Дэвид Тьюлис: «Пока накладывали грим, прочитал „Анну Каренину“»

Обсудить0

В российский прокат вышел фильм Роланда Эммериха „Аноним“ — своеобразный ответ на вопрос „Кто был автором произведений Шекспира?“. О том, почему на главную роль взяли Риса Иванса, а также о том, волновал ли съемочную группу „шекспировский вопрос“, рассказали режиссер и актеры картины...

КиноПоиск предлагает читателям материалы пресс-конференции с создателями фильма «Аноним» — режиссером Роландом Эммерихом и исполнителями главных ролей Ванессой Редгрейв, Джоэли Ричардсон, Дэвидом Тьюлисом и Джейми Кэмпбеллом Бауэром. Интервью были записаны в Канкуне, Мексика, на ежегодном мероприятии Summer of Sony.

Ванесса, много лет назад вы сыграли в кино Марию, королеву Шотландии, а теперь оказались по другую сторону баррикад, играя Елизавету. Какие ощущения от такой рокировки? И второй вопрос: каково было вам разделить героя со своей дочерью?

Ванесса Редгрейв: Мне очень нравилось играть Марию, потому что для меня она была настоящей исторической героиней. И я даже выучила песню, которую она сама написала и которую я потом исполняла в фильме. Специально для этого я научилась играть на мандолине. Конечно, Елизавета — личность гораздо более сложная. Я имею в виду, что Мария, королева шотландцев, была как на ладони. Она очень открытая. Как Джоэли сказала вчера, Мария следовала своему сердцу, а Елизавету обстоятельства вынуждали действовать, руководствуясь разумом, и это ей немалого стоило, но она осталась королевой и смогла для своей страны выжить в очень сложных условиях.

Джоэли Ричардсон: Вчера я задала Ванессе тот же вопрос. Я сказала: «Тебе выпало играть и Марию, и Елизавету. Куда уж лучше! Но, когда ты играла Марию, ты хотела бы сыграть Елизавету?» А она сказала: «Конечно». Всегда хочется большего, но ей удалось сыграть обеих, что прекрасно.

Ванесса: Играть Елизавету — это просто прекрасно, то есть играть — значит пытаться и быть ей, когда ты всегда хотела ее сыграть. А в этом конкретном сценарии, учитывая то, как он был срежиссирован и перенесен на экран… Он был увлекателен для меня лично как для актрисы и просто как для человека, который любит кино. Я считаю, это фантастическое достижение в кинематографе и к тому же захватывающая история.

Вопрос Роланду Эммериху. Я знаю, вы мечтали об этом проекте уже очень долгое время. И вот, когда мечта сбылась, что вы чувствуете? Что вы для себя почерпнули из проекта, каково было вам вернуться в Германию и снимать фильм в Берлине?

Роланд Эммерих: Весь этот опыт съемок был просто невероятным. Когда ты что-то так долго хочешь, а потом наступает первый день съемок, кажется, что это сон. Хотелось все время себя ущипнуть себя и спросить: «Я что, и правда сейчас все это делаю?» А кроме того, я имел счастье работать, пожалуй, с лучшими актерами в своей жизни. Я всегда знал, что 80 процентов работы режиссера — это правильный кастинг, и здесь я очень доволен результатом. Что касается Берлина, то он для меня никогда не был родным городом — я из Штутгарта. Но зато в Берлине много людей оттуда.

Вопрос к Ванессе и Джоэли. Интересно, как вы работали вместе над характером вашей героини, чтобы у нее были одни и те же черты в юности и в зрелом возрасте? Или вы создавали ее по отдельности?

Елизавета руководствовалась разумом, и это ей немалого стоило

Ванесса: Знаете, я ведь не тот же самый человек, каким была много лет назад. И физически, и психологически все изменилось. У меня есть воспоминания, но я уже другая женщина. Я не такая, как десять, двадцать лет назад. Таким образом, если меня не просили о чем-то специально, лично я полагалась просто на то, что в нас Джоэли течет одна кровь, что она фантастическая, потрясающая актриса. Мне кажется, это отличный выбор актрисы.

Джоэли: Мы вместе обсудили этот вопрос, как только узнали о роли. На самом деле Роланд позвонил нам утром, когда мы были в Нью-Йорке, и сказал: «Я думаю, нам нужна репетиция, чтобы ты и Ванесса могли найти...» Роланд, не буду тебя цитировать здесь, потому что не помню точно, но ты сказал что-то вроде того, чтобы мы могли синхронизировать свою игру. Но две вещи натолкнули меня на мысль. Во-первых, совершенно случайно мне прислали интервью, которое Ванесса дала для BBC, когда ей было около тридцати и в ней ничего не напоминало о той женщине, которую я знаю сейчас. В том числе и голос, над которым мы шутили и который в самом необычном виде был настоящим королевским английским. Ее жесты были другими. Очевидно, мы все меняемся внешне, но тут было другое: ее голос и жесты кардинально отличались от того, какими были последние двадцать лет. И это дало мне огромную свободу. Но, конечно, нужно отдать должное гримерам и парикмахерам — они настоящие гении и художники. Ты надеваешь красный парик, тебе белят лицо — и это уже рассказывает историю. А дальше надо просто довериться. Знаете, почти все работают от внутреннего состояния, и добавлять внешние жесты было бы неправильно. Надо просто доверять этому. В конце концов, думаю, если молодую или зрелую Елизавету играл бы кто-то другой — например, Джуди Денч, — то вряд ли бы меня взяли на роль юной Елизаветы. Просто в силу роста. Но даже если забыть об этом, я бы все равно, наверное, смотрела на то, как играет другая актриса, и пыталась — возможно, бессознательно — найти применение каким-то ее чертам и пытаться включить это. Но так как это были мы, мы просто позволили этому проявиться естественно.

Рис отсутствует, но, может, кто-нибудь из вас прокомментирует его исполнение? Может, начнем с Джейми, ведь вы играете одного и того же человека.

Джейми Кэмпбелл Бауэр: Мне выпала честь быть частью этого проекта — спасибо, Роланд. А потом я еще и узнал, что Рис играет графа Оксфорда. Мы — я, Рис и Роланд — встретились в Лондоне, чтобы обсудить нашего персонажа. Ванесса сказала здесь, что она уже не та, что тридцать, сорок лет назад, и мы к такому же выводу пришли насчет Эдварда. То, что сделал Рис, — фантастический пример сфокусированной игры. Это герой, обладающий безмерным интеллектом и острым умом, и он отличается от себя прежнего. Там он, знаете, безрассуден в силу юности, немного заносчив, и, прямо скажем, самоуверен. Но что делает Рис, так это фокусирует внимание на герое, и это, мне кажется, своего рода волшебство. Когда я смотрю фильм и на то, как все играют, я поражаюсь, насколько прекрасно все сработали. Обожаю вас. Но Рис просто прекрасен. Великолепный актер. Люблю то, что он делает. Я большой его поклонник.

Рис Иванс создал героя, обладающего безмерным интеллектом и острым умом

Дэвид Тьюлис: Да, я поддерживаю. Это необыкновенное исполнение, и Роланд не побоялся взять Риса на эту романтическую главную роль. Это не типичная роль для Риса, но, если вы видели фильм, понимаете, что он великолепно играет. У меня не получилось с ним поработать: у нас только одна совместная сцена, где я уже мертв, тем не менее нам очень понравилось ее снимать. Но он замечательный, да.

Джоэли: Когда я узнала, что Роланд взял Риса в проект, я была удивлена. Я не так себе все представляла, и я соглашусь с тем, что сказал Джейми. Я посмотрела фильм позавчера вечером и была покорена всеми актерскими работами — от Марка Райлэнса в небольшой роли Ричарда III до детей, которые сыграли в фильме, и актеров на сцене. Я почувствовала: Господи, как мне повезло работать с такими прекрасными актерами. Опять повторю вслед за Джейми: спасибо, Роланд.

Ванесса: Я повторю и то, и это, и все остальное. У меня была одна сцена с Рисом. И что меня лично поразило, когда я играла Елизавету, так это то, что я сама была уверена в том, что он мог придумать все эти пьесы, углубиться в философию, науку, создать выдающихся героев — как большого размаха, так и людей вроде привратников или комедийных персонажей, каким был Догберри в «Много шума из ничего». Я думала: да, я вижу все это в тебе, я верю в это. Так что отличная работа, Рис. И спасибо, Роланд.

Джоэли: И я очень коротко добавлю, если можно. Мне показалось, декорации для Оксфорда — не знаю, заметили ли вы — навеяны всем, что отразилось в его произведениях — от звезд до философии и медицины. Это очень важные декорации, потому что они говорят нам о многом.

Роланд: Да, это как его внутренняя жизнь, как его кабинет. Мы посмотрели множество кабинетов писателей и поняли, что у всех у них были невероятные коллекции всяких штук. И мы решили, что это важно, после долгих обсуждений придя к тому, что всем нравится эта идея. Интересно, когда я первый раз показал Рису комнату, где пишет его герой, он был так впечатлен, потому что представлял себе пустую комнату, а тут были все эти штуки.

Только двух актеров я хотел пригласить в проект с самого начала, и это две прекрасные леди рядом со мной. Это мне было ясно сразу. Но насчет всех остальных я хотел оставаться открытым. Знаете, как бывает: ты встречаешься с актерами, претендующими на определенную роль, и вроде как закрываешь дверь для неожиданных решений. В этот раз я просто встречался с актерами и сам спрашивал их: «Ну, кого бы ты хотел сыграть?» С Рисом так было: я думал про роль Шекспира и о том, что она может быть комедийной. И я очень удивился, когда он сказал: «Граф Оксфорд. Я хочу играть графа Оксфорда». И потому что он это сказал, мои мысли куда-то исчезли. Я сказал себе: «О, вау». И потом произнес: «Знаешь, ты немного молод для этой роли». А он такой: «А что, грима не существует?» И чем больше я об этом думал, тем больше мне нравилась эта идея. Знаете, Рис дольно эксцентричен, и я таких людей не встречал, а мне всегда хотелось думать, что граф Оксфорд тоже был необычайно эксцентричным человеком, так что все идеально складывалось. А потом мы попробовали наложить грим, и эти пробы меня окончательно убедили.

Ванесса, вопрос вам. Шекспир — национальное достояние, актеры ценят его произведения. Как вы лично относитесь к тому, что его авторство ставят под сомнение? И какой у вас любимый момент в произведениях Шекспира?

Пьесы Шекспира ставят очень часто и практически в каждой стране мира

Ванесса: Что касается первого, то прекрасно, что это не только национальное, но и международное достояние. Пьесы Шекспира ставят очень часто и практически в каждой стране мира — многократно, каждый год, с тех самых пор, как он их написал. Что до авторства, то меня завораживает этот вопрос. Я ничего о нем не знала до недавнего времени, услышала о нем буквально за пару лет до съемок фильма. Но мне всегда казалось странным, что у Шекспира никогда не было книг, что он не читал книг своим детям. У моего отца была библиотека. Он начинал карьеру бедным молодым актером, и каждая купленная книга была ему очень дорога.

Джоэли: А он не пытался обучить своих детей читать или писать.

Ванесса: Да. Одна из его дочерей была неграмотна. Все эти вопросы возникали у меня, но так как я ничего не слышала об исследованиях, которые велись десятилетиями, если не столетиями, то я не старалась вникнуть в тему по-настоящему. Но она меня увлекает. Чем больше я читаю то, что пишут стратфордианцы, которые не кажутся мне открытыми (а я люблю открытость во взглядах), или их оппоненты, тем больше я люблю эти пьесы, тем больше мне хочется узнать, тем больше меня поражает творческое воображение и созданные им истории, которые основаны на исследованиях, как и наш фильм, и которые откроют нам мир идей и углубят нашу любовь к Шекспиру и понимание его произведений. А так как я британка, почему это должно меня волновать? Я не знаю.

И какой у вас любимый момент у Шекспира?

Ванесса: Моя любимая роль?

Джоэли: Нет, момент.

Ванесса: Я могу только так ответить. Однажды я увидела своего отца на репетиции в Стратфорде-на-Эйвоне, он играл Гамлета, и это было до того, как публика появилась в театре. И когда он услышал от призрака, что его отец был убит намеренно и как он был убит, я была парализована болью и верой в то, что это действительно произошло с ним и что этому человеку, которого я не знаю, сообщили такие страшные вести. Это мой любимый момент, если мы говорим о театре, а я ограничусь театром.

Что касается авторства, были ли дискуссии на площадке во время съемок? Были среди вас стратфордианцы и оксфордианцы?

Роланд: Не так уж много. Потому что мы вроде как обсудили все заранее, понимаете. Я обсуждал это с каждым из актеров до съемок, и не нужно было верить в вопрос авторства, чтобы получить роль. Если посмотреть на эту проблему, может показаться, что авторство Шекспира ставят под вопрос те, кто его не любит. Но мы любим. И мы старались воспеть Шекспира. Если посмотреть на оригинальный сценарий, в нем гораздо меньше театра, чем у нас в фильме. Просто потому, что мне очень понравилось то, что я увидел, и к тому же у нас был театральный режиссер Тамара Харви. Она настоящий невоспетый герой. Она потрясающая. Я предложил ей собрать свою труппу, и эти ребята создали сплоченный коллектив, они сыграли все эти пьесы для нас. Нам оставалось просто сидеть в театре и записывать их игру как можно лучше.

Джейми: Мне кажется, что каким бы ни было ваше мнение по вопросу авторства, в конечном итоге эти произведения — написал ли их один, два или несколько человек — все равно являются выдающимися в английской литературе, лучшими ее образцами. Они выдержали испытание временем, будут выдерживать его и дальше.

Может показаться, что авторство Шекспира ставят под вопрос те, кто его не любит

Я хотела бы вовлечь в разговор Дэвида как актера и автора. Как вы думаете, почему слова Шекспира до сих пор находят отклик и сохраняют актуальность даже спустя столетия?

Дэвид Тьюлис: Потому что даже с учетом того, что какие-то строчки Шекспира могут показаться анахронизмом в наши дни (особенно что касается юмора, который не всегда работает для современного зрителя, или что касается политики), тем не менее он обращался к нашим сердцам, эмоциям, нашему восприятию жизни, смерти, любви, предательства, измены, которые никогда не покинут нас, потому что существуют и в нашей повседневной жизни. Он постоянно это говорил. И лучше, чем кто-либо сейчас или в будущем, я уверен.

Вопрос господину Эммериху. Когда вы поняли, что эта загадка может стать основой для сценария? И насколько глубокое исследование пришлось провести, чтобы дать ответ в фильме?

Роланд: Сначала мне прислали сценарий в виде отрывка. Он назывался «Душа века» и стал основой для «Анонима». Это было примерно девять с половиной лет назад. Я просто прочитал сценарий, не поверил своим глазам, позвонил автору и договорился о встрече, во время которой мы долго разговаривали. Я спросил его: «Насколько это правда?» Он ответил: «Практически все. По крайней мере это то, что я узнал из фактов». Мне было все ясно, и он объяснил мне, что все о Шекспире, человеке из Стратфорда — это домыслы. Нам так мало известно, что профессора просто придумали ему жизнь, основываясь на его работах и пьесах. Они говорят, что вроде как Шекспир делал это или то. То есть это одни домыслы, а есть другие. Тогда я стал читать больше об этом и был поражен. Все мы слышали слухи, и я тоже только их и знал до этого. Но чем больше я читал, тем больше хотел делать этот фильм. Ведь люди часто спрашивают: кому важно, кто был автором? Я думаю, важно знать, кто написал, или хотя бы задать это вопрос, кто написал эти пьесы. Потому что парень из Стратфорда ужасно скучен сам по себе, в нем ничего нет. Но есть более интересный кандидат — граф Оксфорд. Он настолько интересный, что о нем можно десятичасовой фильм снять. Люди хотят знать, кто написал произведения, и этот фильм дает одну из версий, что могло произойти.

Интересно, откуда возникла идея совместить всю эту историю с престолонаследием и загадку вокруг Шекспира? Как сперва кажется, они никак не связаны.

Роланд: Это была моя идея, надо признаться. Сценарий «Душа века» был только об отношениях между Оксфордом, Беном Джонсоном и Шекспиром. И я сказал, что мне этого маловато. Мне хотелось, чтобы была причина всех этих событий. Мы долго обсуждали и поняли, что самым важным в этом мире был вопрос наследования короны, и мы почувствовали, что если мы свяжем причину того, что он не ставит свое имя под пьесами, с чем-то вроде него, то это будет ужасно важно. И к тому же у нас была идея сделать эту ситуацию эмоциональной, потому что герой фактически просит за жизнь сына, поэтому он никогда не поставит свою подпись под пьесами. И мне хотелось сделать это как трагедию, потому что и у Шекспира мне больше всего нравились трагедии.

Джоэли: На мой взгляд, это добавляет действительно интересный слой о театре и актерской игре, а с учетом вопроса престолонаследия — о протестантах и католиках. Как говорит Уильям Сесил, «это пуританский двор, мы не любим потакания искусствам». Тогда как Елизавета выросла в эпоху, в которой она восхищалась искусством. То есть охвачен и этот вопрос, а в конце фильма он затрагивает и Якова. Это создало такую арку о контексте искусства.

Роланд: В сценарии есть одна строчка, которая мне особенно нравится: «Любое искусство политично». Иначе говоря, все, чем мы занимались, было бы простым украшением, а мы же не сапожники. Ты не обувью занимаешься, а искусством, а это значит, что тебе есть что сказать. В целом, думаю, это и есть тема фильма.

Самым важным в этом мире был вопрос наследования короны

Ванесса: Я только хотела сказать об отношении лорда Бергли, который был очень и очень консервативным пуританином, не особо свободомыслящим человеком. И его отношение к театру... Это интересно, что в Англии никогда не было правителей, которые бы любили театр. Мы благодарим американцев, японцев, немцев, зрителей из Латинской Америки, Южной Америки — откуда угодно. Мы благодарим их за то, что мы можем продолжать работать как актеры, режиссеры и так далее. Это пуританство... Ты так хорошо его играешь, Дэвид.

Дэвид: Я пуританин. Поэтому и получил эту роль.

Джоэли: И часто женщин спрашивают про корсеты, но корсеты не идут ни в какое сравнение с тем, как Дэвида пять часов гримировали и приклеивали ему волосы.

Дэвид: Что, прямо сейчас?

(Все смеются.)

Ванесса: Я подумала, ты скажешь: «Пять часов запихивали в корсет».

Джоэли: Нет, правда, расскажи нам об этом.

Дэвид: Самым трудным было есть в гофрированном воротнике и с бородой такой длины. Это невозможно. Я не верю, что они так одевались. Я думаю, они надевали это все только для того, чтобы позировать художникам.

(Все смеются.)

Дэвид: Я думаю, у них уже тогда были футболки, но они просто не особо распространялись об этом. У них просто должны были быть футболки. Но да, где-то пять-шесть часов уходило на макияж. И, кроме того, у нас было где-то по десять репетиций каждой сцены перед съемками. Так что я настрадался еще до съемок.

Джоэли: Ты больше времени тратил на грим и прическу, чем на съемки?

Дэвид: Мне кажется, большую часть времени я провел на репетициях. Я открыл, что можно прочитать целый роман на айфоне. На самом деле я прочитал три четверти «Анны Карениной» на айфоне, пока мне наносили грим.

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

3 февраля 202216
25 июля 201319
20 декабря 201124
11 декабря 20115

Главное сегодня

20 ноября9
22 ноября4
22 ноября3
Вчера3
Вчера3
Вчера3
22 ноября3
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации