Ни для кого не является секретом, что фильмы про больших чудовищ, которые разгуливают по городам и крушат все на своем пути, придумали не в Японии. Хотя бы можно вспомнить «Кинг-Конг», снятый в 1933 и успешно переизданный в 1952 году. Но все-таки создается такое непривычное ощущение, когда до создания доходит мысль, что даже легендарный Годзилла появился позже, чем «Чудовище с глубины 20000 морских саженей».
Этот фильм стал первым, в котором гигантский монстр появился из-за испытаний атомного оружия. Успех картины окончательно убедил продюсера Томоюки Танаку на съемки «Годзиллы». Кроме того, еще были выпущены британские «Бегемот, морское чудовище» и «Горго». Режиссером этих картин также стал Эжен Лурье.
При бюджете в 210.000 «Чудовище с глубины 20000 морских саженей» собрало целых 5.000.000 долларов, немыслимые деньги для того времени. Причем 200.000 из начального бюджета было потрачено именно на дизайн чудовища.
По изначальному рассказу Рэя Брэдбери «Туманный горн» монстр должен был походить на бронтозавра, однако во время проектирования он претерпел существенные изменения. Руководил этим процессом Рэй Харрихаузен, долгое время работавший с Уиллисом О'Брайен, создателем Кинг-Конга. Харрихаузен являлся великим постановщиком, который ставил невероятные эффекты для фильмов о приключениях Синдбада с 58 по 73 года и для многих других картин.
В «Чудовище с глубины 20000 морских саженей» монстр стал называться редозавтром. Он – некий гибрид стегозавра и тираннозавра Рекса. Для своего времени он производил невероятное впечатление. Позже похожие на него существа появились в еще двух фильмах – «Планета динозавров» и «Когда на земле царили динозавры».
Что же сюжет? Он вторичен, если вообще важен. Посмотрев этот фильм один раз, кроме редозавтра в памяти может остаться разве что сцена его убийства, в который принимал участие актер Ли ван Клиф («Хороший, Плохой, Злой»). Диалоги слишком шаблонны и неинтересны, к концу фильма их становится меньше, что в принципе сохраняет хорошую смотрительность.
По нынешним временам, фильм, несомненно, уже устарел, хотя и стал прародителем многих дайкайдзю (фильмов про гигантских монстров). Кроме вышеупомянутых картин, можно привести в пример «Гамеру», которая невероятно похожа на этот фильм на первых минутах.
И все-таки Лурье создал классику, которая не может быть плоха.
6 из 10