Норвежское кино нередко подкидывает добротные картины. Вспоминаются и трилогия Остаться в живых середины нулевых, и Волна со своим сиквелом, ну и ещё если повспоминать можно найти достойные работы из Норвегии. Поэтому узнав об этом фильме, который ещё и в дубляже у нас выпустили, я не сомневался что стоит посмотреть. Благо, что синопсис ещё к этому благоволил.
Фильм интригует с самого начала. Все эти непонятности и странности в действиях главного героя очень захватывали, каждая сверхъестественная вещь в его исполнении полировала мой мозг, буквально по косточкам разбирая эпизод и строя различные догадки. Поэтому отмечу, что завязка вышла очень бодрой, я с удовольствием понял, что не ошибся в выборе фильма.
Но дальше наступила середина фильма, в которой все мощные моменты из начала перестали демонстрировать. Пошла целая серия различных сопливых фрагментов, жалостливых разговоров и прочей тягомотины. Стало невероятно скучно. Понятно, чтобы фильм не скатился в обычный трешак и следовало разбавлять действия подобными сценами, но всё же не такими унылыми! Вот реально центр, середина этой ленты меня усыпили.
А вот ближе к конца пошло реально интересное действие. Все эти моменты с легендами о богах, о старой ферме и прочее вновь затянуло в норвежское кино. Финал вышел что надо. Неожиданностей хватало, в особенности с подругой главного героя, но самая последняя сцена смотрелась страшно. Не в плане ужаса, а в плане масштаба событий, которые произойдут после. Нам показали эту яростную сцену, в которой главный герой выплеснул все свои эмоции и свою боль на обидчиков, но что реально произошло сложно предсказать, открытый финал, так сказать.
Норвежская мифология богата своими легендами. Много лет назад начали складываться эти сказки, были ли хоть что то их них правдой - большой вопрос, но интереса к этому всегда было хоть отбавляй. Тор, один их богов, является одним из самых известных небесных жителей. В первую очередь благодаря Марвел, которые решили сделать его персонажем комиксов, а затем и киновселенной. В действительно же всё по другому. В концовке герой понимает кто он такой и как связан со знаменитым богом, и это был действительно мощный шаг создателей фильма. Режиссёр фильма Андре Овредал смог из легенды, из мифа сотворить свою историю, с непредсказуемым (на мой взгляд) концом и мощным атмосферным фоном. Очередной качественный норвежский продукт.
В фильме есть над чем задуматься - тут вам и страшная реальность, и непонимание со стороны общественности, и боль, исходившая от героя ленты, да и ещё несколько пунктов можно привести. Фильм силён в духовном плане, как и в плане веры в лучшее. Подруга ГГ верила в этого парня, которого знала всего ничего, и была права. Кто же знал, что так всё кончится? Философствовать можно долго, но кому это надо? Лучше сядьте поудобней и посмотрите этот фильм, он действительно стоящий. Пережить тянущуюся середину - и фильм просто великолепен!
По всем известным причинам, 2020 год получился крайне бедным на хорошие фильмы (да и на плохие, в общем-то, тоже). Даже те немногие картины, которые все же добрались до зрителей, остались без должного внимания. «Бог грома» вышел на онлайн-платформах и получил весьма прохладную критику, что могло отвернуть от него потенциальную аудиторию. Но кажется, что это едва ли не самая подходящая картина для времени, в котором многие переосмысливают жизнь в целом и свое отношение к кинематографу в частности.
С тех пор как главенствующую позицию в сфере развлечений занял вездесущий Disney, а все вокруг хотят делать «как у Marvel», очень сложно найти оригинальное фантастическое кино, особенно направленное на молодую аудиторию. Так вот – «Бог грома» вышел приземленней некуда. И это особенно приятно, ведь с таким сюжетом вполне можно было бы замахнуться на блокбастер, а главного героя легко представить в какой-нибудь истории про очередного избранного.
Те, кто знаком с творчеством норвежца Андре Овредала понимают, что никакой комиксовости в его новом фильме быть просто не могло. Эта история о молодом человеке, который обнаруживает в себе способности к управлению погодой и электричеством, рассказана в настолько мрачных тонах, что в некоторые моменты начинает казаться избыточной. Режиссеру куда интереснее показывать страдания главного героя Эрика, чем углубляться в детали истории. Даже спецэффекты тут смотрятся скорее вынужденной необходимостью, чем важным элементом мира.
В центре сюжета обычный парень, который неожиданно начинает творить страшные вещи. Он не понимает, откуда все это взялось, не может контролировать происходящее, мучается из-за того, что вредит окружающим и из-за жутких ожогов по всему телу, оставленных своими же способностями. Играющий его Нат Вулф отрабатывает за троих и доказывает, что он отличный актер, умеющий создавать сложных персонажей (давайте все вместе простим уже парню «Тетрадь смерти»). За его Эриком интересно наблюдать и он вызывает живые эмоции и искреннее сопереживание, хотя о нем мы не знаем ровным счетом ничего. Фильму очень не хватает хотя бы минимального бэкграунда главного героя.
Вот только никого кроме персонажа Вулфа выделить больше не получается. Все остальные герои скучные и картонные. В сюжете есть девушка-психолог, введенная для романтической линии и представляющая нулевой интерес. Есть пытающийся помочь главному герою добрый шериф, который выглядит весьма фактурно, но история в нем не особо нуждается. Даже номинальные злодеи тут скорее для галочки. Жаждущему отомстить за смерть ребенка отцу для раскрытия не хватает экранного времени, а американке из спецслужб – мотивации.
Овредал попытался в своей картине совместить суровую реальность и скандинавскую мифологию. Хотя происходить эта история могла в любой точке света, так как хоть какие-то элементы фольклора северных народов появляются лишь на последних минутах фильма. Гораздо интереснее всех мифологических элементов те эпизоды, когда способности Эрика сталкиваются с обычной жизнью. Будь то сцены в больнице или реакция на парня толпы, которая видит в нем ни то реинкарнацию бога Тора, ни то спятившего мутанта.
«Бога грома» сложно назвать идеальным фильмов. Складывается впечатление, что будь он хотя бы на 20 минут длиннее, то мог бы сказать зрителю гораздо больше. Оставляет вопросы и концовка, которая идеально подводит к продолжению, которого никогда не будет. Но в сегодняшних реалиях этот фильм – замечательное противоядие против супергеройских блокбастеров. После него еще долго не возникнет желания возвращаться к привычным кинокомиксам, но задуматься о том, что мог бы сделать Овредал, если бы его позвали Marvel или DC, определенно захочется.
Сам фильм немного затянут (если сравнивать с динамичными сюжетами американских фильмов про богов и супергероев), но в этой затянутости очень хорошо проработаны эмоции обычного человека столкнувшегося с непознанным и это является несомненным плюсом картины и ее изюминкой. Фильм хочется пересмотреть. Картинка - отличная, нет перегруза спецэффектами. Игра актеров - на высоте.
Но самое главное в этом фильме это то, что мы с вами видим пересмотр человеческих ценностей и существовавшего до года выхода фильма миропорядка. Да именно так. Создатели фильма и намекнули, и раскрыли суть подхода к сверхъестественному американского миропорядка. Если в мире появилось что-то сверхъестественное, что-то обладающее огромной мощью, это что-то должно быть у американцев и только у них. Они обязательно должны взять это под свой контроль и обязательно с применением оружия. А если у них это не получается, то они просто обязаны это уничтожить, даже если сила этого феномена может быть направлена на пользу людям. А свои действия примитивно обозвать борьбой с терроризмом (слова в самом конце фильма). Интересно так же обоснование, почему должен быть уничтожен феномен, произнесенное устами Американки из посольства США. И то, как быстро человек в телефоне, видимо представляющий правительственное или высокопоставленное лицо от спецслужбы США, отдал всю ответственность и полномочия на принятие решений этой Американке из посольства. Видимо в этом фильме ставятся акценты на эти моменты не с проста.
Побольше бы подобных фильмов и мир стал бы намного лучше.
Сразу же необходимо отметить, что этот фильм - не комикс, поэтому не стоит ждать от него спецэффектов и динамики Марвеловского 'Тора'. Повествование течет плавно, и зрители, ждущие аттракциона с попкорном в руках, обречены заскучать.
Чем-то фильм напоминает серию 'Секретных материалов', из которой исключили Малдера и Скалли, сосредоточившись на истории второстепенных персонажей. Тех, с которыми обычно и происходит какая-нибудь фантастическая хрень. В данном случае она связана с повелеванием стихиями.
Фильм построен на загадке, которая в общем-то не особо таинственна, но всё же подчеркнутая реалистичность картины постоянно заставляет сомневаться в ответе. Является ли персонаж тем, кем его воображает взбудораженная толпа, или же его сила получена в результате более земных дел, например, научных экспериментов? Не зря же представитель США так настойчиво пытается вывезти его на родину...
В итоге, вполне интересно наблюдать за происходящим и постоянно ожидать, что же будет дальше. Я бы не сказал, что фильм меня разочаровал. Он до последнего держится заданной линии - 'как бы всё было, случись такое в нашем реальном мире?' И это хорошо: излишек фантазии авторов 'Мстителей' в виде deus ex machina с путешествиями во времени через квантовый мир, уже как-то набил оскомину. Хочется чего-то более приближенного к обычным людям, и вот с этой точки зрения картина удалась.
Актерская игра на уровне, хвататься за голову с криком Станиславского 'Не верю!' не придётся точно.
В общем, годное кино. Главное, не ждать от фильма того, чем он не является.
2000-ые и 10-е года стали для нас десятилетиями переосмысления природы классических монстров. Благодаря 'Сумеркам', 'Дневникам вампира' и 'Волчонку' вампиры перестали быть для нас готичными кровожадными чудовищами типа Белы Лугоши, а вервульфы больше не вырывают сердца первых встречных без разбора. Прекрасные и опасные 'дети ночи' перестали быть зависимыми от дневного света, фаз луны и даже жажды крови. Мир изменился и им пришлось тоже измениться, зачастую взять в руки книжки, айпады и айфоны и пойти влюблять в себя учениц старшей школы, а иногда даже влюбляться в старшеклассниц.
'Тепло наших тел' и 'Я-зомби' романтизировали для нас образ живых мертвецов, которые больше не символизируют общество потребления.
Монстры перестали быть монстрами уступив это место и звание гораздо более 'сильному' противнику, все чаще монстрами становятся люди.
Но кинематографисты решили не останавливаться на достигнутом и замахнуться еще выше.
2020 киносериальный год открылся для нас очень яркой и впечатляющей премьерой-'Мессией', переосмысление того, что второе пришествие может оказаться вполне реальным здесь и сейчас, взбудоражило массу умов, потому что это не сбор всех 'Американских богов', страдающих от кризиса веры, это переосмысление общемировых религий с миллиардами верующих. Аль-Масих стал настоящим кошмаром для спецслужб и правительств и вверг в неистовый восторг религиозных последователей.
Но что же такое 'Бог грома'? Именно так у нас адаптировали скромное название 'Смертный'.
Это тоже переосмысление, но скорее уже природы божественности в целом. Кого мы называем богами? И что будет, если прямо на наших глазах потомок асов обретет свое наследие? Кем он станет для нас? Богом, преступником, оружием, террористом? А кем он станет для себя? Как внутри простого смертного найти и принять бессмертную силу богов? Как принять свою природу такой какая она есть и не потерять при этом себя? Ведь все вокруг начинают видеть в тебе что-то свое, когда ты в свою очередь еще даже не понимаешь кто ты на самом деле? И почему все это происходит именно с тобой?
Как в божественности не утратить человечность. Как под давлением своих страхов и эмоций из бога не стать монстром. Вот о чем на самом деле 'Бог Грома'.
Тебе интересен человек-загадка
Знать меня желаешь, что ж изволь
Я давно не весел. На душе так гадко
Раздели со мною эту боль
Скандинавская мифология в преломлении. Эпос старины рассказанный на новый лад. Почему бы и нет? Вчерашние Боги обретшие себя среди людей нынешних? Тор, Один кто не слышал о них? Они подобны греческим Зевсу, Посейдону, Аиду... Правители. Громовержцы. Так что, Верховная сущность в гости пожаловала? ХХI век на себя примеряет? Можно и так сказать. Сам жанр фильма - фэнтези, уже настраивает на это. Перед зрителем едва ли не сказка для юношеской и молодёжной аудитории. Удивительной красоты места, узкие извилистые протоки фьёрдов, скалистые выступы утёсов, стражей ворот в сказочную страну, щетинящийся небу лес, звенящая тишина, редким криком птицы разрываемая, вот оно начало картины в прелюдии зрелища. И человек тут, сейчас, один. Измождённый. Напуганный как будто бы. Заплутавший. Немытый, нечёсаный, измятый. Кто он? Что он такое? Путник? Странник? Бог? Уникум?
Если ты поверишь мне
И прикоснешься к моей тайне.
Я буду виден в полночь при луне
Застыв на том берегу.
И знай я не такой как все.
Теплей оденься на свидание.
Ведь если будет холодно тебе
Ничем я не помогу
Режиссёр ведёт повествование об Эрике, американце с норвежскими корнями. Давным давно, пять-шесть поколений назад, его предки покинули насиженные места пращуров перебравшись за океан. Зов родной когда-то земли, привёл этого молодого 'викинга' на 'Родину'. Вот только мать-отчизна насторожено принимает 'блудного сына' в свои чертоги. И сразу, можно сказать с порога, уготовила ему испытания - пройдёшь? Не струсишь? Готов?
В причудливую форму облекает автор приключенческую интригу. Наэлектризованный атмосферой новизны, с оторванными корнями рода едва ступил на каменистую твердь соприкоснувшись, 'заискрил' в буквальном смысле молодой парень. Первая встреча с 'соотечественниками' - несчастьем пожара и смертями. Кто ты Пришелец? Наш? Не наш? Свой? Чужой? Усомнились - расплата мгновенно. Новый контакт - предостережением предупреждения из уст (едва ли не то же самое, что вблизи трансформаторной будки - 'Не влезай, убьёт!')... Но тщетно. Разряд. Удар. И вновь Смерть. Как такое возможно? Кто перед нами? Человек-молния? Человек-гром? Микроволновая печка без 'тормозов'? Раскаляется словно сковорода на плите от эмоциональных всплесков. Что же он такое есть? Феномен. Загадка.
Love story в зарождении предлагает нам сценарий картины. Молодая девушка-психолог в попытке разговорить этого 'колючего ёжика' становится ангелом хранителем и спутницей-помощницей горе-бедоносца. Помочь - её посыл. Поймать - посыл полиции в этой истории. 'Повязать' - установка прибывшего спецагента... А раз так, разница интересов создаёт притягательный коктейль для взбадривания публики. Погони, преследования, засады... Или мы их, или они нас 'перехитрят.
Норвегия, США и Великобритания заявлены 'производственной базой' ленты. И атрибуты американского кино здесь очевидны - задержать, изловить, пресечь. Но дух ленты - дыханием северного Королевства. И именно в этом притягательность сцен.