Как и в случае с «Венерой» Хесуса Франко, творение Далламано, несмотря на свою заведомую вторичность и низкую художественную ценность (вполне достаточную, чтобы без сожаления списать его на свалку истории), всё же оставило неоднозначное и странное послевкусие.
Да, лента явно относится к низовой бюджетной нише и без того маргинализированной эротической киноиндустрии. При просмотре постоянно возникало ощущение, что фильм снимался с установкой «как в Эммануэль, но втрое дешевле».
С другой стороны, самой эротики или того, чего показывать молодому и неокрепшему поколению, с точки зрения отсталых родителей, не знающих о вседоступности интернета, нет и в помине. И дело даже не в количестве обнаженной натуры, а в чувственности, которая в той же «Эммануэли» прёт из всех, простите, щелей. В «Эммануэли», особенно второй, намного больше эмоций, возбуждения, скрытой страсти, эротических фантазий и переживаний. Тут же всё стерильно и предельно асексуально, словно ты не эротический фильм смотришь, а силишься вспомнить параграф про молочные железы (кто их только придумал), глядя на висящий у доски анатомический плакат под убийственным взглядом 60-летней биологички.
Возникает эстетический и понятийный диссонанс: с одной стороны ты смотришь картинку, до боли напоминающую классическое винтажное порно 70-80-х вроде той же «Глубокой глотки» или «Царицы Катарины и её диких жеребцов», но при этом всё непотребство жёстче «12+» вырезано под самый, простите, корень. Картинка настолько целомудренна, что подошла бы в качестве учебного пособия по предмету «Этика семейной жизни» в виде поверхностной и выхолощенной иллюстрации к скандальному произведению Захер-Мазоха. Исключительно ради того, чтоб ученики имели представление, о чём там речь.
В самом деле, в сравнении с нынешним количеством насилия и обнаженной натуры на больших экранах, кроме двух-трёх мелких планов вполне презентабельных прелестей Лауры Антонелли, а также вялой имитации взгромождения тел ради последующего, буквально спустя пять секунд, безмолвного и статичного изображения экстаза, Далламано в «Венере» и похвастать нечем.
Но исполнительница Ванды и сам режиссёр интересны даже не этим проходным и до ужаса плоским фильмом, а с точки зрения своей причудливой карьеры, далеко не ограниченной данной киноподелкой.
Так, Массимо Далламано, больше известен как оператор двух первых частей знаменитой «долларовой трилогии» Серджио Леоне: «За пригоршню долларов» и «На несколько долларов больше». Уже достаточно, чтобы в восхищении кивнуть головой!
А та же Антонелли не только сыграла главную роль у Висконти в его последнем фильме «Невинный», но также снялась у довольно известных Этторе Скола, Тонино Черви, Дино Ризи, Клода Шаброля, Серджио Корбуччи. Среди же её спутников в кадре засветились звёзды первой величины: Жан-Луи Трентиньян, Жан-Поль Бельмондо, Марчелло Мастроянни, Джанкарло Джаннини, Макс фон Сюдов… Более, чем внушительный послужной список.
Обладая такой информацией, даже на её беспомощное и безэмоциональное лежание в постелях начинаешь смотреть немного иначе.
Исполнитель роли Северина также вызвал некоторый художественный диссонанс, поскольку его типаж больше подошёл бы для роли агента 00Х, нежели подставляющим под плеть проститутки свою атлетичную спину. Образу «спецагента» также сильно поспособствовали цветовая палитра картины и музыка.
Сочная, тёплая, плотская, немного «замыленная» аналоговая техниколоровская картинка словно отсылает к первым фильмам бондианы, создавая ту же авантюрную, приключенческую, слегка ироничную атмосферу. Но вялое действие на экране вновь взрывает мозг несоответствием формы и содержания.
Про музыку отдельно. Во многих подобных низкорейтинговых фильмах, включая всуе упомянутую культовую «Глубокую глотку», или ту же «Смоковницу», на редкость атмосферная звуковая дорожка, в полной мере отражающая то время: типичные диско-фанк-мотивы, навевающие ассоциации с огромными кудрявыми шевелюрами, клёшами, блёстками, ярким макияжем, длиннющими воротниками ярких фосфоресцирующих рубашек, цветастыми батиками на голое тело, умопомрачительными туфлями-танкетками и подсвеченными зеркальными шарами…
И «Венера» – не исключение. В результате, музыка создает слегка приподнятое, обкумаренное, звенящее в ушах настроение, и хочется затянуться ещё разок и пойти вслед за Траволтой в пляс на сверкающий цветомузыкой танцпол.
Очевидно, что к титульному произведению Леопольда Захер-Мазоха фильм не имеет практически никакого отношения, кроме упоминания в титрах ставшего нарицательным имени. Но если вновь рассмотреть фильм как учебное пособие к уроку в советской школе, раскрывающее «их нравы», с кратким пересказом фабулы, и где непременная учительская мораль в конце куда важней первоисточника, то этот беглый пересказ и не претендует на большее.
Просто надо абстрагироваться от контекста и сложной психологической подоплёки литературного произведения, а рассматривать фильм как очень легкую непритязательную эротику времён первых видеосалонов (наряду со «Смоковницей», «Джой», «Лихорадкой летней ночи» и подобных), и тогда фильм оставит приятное ощущение, пропитывая вас духом того времени.
Baddy Riggo, 15.11.2018-22.11.2018
5 из 10