Каждый уважающий себя режиссер, взявшийся за тему зомби, должен знать классику жанра. В частности, 'Зомби 2' нужно посмотреть, чтобы не повторять чужих ошибок. Столько-то в этом кино глупостей и клише, что они практически нивелируют все возможные достоинства ленты.
Каких бы персонажей лучше всего отправить на остров, где происходит локальный апокалипсис? Конечно же, бойкого репортера, хрупкую девушку, помешанного врача и пару случайных людей! Характеры - типичные. В ходе событий меняться не будут. А иногда и вовсе кажется, что ребята действуют чисто по инерции. Вот помешанному доктору вдруг становится не наплевать на свою жену (до которой ему полфильма не было дела вообще). 'А съездите-ка вы ребята, посмотрите, как она там' - 'Хорошо, без базара', сели и поехали. Где драма? Где эмоции? Где мотивы? Неясно. Да и от шока персонажи как-то больно быстро отходят. Пара сцен - и как будто ничего не было. Ни о каком сочувствии героям при таком раскладе и речи идти не может. И даже эффектные, мерзко (в хорошем смысле) загримированные зомби не спасают ситуацию. Выглядят они отвратительно и пугающе, если бы только...
...если бы только мертвец, пролежавший в могиле три сотни лет (sic) не выглядел ровно так же, как только что скончавшийся в больнице туземец. Я верю, когда вижу неповоротливых, шатающихся, но всё же сильных зомби. Но когда из земли поднимаются практически невредимые тела испанских конкистадоров, едва тронутые червями, да еще и чтобы у них за это время сохранился мозг - это уже просто нелепо!
Впрочем, мозг, судя по всему, вообще не так важен для зомби Фульчи. Ибо некоторые падают и не поднимаются даже от выстрелов в область груди, несмотря на то, что в фильме неоднократно и недвусмысленно показывается, что уничтожить ходячего мертвеца можно, только пустив тому пулю в голову. Вот и потерялась логика.
Настолько же нелеп и эпизод, где зомби нападает на акулу. Во-первых, потому, что непонятно, с какого перепугу пожирателю ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ плоти нападать на РЫБУ, а во-вторых, потому, что момент этот на сюжет не влияет ровным счетом никак и нужен исключительно для того, чтобы показать нагишом молоденькую кудряшку.
Хотя sexploitation сам по себе сомнительный прием, ныне достойный разве что постмодернистских пародий, так в этом фильме он еще и начинается в максимально неуместных ситуациях и максимально безграмотно.
Впрочем, надо отдать Фульчи должное за парочку прямо впечатляющих моментов. Щепка, пронзающая глаз - это уже такой же знаковый эпизод, как резня газонокосилкой в джексоновском 'Braindead'. Менее шокирующий, но яркий эпизод, где сразу несколько зомби пожирают мертвую девушку.
Но посмотреть фильм всё равно есть смысл. Сценарные дыры, нарушение логики, пустые персонажи, зато симпатичный грим и в целом нескучный сюжет и кровища делают 'Зомби 2' неплохим по меркам 1979 года боевичком и идеальным пособием по тому, как не нужно делать зомби-муви.
Недавно я отыскал занимательную игру - 'Футбол с Зомби'. На стадионе пылающего огнями города идет матч между Манчестер Юнайтед и 'живыми мертвецами' из 'Челси'. Футболисты просто должны точно попасть мячом в зомби.
Это говорит о том, что 'живые мертвецы' и 'пожиратели плоти' сегодня стали частью культуры. В этом есть большая заслуга Джорджа Ромеро и Дарио Ардженто (помогавшему Ромеро в 'Рассвете мертвецов'). Но, есть и заслуга Лючио Фульчи, поставившего 'Пожиратели плоти'.
Теперь представьте себе немолодого итальянского интеллектуала, который остался в один момент, с уходом жены, без сбережений. Да. Речь именно о Лючио Фульчи. Ранее он снимал комедии и giallo - весьма своеобразные, но все же жанровые. Теперь он готов на все. И соглашается на новый для себя жанр - фильмов о зомби.
На первый взгляд, ничего нового. Несколько человек сталкиваются с зомби. По сценарию действие должно перемещаться из Нью-Йорка в Доминикану. Там герои должны будут встретиться с 'живыми мертвецами', которые связаны с ритуалами вуду.
Мне этот фильм не показался выдающимся или экстраординарным. Но сделан он на весьма приличном уровне. К тому же, нужно учитывать, что Фульчи работал не со своим сценарием. Это была для него просто 'подработка'. Но, мастер справился с честью и вскоре он предложит миру свою трилогию о 'живых мертвецах'. Вот по этой трилогии и нужно судить о его таланте.
Позже Фульчи скажет, что: 'на съемках было три мелких, но честных продюсера. Они не манкировали своими обязанностями'. Другими словами, что никто ему не указывал, что делать. И у Фульчио получилось.
Кстати, Энцо Кастеллари, которому первоначально предлагался фильм, видимо в то же самое время работал над 'Бесславными ублюдками'. Такие дела.
Невысокая оценка обусловлена сравнением картины, с более современными и яркими фильмами (28 дней спустя, Планета страха). Но при этом, нужно понимать, что картина Фульчи снята без видимых изъянов. А врезки, связанные с Нью-Йорком, вообще, приближены к идеалу.
Мне кажется, что именно 'Пожирателями плоти' вдохновлялся Руджеро Деодато, когда снимал свой 'Холокост каннибалов'. Только Деодато более четко провел ватерлинию между 'цивилизованным' Нью-Йорком и джунглями. Повторюсь, что
В итоге:этот жанровый фильм на многое не претендовал. Но он удался, тем самым вдохнув новые ветры в творчество Фульчи. Мне очень понравилась концовка и типичное для Фульчи, медленное втягивание в сюжет, заканчивающееся резкой и насыщенной концовкой. Забавно читать отзывы о том, что 'первые минут 40 - нет динамики'. Ведь, именно в аритмии и заключается преимущество Фульчи
Европейский жанровый кинематограф 70-х и отчасти 80-х годов представлял собой тот еще компот. Как только кто-то где-то натыкался на новую золотую жилу, разнообразные режиссеры бросались на нее всем муравейником, клепая за смешные бюджеты и практически без сценария многочисленные поделки, в которых снимались преимущественно родственники операторов и осветителей, работающие за еду местные жители, и порноактеры, привыкшие получать от съемок удовольствие, а не гонорары. Каннибалов сменяли монашки-убийцы, затем в очередь становились вампиры, пытки и насилие в женских тюрьмах, и многое другое. Естественно, дошло дело и до живой мертвечины.
В 1978 году Джордж Ромеро снял эпохальный фильм под названием «Рассвет мертвецов», который в Италии прокатывался под простым и понятным каждому названием «Зомби». А уже через год в тех же самых кинотеатрах появились афиши фильма «Зомби 2», к которому ни Ромеро, ни события его культового фильма, конечно, никакого отношения не имели. Над «продолжением» работал отчаянно нуждающийся в деньгах режиссер комедийных и музыкальных фильмов Лючио Фульчи, и делал он фильм по всем стандартам итальянского хоррор-кино, до озверения эксплуатируя тренд, не забывая о женской обнаженке и, разумеется, обильно поливая все кровью. Забавен, кстати, факт культурного обмена, словно сделав оммаж итальянскому прокату, американские дешевые кинотеатры, добравшись до фильма Фульчи, в свою очередь также назвали его без всяких затей – «Зомби».
Итак, зрители рассаживаются по местам, видят на сиденьях пакетики для рвоты (оригинальный рекламный ход), в ужасе вжимаются в кресло, и… Ничего не происходит. Первый зомби, правда, появляется почти сразу, но смотрится скорее нелепо, чем пугающе, а настоящая кровавая вакханалия начинается лишь к исходу первого часа, когда греческую актрису Ольгу Карлатос недрогнувшей рукой и крупным планом насаживают глазом на деревянную щепу. Зрители тянутся за позабытыми пакетиками, и Фульчи их не подводит: вскрываются черепные коробки, с особенным смаком поедаются люди, мертвецы с червями в глазницах восстают из могил… Словом, концентрированной дозой кровавого экшена скрашивается несколько тоскливый первый час ожидания, в котором из развлечений мы увидим разве что рукопашный бой между зомби и акулой. Схватка эта больше напоминает, правда, любовные заигрывания с игривыми покусываниями в шею, однако экзотика и креатив все равно налицо, и радуют глаз.
Конечно, всерьез разбирать актерскую игру или сценарий было бы наивно. Персонажи демонстрируют ровно тот уровень тупости, который нужен для того, чтобы передвигающиеся со скоростью одноногой черепахи зомби раз за разом загоняли их в угол. И даже привычно бесконечный набор патронов никого не спасает: уяснив, что стрелять мертвякам нужно в голову, герои продолжают четыре из пяти выстрелов делать по корпусу, а обнаружив, что укус – верный способ передачи вируса, продолжают таскать за собой пострадавших товарищей, очень удивляясь, когда те вдруг бросаются на них. Зомби-треш, стандартный набор.
Кстати, многие с удивлением обнаружат, что для того, чтобы играть зомби, оказывается тоже нужен талант, коим местные, фульчиевские мертвецы, к сожалению, обделены, больше напоминая непохмелившихся пьянчуг к концу второй недели запоя. Словом, кинематографически фильм Фульчи, конечно, крайне далек от шедевра, и проигрывает работам того же Ромеро как в фантазии и исполнении, так и в социальной подаче, ведь зомби-апокалипсис для старины Джорджа был возможностью с критикой проехаться по военщине плюс встречались интересные мысли по исследованию апокалиптического общества. Однако близкий к экстремальному по тому времени уровень насилия и реалистичность брутальных эпизодов фильма Фульчи не только закрыли перед «Пожирателями плоти» двери кинотеатров целого ряда стран, но и обеспечили ему культовый статус среди фанатов жанра. Как говорится, высокое искусство – это хорошо, но смачно чавкающий внутренностями зомби тоже имеет право на внимание и любовь. Работа Лючио Фульчи заслуженно может наслаждаться как первым, так и вторым, пусть и в достаточно узких кругах.
Итальянцы, оказывается, способны любую страничную историю превратить в эпическую сагу, от которой подкашиваются коленки и наворачиваются слезы. Правда, для перевоплощения в иной жанр фильму не достает элегантности 'От заката до рассвета'.
Тем не менее - очень даже неплохо, учитывая то, что дешевым это полотно не выглядит.
Синьор Фульчи мог быть собой доволен. Не имея ни копейки, он ухитрился воплотить на экране не самый плохой сценарий, позвать неплохого композитора и отличных для того времени гримеров. Рецепт идеального воплощения зомби на экране готов, но в дело вмешались отнюдь не самые радужные исполнители ведущих ролей. Я не говорю о том, что сам сценарий диктовал им стоять на месте и позволять собой обедать, а сами зомби ведут себя как настоящие гурманы - сидят, пальцами кладут на язык плоть человеческую, в общем, трапезничают с видом знатоков, точно на дегустации.
Да, фильм действительно пугает мрачной и тяжелой атмосферой (что просто удивительно для фильма, где действие разворачивается на солнечном острове!), алогичным поведением героев, немотивированными поступками, а также многочисленными провалами в памяти сценаристов и синьора Фульчи.
- Это церковь? – изумленно спрашивает один из героев про лазарет, около которого он с компанией уже не раз пробегал.
- Нет, это не церковь, - отвечает врач, всаживая пулю в какого-то там жителя, только что отбросившего коньки.
Нет, говорим мы ему.
Как и всей актерской труппе – нет, это не лазарет, под водой – не акула и не зомби в белом гриме, это – не доктор, который пытается излечить людей от вируса пулей в мозг.
Нет, граждане, это не церковь!
Обильное действо – если зритель до него доживает, после всей отлично написанной и бедно воплощенной драматургии – обильное действо сопровождается самым неоднозначным музыкальным сопровождением в истории фильмов ужасов. Я поспрашивал людей, кому и что напоминает главная музыкальная тема фильма «Пожиратели плоти». Кто-то честно признался, что вспомнил эпоху VHS и фильмы с ЖКВД.
Кто-то восхитился отличным представителем клубной музыки восьмидесятых (композитор все еще жив, если что, можно писать ему благодарственные письма).
Я же согласен с тем, что музыка отменная, что ее приятно послушать с бокалом вина, за работой, во время перекура на фабрике игрушек, но тут - тут она, как бы выразиться, не совсем 'в тему', 'она не вполне из этого фильма' (хоть и повторяется многократно). Лицезреем десяток убитых лиц африканских зомби под свистящие биты, подо что-то из первых наработок для FL Studio, под музыку, которая подходит больше для погони главного героя – сурового парня с дробовиком наперевес - за точно таким же главным злодеем.
Но, к сожалению, есть лишь кучка людей, которые, в общем-то, во всем виноваты сами (как всегда).
Признаюсь, первые двадцать минут я считал, что смотрю отличный фильм. Все минусы не лезли наружу так рьяно, но вот вышло, что я стал свидетелем сцен на острове, которые уже вызывали некоторую тревогу.
Мне понравилось то, как преподнесены сами живые мертвецы - сделано с душой, видно, что Фульчи действительно интересовался изначальной концепцией, так что вот это меня серьезно порадовало.
Плюсы:не самый плохой сценарий, хороший грим и спецэффекты (чего стоит одна акула, которая, сдается мне, была настоящей), неплохая музыка, нормальные декорации, адекватная операторская работа.
Минусы:провалы в памяти аж трех сценаристов, плохая игра актеров, не всегда удачно вписывающаяся музыка.
Что до рекомендаций, то художественный фильм «Пожиратели плоти» (или «Зомби Два») я рекомендую.
Это далеко не самый плохой представитель жанра (даже склоняюсь к слову «хороший»). Да, там имеются сюжетные ляпы, но для фильма, созданного при минимальном бюджете, «на коленке» - действительно неплохо.
Тем же зрителям, кто живут Академией, просмотр категорически не приветствуется, ибо ловить тут вам нечего, господа. Лучше книжку откройте, ту, про гувернантку-сироту и богатого хозяина поместья. Да, «99 франков», все верно.