Как сказали бы в Японии, проклятье цифры 4. Да и не только.
Бесполезно. Бесполезно возмущаться, критиковать, обижаться — до тех пор, пока франшиза окупается, она не будет меняться и станет продолжаться бесконечно. Видимо, есть такие зрители, которые не знают, что такое настоящий ужастик, и потому продолжают ходить на фильмы, подобные «Астралу». Это уже четвёртая часть, и то немногое (это важно — немногое) хорошее, что было в самом первом фильме, так и не вернулось со времён провальной третьей части.
Главной героиней остаётся Элис, которая... скучна. Нет, она действительно скучна. Сложно представить, почему именно ей создатели решили уделить столько экранного времени, да ещё и во втором фильме подряд. Всё, что Элис делала и делает — это ищет призраков, и всё ради того, чтобы вздрогнуть с криком при их виде, потом с кем-то пообщаться, кому-то из невоспитанных потусторонних сущностей дать подзатыльник, и вздохнуть с облегчением. И все эти путешествия по тёмным подвалам и в параллельном мире (или что это вообще?) совершает какая-то старушонка, физические силы которой вызывают большие сомнения. Оставили бы уж актрису в покое, в самом-то деле.
Что до страха, то ничем этот фильм не примечателен. Несколько скримеров, и на этом всё. Ничего интересного здесь нет, и даже монстр с ключами вместо пальцев, который вынудил меня посмотреть этот фильм, оказался самым обычным существом, которое рычит и орёт на зрителей из-за углов. Даже создатели догадывались при производстве, что очередной безмозглый ободранный зомби уже не впечатлит искушённых зрителей, поэтому, чтобы не повторять позорную сцену из «Оно» (2017), прибегли к самой верной помощнице американских фильмов, которые всеми способами хотят скрыть в себе недостатки — темноте. Ух, как непривычно... непривычно смотреть на чёрный экран вместо обычного видеоряда. За сплошную темень нередко ругают фильм «Чужие против Хищника: Реквием», но даже там можно больше разглядеть, чем в четвёртом «Астрале»! Здесь полнейший мрак, как в переносном, так и в буквальном смысле. Как ни повышай яркость экрана, увидеть что-либо всё равно не удастся.
И к вопросу значимости этой части. Безусловно, предыстория первого «Астрала» не так чудна и нелепа как продолжение, но всё-же никакого сильного переосмысления не случилось. Тем зрителям, которые не являются очень-очень преданными фанатами этой франшизы, смотреть тут буквально не на что. Прошлое Элис как было, так и остаётся чем-то малопривлекательным. Можно было придумать что-то более интригующее.
Если когда-нибудь выйдет пятый «Астрал», он меня уже точно ничем не приманит.
Астрал поражает меня тем, что к 4-му фильму его по прежнему интересно смотреть. На этот раз решили снять пролог к предыдущим трем фильмам, и попали в точку. Так как спасение ещё одного мальчика зритель вряд ли бы выдержал.
Что хочется отметить, так это свежесть идей, даже если из всех кошмаров в фильме одни скримеры. Серьёзно, а где вы видели ужастик, который к 4 части держал бы такую планку качества, как в первом фильме? Есть оригинальные идеи, типа фильма 'Прочь', но их настолько мало, что Астрал держит планку качества, разделяя ее лишь с Заклятием и его спин-оффами.
Сюжет базируется на экстрасенсе Эллис и ее двух сподручных, которые полностью оправдывают свое нахождение в фильме - трусят и пытаются шутить, но никто их шутки всерьез не воспринимает. Сюжет пересказывать не буду, он интересный. Как и в предыдущих частях, фильм из разряда - ' семейных ужастиков'. Фанатам 'Пятницы,13' и других слешеров ходить не рекомендую, разочаруетесь. Так же НЕ ХОДИТЕ на этот фильм те, КТО НЕ СМОТРЕЛ ПРЕДЫДУЩИЕ ЧАСТИ! Вы просто запутаетесь, и из за этого не сможете вынести адекватного мнения. Хоть этот фильм и является прологом, но его надо смотреть только после просмотра предыдущих частей, только тогда можно получить полноценное удовольствие от сюжета.
И в итоге: да, весь фильм полностью состоит неожиданных выскакиваний разных призраков из разных углов, но где вы видели другое в массовом масштабе производства ужастиков? Я не могу назвать таких, за исключением пары единичных фильмов.
Плюсы фильма:
+ Все тот же самый Астрал, история соединена общими скрижалями сюжета
+ Снято качественно, серия до сих пор держит марку качества
+Взгляд со стороны самой Эллис на происходящие события, в не от третьего лица, как в предыдущих частях ( где просто идёт история, не зацикливаясь на каждом персонаже)
Минусы фильма:
- Последний плюс может быть для кого-то минусом
- Все-таки по сравнению с первой частью качество 'пугалок' понизилось
- Кто не будет смотреть первые части, а начнет сразу с 4 ( не просто так говорю, в кинозале таких было предостаточно), тот может остаться недовольным происходящим на экране, так как не с чем будет его связать.
Сразу отмечу, что для меня 'Астрал' - вещь совершенно новая, ни одной предыдущей части я не смотрел. Поэтому о путях развития или увядания франшизы говорить не буду, хотя одно то, что за столько лет она не израсходовала своего коммерческого потенциала, как минимум, вызывает уважение. А буду говорить о конкретном фильме 'Астрал 4', который не без оговорок, оказался весьма неплохим. Конечно, никакая 4-я часть никогда не будет смотреться откровением, тем более в неблагодарном жанре хоррора, который хоть и обновляется раз в пару десятилетий, слишком быстро начинает тонуть в штампах и самоповторах.
'Астрал 4' не предлагает ничего нового не только зрителю, хорошо знающему франшизу, но и зрителю случайному, в данном случае - мне. Он все еще пожинает плоды ренессанса жанра, за который, среди прочих, ответственен талантливый и плодовитый Джеймс Ван, принесший нам отличную 'Пилу', еще более отличное 'Заклятие', собственно 'Астрал' и еще много разных 'Аннабелей', 'пил', 'последних обрядов', 'гаснущих светов' и прочих жанровых интересностей - качеством пожиже.
В данном случае голливудская машина работает как копировальный автомат, и если посмотрел 'Заклятие', 'Проклятье Аннабель' и 'Женщину в черном', то можно не особо надеяться, что 4-й 'Астрал' добавит что-то новое или особенное. Наверное, это плохо. Но счастье жанра в том, что при просмотре об этом не думаешь, ведь ориентируешься в данном случае не на разум, а на совсем другие ощущения.
Привычные скримеры, ожидаемые зрителем, обязательно появляются, и как ты к ним не готовься, все равно срабатывают. А значит, худо-бедно фильм со своей пугательной задачей справляется, и вздрогнуть пару раз все-таки придется, если, конечно, на время просмотра отключить в себе въедливого все повидавшего ханжу-синефила. Интересно в фильме, однако, другое. То, что создатели пытаются отдать дань той эпохе, когда пугали не только скримеры, и довольно неплохо справляются и с нагнетанием мрачной атмосферы старого дома, полного скелетов в шкафах (в буквальном смысле), и с довольно грамотным наведением мостов с предыдущими сериями, и с оммажем дельторовским нетленкам, на трепетный 'тонкий мир' которого местами очень уж похожи 'выходы в астрал' героев фильма, и с интригующим формированием интересного и манящего запредельного мира, своеобразного синонима дантовского ада, где раз за разом проживают свою боль и ужас неупокоенные души.
Все это далеко не ново, но вполне смотрибельно и местами даже интересно. Довольно шаблонные герои тоже не вызывают нареканий - что Лин Шэй, что парочка 'охотников за призраками', что симпатяги-сестрички - все к месту, и все смотрятся именно как надо, естественно, игра их не грешит глубиной, это непременные герои-функции: героиня-с-детской-травмой, она же носитель СИЛЫ (Сияния), клоуны, разряжающие атмосферу, невиновные злодеи, одержимые некоей злой силой, тупо жертвы, помощница, носитель света (в данном случае мать, хотя с ее линией больше всего вопросов, она, вся такая хорошая, любящая и замечательная, однако, слышит крик избитой сидящей на цепи в подвале дочери в довольно комфортном состоянии за привычным делом, да и не знать о том, что творит ее муженек, она не могла), ну и монстр, который передвигается рывками, мало ест, ибо катастрофически тощ и долго тянет с убийством своих жертв, предпочитая опять же, страшно нависать над ними и швырять подальше от себя, вместо того, чтобы делать свою прямую работу. Все эти герои выполняют свою задачу, без особого напряжения, довольствуясь скрипуче-шаблонными фразами, характерными для ужастиков, и столь же шаблонными действиями. Милые девчонки-сестрички появляются слишком поздно, чтобы успеть по-настоящему запомниться и заставить за себя переживать, а Лин Шэй, несмотря на очевидную харизму, не дают особо поиграть, памятуя о необходимости каждый 3-4 минуты выдавать что-то страшное.
Но. Все это не отменяет того факта, что смотреть 'Астрал 4' весьма занимательно и волнительно. Собрав чуть ли не все штампы ужастиков (героев не от мира сего, общительных мертвецов, темные подвалы, жуткий дом, ночные кошмары, странных детей и т.д.), фильм, хоть и пробуксовывая, все же тянет франшизу к очевидной 5-й части. В фильме очевидно преобладает 'вещная' природа страха, то есть пугают нас на поверхностном уровне, визуалом, не очень-то пытаясь достучаться до глубинного, подсознательного страха перед потусторонним, неизвестным, 'тонким' миром, что удалось, например, тому же 'Заклятию' и - в еще большей степени - 'Другим'. И все-таки, если это уже 4-я часть, то франшиза еще далеко не безнадежна, а, значит, бабуля еще покричит на мертвецов.
«Астрал 4: Последний ключ» - это вновь приквел вселенной Астрал, следовательно это продолжение «Астрал 3» и логическое продолжение первых двух частей «Астрал». Теперь о фильме.
Если говорить чисто без спойлеров, то можно с большой уверенностью сказать, что Астрал продолжает оставлять свою фирменную концепцию: темно-синие тона; большое количество хорошо сделанных скримеров (даже очень хорошо, вот реально); и конечно же, хороший и умный сюжет. Все это поддерживается как всегда великолепной игрой Лин Шей в роли Элис. Со скромным юмором отыграли Ли Уоннелл и Энгус Сэмпсон в роли Спекса и Такера. А если в общем, то герои не раздражают, а в некоторых моментах ты за них и переживаешь.
Теперь, если говорить об основных действиях фильма, то свою функцию «Астрал 4» выполняет, и выполняет хорошо. В наше время мало фильмов которые реально пугают и могут нас перенести в тот, реальный ужас персонажей фильма. Поэтому если вы реально хотите острых ощущений, то «Астрал 4: Последний ключ» оставит у вас приятное чувство страха. Также, если вы не смотрели остальные 3 части, то Четвёртая вам будет понятна, не то что бы хорошо, но в целом, вы будете в курсе всех нужных событий фильма. Ну а для фанатов будет очень много приятных отсылок к остальным частям.
В общем, «Астрал 4: Последний ключ» это приятный хоррор, который не великолепен, но приятно будет смотреться со всем тем, что выходит сейчас в жанре Ужасы/Триллер.
...А всего-то и требовалось, что перестать мариновать очевидно выдохшуюся идею и впустить в свой тесный круг человека со стороны, а значит, со свежим взглядом. Молодой режиссёр Адам Робител снял лучшую, на мой взгляд, часть 'Астрала'.
4-й фильм шагнул немного в сторону от устоявшейся формулы серии ('Призрак-Скример-Удушение-Призрак-Скример-Удушение - повторять неограниченное количество раз) и включил в фильм не только ужасы, которые приносят с собой призраки и демоны, но и ужасы, которые творят живые люди. Возможно, фанаты серии сочтут это отступлением от канонов, но, на мой взгляд, ход абсолютно правильный. Менее страшным фильм от этого точно не стал, а вот в атмосферности ощутимо прибавил.
Здесь даже появилась такая невиданная доселе опция, как сопереживание персонажам. Разок даже - страшно подумать - глаз защипало. 4-й 'Астрал' наконец-таки реализовал давно напрашивающееся решение и вывел персонажа Лин Шэй на главную роль. И не прогадал: наблюдать за историей семьи Элис в прошлом и в настоящем действительно интересно. А ещё тут - о, чудо! - свершилось то, чего я ждал с первого фильма: паранормальщики Спекс и Такер перестали быть пустой тратой экранного времени и вполне достойно вывезли на себе комедийную составляющую. С точки зрения актёрской игры хороши как основные персонажи серии, так и новые лица (особенно понравился Брюс Дэвисон в роли повзрослевшего брата Элис).
А что, собственно, с ужасами? Всё хорошо. Скримеры здесь работают отлично - пожалуй, даже лучше, чем во второй части. Новый монстр - с пальцами-ключами - тоже понравился: и выглядит впечатляюще, и 'закрывает' голосовые связки и сердечные мышцы эффектно.
Существуя на стыке фильма ужасов, триллера и драмы, четвёртая часть 'Астрала' способна подарить удовольствие как фанатам серии, так и тем, кто в ней уже разочаровался и не ждал ничего хорошего. Главное, признать за 'Астралом' право отступить чуть в сторону от привычной стези и ступить на новую дорожку.
По моему мнению серия фильмов «Астрал» окончательно себя изжила. Фильму нечем вас удивить. Да и просто порадовать нечем. Несмотря на отсылки к предыдущим частям, от первых двух даже в самой атмосфере фильма мало что осталось. Если раньше мы наблюдали всю картинку глазами семьи, которая столкнулась с паранормальным, то теперь все повествование свелось к экстрасенсу, которая, видимо, единственное, на чем вообще вся серия держится и не превращается в абсолютно новую другую картину. Люди готовы идти на продолжение любимой франшизы, сколько бы частей не выходило, а фильм вытягивает хоть какие-то рейтинги только благодаря своему названию.
Если же говорить конкретнее, то атмосфера отсутствует напрочь, актеры недоигрывают, шутки просто неуместные. Бу-моменты без резких звуков вообще на уровне проходных трэшовых ужастиков. И драма, и сюжет высосаны из пальца.
Думаю, картине пошла бы на пользу мораль (ну хуже бы точно не сделала), вроде: самое большое зло надо искать не в призраках, а в людях. Но и тут все запороли.