Неожиданное посвящение Джармушу, или совсем кратко о замше
Так уж получается, что главный герой — это совсем не повод для гордости. Да и нет тут героев. Это обычная жизнь: мама красивой девушки начинает флиртовать, несколько подонков насилуют женщину в подворотне, домовладелец выгоняет из съемной квартиры, стильная музыка… Скукотища.
Однако, просвет все же появился. Просмотр этого фильма только заставил меня увериться в высоком профессиональном статусе Джима Джармуша. Все дело в том, что режиссером картины стал бывший оператор гения современной режиссуры и сразу же постарался взойти на его творческую территорию. Опять перед нами молодой человек, точно такой же аутсайдер, как и во Вселенной Джармуша. Он поет странные песни, носит стильную но придурковатую прическу и чем больше старается стать нон-конформистом, тем больше плывет по течению. Перед нами разворачивается точно такое же, как и во Вселенной Джармуша безлюдное, почти выжженное пространство города, выражающее человеческое одиночество очень точно и без обиняков. Придает картине драйва и молодой Брэд Питт. Он, хоть и мягко говоря совсем не блещет особой игрой, но общее впечатление от фильма не портит, а его смазливость в некоторых эпизодах оказывается очень кстати.
Только вот чем больше Том ди Чилло старается быть похожим на Джармуша, со всем присущим Джиму минималимзом, тем больше становится понятным, что перед нами инопланетяне. Джармуш - будто представитель совсем другой цивилизации - пропускает сквозь призму своего мироощущения окружающую реальность и даже на банальный сюжет выдается качественно изысканная композиция. У ди Чилло же все 'джармушевские' фишки балансируют на грани чернухи, иронической комедии положений и трэша. Думаю, тут все дело в том, что ментальные фильтры Джармуша, в которые входят Уильям Блейк, Чосер и Акутагава Рюноске полностью отсутствуют у ди Чилло, просто поймавшего выигрышную форму и попытавшегося выдать весьма прямолинейное исследование. Что видел - то и писал. Поэтому замшевые туфли в этой ленте совсем не несут дополнительного смысла - это просто туфли. Ну а инфантильные выходки главного героя представляются совсем лишенными какого-либо смысла - неуклюжее вхождение в жизнь главного героя затягивается. Вот собственно и все.
Бесспорно Бред Питт культовая личность (кто-то сомневается), один из самых популярных актёров современности (по популярности на КиноПоиске уступает только Деппу и миссис Питт она же Анжелина Джоли), талантом не обделенный (хотя удивлюсь, если ему Оскара дадут), играющий порой в гениальных фильмах («Семь», «Бойцовский Клуб» не о малом говорят).
Этот актёр мне особо никогда не нравился, хотя уважения вызывал всегда, пусть даже сверкая в «Трое». И что ещё страннее, это то, что раньше бывало, забывал его роли, просто из головы вылетало, а потом, пересматривая «Семь лет в Тибете» и просто «Семь» вспоминал, что именно здесь видел актёра из «Темной стороны солнца». Из всех его персонажей мне более всех симпатичен 'вор со вкусом' из «Друзей Оушена», и этот факт, почему его лучшие роли я не запоминаю, а средние запоминаются, не давал покоя...
Поэтому и представившуюся возможность глянуть на одну из первых ролей Питта в фильме «Джонни - замша» упускать не хотелось, а зря. Сказать, что фильм не о чём не могу, так как там была какая та интрига, но настолько слабая, что стало противно. Предательство и ложь присутствуют в слишком малых долях, сюжет, неоднократно освещенный в разных фильмах, не соответствует легкому освоению. Надо сказать, что на этот полуторачасовой фильм ушло четыре дня, вот так вот он не мог захватить внимания.
Но всё же внимания фильм достоин, правда внимания исключительно фанатов Бретта Питта, которым я не являюсь, или же фанатов Ника Кейва, если такие ещё есть. А сюжет фильма неинтересен совсем: парень из ниоткуда стремится на вершины мира и об этом рассказывает кино, о трудностях, которые встречаются на пути или создаются самим героем.
Сюжет неинтересен также как и игра Питта не заставляет понять героя, притом совсем его понять (во всех возможных смыслах слова), персонаж не просто нераскрыт, он недоделан и как только Бред Питт после такого фильма мог подняться на голливудский небосклон, наверное, другие 'первые роли' были лучше.
Всё, что запомнилось это шевелюра главного героя (очень смешная) и замшевые ботинки (так как они переиграли Питта). Обуви в фильме уделено слишком много внимания, больше, чем музыке, диалогам или картинке, но делаем скидку на 1991г. и бюджет.
Но всё же у фильма есть плюс, это его концовка, ничего оригинального в ней нет, зато есть простор для фантазии и очень большой. Ещё остается один вопрос, что случится с Джонни-замшей, когда его образ перестал соответствовать его представлениям, ботинок уезжает куда-то в даль, большая ли это потеря для цивилизованного человека?
Посмотрев этот фильм, в своём мнении о Питте, ничего не поменял, актёра уважаю, но вспомнить и десяток его фильмов не могу, а видел очень много картин с этим актёром. Надеюсь, фильм «Джонни-замша» также заблудится в глубинах памяти...