Дебют Ноа Баумбака в качестве режиссёра полнометражных картин как раз и ознаменовала собой лента 'Забыть и вспомнить', которая во всём своем проявлении напоминает не столько работу хотя бы мало-мальски опытного режиссера, сколько пробу пера постановщика, лишь становящегося на сей творческий путь.
Слишком быстро явленное зрителю побуждающее происшествие и раскрытие взаимоотношений главных героев через акупунктурное включение воспоминаний об их знакомстве в стройное течение жизни, имеющее место быть после их физического расставания - это довольно смелый ход и вместе с тем, в случае данного фильма, не обоснованный. Почему? Всё довольно просто. Когда автор поступает таким образом, на заднем плане обычно взращивается вторая по значимости сюжетная линия, которая занимает зрителя и заставляет его проникнуться если не историей, то атмосферой и характерами героев, вместе с тем заставив и переживать за них, этих сторонних героев, которые всё время будут напоминать и об основном конфликте фильма. Таким образом, зритель будет оставаться вовлеченным в то, что происходит на экране и получать исходную информацию, дабы в конечном итоге понять, что для него обозначает финал, которым развяжется уже и главный конфликт, основная драма киноленты, несмотря на то, какой нестройной анфиладой будет преподнесен ряд перипетий, в рамках которых эта драма разовьется. Баумбак здесь поступает примерно схожим образом, с тем лишь упущением, что он слишком перегружает информационный фон ленты большим количеством героев и малой фокусировкой на их характерах и типаж. Вместе с этим в конечном итоге не приводя зрителя к катарсису окончанием фильма, грамотно не заканчивая историю взаимоотношений, а лишь расплываясь в неловкой ситуации, в которую попал герой: можно было развить его порыв, показать его стремление как целостное и несокрушимое, но вместо того мимолетная слабость оборачивается выхлопом и ещё одним флэшбеком, врущим о том, насколько дороги друг другу были главные герои. Врущим, конечно, зрителю, что ещё печальней.
Однако Ноа Баумбак сейчас известен как истинный виртуоз диалога в кино. Как человек, умеющий формировать интересные истории на основе простых, жизненных, обиходных ситуаций. И эти его качества, как творца, прослеживаются как действенные способы сторитэйлинга уже в данной картине. С налетом стиля Джима Джармуша, оператор Стивен Бернстин визуализирует историю, написанную и поставленную Баумбаком явно в честь собственного поколения, в честь времени, в котором он становился, как личность, и в честь особенностей этого времени. Портрет 'Поколения X', которое предвкушая, что вскоре будет смещено новыми по принципам формирования собственно мировосприятия людьми, то есть 'Поколением Y', претерпевает экзистенциальный кризис, выражая его в извечно депрессивном настрое, частой безынициативности и отказе реальности в плане восприятия её как нечто сущее. Кажется, что это ощущение скорого смещение не покидало никогда их, как будто только явившись как общая людская масса, эта прослойка людей уже ощущала, что является лишь перевалочным механизмом: от эры революционеров милитаристических и/или мирных, к эре людей полностью поглощенных интернет технологиями и портативными системами связи, сообщения, взаимодействия между людьми. Им хочется что-то творить, что-то делать. Они понимают, что чем-то недовольны и вроде даже знают, чем, но противостоять этому они толком не могут, осознавая на сугубо личностном уровне свою, может быть, мнимую индивидуальность и такую же индивидуальную проблематику, которая никого больше, кроме них, не трогает, как кажется этим людям. Каждая сцена в пабе, на очередной вечеринке, в столовой или в общем доме Гувера (Джош Хэмилтон) и его товарищей сообщает об этом, четко формируя портрет этих необычных людей, которые кажутся такими знакомыми. А почему? Все вновь-таки просто: из-за своего рождения на стыке времен, они содержат в себе принципы общества тех далеких потрясений 60-ых/70-ых, а также нынче вышедших на стройплощадки своей личной реальности людей, явившихся на свет в мире компьютеризированном, коммуникабельном и довольно чуждом тому, что был буквально поколение назад.
Этот фильм - художественное исследование на тему самого, пожалуй, необычного ряда людей. Попытка обозреть их качества, принципы и суть их естества через их дружбу, их быт, их разговоры и, главное, отношения полов. Формируя свой фильм на основе задокументированных в личном опыте событий, Ноа Баумбак снял ленту пусть довольно неряшливую с точки зрения постановки композиции кадра, монтажа и принципов сторитэйлинга, но зато необычайно атмосферную и, что главное, доверительную. Ей веришь ровно настолько, насколько можно поверить в то, что происходит за коном собственного дома или квартиры. И жаль в данном случае лишь то, что, в конечном итоге, это сопоставление себя с реалиями героев, это четкое вовлечение в мир персонажей в конечном итоге не оборачивается ничем, кроме того самого выхлопа, о котором я говорил ранее. Но ведь можно тогда наслаждаться просто тем течением истории, в рамках которого чувствуешь себя, будто путешественник во времени... Возможно, но это уже досуг далеко не для каждого.
P.S. Спасибо за внимание.