'Форма голоса' - практически идеальное произведение.
(В обзоре я не буду сравнивать 'Форму голоса' с другими аниме потому что, я недостаточно знаком с другими аниме)
Довольно вызывающее высказывание в начале, не правда ли. И это вам говорит человек, который не знаком с миром японской анимации: я не пересматриваю мультфильмы Хаяо Миядзаки и вообще раньше считал из чрезвычайно странными, даже в какой-то мере странными (признайтесь, если просто посмотреть случайный отрывок из большинства его фильмов, то вам всё происходящие покажется как минимум странным), поэтому мне все японские мультфильмы казались слишком мудрёными, а от того и неинтересными. А с другими авторами и вообще незнаком. Наверное, именно поэтому я думал, что 'Форма голоса' вызовет у меня такие же смешанные чувства, но я ошибался.
Итак, что такое 'Форма голоса'?
это:
-В первую очередь это сама история, сюжет. Авторы от начала до конца мультфильма продолжают единую цепь событий, история не шатается из стороны в сторону, не имеет ненужных частей. Все герои, все события, даже на первый взгляд незначительные имеют своё развитие. 'Простота' и 'обыденность' сюжета играет на руку истории, здесь нет магии, пророков и превращений, ничего сверхъестественного. Всё написано 'здесь и сейчас', то есть она современна, можно сказать адаптация морали: 'За всё надо платить', и тем 'одиночества', но что самое главное - это не их пересказ. О самом сюжете всё что нужно сказано в кратком описании, не вижу смысла пересказывать.
-Персонажи. Они живые и имеют собственные разумные, то есть те которые можно объяснить мотивации и идеи. 'Химия' между героями имеется, во всяком случае между большинством.
-И последнее. Всё выше перечисленное признаки отличной истории, но не кинопроизведения. Ещё нужно красиво ПОКАЗАТЬ всё это зрителю. Визуальный ряд мультфильма бесподобен. И здесь я говорю не про стиль анимации, ведь многие скажут:'аниме - шедевральный стиль', а другие:'аниме - это днище анимации'. Лично я не согласен не с первыми, не тем более со вторыми.Везде есть и плюсы и минусы, здесь я принимаю политику нейтралитета. Ладно, я отхожу от темы. Внешний вид героев стандартен, согласен, здесь восхищаться нечем. Но художественная магия проявляет себя в 'задниках', насколько неподражаемо выглядят фейерверки в фильме, цветы (на них есть даже некая концентрация).
Вывод:
Целостный, реалистичный и очень продуманный сюжет (нет, конечно, придраться можно ко всему, но зачем же самим себе портить картину) в купе с потрясающим японским антуражем и традициями (к примеру я больше чем уверен, что многие детали, такие как рыбы, показанные в реке, сделаны не просто так). К тому же, безусловно, изумительный визуальный ряд и умелое использование худож. приёмов.
Я ставлю, максимальную оценку этому мультфильму, потому что не вижу причин не делать этого. Просто не увидел чего-то такого, за что можно было бы снизить балл.
Очень романтизировано, многие неправильные вещи поданы так, словно это хорошо
Хорошие фильмы дарят тебе новый опыт. Они сделаны так, что даже если ты даже близко не был на месте главного героя - ты поймёшь и прочувствуешь его мотивации, его внутренний мир, переживания...
Другие же фильмы даже не стараются это подать, надеясь на то, что нужный зритель сам найдётся и сам додумает нужную картинку и почему она именно такая.
Мне просто грустно становится с оценки в 8.2/10, когда понимаешь, почему она такая.
Когда осознаёшь, что зрители воспринимают в первую очередь не головой, а глазами и сквозь призму собственного опыта. Поэтому неважно, насколько аморфной будет клякса - человек всё равно увидит в ней что-то своё и придаст кляксе смысл.
Кьёто анимейшн со своей графикой и музыкой - умеют цеплять через создаваемые ими образы. И тем здесь затронуто действительно много (отчего мы получаем размытый фокус; непонятно, о чем история. О дружбе? О любви? О психологической травме? Об инвалидности? Хэй, у нас всего 2 часа на это!) Какой-то момент да зацепит и вызовет слезинку, чувство, эмоцию - и зритель уже завербован.
Но по факту - здесь практически ни один персонаж не был раскрыт, как и не решены конфликты. Картина крайне нереалистичная, и нет, я не о том, что глухая девочка поступает в обычную школу. Этот момент и правда можно опустить истории ради (имхо).
Но вот поведение персонажей, их мотивации, и вся эта размытость... это просто непростительно. Это не даёт нужный опыт, понимание вещей. Здесь все травмы и триггеры словно сами проходят, но ведь так не бывает в жизни. И мне искренне жаль тех, кто пошёл по стопам главной героини, вдохновившись её образом (в частности, моих бывших знакомых). Может, зритель не заметил, но вообще-то да, такое поведение, такое отношение к себе, к жизни, к окружающим (вся эта улыбка и жертвенность, как у Сёко) - приводят к тому самому балкону, где, однако, в реальной жизни тебя вряд ли кто-то спасёт. А если и спасёт, то это огромная редкость. На это не стоит полагаться.
Например, Сёко по логике аниме должно быть исключительно жалко, но вообще-то она на протяжении всего фильма ооочень сильно косячила, и не надо делать так, как она делала. К ней относились не 'плохо', а закономерно. И она не делала ничего, чтобы отношение к ней поменялось.
Объективно: с ней было тяжело общаться, она определённо доставляла дискомфорт, неудобства. Ребята вынуждены подстраиваться под неё, и конечно, со временем это надоест и приведёт к конфликту. Но сказать 'Отстань, ты нам мешаешь' нельзя/невозможно, ведь существуют рамки приличия, все дела. А персонажа, что говорил об этом напрямую (собственно, Сёя, больше всех выражающий негатив по отношению к ней) - она просто игнорировала и продолжала улыбаться и лезть с предложением дружбы. Вот и приходится смотреть, как Сёя её кибербулит, и наслаждаться этим. Приходится вымещать свой гнев за спиной. И все понимают вроде, что это плохо, так нельзя, но всё равно делают, ведь это облегчает им жизнь, ведь она их не беспричинно раздражает.
Таким образом, она либо действительно глупая и не догадывалась о том, что приносит неудобства, либо просто упрямая и продолжает улыбаться в ответ на просьбу отстать... просто потому что?? Аниме не показывает, почему она улыбается. Аниме показывает, что это мило, правильно, романтично, так должно быть, и тем не менее показывает, что она от этой своей позиции чуть не исекайнулась. Ауф.
Компашку из Кавай, Сахары, Уэно и тд - по логике аниме нужно принять и простить, они теперь друзяшки.
Объективно: аниме вообще ни грамма не даёт понять, что этим людям можно доверять, что они не сделают больно, не предадут, что они поймут и примут тебя (ведь на протяжении всего аниме, они занимались ровно противоположным). Да, спасли, но это не значит, что они стали 'друзьями'. Ни один из их внутренних конфликтов не был решён, даже Уэно всё ещё ненавидит Сёко, но хотя бы приняла эту ненависть в себе.
Я лично вообще не поняла ту сцену на мостике, где Сёя говорит про каждого человека якобы гадости. Потому что он говорит правду. Он раскрылся, он сказал то, что думает, и это несёт облегчение, расставляет точки над 'и'. Но аниме вроде как говорит, что он плохой человек, раз высказался... простите, что? Если честно, то я была уверена, что аниме преподнесёт это как 'Знаешь, мы хоть и обиделись на тебя тогда, но вообще-то ты был прав'. Признали свои ошибки, тоже раскаялись. Причем, через Сахару мы понимаем, что он прав (она признаётся в том, что так и не переборола свои страхи). Но также через Сахару мы видим, что несмотря на всю эту правду - каждый остаётся при своём. Сахара такая же трусиха и действительно даже не попыталась что-то исправить, Каваи продолжает видеть себя исключительно светлой, Уэно остаётся со своей ненавистью, триггерностью.
Блин, особенно Уэно... ну невозможно в реальности так быстро принять такого человека, так ещё и когда у тебя такие триггеры в голове, страх окружающих. Она не раз поступала крайне подозрительно, и эти подозрения ещё и оправдывались (как та сцена в колесе обозрения). Такому человеку нельзя довериться, даже если захочешь - у тела всё равно будет подсознательный страх, что вот сейчас опять случится что-то нехорошее.
В общем...
Если вдруг показалось - Нет, проблема Сёко не в том, что она глухая, а в том, что она сначала доставляет проблемы, игнорируя чужое личное пространство (настаивая на дружбе, когда ей явно говорят 'нет, ты меня пугаешь, отстань'), а потом ей обидно за то, что она доставляла проблемы.
Решение - осознать ошибку и больше не ошибаться. Пусть с ней будут общаться люди, которым удобно/интересно так общаться. Пусть она будет интересным человеком, который мотивирует с ней общаться.
Кстати, что ещё поняла, пока писала этот отзыв - Сёко-то пустышка. Да и вообще почти вся компашка. Их отношения строятся не на общих интересах, не на особых достоинствах, подходящих характерах, а просто 'потому что так сложилось'. Может, в понимании аниме, дружба - это просто 'товарищество'? Не когда вы друг другу можете раскрыться и довериться, а когда, грубо говоря, умереть не дадут. Это очень даже в духе Японии. Но как по мне, это далеко от 'дружбы'.
Юдзуру только офигенная, самый объёмный и прописанный персонаж здесь, имхо. У неё есть и конфликт, и мотивация решать этот конфликт, и ещё и хобби интересное, хочется узнать лучше о её внутреннем мире.
Фильм меня тронул! Мне кажется, авторы хотели тонко донести важность умения слышать собеседника, не искажая его посыл собственным осуждением, насмешкой или завистью. Хотя это почти невозможно.
В фильме также остро поднимается вопрос белой вороны, которой я сам был в старших классах. Воспоминания боли и отчаяния тех лет резонировали с чувствами персонажей, хотя обстоятельства конечно у меня были совершенно другие.
История рассказывает о взаимоотношениях двух старшеклассников находящихся вне нормы общества. Один считает себя изгоем и не видит будущего, другая с физиологическим дефектом, т.е. глухонемая. Отчаянно пытаясь найти контакт друг к другу, преодолеть чувство вины и прошлых обид, оба стараются помочь друг другу увидеть хорошее в жизни.
Рисовка, анимация и звук органично создают настроение для переживания персонажам. Хотя были моменты с которыми мой внутренний критик не соглашался, они не помешали с теплотой, периодически всплакнув насладиться фильмом.
В целом, надеюсь вы также переживете много душевных и трогательных моментов от просмотра.
Картина пронизана психологическим мотивом. Тут много повторяющихся действий, что для зрителя может показаться скучным и неоригинальным. Но с психологической точки зрения герой проходит через свои внутренние конфликты на разных уровнях. Когда он думает, что проблема решена и все в жизни налажено, с ним случается аналогичная ситуация, которая раньше его травмировала. Это момент проверки, до конца ли герой разрешил внутренний конфликт и может ли он спокойно справляться с похожими ситуациями.
Лично для меня было много триггерных тем, но поведение главного героя интересовало больше. Он вел себя нетипично, там не было волшебного преображения а-ля «5 лет спустя все наладилось». Его перерождение шло долго и болезненно. Сложность поведения героя очень похоже на повседневное поведение обычных людей вне экрана.
Я очень ждала выхода формы голоса и, как всегда это бывает, чем больше ждёшь, тем выше ожидания.
Так получилось и с данной полнометражкой, так как времени до выхода у меня было очень много, я даже ознакомилась с мангой(хотя и не очень люблю читать комиксы).
И вот что я скажу, оригинальный сюжет хорошо раскрывает характеры всех главных героев и выдвигает ряд вопросов, как социальных, так и личностных, которые имеют место быть. В сравнении с ним вышедшая полнометражка выглядит очень неполноценно и урезано, главных героев, кроме двух самых основных, показывают нам мельком, без объяснений причин их поведения, нескольких важных сцен попросту не было, вся эти ампутированные детали сюжета были очень важны, так как смысл картины должен был передаваться именно через совокупность основной сюжетной линии и побочных.
Одним словом, главная проблема проекта - его урезанность. Я думаю, что этого можно было избежать, создав вместо полнометражки, стандартный сериал серий на 12-15ть. Но всё уже случилось, как случилось.
Возможно, не имея представления об оригинальном сюжете и соответственно того, с чем можно было бы сравнить, картина смотрится иначе, не знаю.
Из плюсов хотя бы то, что шум вокруг 'Формы голоса' привлёк внимание многих людей к одноимённой манге.
Формой можно назвать что угодно. Для меня это аниме стало открытием и навеяло на раздумья. Все люди имеют разную форму восприятия мира и отдают разные эмоции ему. Я не хотела писать рецензию сразу, прошло несколько дней и в голове все мысли разложились по полочкам.
Первое - это задумываешься о том, как же большинству все-таки повезло слышать, видеть и т.д. Аниме помогает начать ценить это.
Второе - это надо решать, как ты подаешь свои чувства, мысли миру и какие ты чувства хочешь передать. Правда ли передают то, что имеют ввиду. Кто-то улыбается всем, пытается выглядеть позитивным, но в душе... в душе ты устал и хочешь кричать. Или же ты наоборот отдаешь всем свой негатив, но в то же время, люди считают тебя токсичным человеком. Странно. но в аниме показано, что скрывать свои чувства не так уж и полезно. С другой стороны, хорошим нельзя быть для всех. Никогда такого не будет. Никогда нас не будут любить все.
Третье - шикарно показан менталитет Японии. Вот правда, для них всё немного иначе. Да, некоторые моменты были для нас немного странными, Но для японцев это вполне нормально. Кстати, прекрасно передана природа, ярко, феерично.
Четвертое - мы видим много историй в этом аниме.Да, в нем безусловно есть главные герои, но ваш взор непременно упадет на второстепенный персонажей. Задумываешься, какие они, о чем думали, чего желали, как их жизнь привела к тому состоянию. Чего они хотят. Это замечательно, когда второстепенные персонажи хорошо показаны.
Пятое - дружба. Дружба -это то, что необходимо человеку во все времена. Она развивает человека в социуме. Помогает лучше понять других людей. В 'форме голоса' очень здорово показана дружба. можно даже зазвать это формой дружбы. Мне немножечко не хватило того, что не показали развитие отношений некоторых персонажей, кое-что осталось неясным. Но в целом аниме оставило только положительные эмоции.
Здесь же должно быть приятное послевкусие, правда, доктор?
Хочу сразу присоединиться ко всем тем, кто пишет логичные вопросы, которые меня преследовали с первых минут фильма: 'что делает глухой ребенок в обычной школе?'. Действительно, что за проблема, введенная очевидно искусственным путем?
Зрителю показывают, что девочка 'вроде как' нормально учится и вызывает только негативные эмоции у своих одноклассников, т. к. просто отличается от них. Хотя, вы просто вдумайтесь, как у этого ребенка вообще с успеваемостью? Ведь учителя в основном говорят, а по губам она не читает
/делаю вывод, т. к. она везде ходит с тетрадкой/,
А как можно объяснить предмет ребенку, который не понимает? Мы видим сцену, где она плохо читает и учитель от нее отмахивается, как от назойливой мухи, сцену, где она поет и начинает раньше, т. к. не слышит, начал ли хор петь или нет. И возникает вопрос - зачем так мучить ребенка? Зачем делать вид, что она такая же, если она отличается. И у нее не просто нет пальца на руке, отличие, которое не мешает, хотя даже оно может вызвать какие-то издевательства, а тут...
Далее, идея, которая лично меня привлекает - человек замыкается в себе, а ко всем людям в окружении прилетает крестик на лица. И вот главный герой хочет найти свою жертву и извиниться? Оказывается, жизнь многих изменилась из-за девочки, кто-то рассорился, кто-то перевелся в другую школу. Но все это уходит на второй план и нам пытаются показать дружбу, но демоны прошлого не дремлют, они здесь и готовы напомнить о себе.
Очень непонятны действия главной героини, списываю ее на все комплексы с детства. Но не могу винить в этом мальчика, т. к. его вина косвенная, главная вина лежит на матери. Она стоит у истоков комплексов.
Еще более непонятны действия девушки, которую главный герой нашел, и которому она была симпатична. Ее действия настолько абсурдны и неоправданно жестоки, что просто сложно даже как-то на них реагировать, скорее им просто не веришь.
Помимо этого много просто странностей. Оборванные уши матери мальчика, как девушка дралась с матерью, какое-то полуповествование и раскрытие 'изменений' в персонажах. Но честно - это все так поверхностно, неинтересно и глупо...
У каждого человека хоть раз бывает время, когда трудно справиться с грузом ошибок, сделанный ранее. Есть желание избавиться от той душевной боли, которую нечем унять. Хочется найти обходной путь, быстрый и доступный каждому. Но это слишком легко, и ты не вздумай поддаваться нападкам жизни, взгляни проблеме в лицо и шагни на встречу 'точке света'.
Эта история стара как мир. Многим из вас она будет до боли знакома. Не буду раскидывать спойлеры на каждом углу, лишь скажу, что посмотреть это аниме должен каждый! Да, наверняка многих не убедит это, но все же не пожалейте своего времени, ибо шедевров такого масштаба редко где можно встретить.
Великие произведения не рождаются случайно, они приходят к нам в двери, что бы распахнуть наши сердца, хоть и всего лишь на миг оставив грусть и одиночество. И в эти самые мгновения ты так и хочешь сказать той самой меланхолии, давно окутавшей тебя... - Ищи меня где-то там, на задворках уходящего времени.
В Японии отношение к инвалидам лучше, потому что их не изолируют, и, несмотря на издевательства, учителя учат детей толерантному отношению к людям с особенностями. Аниме трогательное, жизненное, моментами грустное, местами заставляющее улыбнуться от радости. Музыка хорошо подобрана к сюжету.
Очень значимые темы подняты здесь: жестокость детей, изоляция, непонимание, внутренний рост человека через ошибки, дружба и важность простого дружелюбия, отчаяние, надежда, боль потери и одиночества. И я думаю, чтобы быть добрым и действовать в нужный момент, нужно быть к тому же сильным и смелым. Преодолевать страхи, не зацикливаться только на своих проблемах.
Можно заметить чьи-то слезы, но так часто бывает, что человеку грустно, а он этого не показывает. Наедине с собой мы снимаем маски, поэтому необходимо понимать, как недостатки влияют на человека, но не определяют характер, ведь они есть у всех. Учиться любить себя надо так же, как и стремиться осознать то, что отличие от тебя других людей не делает их хуже. Аниме прекрасное и замечательное, добавила в любимые.
«Форма голоса» — это многоуровневое аниме – драма. Глубокое нарисованное кино, где главными действующими персонажами выступают забияка-парень и глухая девочка, судьбы которых переплелись с годами в венок любви, открытой сердечности и мира чувственности.
Можно долго разбирать «Форму голоса» по полочкам, трактуя психологию Сё и его мировосприятие. Как он дошёл до жизни такой, что решил покончить жизнь самоубийством. Как он «ушёл» от внешнего мира «в себя», потеряв способность видеть лица других людей. Как он пытается исправить свое отношение к людям, чтобы раскаяться в содеянных поступках, пускай и совершенных в далеком 6-ом классе.
Одновременно с этим, девочка Нисимия также не так проста: открытая сердцем, считающая себя виноватой, даже если таковой вовсе не является, извиняющейся за оплошности окружающих. Её мир так и останется закрытым для нас, поскольку повествование в аниме ведется от лица Сё, что в общем-то вовсе и не нужно, так как мы видим Нисимию своеобразным средством для душевного просветления Сё.
Цель данного аниме граничит как с обыденными причинами, вроде той, когда кот Леопольд призывал забияк-мышей «жить дружно», так и с более высокими, вроде той, что может быть стоит пересмотреть многие свои взгляды на жизнь, может быть твоя точка зрения не является единственно правильной, может быть окружающие тебя люди также не просты, как и ты сам, и у них тоже есть мироощущение.
Было интересно и немного грустно смотреть «Форму голоса», однако, гештальт сработал.