Очень хороший фильм, только вчера посмотрела его впервые. Читала даже, что кино это шло в советском прокате, и видимо было дублированным. Но я его не видела никогда, и вчера нигде не нашла его с дубляжом, везде только с одноголосой озвучкой (видимо в интернете этот фильм долгое время был с субтитрами).
История очень хороша - живёт себе одна счастливая дружная семья: владелец небольшого магазинчика музыкальных инструментов Кайлаш (Шаши Капур), его красавица-жена Сима (Видья Синха) и боготворящая своего любимого отца маленькая Пинки, которая даже заснуть не может, пока папа не споёт ей колыбельную. Однажды безмятежную жизнь троих любящих людей нарушает несчастье. Защищая девушку, в случайной, нелепой драке Кайлаш убивает своего противника. Убитый оказывается сыном рвущегося к власти политикана. Родственников девушки подкупают, и, выступая на суде, потерпевшая клевещет на своего спасителя. Кайлаш приговорён к смертной казни. Жизнь счастливой семьи рухнула за секунды. Перед казнью Кайлаш просит Симу уехать из города, чтобы его любимая дочка никогда не узнала, что случилось с её отцом.
И вот экспресс несётся вдоль реки - а ей представляется как казнят её мужа. Не нашлось улик, чтобы подтвердить: он не заслуживает высшей меры, то был несчастный случай, - и теперь поезд уносит Симу с 5-летней дочерью прочь из этого места. Там, куда глаза глядят, в неё влюбится отутюженный мелкий бизнесмен Раттан (Санджив Кумар), поклянётся хранить тайну её первого брака и станет идеальным приёмным отцом Пинки и новым супругом Симе. Но та их позывная мелодия, что вечерами играл на фортепиано её Кайлаш, ни на секунду за эти четырнадцать лет не покидала её сердца. И вот от воспоминаний она, кажется, сходит с ума - отчётливо слышит старую и казалось бы забытую с годами мелодию в своей новой гостиной. Или там действительно кто-то есть?
Шикарная мелодрама с прекрасными актёрами, сыгравшими на высшем уровне. Индийское кино: его язык немыслим без музыкальных элементов, без резких наездов камеры на лицо героя через всю залу под роковые гармонии оркестра, без наливающихся в минуты гнева мужских глаз, без женских стенаний. И те, кто говорит на его языке или же в области кино не имеет языковых барьеров вовсе, получит повод погрустить о том, как невосполнима первая любовь, что вторые, третьи и прочие наши союзы лишь попытки придать существованию видимость жизни; погрустить, как грустишь над нежнейшими песнями детства, которые, сколько ни улыбайся, всё равно отдаются в сердце траурным маршем по утраченной цельности чувств.
Именно такие чувственные мелодрамы, на мой взгляд, имеют столь широкий отклик, когда целым народам кажется, что «это про них»: поместив действие в богатые дома, режиссёры, во-первых, позволяют чувствам, не замутнённым соображениями малейшей нужды, проявляться в абсолютной мере, во-вторых, получают возможность бесконечно экспериментировать с дизайном костюма и интерьеров, которые в состоянии как ничто подчёркивать эмоциональное содержание сцены.
Среди самых незабвенных и величайших актёров Индии 70-х остался Шаши Капур, какой он здесь: ещё довольно молодой, красивый, кудрявый, со своей завораживающей улыбкой, с бархатными ресницами, в расстёгнутой жёлтой рубахе, в пиджаке и кепи, коричневых замшевых перчатках и с девочкой на руках (маленькие дети и большие собаки вообще чрезвычайно к лицу 30-35-летним брюнетам). А потом, в тюрьме - с широко раскрытыми глазами выражающими такую величайшую трагедию жизни, что сердце разрывается глядя на него. Этот взгляд потом невозможно забыть очень долго, в нём вся неприкрытая трагедия человека, невиновно осужденного и приговорённого к смерти.
Санджив Кумар - вторая величайшая глыба Болливуда. Каждая его роль, даже самая маленькая и эпизодическая, всегда очень яркая и исполнена на высшем уровне. Я очень переживала за него весь фильм. Впервые в жизни полюбил женщину, привязался к её ребёнку, и пытаясь помочь ей выжить, женился на ней. Но какова их семья? Они просто живут под одной крышей, его жена хранит верность своему первому мужу и любит его по прежнему. А Раттану остаётся лишь довольствоваться общением с Пинки в которой он души не чает, и заливать свою неудавшуюся любовь алкоголем. В его глазах, так чётко отражена вся боль его сердца, что кажется, что это его личная жизненная трагедия. Но как долго всё это будет продолжаться?
В музыкальной антологии Болливуда - неповторимые мелодии Р. Д. Бурмана, которому сегодня в хороших музыкальных магазинах отводят по праву место между Сакамото и Морриконе.
Странно, что, несмотря на очевидный успех - этот фильм хоть и шёл в прокате в СССР, но был мало известен. В Индии «Избавление», кстати, стал одним из событий года; в другом индийском хите советского проката, в «Клятвах и обещаниях», герой Амитабха Баччана, бандит и вор, скрывается от слежки в кинотеатре, где идёт именно этот фильм.
Спасибо огромное за редкий, чисто индийский фильм, людям выложившим его в свободный доступ в интернет, и озвучившим его. Душа так тянется к тому старому стилю! Хорошая индийская мелодрама, в лучших Болливудских традициях.
Хороший фильм для меня не завершается надписью «Конец». Слишком многие фильмы предназначены только дать зрителю двух-трёхчасовое развлечение и оставить его равнодушным и неудовлетворённым. Но существуют другие фильмы, которые задерживаются в памяти, растут и крепнут в ней до тех пор, пока воображение не начинает дорисовывать целые эпизоды, на которые автор фильма только намекнул. И мне верится, что «Избавление» окажется для многих именно таким фильмом. Для меня он таким оказался.
Главной же темой фильма, безусловно, является человеческая потребность в любви, в доброте, в поисках справедливости, и в семье, о которой многие могут только мечтать. В настоящей любящей семье, в которой все понимают друг друга с одного только взгляда, без слов, в которой каждый поддерживает другого, чтобы не случилось, в которой нет лжи и предательства, страха и трусости, а есть сила духа, любящее сердце способное принести себя в жертву любимому человеку и настоящая духовная привязанность, в непорочность которой нам так хочется верить.
Очень советую посмотреть этот прекрасный фильм, всем кто его ещё не видел, и почувствовать после просмотра лёгкую грусть в своём сердце, от возможно несбывшейся надежды на собственное счастье. Но это определённо не та грусть, которая вгоняет в депрессию. Это можно сказать - «очищающая грусть», от которой выступают слёзы на глазах и сжимается сердце, но при этом желание что-то поменять в своей жизни, сильнее чем когда-либо. И если фильм вызывает такие чувства - я считаю, что такой фильм достоин занять почётное место в домашней коллекции.
Счастье — что оно? Та же птица: Упустишь — и не поймаешь.
Семья из трёх человек: муж, жена и ребёнок ведёт спокойную, размеренную жизнь. Потребности в крыше над головой нет, полная гармония и понимание. Так бы и дальше жить - поживать, да добра наживать, но в этот самый момент невидимая рука судьбы нарушает эту идиллию. Окружающий мир рушится для главы семьи, Кайлаша. Его жене, наделённой недюжинной внутренней силой и терпением приходится жить по новому. И по новому выстраивать приоритеты, чтобы растить дочь. Фильм, в общем, об этом, о глобальных переменах. О том, что нужно проявлять благородство и выдержку как бы не складывались обстоятельства. Герои фильма наделены всеми этими качествами, но они тщательно их скрывают. Так и новый муж Симы, вроде как человек неплохой и всего добился в жизни, но сам далёк от своей новообретённой жены и дочери. Да, живут вместе, скорее сосуществуют на протяжении 14 лет, но нет баланса и гармонии. Бывший муж, попавший в гнусную историю не может доступным образом заявить о себе. Боясь даже представить отсутствие гармоничного союза между новой женой и ее новым мужем. Над всеми героями фильма как будто нависла пелена закрытости, все они испытывают нехватку самого важного. И это не проблема жилья, как у многих в Индии, или доходов, нехватка пищи, вовсе нет. Все они одинаково несчастливы.
А всё из-за невероятно сложившихся событий, с которыми столкнулись герои фильма. Наверно, в этом смысл фильма. Чтобы что-то постичь, нужно всё потерять: дом, семью, работу, взаимоотношения с окружающими, покой и отдых. А потом возродиться к новой жизни после жизненного кризиса и нового, к сожалению, негативного опыта. И при этом не сломаться, наблюдая как кто- то счастлив, но не ты. И снова выдержка, благородство, терпение. Все эти три качества соединяет в себе главный герой фильма Кайлаш. Его роль играет, недавно ушедший из этого мира, Шаши Капур. Сам в прошлом ярчайшая звезда индийского кино. ' Избавление' шло в советском прокате, но мне его в то время посмотреть не удалось. Только сейчас восполнил этот пробел. И не пожалел потраченных двух с половиной часов. Все- таки в старом кино все устроено несколько по другому, чем в современном индийском кино. В нем больше мудрости, всё на каком-то глубоком внутреннем уровне, проживании своей роли. Сейчас же кинематограф и наш и индийский и других стран изнуряет себя погоней за прибылью. Все меньше времени в нём уделяется проблемам сосуществования, пробуждению чувств, надежд, да и самих чувств заметно поубавилось. Другими элементами жив сейчас кинематограф, другими форматами, другими отражениями и пониманиями. То кино, практикующее некое исследование жизни и формирующих её вещей, ушло в андеграунд. Кого не устраивает такое положение дел, всегда может найти свое кино в интернете и заполнить существующую черную дыру. Погрузиться в мир волшебства и красоты прежнего индийского кино. Может в этом фильме волшебства поменьше, чем в остальном болливудском кино, но волнений, тревог и опасностей хватает. А чем больше эмоций и выраженных чувств, тем больше собственных переживаний и связи с героями, с жизнью Эти нюансы и определяют уникальность индийского кино, насыщают и соблазняют нас, зрителей, смотреть его вновь и вновь В нём есть своя необъяснимая притягательность.