Андрей Мерзликин и в жизни такой — неравнодушный, воспринимающий все близко к сердцу. Я заранее понимал, что для „Дома на обочине“, где вся острота сюжета внутри человеческой души, где нужно прорабатывать тонкие психологические вещи, нужен именно такой актер...
На российские экраны вышла лента «Дом на обочине» режиссера Антона Сиверса. Он известен широкому зрителю по телесериалам — сначала снимал «Охоту на золушку» и «Улицы разбитых фонарей», потом были «Счастливый», «Сестры» и «Каменская». За «Вербное воскресенье» с Дмитрием Дюжевым и Екатериной Гусевой он даже получил «Золотого орла» от российских киноакадемиков. Однако главным для него было и остается кино.
Полнометражные картины режиссера можно пересчитать по пальцам: «Поцелуй бабочки» с Сергеем Безруковым, «Качели» с Андреем Мерзликиным и собственно «Дом на обочине». Но если в первых двух фильмах Сиверс сочетал криминальную линию с лирической, то в «Доме» случайная авария — чиновник на дорогой машине сбивает прохожего — лишь завязка для психологической драмы. Герой Андрея Мерзликина, тот самый чиновник, оставляет пострадавшего около больницы. Правда, потом знакомится с его женой и сыном и мучительно влюбляется. «Дом на обочине», как и предыдущие работы Сиверса, критики и зрители оценили неоднозначно. На фестивале «Киношок» в Анапе, например, журналисты восприняли его в штыки, а в канадском Монреале публика неизменно оставалась после сеанса поговорить с режиссером и тоже высказывалась как за, так и против.
Перед выходом «Дома на обочине» на российские экраны КиноПоиск поговорил с постановщиком о том, как его герои начинают новую жизнь, сколько вариантов финала было у фильма, почему современное кино напоминает ему ножницы, а также о новом масштабном историческом проекте, который сейчас готовится к запуску.
Ваш «Дом на обочине» основан на
Таких случаев вокруг нас очень много. В
. Потому мой фильм — это набор
Мне
Конечно, могла бы. Просто тогда это была бы немножко другая история, возможно, были бы в фокусе другие вещи. Мне много таких вопросов задавали на фестивале в Монреале в Канаде. Задавали их в основном наши бывшие соотечественники, которые эмигрировали туда. После каждого из показов фильма, а их было четыре или пять, мы с ними разговаривали. И они — и те, кто хвалил фильм, и те, кто ругал — часто воспринимали ленту в социальном контексте. А я снимал кино о душе человека. В этом смысле то, что происходит в картине с моими героями, наверное, ближе русской ментальности
Я хотел, чтобы история была не про социальный конфликт
В Канаде же споры порой доходили до абсурда. Люди спрашивали: да где вы в России видели таких богатых людей, у которых есть совесть? Я отвечаю: видел, я же живу в России, общаюсь с ними. Они мне говорят: мы тоже живем в России. Ну что ж, говорю, наверное, мы в разных Россиях живем. А Достоевского, спрашиваю, читали? Читали. Рогожин, например, богатый человек? А Митя Карамазов? Богатые. А душа у них есть? Совесть есть? Так что дело не во времени. Это было в России двести лет назад, это будет и через двести лет.
Получилось как с «Еленой» Звягинцева, где многие тоже увидели только конфликт бедных и богатых?
Да, а
А вы как для себя сформулировали, про что ваше кино? Про то, как начать новую жизнь?
Да. А начать ее можно только через покаяние. На самом деле для меня главное в этой истории лежит в плоскости христианской морали. Каждый из четырех главных героев жил своей обычной жизнью, катился по своей колее. Но Господь столкнул эти четыре судьбы, и они бильярдными шарами разлетелись по своей траектории. У героев появился шанс на исправление судьбы в результате трагического случая, который происходит в начале фильма. Там нет американского
Мне очень было интересно следить за главным героем, исследовать изменение его души. У него большой соблазн завладеть всем готовым, что открылось перед ним в результате этого несчастного случая.
Он влюбляется в эту женщину, которая для него как инопланетянка, и открывает другой мир
С Андреем Мерзликиным, который играет главную роль, вы тоже не первый раз снимаете кино. Вы изначально для него эту роль писали?
В нем есть эта искренность, которая необходима. Он как оголенный нерв. Он и в жизни такой — неравнодушный, воспринимающий все близко к сердцу. Я заранее понимал, что для фильма, где не надо бегать и стрелять, где вся острота сюжета внутри человеческой души, где нужно прорабатывать тонкие психологические вещи, нужен именно такой актер. А таких немного. И еще. Когда у меня идея фильма появилась, я этот сюжет оформил на четырех листочках бумаги. И долгое время ходил с этими листами, потому что никто из продюсеров у меня не хотел их брать. Сейчас же в основном сериалы снимают, а если полный метр, то хотят аттракцион, развлекательное что-то. Очень трудно найти того, кто тебя поддержит с серьезным кино. Это обидно, потому что оно на самом деле не менее остросюжетное, просто для более глубоких людей. И вот когда были только эти четыре листочка (я снимал тогда «Вербное воскресенье»), Андрей заехал в гости на площадку. Я ему рассказал про свою идею, дал почитать, потому что мне было интересно его мнение. И Андрею очень понравилось, так само собой сложилось, что он стал претендовать на эту роль. Поэтому, когда появилась возможность снимать, первой кандидатурой был он.
И вы снова работали с оператором Юрием Шайгардановым.
С Юрой мы сняли уже четыре картины. Мы
Вы как раз закончили снимать «Дом на обочине», когда получили за «Вербное воскресенье» «Золотого орла». Стало больше предложений поступать после награды?
Стали чаще раздаваться звонки, но с большинством проектов, которые предлагают, даже не хочется связываться. Это такой низкопробный сериальный продукт. Хороших сценариев вообще очень мало, практически нет таких, которые не надо было бы переписывать. Переписывать причем не
Олег Маловичко, на мой взгляд, очень хороший сценарист (автор «Дома на обочине» — Прим. авт.). У него колоссальный творческий темперамент. Если позволительно такое сравнение, то в сценарном мастерстве он как Высоцкий. По темпераменту. Его мысль работает с невероятной скоростью. Наверное, поэтому у него и хватает времени на осмысление действительности. Когда он садится писать, он строчит на ноутбуке как пианист по клавишам, размашисто. Он
Какое внимание вы уделяете репетициям перед съемками?
Репетировать
Было два варианта финала, и до последнего мы не знали, какой выбратьТем не менее было так, что мы споткнулись на одной из сцен. Не идет, и все. А сцена важная. Катя — очень серьезная, думающая, требовательная к себе актриса. Да и я, собственно, режиссер дотошный. И пришлось выгнать всю группу погулять. Была весна, все на улице пили чай, а мы сидели в доме, на съемочной площадке, часов пять. Я, оператор и двое актеров. В результате мы даже переписали весь текст, разделили эту сцену на три куска, которые снимались в разных местах, и изменили настроение сцены. В общем, отрепетировали, перевернули с ног на голову эту сцену, и она пошла.
В «Доме на обочине» такого не было. Там хорошо очень прописан сценарий,
Были альтернативные концовки?
Да, у нас спорный финал. Было два варианта финала, и до последнего мы не знали, какой выбрать. Мы с Олегом еще во время написания сценария не могли понять, как лучше закончить: оставить надежду, намек на то, что все хорошо будет, или обрубить финал, сделать его открытым, и пусть каждый понимает
Вы сказали про подготовительный период к новому проекту. Что это за фильм?
Это фильм о Василисе Кожиной — был такой исторический персонаж. Крепостная крестьянка, которая во время вторжения Наполеона организовала партизанский отряд. Таких отрядов было много, крестьяне уходили в леса, и, может, без этого мы бы войну не выиграли, ведь французская регулярная армия была почти в два раза больше нашей. Но восстали крестьяне. Причем французы никак не ожидали этого, ведь Наполеон пришел в Россию с освободительными лозунгами европейского либерализма. И крайне удивлялся тому, как крестьяне, которые представлялись ему рабами, ополчились против «освободителей». Партизанских отрядов было много, но то, что организовала отряд женщина, — это интересно. Про Василису Кожину вообще мало что известно, кроме имени и того, что она была женой деревенского старосты. Даже возраст неизвестен. Это позволило нам пофантазировать и ввести даже
Это совместный
Нет, это российский проект производства
. Но там есть французские персонажи. Поэтому нескольких актеров мы отбирали во Франции. Снимать будем под Псковом, там построена уже целая деревня тех времен. Это будет полный метр, и планируется четыре серии для телевидения.
Сейчас кино мне напоминает ножницы, концы которых разъехались в разные стороны
А вам ближе полный метр или сериалы для телевидения? Сейчас ведь на ТВ гораздо больше возможностей для психологичных и тонких историй.
Конечно, хочется снимать кино. Но сейчас, похоже, действительно кино с человеческими историями уходит на телевидение. И не только у нас, а во всем мире. Сейчас кино мне напоминает ножницы, концы которых разъехались в разные стороны. Если после войны, в
Мне же хочется снимать кино, смотря которое зритель бы плакал и смеялся, но оно не входит ни в разряд зрелищного, ни в разряд фестивального. С одной стороны, зритель с попкорном. С другой — гламурные и надменные фестивали.
Из российских режиссеров вам
Молодых режиссеров я, к сожалению, не всех хорошо знаю. А если говорить о более старшем поколении, то я воспитывался на фильмах Михалкова и некоторые из них буквально знаю наизусть. Да и у многих режиссеров есть чему поучиться.