Я просыпаюсь в холодном поту,
Я просыпаюсь в кошмарном бреду,
Как будто дом наш залило водой
И что в живых остались только мы с тобой.
И что над нами километры воды,
И над нами бьют хвостами киты,
И кислорода не хватит на двоих
Я лежу в темноте.
Когда деревья были большими, а компьютеры встречались только в фантастических произведениях зарубежных фантастов, мальчишки Советского Союза погружались в глобальную сеть приключений с помощью книг. В определённый период умами капитально завладевал Жюль Верн с детьми капитана Гранта, пятнадцатилетним капитаном, капитаном Гаттерасом и капитаном Немо. Среди повелителей кораблей и морских пучин на долю последнего выпало самое удивительное плавательное средство - субмарина, раскрывающая тайны подводного мира. И, конечно, мимо такой сокровищницы возможностей не могли просто пройти мириады киношников.
Поэтому, каждая новая экранизация обречена на сравнение с предшественниками. И, если зрителем будет вынесен приговор не в пользу последнего творения, то на нём можно смело ставить виртуальный крест. Смотря анимационную полнометражку '20000 лье под водой', я подсознательно искал аллюзии на советскую работу с Владиславом Дворжецким и, почему-то, на австралийский жюльверновский мультик 'Вокруг света за 80 дней'. Персонажи Скотта Хеминга с первых секунд вызвали подозрение. Капитан Немо срисован фигурой с диснеевского Чудовища, гарпунер толерантно принадлежит к негроидной расе, профессор не отличается от студента-первокурсника. Плюс нимфетка, которая у французского фантаста была вынесена за скобки, а здесь играла первую скрипку.
Графика заставляет вспомнить школьный редактор Flash. Какая там прорисовка задних планов или многослойность кадра. Персонажи подергиваются в формате 12 кадров в секунду, светотени отсутствуют в принципе. Какие уж тут миллионы движущих волосков. На Мультимании сериалы такого уровня идут регулярно. Но ладно, мистер Фикс с его планом был подан ещё проще, а в детстве было не оторваться от похождений Паспарту с его господином.
Надо отдать должное мультфильму. Несмотря на дежурную отсебятину с современными дайверами, основной сюжет был сохранен и старательно удерживал зрительский интерес. То перестрелка с крейсером, то поиски драгоценностей на дне морском, туннель под Египтом, плещущийся Южный Полюс, спруты и акулы - весь авантюрный набор выдержан.
В современных творениях практически любого жанра трудно обойтись без комедийных моментов, уж так взращён теперешний зритель. Концовка, дублирующая один в один концовку 'Титаника' со старой леди, убила совсем. За один этот момент простил создателям всю картонность героев, особенно обамистость некоторых канадцев-гарпунеров. Глядишь, кто-нибудь из подрастающего поколения после просмотра будет знать, что имя Немо носил не только малёк рыбы-клоуна.
Бой сравнений этот малобюджетный мультфильм проиграл. Но только по очкам. Конкуренты тоже не всемогущи. Подводные рейды ещё ждут умелого аниматора, любящего океан не меньше Аронакса. Бывший бунделкхандский принц Даккар достоин больших экранизаций. А в честь подводного 'Наутилуса' будут называться не только рок-группы.
Я видел секретные карты,
Я знаю, куда мы плывём.
Капитан, я пришёл попрощаться с тобой, с тобой
И твоим кораблём.