Русалочка, любимейший из диснеевских мультфильмов. И я до последнего верила, что испортить его нельзя, это же песни, которые со мной с детства! Обычно при пересъемках фильма дисней добавлял чуть больше истории, заземлял сказку подробностями. И в начале фильма меня заинтриговала и история вражды морских жителей с островитянами (ну не просто так вдруг начали тонуть корабли), судьба матери венценосного русалочьего семейства (а может и связь ее гибели с появлением на острове Эрика). Ничего, вот просто ничегошеньки этого не объяснили в фильме. Просто вбросили несколько фактов для утяжеления и без того затянутого повествования. И песни, к сожалению, не спасли, пусть и радовали всплесками ностальгии среди растянутой серости более чем двухчасового фильма. Отдельная моя девичья обида за Эрика, ставшего внезапно истеричкой: обиделся на маменьку и пошел на кораблике соло спеть в шторм, чтобы соль на лице и волосы по ветру, это вообще что, отсылка к поколению тиктока? К концу песни была готова, что он опять прыгнет, лишь бы дать русалке второй шанс его спасти...
В целом, пересняли бы они мульт, возможно шедевра бы и не получилось, но посмотреть с удовольствием можно было бы вполне. Но дисней решил замудрить, и к сожалению не справился, что очень-очень обидно.
Из положительного могу отметить то, что некоторые сцены фильма до того нелепы, что вызывали у меня приступы настоящего хохота. В остальном экранизация ужасна.
Опустим сразу то, что чернокожая Ариэль это не канон. Ну допустим это новое переосмысление русалочки, ничего против не имею. НО! Фильм полностью копирует сюжет мультфильма, есть небольшие различия, которые нужны только лишь для того, чтобы подчеркнуть инклюзивность и фем повестку.
На фильм было потрачено больше, чем на Алладина 2019 года, куда ушли деньги?
В фильме есть только одна достойная сцена - это крушение корабля. Дальше не будет нам крупных планов ни подводного царства, ни земного королевства. Масштабности нет, из-за чего весь мир воспринимается как какая-то бедная театральная постановка.
Анимация морских друзей. Почему нельзя было отказаться от этих персонажей, если их анимация вызывала трудности? В итоге мы получили криповых Себастьяна и Флаундера, которые ввиду отсутствия мимики вообще ничего не привносят в эмоциональную составляющую фильма. Для сюжета эти персонажи не так важны, их с легкостью можно было заменить или убрать. Но, видимо, переписывать сценарий было лень.
Работа с костюмами ужасна. Что за нелепое платье и косынка у Ариэль, они её специально одели как работницу хлопковой плантации? Почему у неё за весь фильм только 2 платья? У эрика тоже плохой костюм, который совершенно его не красит. Все костюмы в фильме бедны, нелепы и некрасивы.
Грим. Удивительно, но когда я загуглила фотографии Джона Хауэр-Кинг, оказалось, что он не дед и вполне симпатичный молодой человек. В фильме же он как сорокалетний школьник. О прическе Холли Бейли было сказано уже много. Лучше бы оставили её натуральные волосы, т. к. насколько я читала были сложности с париком. В итоге дреды всё равно были не красного цвета. Прическа новой русалочки вызывает ассоциации с бомжом, а цвет навивает на мысль, что обесцвечивание проводилось по технологии народа Динко.
Кастинг. В образ не попадает никто, персонажей не запоминаешь.
Дальше самое плохое.
Есть пример Малифисенты, где фем повесточка прошла практически безболезненно. Да, там принца тоже скинули со счетов, но нам показали другую любовь.
Здесь же вроде всё по старому, принц и русалочка. Но Эрик превратился из романтичного краша, в мамкиного соплежуя. Он не принимает никаких решений, ему всё говорит мама и им командуют слуги. Даже в финальной сцене ему потребовалось мамино объяснение, чтобы понять что он любит Ариэль. Именно в отношениях между Эриком и Ариэль было больше всего расхождений. В итоге получилось так, что это не сказка о любви, ради которой всё было поставлено на кон, а что-то вроде школьных лав сторис по каналу Дисней. В оригинале Ариэль прекрасно помнит ради чего она налутала себе ноги, и, кстати, на этом факте фильм мог бы не мало комичностей добавить. Ну а Эрик влюбляется в немую Ариэль с первого взгляда, но у него душевные терзания на тему того, что он уже любит ту прекрасную незнакомку. В фильме же при первой встрече Эрик даже не смотрит на Ариэль.
Ну и конечно же в фильме Ариэль сама побеждает всех врагов, собственноручно устраивает файт на свадьбе. Русалка из гетто.
В фильме также нет даже намека на ту силу драматургии, которая была в мультике. Все сцены в полусилу, в полуэмоцию. Например, сцена бешенства Тритона. В мультфильме воистину понимаешь, почему Ариэль окончательно встрепенулась и решила покинуть отчий дом. В фильме же эта сцена поразила меня своей никчемностью.
Ну и последнее, игра актёров. Джона Хауэр-Кинг не Эрик и не принц, он мужчина с задержкой в развитии. Его музыкальные сценки вызывают приступы испанского стыда. Кто ставил ему хореографию (был ли такой человек на съёмках). Холли вообще не играет и весь фильм как будто чего-то боится. Я не понимаю какой у неё характер, она не интересный персонаж. Тритон в образе Хавьера, как будто заглянул сюда просто чтобы сняться в паре сцен и пойти домой. Единственная кто тащил - это Мелииса, но она слишком смешная, а всё так должна пугать.
В общем, получился какой-то H2O просто добавь для воды, для детей от нуля до трех лет. Но тогда почему такой огромный бюджет? Не меньше удивляет, что это снял Роб Маршал, который уже снимал русалок в ПК: на странных берегах.
Мультфильм студии «Дисней» под названием «Русалочка» был одним из самых популярных в год своего выхода и продолжает оставаться востребованным даже сейчас. Это именно тот случай, когда можно сказать, что мультфильм прошел проверку временем и заслуженно получил статут культовой классики. А когда Дисней решили, что игровые римейки ее анимационных шедевров надо ставить на конвейер, то стало понятно, что без адаптации «Русалочки» мы тоже не обойдемся и это стало тревожить многих поклонников оригинала.
У зрителей четко устоялся образ рыжеволосой красавицы, которая хочет узнать, что находится за пределами океана и влюбляется всем сердцем в доблестного и искреннего принца. А тревоги были вызваны тем, что студия Дисней довольно часто меняла образы и суть полюбившихся история, подстраивая все под современные реалии, где это нужно и не нужно. И, к сожалению, новая версия «Русалочки» оказалась тем римейком, который справедливо разочаровал очень многих.
Сама история в общих чертах похожа на старую. Ариэль – это дочь короля морей Тритона, бунтарка и мечтательница. Она одержима тем, что находится на суше и собирает коллекцию человеческих вещей. Однажды Ариэль спасает принца Эрика и влюбляется в него. Ну а затем русалка заключает сделку с коварной ведьмой Урсулой, лишается своего волшебного голоса и оказывается в замке того самого принца. И теперь у нее очень мало времени на то, чтобы получить поцелуй искренней любви. В ином случае, Ариэль станет рабыней Урсулы и ничего хорошего из этого не выйдет.
Главным промахом «Русалочки» стало то, что продюсеры полностью поменяли внешний вид Ариэль, пригласив на титульную роль Хэйли Бэйли. Как певица и актриса она неплохо, но Ариэль точно не тот образ, в котором она должна была предстать. Бэйли пробует играть искренне, но выходит так себе. Вот все время, пока идет фильм, ты чувствуешь, что она пытается быть Ариэль, но сама не верит в то, во что играет. Это чувство не покидало меня до конца. А если я не верю в русалочку, то и все остальное мне тоже не по душе.
Невыразительным оказался тут и принц Эрик, который весь фильм ходит с каким-то совершенно отрешенным выражением лица. Ему в тягость все, что связано с его жизнью в замке, но и поверить в то, что он может честно и по-настоящему влюбиться, тоже невозможно. Он такой вот романтик не от мира сего, который смахивает на вечного мальчишку. И сделано все это только для того, чтобы н его фоне Ариэль совершила пару настоящих подвигов, тем самым показав, что девушки ничем не хуже парней.
А вот за кого очень обидно, так это за Флаундера, которого в этом фильме совсем уж увели вдаль, старясь показывать его как можно меньше. В мультфильме этот герой был само обаяние и имел серьезное влияние на сюжет. Но в фильме Роба Маршала Флаундер оказался лишь вспомогательным графическим персонажем, которого можно было просто взять и вывести из сюжета в принципе.
Все эти идеи и задумки не стали для меня чем-то волшебным и завораживающим. Фильм получился необязательным и вовсе ненужным. Как по мне, то «Русалочку» можно смело назвать одним из самых слабых римейков от Дисней и низкие кассовые сборы подтверждают то, что я говорю.
Я очень ждала этот фильм. Нет, не очень, а прям ОЧЕНЬ. Дождалась на свою голову... И да, я тоже буду сравнивать с мультфильмом, ибо тут очень старались снять его кальку, просто не срослось.
Не буду делить комментарии на хорошие и плохие, там итак будет понятно:
1) Работа с актерами - плохо, очень плохо. Не подбор, а именно работа с актерами. Все персонажи, кроме Урсулы, ее человеческого воплощения Ванессы ну и принца Эрика иногда, получились абсолютно, на 1000% деревянными! Они не отыграли ни одну эмоцию! Почему нельзя было переснять? Хотя на этот вопрос у меня есть ответ, он будет в конце.
Мелисса Маккарти хороша до невозможности. С одной маленькой оговоркой: Мелисса Маккарти - комедийная актриса, и отыграть роль мультяшной злодейки у нее получилось тоже немного комедийно. Актриса, сыгравшая Ванессу, отработала свой один съемочный день на ура, профессионально сыграв психопатку.
Принц Эрик - милый симпатичный, старается, хоть и не всегда у него получается. В любом случае лучше принца из Малифисенты 2.
Хавьер Бардем меня поразил - ему что, швабру вставили? Воск залили? Я таким деревянным его ни в одном фильме не видела. В мультфильме разъяренный Тритон - прям разъяренный, а когда он говорит в конце 'я буду очень сильно по ней скучать', по телу бегут мурашки, а тут... трезубцем помахал и уплыл. Разочарование.
Главная героиня - тут на лицо и ошибка подбора, и ошибка работы с актером, и ошибка операторской работы. Я не буду писать про цвет кожи или волос, про них итак написаны уже целые постулаты, они тут не главное. У нее есть другая более насущная проблема - она не умеет играть. Вообще совсем не умеет. Единственный ее плюс - это миленькое детское личико, когда она улыбается (и только тогда). Все. Она не может выражать эмоции ни лицом, ни голосом, а кадры, где она в анфас, и ее милое улыбающееся личико в профиль или 3/4 превращается в блюдце, вообще нужно вырезать и никому никогда больше не показывать. Да и в целом ей не хватает изящества, грации, гибкости русалки (видели эти пальцы-сосиски?), не хватает прозрачности кожи. Она неуклюжая и неповоротливая. То, что ее знатно высушили для съемок, не делает ее хрупкой - широкие плечи и лицо-блюдце никуда не делись.
2) Графика - не буду ее ругать, мне она очень понравилась, все яркое, насыщенное, завораживающее. Кое-где ее перебор, но таких моментов немного.
3) Песни - тоже не буду ругать. Голоса шикарные, песни хорошие.
4) Концовка - это просто рукалицо... Своей отвратительностью, убогостью и нелепостью последние 15 мин затмевают все предыдущие два часа, в которых можно было найти хоть какие-то плюсы. А деревянные персонажи делают ее еще ужаснее. На вопрос 'что курили сценаристы' ответ у меня тоже есть, он тоже будет в конце.
Итак, почему же нельзя было переснять, и что курили сценаристы. Ответ прост: режиссер, снявший 'ПКМ: На странных берегах', и директор по инклюзивности, пихающий инклюзивность во все возможные дыры так же неуклюже, как двигается Бейли, не в состоянии снять хорошее кино. Они его и не сняли.
Ну да ладно, окунемся и посмотрим. Забудем про историю 34-летней давности, перестанем сравнивать новую постановку с мультфильмом, и не станем цепляться к цвету кожи современной Русалочки (в конце концов Золушку они не переплюнули! ).
Перед нами предстает царь Тритон, непонятно чем занимающийся, у него акулы совсем от рук отбились; не особо умный, ведь отпуская дочь исследовать затонувшие корабли, что он сам назвал опасным, он посылает в помощь дочери не пару касаток, не стаю дельфинов и даже не группку рыб-мечей, одного краба, достаточно!
Его сестра Урсула в стилистике огромного осьминога, мы застаем ее спустя 15 лет как ее изгнали, и все эти годы она ежедневно проговаривает вслух самой себе свои же обиды. Ну а ее смех и поведение... Явная психиатрия!
И конечно же ГГ — русалка Ариэль, дочь Тритона. Абсолютно не желая подчиняться установленным нормам, ведя жизнь авантюристки-террористки, все свободное время молодое создание тратит на то, чтобы шариться по морскому дну, собирать остатки человеческого мусора и стаскивать все это в свое тайное логово. Научно это называется — 'патологическое накопительство', относится к разряду 'обсессивно-компульсивных расстройств', лечится 'медикаментозно и психотерапией, где пациенту предлагают открыться к идее госпитализации в психиатрическую больницу' (данные из Вики). Рыба-психопатка, замечательно!!! Ее зацикленность на мире людей и ее практически мгновенная концентрация на конкретном человеке, что очень напоминает 'сталкинг' лишь усугубляют ощущения...
Но это морской мир, мало ли что у них там норма, самые умные из них, вроде китов и дельфинов регулярно выбрасываются на берег. Не самое умное поведение.
Но кроме мира воды, есть мир воздуха.
И вот только мы выныриваем на поверхность, как нас делают наблюдателями как выловленного в море 16-летнего подростка, помыли, почистили, приодели и подали белому господину для развлечений. Ариэль ведь всего 16 лет, мы-то помним!
А она дикарка в мире людей, вилкой накручивает волосы, бегает босая, но ловит вазы налету, видать знает что к чему в человечьем мире с гравитацией.
И в какой-то момент останавливаешь себя на мысли: ' А не стеб ли это?'
Не стеб ли, ведь согласно исследованиям ученых, человечество зародилось в Африке, у чернокожего населения самая длинная историческая и культурная линия на планете, но мы вынуждены встраивать черных в истории белых, так как встроить белых в истории черных некуда?
Не стеб ли, то что вся история Русалочки это противостояние четкого плана по окручиванию мужика и строгие 3-дневные дедлайны, в противовес показной любви с имитацией чувств?
Не стеб ли, как сказал Себастьян: 'Мы обработаем принца, создав особую атмосферу', что все чего достойны мужчины, это не иметь права выбирать, а быть обработанным, а когда чары рассеются и он подаст на развод, стать объектом ненависти и вины со стороны женщины?
Проблема этого фильма не в том, что он полностью копирует мультфильм (я не хотел сравнивать, меня вынудили авторы), а в том, что не сделана ни малейшая поправка на 34 года разницы в эволюции мышления зрителя.
И чему это творение может научить новое поколение? Какой урок преподать?
Непослушание родителей и законов — хорошо!?
Делинквентное поведение — отлично!?
Манипуляции и бесчувственность женщин — норма!?
Слабость, податливость и смиренность мужчин — давно пора!?
Было бы странно не увидеть на интернет-просторах знатное рубилово между сторонниками повестки и ее противниками после выхода новой Русалочки. И несмотря на то, что всегда причислял себя к последним, окно Овертона, похоже, накрыло и меня. А может, просто доводы повесточников выглядят достаточно убедительно.
Во-первых, всякие там ундины-русалки отнюдь не эксклюзив светлокожих сказаний, а вполне себе присутствуют в легендах самых разных народов. Так почему бы и не быть рыбочеловеку темнокожим?
Во-вторых, так уж получается, что за последние несколько десятилетий проникновение различных рас в североамериканскую и европейскую культуры стало настолько мощным, что игнорировать этот факт уже не получится. А тут уж хочешь не хочешь, а придется взламывать тот самый культурный код. Либо придумывая новых, интернациональных героев, либо видоизменяя старых.
Без ломки и казусов тут не обойтись. Видимо, просто должно пройти немного времени. Те же Десять негритят кем только не были. И ничего. На величие произведения не влияет. И надо признать, что Холли Бейли в роли Ариэль отторжения у меня лично не вызвала, как я ни старался. Куда смешнее выглядели разнорасовые детки царя Тритона, учитывая что мать-то у них одна. Но и это, спасибо Барбоскиным, не удивляет.
Что касается самого фильма, то здесь все по классике. Ариэль никак не видит себя владычицей морской. Куда больше ее привлекают простые наземные радости. И она с радостью готова отказаться ради мечты от самого ценного - хвоста. Ну, и от голоса, в придачу. Это-то как раз… Бузова же как-то справляется…
Так как фильм является киноадаптацией мультфильма 1989 года, то сравнений не избежать. Как и самоповторов. К сожалению, сравнение не в пользу фильма. Кроме того, хотелось бы увидеть хоть какую-то свежесть, самостоятельные идеи. Не задалось. Или, может, актерскую игру не совсем уж заурядную. Тут тоже так себе получилось. Кроме, пожалуй, игры Мелиссы Маккарти в роли Урсулы. Она хороша. И своей харизмой хоть как-то вытягивает фильм со дна морского. И опять же сама Русалочка. Но здесь, наверное, не про актерскую игру. Просто девочка очень хорошо вписалась в роль (да простит меня Андерсон).
Снова мучился, а не играл Хавьер Бардем. Ну, негде ему себя проявить в такой роли. Он выглядит совершенно потерянным и неуместным. Как и в Дюне, кстати.
А вот, что мне понравилось, так это рэп в исполнении Скаттла. Но вроде как я чуть ли не единственный, кому он понравился.
Абсолютно потерял харизму Себастьян. Уж больно он крабообразный краб. Совсем ничего человеческого со времен мультика в нем не осталась.
И еще пару слов о дубляже. Такое ощущение, что у актеров дубляжа явные проблемы с дикцией. Как будто они только что вернулись с мороза. А у Русалочки еще и язык к горке примерз. Она постоянно запинается о букву Р.
Тот же песок, та же вода, но всё же здесь что-то не так!
С выходом каждого Диснеевского ремейка я ловлю себя на мысли, что жалуюсь на абсолютно схожие недостатки в этих подобиях на настоящее кино – бессмысленно растянутый хронометраж, «деревянная» игра актёров, отсутствие сказочной атмосферы, и конечно паразитирование на славе оригинальных мультфильмов, - и, невзирая на возмущения отдельных зрителей, ремейки часто имеют невероятный кассовый успех, посему их и продолжают снимать. Тем не менее, в век Интернета мы можем диктовать, что стоит выпускать на экраны, что нет, и бывают моменты, когда студии прислушиваются к мнению людей, если оно выражается не в отзывах и оценках на разных агрегатах, а в слабых сборах. И вот, после череды громких провалов в Disney, будто навострили уши и нынешняя версия всеми нами любимой «Русалочки» (1989) лишена, как минимум парочки вышеперечисленных минусов, присущих данным товарнякам. Давайте поподробнее:
Персонажи:
Ариэль, принц Эрик, Себастьян и другие:
История начинается с красивых кадров беснующегося океана, нам мимоходом показывают принца Эрика, и затем мы погружаемся в морскую пучину, где под прекрасную мелодию «Part of Your World» нам предлагают насладиться чарующими видами подводного царства. И вот мы, наконец, встречаем её - Ариэль. Главная героиня от Холли Бейли – украшение фильма и стопроцентное попадание в образ той самой рыжеволосой русалочки из нашего детства! Здешняя Ариэль, всё так же мила и обаятельна. Обычно персонажи современных адаптаций с живыми актёрами неспособны передать и долю эмоциональности героев старых анимационных лент, - вспомнить, хоть Белль Эммы Уотсон, Мулан Лю Ифэй или не дай бог Аладдина Мены Массуда – унылые протагонисты, невзрачность которых становится ещё более очевидной в сравнении с их нарисованными предшественниками, - однако Холли Бейли – один из тех редких случаев, когда актрисе в центральной роли удалось идеально воплотить «Диснеевскую принцессу» - голос её просто завораживает (пускай дубляж был хорош, всё же советую послушать песни Ариэль на английском), актёрская игра действительно радует и, аж до финальных титров Вас не будет покидать светлое чувство ностальгии. Принц Эрик тоже получился недурным. Его отношениям с Ариэль уделяется значительная часть хронометража, и мы наблюдаем за стройной романтической линией, посредством которой авторы доносят до нас, не только как, но и почему эти двое полюбили друг друга. Себастьяну, несмотря на низведение его внешности до дизайна слишком реалистичного ракообразного (всё по лекалам «Короля Льва» (2019) Джона Фавро!) хватает энергичности, дабы иногда вызывать искренний смех; все остальные наполняют повествование необходимыми деталями, чтобы сюжет произошёл.
Урсула:
Диснеевским злодеям прощались их кровожадность, хитрость, меркантильность и примитивное стремление захватить мир, пока они источали харизму, и их приятно было ненавидеть! Урсула всегда занимала почётное место в пантеоне самых ярких и запоминающихся плохишей, чего, увы, нельзя сказать про неё в исполнении Мелиссы Маккарти. В отличие от ужимок и движений мимикой Холли Бейли, кой старается подражать экспрессивности двумерной Ариэль и это кажется естественным, кривляния Мелиссы в попытке изобразить «звериный оскал» и подлость, проступающую прямо на лице подводной ведьмы, вызывают недоумение! Знаменитая «Poor Unfortunate Souls» - отменная музыкальная композиция и визитная карточка Урсулы, тут также звучит откровенно убого! Странные вокальные пируэты Мелиссы Маккарти, вкупе с ужасным переигрыванием заставляют ещё больше ценить работу почившей Пэт Кэрролл, плюс ко всему прочему, именно Урсула стала жертвой нелепых сюжетных нововведений (без контекста!), добавленных для галочки и оставленных без должного развития!
Атмосфера:
Мне понравилась идея выстроить внутренний монолог Ариэль, отдавшей свой голос за возможность стать человеком, через песни у неё «в голове». И даже некая театральная возвышенность и постановочность пошли этим сценам на пользу, ибо они идут, словно в отрыве от основных событий и нужны, лишь для раскрытия эмоционального состояния девушки. Владения царя Тритона, за исключением вступительного фрагмента, представляют собой сплошное запустение, откуда будто выкачали все краски. Зато королевство Эрика, где преобладает наличие реальных декораций и съёмок на натуре, а не дешёвая компьютерная графика и хромакей, ощущается более волшебным и сказочным. Почти полное отсутствие буффонады и нарочито гротескных и комичных персонажей сделало картину чересчур тяжеловесной, всё же любовные стенания и коварные интриги, разбавленные юмором, были куда проще для восприятия.
Итог: Новая «Русалочка» – пустой коммерческий продукт, тщательно выверенный и отполированный до блеска, без особых притязаний на художественную ценность или творческий запал, впрочем, в нём есть ряд удачных режиссёрских и сценарных решений, облегчающих единичный просмотр, но не отменяющих актуальность оригинального мультфильма, ведь между ним и детищем Роба Маршалла, я всегда выберу классику!
Более жестокий по сравнению с оригиналом (приведу только два примера из начала фильма во избежание спойлеров): 1) из-за реалистичного дизайна Флаундера, когда Ариэль держит его за плавники это кажется каким-то жестким хватанием, тогда как если бы рыбка была более мультяшная это не выглядело бы как трепание несчастной рыбки (аналогичная сцена с крабом и отцом Ариэль вначале). 2) 'Куда ты Флаундер, это же Скаттл' - говорит Ариэль, пока чайка ест сородича рыбки.
Игре исполнительницы роли Ариэль не веришь. В целом по внешности и живости это мискаст + непонятно почему актрисе не дали парик, если она не хотела изменять свои волосы так как красные прямые волосы Ариэль это явно то, что все надеялись увидеть.
Удивительно, как при таком ОГРОМНОМ бюджете фильм выглядит дешёвой подделкой!
Смотреть фильм невероятно скучно, по сравнению с тем же оригиналом, я не выдержала смотреть целиком и не досидела до конца.
Причём бывает иногда так плохо, что даже хорошо, но тут не этот случай, это просто халтура.
Довольно иронично, что Дисней поступает с Русалочкой так, как поступила злодейка Урсула - отнимает голос. Индивидуальность и смысл. Если бы нынешний Дисней и Дисней из далекого прошлого встретились бы в одной комнате, то не узнали бы друг друга. Каким-то образом за каких-то пятьдесят лет большинство персонажей их студии потеряли очарование или вовсе изуродовались в ремейках. Бедный Себастьян, ставший каким-то безжизненным созданием с тоненьким ротиком, Пумба, напоминающий немного-немало оживший труп... Ощущение, будто Дисней сам потешается над собственным наследием - как в визуальном плане, так и в идейном. Прежний Дисней был про красоту окружающего мира, вечное торжество добрых принцесс, а нынешний - про унылость, депрессивно-серые пейзажи и полную безыдейность.
Если говорить о сюжете - то он, к сожалению, вовсе не копия оригинала. Было бы куда приятнее и проще, если бы довольно логичный сюжет мультфильма подарили и фильму. Но тут неприятность - сюжет абсолютно полностью извратили. В оригинальном мультфильме Русалочка была чиста и абсолютно наивна, её любовь к принцу была слепой и безграничной - за что она и была наказана, ведь отреклась от родни и дома. В этом же фильме Русалочке не пришлось быть обманутой или отрекаться от чего-то. Ей не пришлось проявлять характер под гнетом обстоятельств, сделать сложный выбор - в фильме её просто 'заколдовали', лишив воли и памяти. Как это удобно - просто до невероятия. И таких сюжетных мелочей, которые портят всю яркость оригинала пруд пруди. Сёстры и отец - которые даже визуально не воспринимаются как семья для Ариэль. Сюжетно их семейные узы тоже слабо обосновали, тем самым абсолютно перечеркнув оригинальную кульминацию сюжета, где Русалочка отрекается от семьи. Принц - больше похожий на увлеченного экспансией политика, чем на доброго королевича из сказки. А уж Урсула... Урсула - это отдельный разговор. В оригинальном мультфильме Урсула искренно сообщает Русалочке правду: я колдую, беру плату, не вернешь мне 'должок', поплатишься за это. Она по-настоящему жуткий, но мудрый злодей - говорит честные и циничные вещи об окружающем мире. 'Если женщина нема, сходят всей по ней с ума' -- а что, Урсула в песне врет, что ли?.. Но эта злодейка в мультфильме не лишена обаяния, юморка и очарования. Она страшна, потому что не требует к себе жалости. И потому что бывает права (не всегда, но все же). В фильме Урсула в первом же своем появлении давит на жалость, говорит, что у нее несчастная судьба, она отвергнутая женщина и... Больше ничего. Буквально. Это пустой, безыдейный, блеклый злодей - как и множество других, новых 'диснеевских'. Получается, что умный, эмоциональный, трагичный сюжет, искренние песни, живые эмоции заменились какой-то картонкой.
Если так подумать - Дисней по сути посмеялись над собственным же наследием. Возможно, это громкие слова, но я объясню, почему так выразилась. Русалочка когда-то спасла студию Дисней от закрытия, вытащила их из долгов и постоянных провалов, вознесла на пьедестал. Именно с ней Дисней стали легендарной студией, а не какими-то поверхностными сказочниками. И чем же потомки отплатили великой Русалочке? Обсмеяв её всем миром - и сама Русалочка, ранее достойная любви всего мира, теперь превратились в набор не очень приятных издевок. И ещё один подлый момент. Русалочка теперь без голоса - но уже по-настоящему. Дисней забрали у неё индивидуальность (будто Урсула). Теперь Русалочка блеклая, безголосая, безыдейная, как все новенькие 'принцессы'.
P.S. Напоследок хочется вспомнить, что всякая принцесса была отголоском своего времени. Белоснежка, Спящая Красавица, Белль, Эльза и все-все принцессы были непросто картинками, а отражением идеала своих создателей. Каждое десятилетие к принцессам добавлялись новые черты, они преобразовывались в угоду времени и обновленным идеалам. То есть, сказки тоже трансформировались, у Диснея был вечный поиск идей. Однако наше время не получило такую принцессу. Разве что Эльзу и Анну - а других идей больше нет. Какой идеал Дисней хочет показать нам сейчас? Никакой. Ничего он не хочет нам показать. Идеи в его работах больше нет - лишь сплошная копирка из раза в раз, дешевизна и глупость. Прощай, наша дорогая Русалочка, прощай. Мы всегда будем помнить твой голос.
Иногда задумываешься, что может объединять многочисленных киногероев, увлекаемых в невероятные и разнообразные приключения. Такая вещь есть, и это – мечта, в погоне за которой человек способен совершить любые безумства. Мечта в чем-то похожа на цель, и тогда она – позитивна, она двигает человека, и мир вместе с ним, вперед, она заряжает энергией и вдохновляет. Но может оказаться недостижима, и тогда способна погрузить в глубочайшую депрессию, из которой нет возврата. Фильм о самой мечтательной диснеевской принцессе – о русалочке Ариэль – затрагивает аспект мечты и все, с ней связанное, исключительно формально; рассказывая историю необычной девушки, наполненную символикой, фильм оказывается неспособен раскрыть связанные с ней темы. Увы, но приходится констатировать, что «Русалочка» - не самый удачный продукт «мышиного» творчества.
После просмотра картины остается странное ощущение, что единственное, что было интересно создателям картины – это наблюдение за подводным миром и его обитателями, вследствие чего все остальное, включая, собственно, сюжет, было создано по остаточному принципу. Иначе продолжительность морской части картины в полфильма не объяснить: во-первых, в это время почти ничего существенного не происходит, за исключением пары эпизодов, а во-вторых, для знакомства с героями столько времени не нужно, ведь единственным значимым действующим лицом является сама Ариэль. Даже столь колоритный персонаж, как злодейка Урсула, не наделен в «Русалочке» сколько-нибудь убедительной историей ни в прошлом, ни в настоящем, а сам ее злодейский план прост, как три копейки, прям, как шпала и примитивен, как селедка. Ожидания, что с выходом на берег «Русалочка» станет шустрее и увлекательнее, обречены быть обманутыми хотя бы из-за того, что сценаристы оказались явно неспособны определиться с концепцией для второй половины картины: то ли развивать романтическую линию, ведь глобально фильм о любви, то ли приключенческую, ведь героиня должна выполнить задание, чтобы добиться успеха. В результате не случилось ни романтики, которой банально не хватило времени для демонстрации красивого зарождения любви, ни квеста, поскольку препятствия на пути героини были слишком эпизодическими и простыми.
Впрочем, некоторая сюжетная неуклюжесть «Русалочки» не является ее единственным недостатком. Вторая существенная проблема – настоящая беда с заложенными в фильм мыслями и идеями. Базовая концепция сведения вместе морской принцессы и принца с суши подразумевает умиротворение двух прямо противоположных и потенциально враждебных друг другу стихий. Более того, что-то подобное прямым текстом звучит из уст матери принца ближе к финалу картину. Только слова здесь противоречат действию, поскольку никакого противостояния нет и в помине: главным злодейством людей становится всего лишь рыбалка, причем процесс, а не результат (никто даже рыбу не ест), и картинки на стене, нет и неприятия водных обитателей хотя бы вследствие неверия в их существование, и они, в свою очередь, также никакой неприязни к людям не проявляют. Таким образом, вражда в «Русалочке» представлена исключительно тараканами в голове у морского владыки Тритона, и не более. Другая эталонная история - с голосом - могла бы многое значить, а именно то, что вовсе не он определяет личность человека, быть собой можно, ничего не произнося вслух. Тритон ближе к финалу говорит что-то вроде того, что не надо жертвовать голосом, чтобы тебя услышали, только весь фильм служит опровержением сей пафосной, но бессмысленной мантры. Ариэль никто не слышит и не хочет слышать, и ничего не меняется, есть у нее голос, или его нет; даже понимание со стороны принца показано очень условно и не может считаться настоящим нахождением общего языка. Следовательно, выразить что-то убедительное в этом отношении у сценаристов также не получилось, будто голос отняли у них, а не у их героини.
Но главная проблема фильма связана с мыслью, которую он, к сожалению, смог сформулировать. В «Русалочке» ни любовь не способна сломать преграды и все преодолеть, ни сила воли и целеустремленность конкретной личности. Здесь обычные люди бессильны перед обстоятельствами, и все, что им способен предложить фильм – это смириться и тихо страдать в уголке. Правом вершить судьбы, решать, кому жить, а кому умирать, кому страдать, а кому быть счастливыми наделены лишь власть имущие и сильные, они – творцы чужих судеб. Поступок Урсулы таков, но и поступок Тритона в конце имеет ту же природу, так как герой действует как правитель, а не любящий отец. Таким образом, «Русалочка» учит не самостоятельности, не решительности и не ответственности за свои поступки и решения, а всего лишь если не покорности, то упованию на кого-то еще, а не на себя. По сути, такая мысль не просто не полезна, она вредна, это что-то невероятно устаревшее и неподходящее современному миру.
Будет ложью сказать, что у картины совсем нет достоинств. Любовь к подводному миру обернулась невероятной его красотой, начиная от разнообразных рыб, его населяющих, и заканчивая хвостом главной героини. Также нельзя не отметить музыкальное сопровождение картины: хотя для мюзикла песен маловато, для обычного фильма их вполне достаточно, и они вполне способны понравиться, даже если отвлечься от того, что многие давно стали классикой. В фильме очень «зачетный» принц – не смазливый красавчик, а настоящий достойный герой, хорошая пара для нежной и хрупкой Ариэль.
Пожалуй, главный недостаток «Русалочки» состоит вовсе не в выборе актеров на роли, не в технической реализации, а в том, что фильм просто скучный – затянутый и не интригующий. Да, он базируется на классическом мультфильме, но это никак не оправдывает качество исполнения именно игрового кино. Сюжет закручивается слишком медленно, а развитие его оказывается скомканным и каким-то…формальным, просто потому что что-то с героями должно происходить. Наконец, в «Русалочке» столько проблем с заложенными туда смыслами… Так что «Русалочка» - зрелище совершенно необязательное, не слишком развлекающее и не учащее ничему хорошему.