Печатные машинки работают на создание стиля «дизельпанк».

На этом кадре видно, что Октябрьский носит открытый мундир, который после 1935 года был заменен на китель с глухим, под горло, воротничком. Это отступление от исторической правды работает на образ: острый V-образный ворот, белая рубашка с галстуком выделяют Октябрьского среди других сотрудников НКВД. Вассер, кстати, носит исторически верный китель.



Троллейбус


Сейчас двухэтажные троллейбусы в Москве кажутся нонсенсом, но они действительно существовали. Например, в ленте «Весна» с Любовью Орловой на четвертой минуте по Манежной площади проезжает двухэтажный троллейбус. Проездили они до 1953 года.

Троллейбус создали специально для фильма. Это макет, сделанный на базе одноэтажного автобуса. Второй этаж макета сделали очень низким, в нем с трудом можно было сидеть. Впрочем, высота второго этажа и в троллейбусе 40-х годов была небольшой, около 176 сантиметров.

В фильме троллейбус едет по Москворецкому мосту. Двухэтажная машина еле помещалась под реальными троллейбусными линиями. Он практически касался их.

Художник фильма Виктор Петров сам в детстве ездил на двухэтажных автобусах — в Москве такие ходили несколько лет в начале 60-х по 111-му маршруту — от Исторического музея до МГУ. В них не было дверей, и на повороте можно было вскочить, выскочить и даже вывалиться.



Съемки погружения троллейбуса под воду


Необходимо было снять, как троллейбус падает с Москворецкого моста и погружается в воду. Одним из условий продюсеров была необходимость сделать это бюджетно. Алексей Андрианов придумал, что сцена эта происходит во сне главного героя.

Благодаря тому, что сцена была перенесена в ирреальное пространство, троллейбус снимали в павильоне, в задымленном пространстве, с другой частотой съемки (125—150 кадров в секунду). Это позволило добиться плавности движения, как под водой, и сэкономило бюджет.

Для съемки оператор специально придумал удочку, которая позволила управлять миниатюрной, помещающейся на ладони цифровой камерой дистанционно. Он также поставил дистанционное управление фокусом. Он даже встретился с изобретателями этого устройства, и они вместе экспериментировали прямо на площадке — все ради одного кадра.

Камера благодаря своей миниатюрности буквально пролетала между персонажей, уходила вниз, на чемодан, а потом снова проходила в сантиметре от героев. Это создавало ощущение полета.



Прибор ночного видения


Создатели фильма долго спорили и обсуждали, как должен выглядеть прибор ночного видения. У художника-постановщика был кусочек перископа, и он предложил такую же вертикальную систему зеркал. Но оператор нашел в интернете рисунок реального довоенного устройства под названием «Дудка-1». В итоге нашли настоящий прибор, оставили его практически в том же виде, добавив только фонарики.

После съемок оператор подарил прибор ночного видения Федору Бондарчуку на день рождения как память о картине.



Сцена в «Метрополе»


Снимать в ресторане «Метрополя» можно было только с 10 вечера до 5 утра, когда там нет посетителей. А так как у ресторана стеклянная крыша, из которой летом идет холодный свет, то на съемки и вовсе оставалось 5 часов в смену.

Танец Октябрьского с актрисой состоял из более чем 70 кадров. Должны были снимать две ночи, но сняли только за три. Дополнительная смена понадобилась из-за сложных условий съемки. Для каждого эпизода нужно было с ювелирной точностью выставлять свет, а для прохода героев по всему залу во время танца осветительные приборы пришлось расставлять на балконах по периметру помещения. Ко всему прочему, нужно было осветить каждый столик и всех героев, в том числе и массовку, которая приветствует Октябрьского.

Витраж, который тоже нужно было подсветить, другой стороной выходит на лестницу общего пользования в отеле. Киношникам приходилось ставить свои приборы в строго отведенный промежуток времени, чтобы не помешать посетителям.

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

16 января 202311
22 декабря 202211
19 октября 202235
16 августа 202236

Главное сегодня

20 ноября9
22 ноября4
22 ноября3
Вчера3
Вчера3
Вчера4
22 ноября3
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации