Должен сказать огромное спасибо Кинопоиску, за то что он сэкономил мне уйму нервов. Мне посчастливилось попасть на спецпоказ, который сайт устроил 22 января. Сначала был просто рад, что доведется увидеть фильм раньше, чем планировал. Ну а после событий дня сегодняшнего (число на календаре уже 23) благодарность выросла еще больше. Наши господа из верхних кругов в очередной раз решили, что они умнее всех, но на деле показали лишь свою глупость. Я не собираюсь расписывать здесь простыню ненависти в их адрес, благо этим сейчас активно занимаются в комментариях под новостями. Надеюсь лишь, что их нападки относительно фильма все-таки в итоге проигнорируют, и люди посмотрят то, что они ХОТЯТ посмотреть.
Сам я приметил данную картину уже давненько и очень ждал того, что у нас, пусть и с большой задержкой, но всё-таки выпустят в прокат. И вот спустя четыре месяца после релиза картины на западе мне тоже удалось ее глянуть. И должен сказать, что в своем длительном ожидании я нисколько не разочаровался. Напротив! Ожидание полностью себя оправдало. Фильмов, которые очень умело высмеивали бы политиков, не так уж и много. И сие творение вполне может претендовать на звание одного из лучших в подобном жанре.
Фильм очень хорош. Сюжетная составляющая на высоте. Фильм нигде не провисает, его интересно смотреть от начала и до конца. Юмор отличный, местами очень остроумный, зал стабильно посмеивался. Персонажи живые, за ними очень интересно наблюдать. Особенно учитывая, что это реально существовавшие люди. Тут безусловно велика заслуга актеров. Понятно, самым звездным в компании является Стив Бушеми. Стив, как впрочем и всегда, на высоте. Блестящий харАктерный актер, который в очередной раз доказал, что ему по силам воплотить любой образ на экране. Остальные актеры же не только не остались позади, а еще и заставили звездного Бушеми попотеть, чтобы он не затерялся на фоне их отличной игры. Собственно, все главные персонажи ленты сыграны блестяще.
Теперь же о больном. Только вот больным в этом фильме будут не минусы, а претензии, которые к нему предъявили не менее больные люди.
1) Осквернение наших исторических символов. А именно: гимн, ордена и медали. Собственно, я даже и не знаю, что тут сказать. Я, если честно, даже просто представить не могу, где они нашли оскорбление чего-то из перечисленного. Ну нет там этого! Нет в помине.
2) Маршал Жуков изображен придурком. Наши господа так решили только потому что он шутил постоянно? Серьезно? Уважаемые комики, вы нас простите, но вы все являетесь придурками просто потому, что шутите постоянно. А опять же, если серьезно. Конечно, четырежды герой Советского союза и Маршал Победы в фильме выставлен более легкомысленным и легким человеком, нежели он, почти наверняка, был в жизни. Но это не делает его каким-то придурком уж точно. Скорее тех, кто картину в этом обвиняет.
3) Чрезмерное насилие. Тут вообще аут. Если и есть сцены убийства, они такие, каких в других фильмах миллионы. Да и вообще, у фильма рейтинг 18+. Какие тут могут быть претензии, даже если бы там что-то такое и было?
Пару теплых слов можно сказать и о дубляже. Вольга постаралась на славу. В моих глазах компания реабилитировалась за свою плохую работу над вторым Терминатором, где был просто ужасный перевод. Тут все иначе. Хотя нам и не удастся насладиться теми 'факами', что звучат в оригинале (опять же спасибо дИпутатам, что так заботятся о нашем развитии), переводчики в этот раз выкрутились и сработали на ура. Голоса тоже подобраны весьма органично. Берии такой забавный акцент сделали.
Подводя итоги, работа вполне достойна похвалы.
В общем, фильм не является каким-то шедевром, который абсолютно каждый должен посмотреть. Для этого у него слишком специфический жанр. Это кино не для всех. И даже если вы сей жанр любите, но не можете расшифровать такие слова, как нарком, генсек и т.д., то ловить вам тут нечего. Однако если вы несколько подкованы и обладаете некоторыми знаниями о том временном периоде, что повествуется в картине, а также вам не чужд подобный жанр, где высмеиваются вещи, над которыми не очень часто говорят в юмористическом ключе, то глянуть фильм определенно стоит.
А что касается шумихи насчет проката, я все-таки верю, что здравый смысл возобладает над бредом и каждый, кто фильм ждал, сможет спокойно посмотреть его в кино.
То, что фильм 'Смерть Сталина' запретили - закономерно: запрет наложили те, на кого пародия направлена. Кино, между тем, замечательное: добротный черный юмор, отсутствие 'священных коров', демонстрация изнанки власти: цинизма, пустоты, лицемерия, трусости, грязи. Социальные паттерны 'совка' отображены хорошо, многое узнаваемо в настоящем, т. ч. фильм и вскрывает, и предупреждает.
Вообще, про тоталитаризм можно снимать фильмы в трагическом тоне (например, 'Чекист', 1992 г.), в торжественном ('Триумф воли', 1935 г.), а можно вот в таком - в форме едкой черной комедии, которая лучше всего реализует завет М. Фуко: 'Не следует очаровываться властью'.
Сам Сталин в фильме лишь фигурка, лишь повод для кинокартины против вселенной Кафки, а потому обижаться 'за вождя' смысла нет. В принципе, фильм не только 'про нас', но и 'про них', т. к. люди в схожих условиях ведут себя схожим образом. И если некому показывать 'великое' в луже собственных экскрементов, то общество становится больным. А потому А. Ианнуччи удалось главное: показать, что король, собственно говоря, всегда гол.
Я сначала специально смотрела в оригинальной версии, потому что испугалась, что непрофессиональный и небрежный дубляж и этот нарочитый акцент Лаврентия Палыча и все прочее, отвлекающее от сути, что характерно для подавляющего большинства нынешних кинопереводов/дубляжей, но оказалась в корне неправа. Потому что в этом самом случае - это филигранная, мастерски проделанная кропотливейшая актерско/звукорежиссерская работа, почти как переводы М.Лозинского или Р. Райт-Ковалевой, когда перевод - отдельное произведение искусства, услада для ушей ( а не только глаз).
Безупречный дубляж, добавляющий лишних красок голосам членов ЦК и Сo, и речь как раз не о дурацком русском/грузинском(мегрельском) акцентах, а именно о точнейшем тембральном попадании и удивительном переводе, не подстрочной дешевке без знания истории и политических/социокультурных реалий начала 50х, а о прекрасном владении как языком, так и все социополитических особенностей жизни в СССР в тот период, именно поэтому МГБ, а не НКВД как в оригинале, Минрыбхоз, а не мифическое Министерство рыбного хозяйства, 'сынки, бойцы, солдатики' в устах маршала Жукова (о, какой роскошный маршал из Джейсона Айзекса - ну совершенно не Георгий Константинович с одной стороны, а с другой - такой же невероятный, роскошнейший 300-процентный мужик, тестестероновый секс-бог, у которого в арсенале и прибаутки, и оружие под маршальской шинелью, именно поэтому его ( в оригинале) 'OK, Judie Garland, boys and girls, it's showtime' в момент драматической и жестокой сцене ареста и дальнейшего расстрела Берии изумительно заменено и роскошным баритоном озвучено как 'На выход, звезда эстрады!', а Good luck, ladies ( своим офицерам) на 'Удачи, бабоньки!' - и это в контексте происходящего на экране просто идеально (в оригинале все площе, проще и смазанней).
Великолепные актерские работы Бушеми (Хрущев), Саймон Рассел Бил (Берия) - стоя аплодирую!, Джеффри Тембор (Г.М. Маленков) - чудесно! и Майкл Пейлин (В.М.Молотов) - восхитительно! Две последние актерские работы прекрасны, эмоционально сдержанны, поэтому хороши и в оригинале (хотя очень раздражает бесконечное Comrades и Никки/Джорджи (ну какой Хрущев Никки, а Маленков Джорджи?). Тут невольно имеет смысл поблагодарить мадам Куриленко, которая хороша только тем, что прекрасно выглядит и чистенько так с пиететом произносит 'Никита Сергеевич' и 'Зинаида Райх'.
Тут шотландскому режиссеру надо отдать должное за упоминание замученной и убитой Зиночки Райх (при этом не упоянув почему-то о Всеволоде Эмильиче М.) и зачем-то объявив Светлане Аллилуевой (талантливая Андреа Райзборо) о смерти ее возлюбленного Алексея Каплера (Сталин его посадил, узнав что у 16-летней Сетанки, как он ее называл, роман с женатым 40-летним драматургом (хотя на самом деле Каплер был в 1953 освобожден и реабилитирован, и прекрасно прожил жизнь, преподавал во ВГИКе и больше 10 лет вел 'Кинопанораму', ещё до Даля Орлова с Э.А. Рязановым). Подобные подтасовки, разумеется, на совести шотландского режиссера и его сценариста Шнайдера.
Вообще, надо сказать, что дубляж эмоционально заряженных и страстных героев, таких как Г.К.Жуков и Вася Сталин (помятый, экспрессивный, поддающий, но красивый, как всегда, Руперт Френд, похожий здесь на молодого Домогарова) добавил очень много тепла и человечности, где-то даже какой-то русопятости в самом хорошем смысле ливерпульцу Айзексу и оксфордширскому Френду, потому что в оригинале они всё-таки слишком английские, а оттого бледнее и карикатурнее, а блестящий дубляж добавляет их героям страсти и искренности. Несмотря на то, что режиссер Иануччи отлично отработал в жанре политсатиры, я не увидела здесь ни на йоту неуважения или исторической карикатуры (если не брать во внимание толпы товарищей из городов и сел, приехавших на вокзалы (почему-то со знамёнами и в платках!) штурмовать Колонный зал, чтобы попрощаться с вождём, излишнее количество стреляющих направо, налево и у стенки в голову огпу-шников (прям что твой Пабло Эскобар в Blow Теда Демме) и несколько картонный сам Колонный зал (хотя декорации, в том числе и Ближняя дача Сталина в Горках, и декорации, и костюмы, и натура - все прекрасно!). Только вот костюмчик у Кукурузника и впрямь почти фабрика 'Большевик' - кривенький и кургузый, в отличие от костюмов и френчей прочих секретарей ЦК, кои сидят безупречно.
А теперь о самом главном. Шотландский товарищ режиссер подобрал феноменальный каст и дал понять очень важную вещь: заговор и поспешная казнь (на заднем дворе с сожжением;) - кто это придумал?) и зачитанный соратниками по партии приговор Лаврентию Палычу с обвинением оного в изнасилованиях несовершеннолетних и в том, что у него руки в крови по локоть с целью захвата власти Кукурузником, было совершено всеми членами ЦК с ровно такими же кровавыми (по самое горло) руками, которые из того же разряда: 'вовремя предать - это не предать, это предвидеть'. И методы у них такие же, какими бы словами и благими намерениями они не прикрывались. И то, что Лаврентий Палыч в ряде сцен (с той же Светланой и Василием) здесь куда человечнее Хрущева или Молотова - это очень здравая и понятная 'краска' для тех, кто хоть немного знаком с историческими документами и читает книжки с мемуарами, а не только wikipedia. Ну и прекрасный совершенно молодой 'красивый молдованин' в паре сцен, будущий 'дарагой Леонид Ильич', просто одно лицо.
Отличное кино в каждой детали. Умопомрачительный дубляж. Браво!
Вышедший в 2017 году фильм шотландского режиссера Армандо Ианнучи 'Смерть Сталина' - очень интересное для российского зрителя кино.
Комедия, фарс, сатира - Вы не промахнетесь, выбрав один из этих жанров после просмотра 'Смерти Сталина'. Полный иронии и черного юмора, фильм высмеивает выпуклую серьезность и преувеличенную самооценку высших чинов политического начальства России начала 50-х годов XX вв. Не успел фильм выйти на экраны в нашей стране, как политическое начальство России современной поспешило доказать свою преемственность в выпуклой серьезности и преувеличенной самооценке.
Фильм был запрещен к показу, снят с полок кинотеатров и обосновался на просторах Интернета - хотя и с периодически пропадающим переводом реплик героев, картина своего зрителя нашла, о чем свидетельствует достаточно высокий рейтинг.
Главная претензия элиты к картине - неуважение съемочной группы фильма к событиям болезненного периода в истории нашей страны - периоду смены власти и частичному отходу от тоталитарного политического режима.
Между тем, эти замечания не соответствуют общему посылу творчества Ианнучи, в основе которого - высмеивание худших проявлений властолюбия, неумной гордыни властьдержащих, игнорирования элементарных человеческих ценностей в угоду своей должности и дальнейшего карьерного продвижения.
Ианнучи интересуют политические институты, декларативно провозглашающие публичное благо в качестве основы своей деятельности. На самом же деле понятие публичного блага для Ианнучи является абстракцией, а главные 'продвиженцы' этого блага, очень часто - карьеристы, в основе успеха которых - не столько профессиональные знания, но личные характеристики - хитрость, цинизм и наглость. И хотя эти пороки довольно часто встречаются и в нашей повседневной жизни, именно в рамках политических организаций они расцветают пышным букетом. Политическое интриганство героев 'Смерти Сталина' намного ценнее для них, чем жизни соотечественников.
При просмотре важно понимать, что Ианнучи - не русофоб. Главный успех режиссера - фильм 'В петле', где Ианнучи иронизирует над англо-американским политическим руководством периода развязывания конфликтов на Ближнем Востоке. Именно за этот фильм режиссер получил номинацию на премию 'Оскар' и несколько номинаций в рамках 'BAFTA'.
Отметим, что в случае с 'В петле' Ианнучи рисковал намного больше, так как войны на Ближнем Востоке - относительно недавнее событие (и очень болезненное для Запада) по сравнению с политическими междоусобицами внутри советской элиты.
Характерным в этом контексте является реакция американо-английского кинематографического сообщества на сатиру Ианнучи над западной политикой в картине 'В петле' - актерская игра и обилие иронии были оценены номинациями в рамках авторитетных премий.
Контраст потрясающий, так как в России за 'Смерть Сталина' Ианнучи был изгнан из кинотеатров.
Работы актеров в фильме 'Смерть Сталина' очень успешны. Каждый образ соответствует иронизирующему настрою картины - не пытаясь добиться полноценной исторической достоверности, актеры преувеличивают, импровизируют и шутят над стереотипами, которые сложились вокруг образов ключевых для СССР политических фигур того времени.
Для многих из исполнителей главных ролей участие в 'Смерти Сталина' является прорывным.
Джейсон Айзекс, известный нам по образам Люциуса Малфоя ('Гарри Поттер'), полковника Тавингтона ('Патриот' Роланда Эммериха) и других как будто высмеивает свои предыдущие 'злодейские' образы - его маршал Жуков соединяет в себе как мужественность и величавость, так и несвойственные этим качествам шутливость, игривость и непонимание своих 'мелочных' гражданских коллег - политиков ЦК КПСС.
Аналогично - Саймон Рассел Бил в роли Берии соединяет в своем образе физическую неуклюжесть, склонность к сексуальным извращениям и тут же - восхищение своим всезнанием и жадные амбиции - захватить 'корону' советской власти, на самом деле - 'корону пустую', которая толкает только дальше вглубь - к еще большему интриганству и неуважению к человеческой личности.
Актер Стив Бушеми - уже до того успешный в комедийном жанре ('Крупная рыба', 'Фарго', 'Большой Лебовски'), интересно изображает Хрущева - шутника и карьериста, всего лишь наиболее трусливого из всей политической верхушки КПСС (а потому иронично, что именно Хрущев выигрывает политическую гонку).
Другие актеры - Ольга Куриленко, Джеффри Тэмбор (Георгий Маленков), Руперт Френд (Василий Сталин), Майкл Пейлин (Вячеслав Молотов) устраивают настоящий праздник каламбура во всей этой политической канители.
Их роли - это ответ на всю официальщину, фальсификацию истинных мотив и поступков политических героев того времени. Подобно тому, как средства массовой информации искажают политическую реальность в своих новостных сводках, так и создатели 'Смерти Сталина' - занимаются примерно тем же самым, но с точки зрения юмора и фарса (а это намного интереснее). В этом смысле 'Смерть Сталина' никаким актом неуважения не является, но только Ответом людей с развитым чувством смешного.
Споры историков о том периоде никогда не раскроют нам истинных причин победы Хрущева, архивные данные - многотомные и противоречивые, заслуживают многолетнего изучения. В этих условиях каждый выбирает по себе - легко критиковать Ианнучи за неуважение к советской элите, но лучше - позволить себе расслабиться и вдоволь посмеяться. Негативизм, критиканство и самовозвеличивание - востребованные в нашей среде понятия, но смех и ирония - намного более продуктивны для Вашего здоровья
Я загорелся желанием посмотреть это кино после просмотра трейлера на английском языке. Но вспомнив о судьбе «номера 44», я и не надеялся, что фильм пустят в прокат в России. Поэтому я ждал его появления в сети, на языке оригинала, где-нибудь весной этого года. И тут, внезапно, появляется русский трейлер фильма с дубляжом! Признаюсь, что это стало для меня приятной неожиданностью.
Этот фильм не претендует на историчность в плане интерьеров, костюмов и прочих декораций. Поэтому я, честно говоря, не искал в нем косяки, ляпы и прочие неточности. Большую часть фильма снимали в Великобритании, немного в Киеве и какие-то общие планы в Москве. Операторская работа сделана хорошо, смотреть его приятно. Декорации на уровне.
Дубляж хороший, особенно удалась озвучка Берии.
Не все персонажи фильма были похожи на своих прототипов, но актеры справились со своей задачей на отлично. Мотивы и характер персонажей раскрыты, за ними интересно смотреть. Хорошая актерская игра и обилие шуток не давали заскучать. Особенно понравились Хрущев в исполнении Стива Бушеми и Молотов в исполнении Майкла Пэйлина.
Юмор здесь весьма специфичный. Скажем так, в силу моего личного отношения к репрессиям и событиям тех лет, не над всеми шутками я смог посмеяться. Однако таких было за фильм лишь пара штук. В целом, хорошего юмора в этом фильме предостаточно. Скажем так: не только лишь все шутки показаны в трейлере фильма)
«Смерть Сталина» передает всеобщую атмосферу страха перед репрессивной машиной государства. А также: подхалимство, лицемерие и глупость представителей политбюро.
Не стоит забывать, что хоть он и основан на реальных событиях, он ни в коем разе не претендует на историческую достоверность. Насколько он правдив или нет, мне сложно сказать. Я не историк и не современник тех событий.
Не помню другого настолько удачного фильма в жанре сатирической комедии о столь печальных событиях. Разве что чем-то похож был фильм «Великий диктатор» от Чарли Чаплина. Но там, конечно, немного иной смысл.
Определенно фильм понравится не всем.
Мне посчастливилось увидеть фильм на предпоказе Кинопоиска. Могу сказать, что фильм на все 100% оправдал мои ожидания. Мне фильм очень понравился, когда он появится на экранах в оригинале — обязательно еще разок посмотрю.
Первое, что бросается в глаза в данной трагикомедии, это столь пьянящая атмосфера безумия и 'фильма категории Б', абсолютно не претендующего ни на какие потуги в сфере исторической достоверности. Тут ляп на ляпе по костюмам, эпохе, внутрянке Кремля и прочим мелочам, понятным нам. Самая близкая ассоциация - кино-заставки к серии игр 'Red Alert', нарочито аляповатых и 'клюквенных'.
Во-вторых, это 'клюква' во все поля. Медведи-медвежата... как только до водки с балалайками не докатились и на том спасибо.
Но актеры стараются. Очень, очень стараются. Хоть я и категорически против Стива Бушеми на роль Хрущева - ну не похож он, Хрущев всегда полнее был. Но в общем и целом они старались и, пожалуй, отыграли настолько, насколько могли добротно: а как вы отыграете страну, в которой не жили, которую представляете в лучшем случае по новостным сводкам и кинофильмам? Хотя вот тот же Жуков получился на ура. И даже не берусь судить, насколько он схож с оригиналом -- но вот с картинами точно сходство 1 в 1.
Но что есть по-настоящему хорошее, так это тотальная десакрализация власти. И именно за это данный фильм так и запрещают у нас. Ведь нам вливают в уши, что это великие люди, 'вершители судеб'. А тут они показаны настоящими людьми - мелочными, подлыми склочниками, 'синими пальцами' вцепившиеся друг другу в горло. И даже 15 000 людей для них разменная монета и ступенька наверх. И это при том, что никто у них не отбирал эту власть, только они сами друг у друга.
Это комедия. Очень полезная комедия, позволяющая взглянуть трезво и ясно на властьпридержащих и хорошо лечащая нас от излишнего преклонения перед вершиной пирамиды.
Надо сказать, что появление комедии такого типа несколько неожиданно. Всё-таки коммунисты ещё в полной силе, а фигура Сталина вообще как святая икона. Руководителем он выдающимся, но команда у него была довольно странная. Отсюда и все недовольства.
Сам фильм получился довольно неплохим. Режиссёр ловко выдерживает баланс между сатирой и русофобией. актёрский состав вполне достойный. По сюжету тоже нареканий нет. Грязь на СССР никто не льёт. Скорее получился взгляд западного человека на тот период истории. Довольно интересный.
Герои выписаны чётко. Брутальный Жуков, подхалим Хрущёв, алкоголик сын вождя ну и конечно скромный Маленков. Главной темой в сюжете стала борьба за власть после смерти Сталина. На это довольно интересно смотреть. Не скажу, что много здесь веселых моментов. Тут фильм немного о другом. Попытка понять окружение вождя.
В целом весело. Если отбросить в сторону все политические аспекты, то накал идиотизма в картине адский. Лично мне понравилось. Конечно найдутся и те кто будет против. Обязательно будут крики об оскорблениях чувств партийных и не только. Одно можно сказать точно. 'Смерть Сталина' первый номальный фильм о СССР. Не без издёвки, но вполне смотрибельный
Посмотрел нашумевшую Смерть Сталина. Ну что я могу сказать. Добротная британская комедия, похожая на работы Монти Пайтон - местами абсурдистский юмор, который делает фильм действительно смешным в лучшем смысле этого слова.
Да, юмор часто жесткий, но как ещё можно шутить про такую фигуру как Сталин? Во времена его правления людей и расстреливали за шутки, но это ведь их не останавливало, ведь смех, среди прочего, ещё и очень действенный защитный механизм, помогающий нам справиться в самые тяжелые моменты нашей жизни.
Британские актёры великолепно воплотили на экране известных многим политиков - Берии, Хрущёва, Маленкова. Образы вышли яркими, запоминающимися и отчего-то очень правдоподобными. Стив Бушеми так и вовсе своим исполнением роли Никиты Сергеевича неслабо перетягивает на себя внимание и создает чуть ли не пародийный образ на самого себя. Многие фразы героев фильма хочется отдельно выписать на бумажку и время от времени применять в повседневной жизни. Чего стоит только фраза Маленкова: «Не проблема! Когда я сказал „не проблема“, я имел в виду: не, проблема!»
Нельзя не похвалить и декораторов - идеально воссоздать Москву (включая Красную площадь, дачу Сталина, мавзолей), не выезжая из Лондона, достойно уважения. Цветовая гамма так же как и декорации работает на создание атмосферы и прекрасно передаёт суровую повседневность Советского Союза.
Что же касается реакции Министерства Культуры... Ну, у нас шутить над тем временем можно только Михалкову в его Цитадели и Предстоянии, авторам 'Гитлер Капут', да резидентам Камеди Клаб. А как только британцы снимают свою комедию (причём я не увидел в ней ничего оскорбительного ни для одной исторической персоны) - мы будем обижаться прямо как представители самой мирной религии мира на карикатуры на сами знаете кого. Мракобесие да и только. Всем, кто не болен культом личности определённых персон, советую посмотреть этот фильм, хотя бы затем, чтоб увидеть на что же так сильно обиделся Господин Мединский, очень громко кричащий о недопустимости проката этой картины в РФ.
Наверное, как и многим людям, мне стало интересно, что же такое запретили и что такого нашли крамольного в этом фильме. Почему раздули такой невообразимый скандал?
Честно, я ответа так и не нашла. Название 'Смерть Сталина' - это всего лишь название, которые, на мой взгляд, абсолютно не отображает саму суть фильма.
Ведь почему-то не запрещают фильмы 'В начале славных дел' или '72 метра', показывают абсолютно неприятные факты из истории. Уже вообще молчу о 'Распутине' с Депардье, который просто выглядил смешно.
'смерть Сталина ' - не комедия (на мой взгляд) даже, потому что откровенно смешных моментов было ровно два, и то в начале фильма, дальше было абсолютно не смешно (и нет, не потому что там был плохой юмор). Передел власти никогда не бывает смешным, каждый боролся за место под солнцем, что, собственно, и было показано. Но почему-то российскую публику решили огородить от такого 'ужасного, позорящего правительство и вообще народ' фильма.
Для того, что бы не было такого возмущения, просто достаточно самим хорошо знать историю страны. В фильме, для человека знающего, отлично видно, где хотел автор приврать, а где что-то он пытался найти и, может, даже проводил каике-то исследования при создании сценария.
А такие запреты, всего лишь говорят о том, что в людях сомневаются, которые будут это смотреть и могут все вопринять за чистую монету.
Откровенно, 'Смерть Сталина' достаточно хорошая попытка экранизировать фрагмент из истории СССР, особенно, если учесть, что фильм был снять Британцами, Французами и Бельгийцами.
Мне даже неловко. Я когда-то нехорошо писал про какой-то там быстрозабывшийся сталинградский блокбастер, что, мол, тема войны уже задолбала, и не надо про нее ни трагедии снимать, ни комедии. Оказалось, что комедии очень даже получаются. А если их кто и ругает, то живет он, видимо, в стране, где эталоном комедии приходится считать 'День выборов'. И очень он ругает страны, где снимают нормальные комедии. А если ты ему 'День сурка', так он тебе, 'Тот самый Мюнхгаузен', потому что что? Правильно, потому что Мюнхгаузен - наше все.
Как и космос, и балет. Потому, что Великий Вождь и Учитель, 'хороший хозяйственник', как это сейчас называют в госаппарате, талантливый коуч, ментор и мотиватор дедушка Сталин - это наше все. А на зоне двадцать пять без права переписки в минус 30 на оправку пять секунд — это наше не все, там нюансы, их нужно правильно трактовать, а чтобы их правильно трактовать, нужно быть не Ваней с улицы, а Никитой Сергеичем (не тот который с туфлей, а этот, который православный). Никита Сергеич снимет сложно, со смертной тоской, но штоб и со светлой мыслию, с той самой, с которой на эшафот, с гуманистичным осуждением, но штоб и с какой-то тревожной концепцией, мол, 'а ты тоже причастен и виноват, и не бухти тут, что тебя тогда даже в проекте не было'. Представляете, чтобы Михалков снял комедийно хоть что-то историческое? Я тоже решительно нет. Не барское это дело.
Вот и смотрит страна сложное кино о сложной эпохе, чешет тыковку, чувствует сопричастность через годы через расстоянья, сопричастность тревожит бессонными ночами.
А где-то в капиталистических джунглях придумали джин с лаймом мешать, а историческое с комедийным. И на зоне у них гораздо теплее и больше времени на туалет. И я не утверждаю, что между этими фактами прямая связь, мол, снимайте комедии, и все наладится в истории. Но какая-то опосредованная связь таки есть.
Пользуясь случаем, выражаю соболезнование тем верующим, которым 'Матильдой' задело чувства. Есть же, наверное, среди них и такие, которые только-только оправились от глумления над святым хоть и пьющим и гулящим царем-батюшкой — как вдруг им задевают чувство патриотизма и глумятся уже над вождем и учителем, такое пережить в пределах пары киносезонов и врагу не пожелаешь.