Сценарий «Назад в будущее» отвергали более сорока раз. Но мы на самом деле хотели снять этот фильм. И было очень сложно постоянно слушать отказы и равнодушное «Не заинтересованы». Но мы не сдавались, и вы знаете, что из этого получилось.
У каждого из нас есть волшебная коробочка с воспоминаниями и впечатлениями детства. Волшебна она потому, что все в ней яркое, светлое, доброе и хорошее вне зависимости от того, каким оно было в реальности. Туда мы складываем любимые машинки, воду с сиропом из автомата, фантики от жвачек, первый велосипед и, конечно, фильмы. Мы ведь тогда их не просто смотрели — мы в них верили. Девочки были влюблены в д’Артаньяна, мальчики покорены Шварценеггером, а все вместе завидовали Марти МакФлаю, который, вместо того чтобы учиться, путешествовал во времени. Три части фильма «Назад в будущее» выходят в ноябре на blu-ray — прекрасный повод вспомнить детство и пообщаться с Бобом Гейлом, соавтором сценария и сопродюсером трилогии, а также автором удивительной, немного сюрреалистичной «Трассы 60».
Вы сами верите в возможность путешествий во времени? В машину времени?
Люблю размышлять над этим. Конечно, я не верю в возможность путешествий во времени в том варианте, как это показано в нашем фильме «Назад в будущее». Однако криозаморозка позволит кому угодно оказаться в будущем, другое дело, что вернуться оттуда он не сможет.
А как же нелинейность времени, параллельные миры?
Вы имеете в виду, верю ли в альтернативную реальность?
Например.
Скажем так, мне нравится думать, что это возможно. Я не физик, но из того, что я читал на эту тему, можно сделать вывод: многие физики допускают существование альтернативных миров и альтернативных временных линий. Разумеется, перемещение между ними остается основной загадкой.
А вы бы какое время выбрали для путешествия?
(Со смехом) Я бы, наверное, поступил так же, как мой герой, и оправился бы шпионить за своими родителями. Интересно посмотреть, какими они были в молодости.
Встретили бы свою маму и…
Моя мама, между прочим, была профессиональной скрипачкой и в молодости довольно часто выступала в ночных клубах. Мне было бы интересно попасть на одно из ее выступлений.
Думаю, многие бы хотели посмотреть на своих родителей в молодости.
Да, я тоже так думаю. Это естественное проявление любопытства. В детстве мы никак не можем себе представить, что наши родители когда-то тоже были детьми. Когда тебе 4—5 лет, ты искренне веришь в то, что мама и папа всегда были взрослыми. Но где-то в 8—10 ты осознаешь: «Мои родители были детьми!» — и мысль эта кажется грандиозным открытием. Мне кажется, мы все испытали это потрясение.
А вы бы изменили что-нибудь в ходе истории, если бы была такая возможность?
(Смеется.)
Вас никто об этом не спрашивал?
Нет, просто это забавно. Обычно в такого рода историях любые попытки изменить что-то в естественном течении времени заканчиваются печально.
Но ведь не всегда!
Во всем фильмах, которые я видел, и книгах, которые читал, именно так все и происходило. То же самое случилось и в нашей истории «Назад в будущее 2», когда герой хотел сколотить состояние, делая ставки на исход спортивных состязаний. Вы помните, чем это закончилось. Так что я бы не хотел брать на себя ответственность за изменение истории.
Но представьте, что у вас есть такой шанс, неужели вы бы удержались? Если бы вы могли отменить Вторую мировую войну или убить Гитлера, например?
Конечно, было бы любопытно убить Гитлера. Интересно, как все сложилось бы, если Маркс и Энгельс не написали бы «Манифест коммунистической партии». Это изменило бы историю вашей страны, не так ли? Последствия таких изменений интересно представлять и исследовать.
Нашей стране требуется железная рука, так что у нас все было бы примерно так же.
Если бы победу одержал Троцкий, а не Ленин, все было бы иначе.
Как вы думаете, почему люди так стремятся изменить что-то? Почему они не могут принимать вещи такими, какие они есть?
Это один из величайших способов самообмана. Все мы постоянно оглядываемся назад, постоянно анализируем уже сказанные слова и совершенные поступки и хотим получить шанс изменить что-то, переиграть. Мы часто произносим что-то не подумав, иногда бываем неверно понятыми, часто совершаем ужасные вещи, обманываем близких людей, а потом раскаиваемся и осознаем свои ошибки. Существует огромное количество вещей, которые мы делаем только для того, чтобы потом сожалеть о них! Так что фантазия о возможности изменить прошлое, отменить что-то — одна из основных человеческих фантазий.
Почему мы не можем не сожалеть о сделанном?
Потому что мы люди. Надо быть очень холодным и совершенно бесчувственным, чтобы не сожалеть ни о чем.
Нет, ты можешь просто принимать мир, осознавать, что все происходит единственно возможным способом.
Людям нравится думать, что они управляют своей судьбой, что от их решений что-то зависит. Прежде чем принять решение или сделать выбор, ты всегда думаешь: «Правильно ли я поступаю?», «Надо ли мне идти на свидание с этим человеком?», «Стоит ли покупать такую дорогую машину?» Из подобных вопросов и состоит жизнь. И вот если ты купил очень дорогую машину, а она сломалась, ты мысленно возвращаешься к моменту принятия решения и говоришь себе: «Я же знал, что ее не надо было покупать!»
У вас такое было?
Нет, пока с моей машиной все в порядке.
Кроме желания исправить ошибки, почему так популярна идея путешествий во времени?
Желание своими глазами увидеть то, о чем мы читали в исторических книгах или слышали от родителей, а также бабушек и дедушек. Если говорить о прошлом. А с будущим все просто: всем хочется узнать, каким будет мир, что будет дальше, увидеть все своими глазами. Две довольно серьезные причины.
Какие у вас любимые истории о путешествиях во времени?
Мне очень нравится Рэй Брэдбери, он написал чудесный рассказ «И грянул гром». Это история о людях, которые отправляются в прошлое, чтобы охотиться на динозавров.
О том, что нельзя наступать на бабочек.
Да, это одна из моих любимых историй. Другая — «Вверх по линии» Роберта Силверберга. Главный герой сопровождает туристов во время экскурсий в прошлое и пытается переспать со всеми своими предками женского пола.
А вы на какие произведения ориентировались?
Оригинальная версия «Машины времени», которую снял Джордж Пэл, оказала на нас с Бобом (Роберт Земекис — Прим. КиноПоиска) сильное влияние, ведь мы смотрели его, еще будучи детьми. Поэтому оммаж «Машине времени» в нашем фильме не простая случайность.
Бой часов.
Да, именно. А вот создавая «Назад в будущее 2», мы вдохновлялись фильмом Фрэнка Капры «Эта замечательная жизнь».
Вы бы хотели сделать что-то похожее с использованием современных технологий? С новыми возможностями можно снять удивительно красивый фильм о путешествиях во времени!
На самом деле мне не хотелось бы снимать ремейк ни одного из фильмов трилогии. Думаю, что они идеальный продукт своего времени. Мы можем поработать над спецэффектами, да, но я не думаю, что мы сможем найти актеров, которые лучше справятся с этими ролями.
А сейчас вы над чем работаете? Какие ваши фильмы мы увидим в ближайшее время?
Хотелось бы мне, чтобы было что-нибудь, что можно запустить в ближайшее время. В настоящий момент я работаю над несколькими сценариями, но я очень суеверен и никогда не рассказываю о том, чем сейчас занимаюсь. Сейчас снять новый фильм сложнее, чем когда-либо, потому что это очень дорого.
А я безумно люблю «Трассу 60».
Спасибо большое, я рад, что вы видели его!
Так вы верите в то, что если ты чего-то на самом деле хочешь, ты получишь это?
Да, стоит только сфокусироваться на своем желании. Конечно, оно должно быть реалистичным — если вы захотите летать, не думаю, что у вас это получится. Эта идея присутствует и в фильме «Назад в будущее»: если правильно настроить свое сознание, то можно совершить все что угодно. Удивительно, что могут сделать люди, когда они на самом деле этого хотят!
В «Трассе» также поднимается тема грани между явью и сном. Вы сами как воспринимаете сны?
У меня есть своя теория. Конечно, это только теория. Я думаю, что наши сны — это отражение того, что происходит у нас внутри. Иногда это проекция наших мечтаний, идей и мыслей, иногда сны выявляют наши страхи. Но очень часто, когда я работаю над сценарием, что-то стопорится, и я не могу продолжать, я ложусь спать, а наутро просыпаюсь с новой идеей, и проблема решается сама собой. Получается, что ночью что-то произошло, файлы в моей голове были отформатированы. Их переложили, поставили в другом порядке, подобрали новый контекст, и я могу видеть все более ясно, чем когда я отправлялся спать. Так что наши сны имеют способность упорядочивать все в нашей голове.
У нас говорят: «Утро вечера мудренее».
Да, это еще зависит от того, сколько выпить в течение дня.
А были такие ситуации у вас в жизни, когда все говорили: «Это невозможно», «У тебя не получится», « Так не бывает», — а вы все равно добились этого?
Сценарий «Назад в будущее» отвергали более сорока раз. Но мы на самом деле хотели снять этот фильм. И было очень сложно постоянно слушать отказы и равнодушное «Не заинтересованы», но мы не сдавались, и вы знаете, что из этого получилось.
В разное время разное представление о будущем…
У каждого свой взгляд и свое видение. И то, как будущее изображается в разных фильмах и историях, отражает настоящее, а также позицию автора или режиссера, их мировоззрение и мысли, мучающие их в момент написания книги или создания фильма. Будущее, изображенное в романе Герберта Уэллса «Машина времени» — экстраполяция различий между рабочим классом и праздным классом. Он заострил внимание на этой теме, довел существующую ситуацию до абсурда — так родилась фантазия о людях, живущих под землей. Это то, о чем он думал в Лондоне в 1895 году, когда писал свой роман. И каждый раз, когда человек придумывает историю о будущем, важно, какой аспект будущего или настоящего он хочет описать, какую проблему раскрыть. В нашем фильме будущее выглядит довольно мило, но зато в семье главного героя не все гладко. В картине «Бегущий по лезвию» все было совершенно иначе.
Если бы у вас был шанс узнать будущее, вы бы…
Нет, ни за что!
Боитесь?
Конечно, все боятся. Все боятся узнать слишком много. Кроме того, остается открытым вопрос: существует ли рок, судьба, есть ли предопределенность? Есть ли у нас свобода выбора, или это только иллюзия, и существует лишь один возможный вариант развития событий. Представьте, кто-то отправится в будущее, обнаружит, что он стал богат и знаменит, а когда вернется назад, то ничего не добьется, потому что будет сидеть сложа руки, в полной уверенности, что ему предначертано быть успешным.
Если наши мечты сбываются, как вы говорите, может, нам и правда и надо стараться. Надо просто сидеть и усиленно о чем-нибудь думать.
(Смеется.) Вполне может быть. Это уже похоже на фантазии Филипа Дика.
Если я ничего не упустила, вы не писали книг.
Нет, только рассказ по одному из сценариев.
И комиксы.
Да, но это не «Человек-паук» и не «Бэтмен».
Неужели не хотелось издать книгу?
Да, я думал об этом, но мне интереснее работать с фильмами. Мне нравится визуальный аспект кино, интереснее рассказывать истории при помощи картинок, нежели при помощи букв.
А есть у вас самый-самый любимый фильм?
Первые две части «Крестного отца» — я могу пересматривать их бесконечно. Удивительные герои, интересные ситуации, потрясающая история, магическая музыка. Это совершенный фильм. Каждый раз, когда я смотрю его, я восхищаюсь. Также мне очень нравится, что это история о семье.
Но сами вы предпочитаете фантастические сюжеты.
Я увлекаюсь фантастикой, потому что живу в реальности и хочу это изменить.
То есть это ваш способ изменения реальности?
Да, конечно. И именно поэтому аудитория тоже любит фантастическое кино.
И это работает — такой способ? Реальность меняется?
Не знаю, как для остальных, но успех фильма «Назад в будущее» изменил мою реальность!