Отар Иоселиани: «Произнося что-то, надо что-то сказать»

Обсудить0

Отар Иоселиани привез в Москву две свои картины — новую «Зимнюю песню», премьера которой состоялась в прошлом году в Локарно, и «Фаворитов луны», получивших специальный приз жюри в Венеции 32 года назад. Режиссер поделился с КиноПоиском впечатлениями о снятой им классике, а также своим отношением к экранизациям, ремейкам и музыке в кино.

Отар Иоселиани привез в Москву две свои картины — новую «Зимнюю песню», премьера которой состоялась в прошлом году в Локарно, и «Фаворитов луны», получивших специальный приз жюри в Венеции 32 года назад.

Представляя «Фаворитов» в рамках фестиваля «Бесценные города в кино», Отар Давидович признался, что не пересматривал свой фильм 30 лет. «Сейчас я выясню, каким я был режиссером. Может быть, дрянным!» Иоселиани действительно остался в зале, а после просмотра поделился с КиноПоиском впечатлениями о фильме, а также своим отношением к экранизациям, ремейкам и музыке в кино.

О фильме «Фавориты луны». Хреново. Все нарублено очень. Я же вижу, как это сделано. Наверняка в процессе я веселился. Тридцать лет назад такие штучки было делать трудно. Державин как-то произнес такую фразу: «Быстрых разумом Невтонов». Вот на эту аудиторию я, видимо, и рассчитывал. Быстро, все очень быстро. Можно было и затянуть.

О периодах творчества. «Фавориты луны» состояли из 600 склеек. А «Зимняя песня» — из 166 склеек. Я стал снимать длинные куски и попытался рассказывать о том, что происходит внутри одного фрагмента. Вот чем закончились все мои «этапы творчества».

«Зимняя песня»«Зимняя песня»

Об экранизациях. Экранизация литературных произведений, которая предлагает нам персонажей в виде конкретных людей, — это преступление! Не надо экранизировать. Зачем брать себе в сценаристы Чехова? Нельзя без него обойтись? У тебя есть башка на плечах? Ты сам соображаешь? Ну, и сочиняй свое кино! А ты вместо этого говоришь: «Сейчас сниму Александра Дюма-младшего, „Даму с камелиями“!» Совесть у тебя есть? Это произведение уже написано, написано хорошо и без тебя как-то обойдется. И без Верди оно обойдется! (Напевает отрывок из «Травиаты».) Это же безобразие, что дали ему право превращать „Даму с камелиями“ в музыкальную мелодраму. Верди был таким же киношником, как все те, кто использует чужие литературные произведения.

Об экранизациях на примере «Евгения Онегина». Давайте попробуем экранизировать вот этот момент: «Она ушла. Стоит Евгений, как будто громом поражен. В какую бурю ощущений теперь он сердцем погружен». Попробуйте экранизировать хотя бы эту фразу — не получится ничего, глупость получится! «Я хочу с тобой расстаться нынче как приятель», — это квинтэссенция всего романа об идиоте Онегине, который совершил трагическую для себя ошибку, и об этой дурочке Татьяне, которая втрескалась в него.

О ремейках. Есть еще хорошее кино — ремейк называется! Это когда один человек снимает хорошее кино, а какой-то деляга его повторяет. Такой был фильм чудный «Фанфан-тюльпан». И какой-то мерзавец переснял его, причем плохо и несмешно.

«Фавориты луны»«Фавориты луны»

О музыке в кино. Если у тебя в кадре летят вертолеты, сделай так, чтобы мы слышали звук вертолета! (Напевает «Полет валькирий».) И что вы думаете? Вагнер мечтал о том, чтобы Коппола использовал его музыку? К счастью, к большому счастью, мои коллеги редко вспоминают про Баха. Как-то не подходит им Бах. Чимарозу почти не трогают и Хиндемита не употребляют совсем. Не используют Дебюсси и Рахманинова, кроме одной вещи. Вы когда-нибудь слышали мелодию открытия Каннского фестиваля? Это вторая часть первой прелюдии Рахманинова. Мерзавцы! Это бестактность, неуважение к музыке. Ну, сочини какую-нибудь дрянь. Для фестиваля в Каннах уж можно придумать какую-то фитюльку. Но нет, им Рахманинов понравился.

О диалогах в кино. Вообще-то мне нравится, когда в кино совсем не говорят. Мой идеал — это немое кино. Ведь если произносишь что-то, то надо что-то сказать. Не говорить «Здравствуйте!» или «До свидания!», «Как поживаете?», «Чего вы дурака валяете?», «Я вас люблю» или «Я вас ненавижу». Это все и так видно по пантомимике. Надо сказать что-то важное. Говорить просто так — какой в этом смысл?

«Зимняя песня» вышла в российский прокат 5 мая.

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

17 декабря 20231
23 июня 202116
26 апреля 20163

Главное сегодня

Вчера6
Вчера5
Вчера5
Вчера0
Вчера2
20 ноября5
20 ноября5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации