И хотя я не являюсь большим поклонником немого кино, из шедевров той эпохи я признаю и действительно люблю пожалуй только 'Кабинет профессора Каллигари', фильмы Фридриха Вильгельма Мурнау и Чарли Чаплина да и 'Метрополис'. Однако совсем недавно я открыл другого отличного режиссера того временного контилиума- Пауля Лени. И хотя на счету у этого режиссера всего один общепринятый и признанный бриллиант вошедший в учебники кино - 'Человек, который смеется ', но ограничивать внимание на этом творении все-таки не стоит. Кроме 'Смеющегося человека' у него есть аргумент и в лице интересной детективной истории - 'Кот и канарейка'.
Сюжет в фильме нельзя назвать оригинальным, каким-то шедевральным. Благо, и в то время весьма удачно учились экспериментировать со страшным, сюрреалистическим, неестественным, мрачным и потусторонним в кино в котором в последствии, в 30-х доминируют готика, по-настоящему пугающая двухцветность. Яркие тому примеры - 'Носферату:симфония ужаса', 'Лондон после полуночи' или тот же 'Каллигари'. Само действие ленты как бы бродит по окрестностям старого 'мрачного' полуразрушенного замка, мрачный особняк полный тайн, жутких секретов, таинственных корридоров.
Грань между страшным и забавным - вот главный конек, главный козырь этого фильма. Этот прием в последствии удачно, а иногда и гениально возведут на пьедестал многие выдающиеся комедиографы, используют этот синтез весьма и весьма успешно. А перу Лени принадлежит, возможно именно создание этого 'синтеза'. Мрачная, нагнетающе-жуткая готико-хичкоковская атмосфера в фильме потрясающе, по-'кошачему' грациозно, совмещается с сумасшедшей, слегка хохмоватой суетой и неким подобием сумасшествия, сродни с тем, что происходило в комедийно-бурлескных фильмах Братьев Маркс, немного позже.
Формула хоррор-расследования, если можно так назвать стиль подачи, очень хорошо срабатывает в фильме - и хотя фильм не страшный, а временами и невероятно легкий, все-таки напряжение вызывает, чем-то мистическим, фантасмагорийным веет от каждой сцены, даже там где нет и намека на 'мистику'. Такова по-видимому магия кино 20х-30х, напугать без показа испуга, напрячь без выражения напряжения, заставить вздрагивать там, где не должно быть вздрагивания !
А насчет актерской игры, думаю тут особого рассуждения не нужно - играли в принципе неплохо, очень неплохо, очень качественный спектр эмоций, действительно правдоподобные эмоции, хотя в некоторых местах и проглядывается наигранность, несерьезность к образу, все-таки эпоха немых фильмов не требовала максимальной отдачи, критерии резко возросли в период расцвета 'нуара'. А здесь, не беря во внимания явные недостатки, стоит отметить что фильм действительно получился хорошо, и даже если зрителю он покажется глупым, неестественным, не судите его строго, ведь кино только-только начинало подниматься на 'вершину', до уровня 'Мальтийского сокола' или там «Тени сомнения» был еще долгий путь вверх. И Если вам действительно нужно прочувствовать'магию страха' кино 1920-х и испугаться-посмотрите 'Носферату' Мурнау.
Родственники эксцентричного миллионера, умершего двадцать лет назад, собрались в его мрачном поместье, чтобы огласить завещание. И в эту же злополучную ночь из психбольницы сбежал опаснейший маньяк, который решил укрыться в старом поместье, готовый растерзать в клочья свою жертву.
Сюжет достаточно интересен и необычен для фильма двадцатых годов прошлого века. Кроме того, фильм мог стать отправной точкой для кинолент с подобным сценарием: 'Десять негритят', 'Призрак дома на холме', '13 привидений', 'Дом ночных призраков' и др.
В картине умело, переплетены различные жанры. Драма, комедия, ужасы, детектив - все это совмещено в 80 минутах немого фильма. Уверен, что в двадцатых годах фильм оказался настоящим прорывом в жанре триллер и детектив. Ну а сейчас, спустя 85 лет, он смотрится ничуть не хуже, но уже с пометкой 'классика'.