К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

После прочтения книги 'Черный замок Ольшанский' Короткевича, захотелось посмотреть экранизацию. Наверное, следовало действовать в обратном порядке: начать с фильма.

Фильм сам по себе неплох, актеры хорошо подобраны по типажу, да и играют неплохо, а некоторые так и вообще отлично. Мне понравился Эдуард Марцевич, сыгравший Марьяна Пташинского. Таким и представлялся книжный Марьян. Жаль, что одному из самых интересных персонажей уделили так мало экранного времени.

Также отдельно хочется отметить прекрасную игру Геннадия Гарбука в роли Лопотухи. Удивительно яркий трагичный образ получился. Впечатлил.

К плюсам можно отнести и звуковое сопровождение, чуть мрачное, подходящее к детективному жанру. Еще стоит упомянуть несколько мощных сцен, связанных с военными событиями. Очень правдоподобно и страшно. Пожалуй, с плюсами всё.

Главным минусом стала попытка уместить все в хронометраж. Естественно, не получилось, ведь в книге очень много деталей и персонажей. Очень многое в фильме вообще не показали, какие-то сцены переставили местами, сильно порезали. Что-то переделали, некоторых персонажей нет: той же Зои Перервенко. С ней столько ключевых моментов в книге, так было бы любопытно увидеть ее образ на экране. Но создатели, увы, решили иначе. К слову с женскими образами беда, Сташка из фильма также не впечатлила.

Отдельные сцены, наоборот, придуманы, и на мой взгляд, крайне неудачны и смотрятся лишними.

В общем, если рассматривать фильм как экранизацию книги, то вышло слабо. Поклонникам книги, наверное, не буду советовать. Те же, кто не читал книгу, возможно, будут не так строги и воспримут фильм нормально.

6 из 10

05 апреля 2021 | 22:10
  • тип рецензии:

Не одному мне, посмотрев 'Чёрный замок Ольшанский', сразу вспоминается белорусский же шедевральный хоррор со столь же длинным названием 'Дикая охота короля Стаха', вышедший четырьмя годами раньше. Действительно, у обоих фильмов настолько много общего, что вполне справедливым будет сказать, что режиссёр первого Пташук очень многое позаимствовал у режиссёра второго Рубинчика, картина которого получила приз на престижном международном кинофестивале.

Даже чересчур многое. Начнем с названия. Оно, как отмечено выше, такое же пространное, интригующее и отсылающее в стародавние времена. Далее. Основное действие также происходит в старинном белорусском замке в относительной современности (послевоенные годы вместо предреволюционных), из которой происходят некие перемещения в прошлое. А у современности есть своя, дополнительная тайна, свой скелет в шкафу (в нашем случае- фашистские злодеяния). Да и главный герой- всё тот же специалист-гуманитарий, стремящийся до всего докопаться. Это что касается сценариев, в обоих случаях основанных на романах и рассчитанных на две серии (хотя 'Охота...' не телевизионный фильм, как 'Замок...'). Режиссёрская манера экранизации сценария та же- мрачное, тягучее нагнетание напряженности, с долгими планами и давящим музыкальным фоном.

На этом основные сходства картин заканчиваются и начинаются различия. Пожалуй, главное из них: если у Рубинчика 'тягучесть' оправдана художественно всеми средствами (в первую очередь талантом!) и воспринимается вполне естественно, то у Пташука она становится банальной затянутостью с крупными планами абсолютно пустого лица главного героя (актёр сам по себе здесь 'никакой', как он только пробы прошёл...) и кадрами, не несущими ни смысловой, ни эмоциональной нагрузки. Всем этим особенно страдает первая серия, которую по-хорошему можно было свести к получасу, а весь фильм к 1 час. 20 мин. К концу второй серии 'затянувшийся' режиссёр спохватывается, вспомнив о лимите отведённого времени (телевизионного!) и пускается в галоп, вырезая смысловые связки и превращая фильм в подобие клипа. Всё, успел, уложился! Ну и что?

6 из 10

25 ноября 2011 | 21:08
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: