Сюжет: Юного поляка-беженца с модельной внешностью (Кристофер Джонс) нещадно вербует британская разведка (Бонда на всех увы не напасёшься - пришлось срочно пополнять штат). Деловой и удалой Энтони Хопкинс снабжает новобранца ножом и рацией, и посылает в тыл врага - в Восточную Германию. Там, ходит слух, русские окончательно потеряли стыд - складывают штабелями свои суперсекретные ракеты прямо у границы с западным миром... В ходе операции шпион-дебютант совершает все возможные и невозможные оплошности, натыкаясь то на пограничников-блондинов, то на агрессивных гомосексуалистов-насильников, то на суровую военную полицию. Энтони Хопкинс тем временем терзается приступами невиданного идеализма, экспрессивно выражая своё недовольство рабочими методами шпион-бюро: 'Для вас этого всего лишь игра, да? Вы играете, да? И вам нравится в это играть, да?'. Но враг не дремлет...
Джон Ле Карре, автор романа 'Зеркальная война', прокомментировал низкие продажи своего произведения безапелляционным заявлением, что 'это самый реалистичный шпионский роман из когда-либо написанных мной - потому на него и спросу нету'. И я ему пожалуй более-менее верю и поддерживаю. Однако, по сравнению с не менее приземлённым 'Меморандумом Квиллера' 1966-ого года, в 'Зеркальной войне' 1969-ого нет должного стиля, драматизма, психологии, 'нерва' или хотя бы просто интриги. Вся его 'реалистичность' заключается в отсутствии большинства наиболее расхожих шпионских штампов (мартини с водкой - погони с перестрелками - медведи с балалайками) - вот только образовавшиеся пустоты ничем не заполнены.
Протагонист (хмурый поляк-плейбой с абортом за плечами) выглядит несуразно - у него есть мотивы, но они смахивают на отписку, и посему сопереживать его лоскутному персонажу нет никакой охоты. Он движется к закономерному концу как во сне, на автопилоте. Он попадает в передряги по воле сценаристов, а не случая. Даже поэтичное название ленты, на деле, сводится всего лишь к замусоленному до дыр выражению 'Хрен редьки не слаще'.
Несмотря на нарочитый и унылый реализм, полностью избавиться от жанровых стандартов создателям так и не удалось: приблудная блондинка добрейшей души и былинной отваги; внезапно прозревший Хопкинс, картинно восстающий против 'бездушной системы'; немцы, все поголовно общающиеся на 'королевском английском'; концовка в духе 'мальчик в канаве нашел пулемёт, больше в деревне никто не живёт' и т.д.
Мораль 'Зеркальной войны' в некотором роде созвучна с 'Писателем-призраком' Полански. Основная разница между ними в том, что этот фильм смотреть не интересно.
6 из 10