К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Конечно, желание снимать ленты в локациях старого Петербурга вполне понятно: своя особая атмосфера с подобающими декорациями явно благоволит к всякого рода мистике. Однако зритель в большей массе своей ходит в кино не ради декораций, а ради историй. Историй интересных и запоминающихся, к которым сможет что-то прочувствовать, а декорации служат им как дополнение - достаточно приятное, но не сказать, что сильно важное. Студия Александра Роднянского, по словам самого продюсера, давно живет озвученным выше желанием. Пробой окунания зрителя в старопетербургский шарм был спорный 'Дуэлянт', который обладал атмосферностью, но был лишён занимательной от и до истории. Спустя же время в памяти он остался, к сожалению, лишь неуклюжей и пошло снятой (не в плане эротизма, а в плане самой постановки) сценой секса да теми самыми декорациями под дождём. Но что там с первый блином бывает и так понятно. Теперь же 'Нон-Стоп Продакшн' вместе с Николаем Хомерики, режиссёром достойной драмы 'Ледокол', вступают в эту питерскую трясину снова, но уже с полноценным использованием заявленной петербургской атмосферы в мистических целях в старомодном, пытающимся быть нуарном детективе. Но, увы, со вторым блином у создателей вновь что-то пошло не так.

Главным ходом пиар-продвижения 'Девятой', помимо рассказов о том самом мистическом Питере, было имеющееся сочетание жанров: детектива по классическим канонам и ироничного повествования в виде комиксов, которые превращали бы это 'сурьёзное' расследование об убитых девушках во что-то более лёгкое для современного зрителя, которому, как думается, наскучили однотипные истории. Мотивы смешения ясны, но, как говорили великие, эксперимент оказался неудачным. Здешняя комиксная линия сильно инородна по отношению к основной и плывёт как бы в дополнение, очевидно являясь искусственно добавленной уже после законченной истории, ведь, по сути, никак не влияет на повествование: она не дополняет или раскрывает его, не пытается комично гиперболизировать или приврать для интереса, хотя сам же её рассказчик это обещает сделать в самом начале фильма. Она служит как перебивка, некий отдых от детективного расследования, с не самыми удачными шутками и не самой интересной рисовкой. Хотя, на самом деле, было бы от чего отдыхать. Поблагодарить создателей за введение данной ветки точно стоит, поскольку без неё 'Девятая' смотрелась бы уж совсем тускло и хило. Верным решением, пожалуй, было сделать рассказчиком именно персонажа Лысенкова, который вкладывает хоть какую-то актёрскую отдачу в свой образ, а потому и запоминается на фоне общей бледности остальных непримечательных героев. Тутошний главный сыщик всея Руси, номинальный главный герой в исполнении Цыганова представляет собой одного из самых скучных героев всей истории, который проигрывает в индивидуальности даже куриному яйцу с пентаграммой. Цыганов, кажется, считает, что для такого молчаливого дуболомного следователя не стоит сильно напрягаться, но оно и понятно: как можно быть заинтересованным в ужасно натужной обязательной любовной линии, которую ещё, к тому же, надо отыгрывать на незнакомом и не самом любимом английском языке? Кто ж осудит Евгения, особенно зная, как ему идут молчаливые роли. Но 'Девятая' не походит на, например, 'Человека, который удивил всех' - здесь скупая задумчивость слегка не к месту.

А отыгрывать на незнакомом буржуйском приходилось немало, поскольку, наняв британскую актрису ради роли британки, коей не так уж обязательно было быть британкой (но надо же, очевидно, ещё добавить фишечки для «нестандартного детектива»), играть не на английском не выходило. Зрителя, что языка не знает, конечно, пощадили и снабдили всё переводом, но сделали этим лишь только хуже. Этот закадровый монотонный дубляж родом откуда-то с видеокассет из прошлого начинает раздражать уже где-то спустя полчаса: неменяющаяся интонация губит любые изредка проявляющиеся эмоции, да и под переведённой дорожкой всё равно слышна скудная оригинальная речь и видна незаинтересованная игра действующих лиц.

Возвращаясь к главным стилевым особенностям картины, очевидно, что комикс, повторяясь, скорее выглядит как ненужное дополнение, которое сильно разнится с основной детективной линией: будто создатели поняли, насколько она плохо выкроена, если рассматривать её со всем вниманием, и решили сбавить её своеобразной иронией, чьей задачей было настроить зрителя на более добродушный лад. Однако в ней преступно мало креативности и комичности, чтобы веселить, а потому она не позволяет отвлечь внимание от никакущей основной сюжетной ветки, где убийцей оказывается самый предсказуемый убийца, а следователи, что его ловят, пожалуй, и вовсе негодны к работе, поскольку лишены как и логики, так и даже банального инстинкта самосохранения. 'Девятая' не оставляет никаких загадок и не пытается играть со своим зрителем, она лишена какого-либо напряжения и какой-либо интриги, останавливаясь на самых простых ходах из возможных, да и то не всегда самых логичных и адекватных: чего стоит одна деталь в завершении, глупость которой оправдывается разной анатомией у мужчин и женщин. Лента не пытается придать объёма своим односложным персонажам, заставляя их то проговаривать о своём прошлом вслух и в лоб, а то вести себя совсем уж неразумно и нелепо. В то же время 'Девятая' пытается передать заявленный мистический дух, царящий в Петербурге, но сама не понимает, когда скепсис её героев превращается в веру: вместо сложных игр с с магией, что может быть обманкой, создатели в итоге скатываются к дешёвой мистике, что нужна для продвижения бестолковых детективов вперёд, да и всё. У кого-то там что-то пробудилось, кто-то что-то там видит, а потому смысла в сыскной науке нет - пошлите её, как советовал Цыганов, к чёрту, раз уж всё так просто и безыдейно.

В итоге 'Девятая' не может похвастаться, кроме вполне приятных декораций, хоть чем-то существенным: для ироничной комедии тут мало юмора, для детектива - нет внятной интриги, для триллера - отсутствует напряжение, а для мистики - слишком уж всё скудно и без креатива. Даже убийства, красочно описанные на страничках местного некрономикона, будто бы боятся показать по-ганнибальски заманчиво, хотя это бы вполне вписалось в общую атмосферу. Зато вместо этого будут делать акцент на трагедии третьесортного персонажа, которого зритель узнаёт по одной минутной сцене и на которого, очевидно, аудитории будет наплевать с высоты Исаакиевского собора. Таким образом, 'Девятая', напоминающая низкого пошиба бульварный роман, со своим множеством сценаристов и продюсеров описать можно простой известной поговоркой: у семи нянек дитя без глазу. Дитятко, конечно, могло бы вырасти и стать задуманным крепышом, но, к сожалению, ему это не удастся, ведь всё его приданое состоит из разукрашенного яйца да бубнежа за кадром. А на таком свою 'особую' питерскую вселенную уж точно не построить.

09 ноября 2019 | 20:56
  • тип рецензии:

Кажется, «Девятая» на бумаге выглядел здорово – наш ответ Гаю Ричи с его «Шерлоком» и безысходность Российской Империи перевоплощается в остросюжетный детектив, где найдется место и этакому Фандорину на минималках, и русским поверьям, и даже особому стилю. Казалось, что «Девятая», у руля которой маячил аж Роднянский, исправит ошибки неоднозначного «Дуэлянта», т.е. уберёт монотонное повествование и добавит драйва с саспенсом. Даже загадочный трейлер давал надежду, что это будет достойное русское фэнтези и/или мистический детектив; уйдут в сторону дурацкие комедии, военные и спортивные фильмы, и даже «Тайна печати дракона»; это должен был быть хороший развлекательный проект – в меру интересный и в меру таинственный. Увы, здесь не просто «что-то пошло не так», здесь не так пошло абсолютно всё – «Девятая» оказался безжизненным клоном западных кинолент, где переложенный на русский лад «комиксный» нарратив выглядит глупо и не внушает доверия.

Итак, в Петербурге 19 века всё как обычно. Дворянин в исполнении Колокольникова (ну, конечно) организовывает гастроли англичански-медиума Оливии Рид. В это время полковник Ростов, он же – вредный и ворчливый сыщик в исполнении Цыганова (ну, само собой), расследует загадочные убийства. Маньяк убивает девушек, причем убийства обставляет явно с оккультным оттенком. Да, Ростов выходит на Оливию Рид, две сюжетные линии сливаются в одну и начинается… честно говоря, кинокомиксная чушь.

Интересно, что в кресле режиссера сидел аж Николай Хомерики – человек, который, судя по всему, знает толк в том, что нужно русскому зрителю. Хомерики, как личность интеллигентная, в своей фильмографии не перебарщивал ни с «чернухой», ни с пародийными концептами, а его поиски загадочной русской души, ну, по крайней мере примечательны. В какой-то момент Хомерики ушел в большое кино. «Ледокол» и «Селфи» были фильмы средними и даже вторичными, хотя в них были хорошие актеры и, ну, по крайней мере авторская интерпретация опыта зарубежных режиссеров. «Девятая» же сделан более чем лениво – это всё та же попытка донести до российского зрителя западный опыт, только в этот раз всё наглее и даже глупее.

Дело в том, что по части сюжета «Девятая» напоминает какое-то попурри из основных сюжетных ритмов «Индианы Джонса», «Шерлока Холмса» Ричи, «Голема», а также этакого «духа Netflix». И комиксовые вставки в некоторые сцены, и прозорливый сардонический юмор Ростова, и атмосфера туманного Петербурга – всё это приемы, нацеленные на абсолютно разную аудиторию. Отсюда и выходит какая-то каша: сценарий «Девятой» скачет от детектива до хоррора, от комедии до мелодрамы. Подобная неопределенность с жанровым направлением оставляет лишь уныние. Опять же, Хомерики, кажется, был сам далёк от «ворлдбилдинговой» канвы; режиссеру, судя по итоговому проекту, было интереснее снимать этакий фантазийный быт петербуржцев 19-го века, а не сосредоточиться на разгадке или превратностях сюжета.

После абсолютно ненужных отсылок к министру культуры и полицейским мигалкам, «Девятая» переплюнула сама себя: в конце, когда герой разрушает «четвертую сцену», даётся вполне прямолинейный намёк на кинокомиксы. Подобный приём вообще начисто стирает всю серьезность из «Девятой», оставляя лишь странную смесь комедии, трагедии, детектива и мистики. В подобном смешении жанров нет ничего плохого, но, кажется, российское кино к подобному ещё не готово: мы хорошо снимаем философские драмы, экзистенциальные притчи, байки о тяжелом российском наследии, однако в развлекательном формате с Голливудом конкурировать нам нелегко. «Девятая» тому пример.

4 из 10

01 января 2020 | 14:29
  • тип рецензии:

Мистический детектив на улицах Санкт-Петербурга? На самом деле, звучит как очень хорошая идея, но вот реализацию она получила посредственную. Не то чтобы я возлагал на фильм большие надежды, но всё оказалось ещё хуже, чем я предполагал.

Начнём с самого главного минуса: детективная линия полностью отсутствует по одной просто причине - создатели умудрились раскрыть главного злодея, его мотивы и цели в первые же 5 минут фильма! Лично мне с самого начала было понятно, никакой интриги не было, даже намёка. А моменты, когда фильму действительно удавалось вызвать во мне азарт и заставить ждать разгадки, создатели умудрились испортить. Причём все до одного. Ружья Бондарчука тут торчат просто из-за каждого угла, превращая потенциально очень интересную идею в форменный фарс.

Монтаж в фильме очень плохой, но это я ещё могу простить, если бы рассказанная история действительно цепляла. Но она совершенно вторична и похожа на всё, что я видел раньше.

Актёрская игра посредственна, за одним-единственным исключением, о котором позже. Графика и дизайн неплохи, но не более того. В принципе, я ещё долго могу перечислять минусы картины, так что перейду, пожалуй, к немногочисленным плюсам.

Их всего два, на самом деле, это музыка и персонаж Дмитрия Лысенкова. Насчёт первого я скажу только одно: музыка хороша, создаёт нужную атмосферу и подошла бы нормальному фильму в подобном сеттинге.

А вот Ганин действительно достоин отдельного разговора. Это вне всяких сомнений лучший персонаж этого фильма. Лысенков сыграл очень даже достойно, его диалоги хороши, а периодически возникающие в фильме мультипликационные в его исполнении отлично разбавляют сумбурное повествование. Связанные с ним шутки смешны и очень даже уместны в данном случаи. Не раз и не два у меня возникало ощущение, что Ганин буквально сошёл со страниц какой-то неизвестной мне книги Николая Васильевича Гоголя.

Однако он не спасает фильм. Это по прежнему остаётся сумбурное нечто с полностью угробленной детективной линией и посредственным неинтересным сценарием.

4 из 10

22 ноября 2019 | 20:01
  • тип рецензии:

4/10. Сначала хотела поставить 5/10 и оставить нейтральный отзыв, но концовка...

Вы хотели крутой мистический детектив? У нас есть для вас Девятая!

ПЛЮСЫ:

Наш, питерский. Это реально круто. А то все лондоны, нью-йорки, парижи. С радостью слышишь русскую речь в кадре.

Актерский состав. И иностранную исполнительницу главной роли даже взяли. Хорошая команда получилась, правда.

Красиво снят, прямо ОЧЕНЬ красиво. Спецэффекты, декорации, костюмы, операторская работая - комар носа не подточит. Качественный монтаж, шикарная картинка.

Мистический. А то все комедии, да чернуха на слуху.

Детектив. У нас очень любят детективы.

МИНУСЫ:

Шаблон на штампе клише погоняет. Нет, ну правда. Девятая собрала чуть ли не все мистическо-детективные ЗАЕЗЖЕННЫЕ канвы. Ладно, если вы читаете этот отзыв (и смотрите фильм годов из 2000х-2010х, вы со мной имеете полное право не согласиться. Но... Повторять все приемы из западного кино, когда они уже так надоели? Зачем превращать наш Петербург в клон серого викторианского города? Почему в НАШЕМ, РУССКОМ фильме зло говорит на английском и латыни?

Неуклюже замешано много жанров (и фильмов) в одном. Тут вам и комедия с сатирой, и ужасами сходу шарахнет, и саспенс, и классический триллер, и романтика. Черт ногу сломит. Хотели взять все лучшее, а получилась неуклюжая попытка впихнуть невпихуемое. Если вы любите мистические триллеры, смотрели популярные фильмы, то Девятая сразу вам напомнит Шерлока Гая Ричи, Страшные Сказки с Евой Грин (к тому же в самой картине четко произносят Penny Dreadful - название сериала на английском), Из Ада (и другие вариации на тему Джека Потрошителя), Ван Хельсинга с Хью Джекманом, нетфликсовский Алиенист... и еще много всего.

Параллельный перевод. Около 40% времени герои будут говорить на английском с параллельным переводом знакомым по телеозвучкам мужским голосом. Нет, это не ошибка загрузки - в фильме действительно звучит одноголосый, при этом, НЕ ОЧЕНЬ И ТОЧНЫЙ перевод. НУ КАМОН, мы с вами какое кино смотрим!

Обломками четвертой стены придавливает зрителя. Ломать эту воображаемую преграду между миром фильма и аудиторией надо уметь. А то у нас какая-то зубодробительная и членовредительская ломка. Герой, от лица которого ведется повествование, то шокирует вас аллюзиями на современную полицию, то собственноручно нарисованными комиксам, стебом над Марвел/ ДиСи, раннее снятым мистическим Гоголем и откровенное 'выпрашивание лайков' в конце. 'Ну вы уж тоже посоветуйте всем'. Ага.

Концовка. Притянута за уши совершенно. Мотивы героев? Обоснование? Нет, нам лень это раскрывать, придумайте сами. Да и вообще, мы другую задумывали (наверное), но нам нужно было собрать еще больше клише!

Это все, что пока пришло мне в голову. Ставьте лайк моей рецензии, что ли.

03 июня 2022 | 18:21
  • тип рецензии:

3 из 10.

Нет-нет, никаких претензий. Ничего не ждала — ничего и не получила, всё законно. Реклама соответствует продукту. Впрочем, у меня ещё были какие-то иллюзии в сентябре, когда появился первый трейлер фильма. Мистический Петербург, женщина-медиум, предосудительные забавы аристократии... Правда, во второй части трейлера вместо завлекательных и выверенных кадров, продемонстрировали эпизоды с актёрской игрой Дмитрия Лысенкова - равнодушие моржа и бесплодные попытки «в охлобыстина». Не удивило, что именно его бесящий голос сделают голосом рассказчика, убивая любые попытки фильма выжить, вопреки обстоятельствам.

Второй трейлер просто забил последний гвоздь в крышку гроба. Видимо, 450 миллионов у киношников резко закончились, потому недоснятый материал был изображён в виде комиксов. В виде крайне плохих комиксов, говорю, как та, кто коллекционирует не столько современные российские комиксы, сколько современных российских художников. Когда я увидела эти комиксовые вставки, у меня пробежал по позвоночнику холодок узнавания. Нет, я не просто смотрела телепроект нулевых «Городские легенды», откуда был потянут этот концепт, я работала в этом проекте. Когда полнометражка пытается забить дыры тем же способом, которым пытался проект, у которого бюджета было — пара мятых бычков без фильтра и недоеденный сэндвич, это признак приближающегося апокалипсиса. Отлакировали общее впечатление Дяченки в качестве сценаристов, которые издавна славны своими оригинальными эстетическими, а главное этическими воззрениями.

Что ж, кинофильм славно с первых же кадров оправдал своё желание идти по звезде. Начинается всё с поисков книги, оживляющей мёртвых, где-то в египетской пирамиде. В принципе, никто не ждёт от развлекательного фильма реалистичности, смущает мотивация главного плохиша. Это Дяченки, я не удивляюсь и вы не удивляйтесь.

Потом действие переносится в Петербург, где так часто вылавливают из рек расчленённых женщин, что так и хочется поинтересоваться: успел ли реконструктор Олег Соколов ознакомиться с опусом? Книгу у героини, которая сейчас гастролирует медиумом по северной столице, кто-то похитил, а в дверь стучатся два сыщика, которые увидели пентакль на яйце (???), которое кто-то вложил в очередное тело, потому крайне заинтересовались пентаклем на афише медиума.

Расследования нет. У медиума просыпаются способности (в этот момент мне безумно захотелось пересмотреть «Чёрную радугу», из которой была нагло спё… позаимствована эта сюжетная линия), но если вы думаете, что её медиумические силы как-то продвинут расследование, то вы заслужили потерянной пятихатки в кинотеатре.

Женщин убивают ради исполнения ритуала. О ритуале известно всё — когда, кого и каким способом. Кроме одного. На кой чёрт он нужен. Как вы полагаете найдут убийцу? Наберите воздуха в грудь... Патаму шта. Патаму шта - это ответ на вопросы 'где', 'кто', 'почему' и 'не лучше было ли сходить на Холодное сердце'.

А теперь приправьте всё это меланхоличной питерской актёрской игрой. Когда невыспавшийся Цыганов начал равнодушно давить из себя с паузами фразу «Ну… и… зачем… ты… застрелил… свидетеля?», я поняла, что одного убийцу они уже нашли. Убийцей буду я.

Так, давайте я успокоюсь. Окей, я понимаю, что приключенческие фильмы про медиумов в принципе сложно делать интересными. Так или иначе вступишь в то или иное клише. Да, этот фильм был взращён клише и умрёт, как клише, но я говорю о проектах, которые задумываются для людей, а не для галочки. Итак, когда люди понимают, что у них не получится интересного сюжета, они прописывают интересный сеттинг — героев, настроение в обществе, общую загадку. «Девятая» — это настолько банальное зрелище, что каждому, каждому (!!!) эпизоду я могу найти порядка пяти фильмов, где был использован точно такой же. Дело в том, что показать общество, проникнутое оккультизмом (это то, что обещала аннотация), было и не сложно, и не дорого. Сорокасекундные зарисовки генералов, которые стремятся всё ещё управлять политикой, горничных, которые беседуют с утонувшими женихами, матрон, звереющих от семейной жизни, это создало бы город. Создало бы фильм. Создало бы атмосферу. Но фильм сделан настолько на отщебись, что становится не по себе. Сюжетная линия, высосанная из пальца с таким же высосанным убийцей. А ещё совершенная ненужность в фильме мистики — замени оккультизм на изнасилования, а медиума на миловидную свидетельницу, которая нужна только для задолбавшего всех до зубной боли романтизму, и получишь стандартный, сделанный на коленке и ужасно дешёвый нтв-фильм. Меня волнует не то, что бюджет слили в неизвестность, а то, что даже копейки этих денег не пошло на разработку сюжета и интересного мира. Простите, но чем надо думать, чтобы связывать медиума с сюжетом пентаклем? Пентакль — самый распространённый оккультный символ, мог быть у миллиона людей.

Я так дёргаюсь потому, что обожаю викторианскую мистику и с удовольствием посмотрела бы на то, как она приживается на нашем материале, учитывая, что российские нравы девятнадцатого века не отличались английской строгостью. Но в реале кино я вижу то же, что и в реале за окном — дикую неприбранность. Готический эпизод на кладбище, где ни одной скульптуры или склепа. Вместо зарисовок высшего общества, идиотский эпизод, не ведущий ни к чему — какая-то прачка минуту равнодушно разоряется: «Ой, барин, напился-то с утра». Это крааасота! Русская готииика! Несомненно, стоило вставлять почти весь эпизод в трейлер. И ещё реалистичность, да-с. Никакого лакейства, полная демократия: «Ну и рожа у тебя, вашеблагородие».

Фильм от Фонда кино. Когда его (фильм или фонд — без разницы) будут драконить, куплю ведро поп-корна.

18 ноября 2019 | 19:27
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: