В этом фильме 2 серии - первая про Марию Стюарт, вторая про ее сына. Их можно смотреть как отдельные полнометражки - каждая идет по полтора часа.
Скажу честно, первая мне понравилась больше. Скорее всего, причина этого - наличие любовной линии. Да и куда без нее в фильме о самой романтизированной фигуре в истории Англии? Клеменс отлично воплотила Марию и как королеву, и как влюбленную женщину. В роли объекта любви оказывается Кевин МакКидд. Какой он страшный в этом фильме! Он кажется огромным и ужасным чудовищем рядом с хрупкой хорошенькой Клеменс, но их история очень волнует. Это история любви и всепоглощающей страсти, когда влюбленных интересуют только они сами. Но королева должна думать еще и о стране, поэтому их судьба предрешена. Я почти плакала, когда смотрела этот фильм, а после не оставляло ощущение, что они очень здорово друг другу подходят - великолепная экранная пара. И эта страсть - за нее можно пожертвовать жизнью.
При второй фильм могу сказать, что он несколько скучнее. В нем все вертится вокруг Джеймса и Гая Фокса. Первый - закомплексованный и жестокий, второй - хитрый и обманутый. Чтобы Джеймс стал королем, его мать должна была умереть. Ему было стыдно, и он по-прежнему находился в ее тени. Из этого и происходит его жесткость к жене, довольно корыстной датчанке. При этом никоторый из них не испытывает к другому любви (да и к кому-то еще) - резкий контраст с жизнью Марии.
Джеймс обманул католиков, которые его поддержали - причина Порохового заговора. И как он ловко все повернул в свою пользу в итоге! Грязное дело - политика. Почему-то в этом фильме никто не вызывает особо положительных эмоций: ни король-деспот, ни Фокс-террорист, ни уж тем более второстепенные персонажи, гибнущие за 'правое ' дело. По-моему, здесь нет правых, некому симпатизировать, поэтому и вспоминать неприятно.
Опять же, 'Заговор против короны' - историческая драма, поэтому все зависит от того, кому что интересно. Но я буду пересматривать только историю Марии.
Внимание на этот факт я обратил случайно. На кучу румынских имен среди артистов.
О чем это говорит? О дешевизне фильма во всем изначально. Ибо в Румынию едут не от хорошей жизни.
То бишь о какой историчности или серьезности образа Босуэлла или Якова можно говорить? Спасибо, что не 'Дочь Робин Гуда' или 'Бладрейн' перед нами. Если на 'настоящем' японском телевизоре можно увидеть надпись 'мэйд ин чайна', то под маркой 'Великобритания' скрывается Румыния.
Телевидение Великобритании заказывает второразрядному режиссеру (дабы не проявлял самостоятельности). Актеров крупного калибра не наймешь - так сойдет. Слава богу, актерская школа в англии хороша! Но еще ребенком я увидел оперу 'Мария Стюарт' (в нашем оперном). Что за мощь! А здесь как-то характеры привяли, припудрились, причесались. Короче, сценарист работу свою сделал на троечку.
Изредка актеры поднимаются над этой 'бюджетнорумынской' английской версией.
Яков хорош! Но при явно демонической направленности калеки короля (очень талантливого и жестокого) опять же сценарно и режиссерски выходит скука. В те годы к физическим уродствам относились с неприязнью. И вырос он без матери, и все шаги его постоянно просчитывались. Поэтому 'продажа' матери, католиков, 'покупка' жены ради детопроизводства. Жуть! Он же как человек и не живет! А выглядит эта часть скучно. Может, кроме артиста короля там и не живой никто? Так? Одни бюджетные тени? Я королю не сочувствую. Но хоть воспринимаю. А другие неинтересны.
Первый фильм поярче. Но за это надо сказать спасибо образу Марии Стюарт. Обычно ее играют весьма взрослой. А она ж была совсем юной. Это физически они взрослели быстро, а умом то нет! И яростное противостояние католиков и протестантов, и навязанный Дарнлей, и гибель друзей... И могучий, огромный, чудовищно энергичный (не в фильме, а по 'жизни' Босуэлл). Чувствуется, что этот материал режиссеру и актерам интереснее. Но здесь нужна трагедия! А режиссер делает ОБЫЧНУЮ костюмированную драму. Да не может быть здесь ОБЫЧНОСТИ! Ведь недаром великие писатели обращались к этим временам и образам.
Я всегда с удовольствием смотрю фильмы о ТЕХ временах (как и собираю книги). В данном случае было скучновато. Этим актерам да сценариста, да режиссера, да денег... И сделать трагедию матери (Марии Стюарт) и сына (короля Якова). Но увы...
«Remember, remember the fifth of November,
Gunpowder treason and plot,
I see no reason why gunpowder treason
Should ever be forgot» народное стихотворение-баллада.
«Заговор против короны» — это прекрасная романтическая версия событий 1561-1567, 1587-1606 годов, изложенная авторами довольно произвольно и чрезвычайно занимательно. Что ж, старуха-история, убелённая сединами прошедших веков, и вечно молодая дева в предвкушении новых столетий, обладает таким обилием разноцветных нитей, что артист с талантом, фантазией и смелостью может сплести из них любой покров. А нити данного полотна настолько ярки и разнообразны, что тянутся до наших дней.
Мария Стюарт, светловолосая красавица, воспетая Цвейгом и Дюма-отцом, не обладала, в отличие от заклятой кузины Елизаветы, способностями к управлению государством. Зато она мастерски управляла мужчинами, кои мотыльками летели на блеск голубых глаз и гибли один за другим в попытках водрузить любимую королеву на английский трон. Ловкой интриганки из шотландской Марии тоже не получилось, если не считать за достижение количество её наивных авантюр. В литературе, как и в данной версии, противостояние рыжей Бесс и белокурой Мэри рисуется как схватка немолодого, некрасивого льва и беззащитного ягнёнка. Особо подчеркивается хрупкость и неопытность юной Марии и коварство злобной Элизабет. Меж тем, как англичанка, хоть и держалась всеми пальцами за трон, но до последнего вздоха пыталась заботиться о своем народе. Тогда как Мария выросла в неге и довольстве при дворе блистательного Франциска. А в родные пенаты явилась только после неоднозначного приказа Екатерины Медичи быть со своими подданными. Тем не менее, очаровательная француженка Клеманс Поэзи настолько убедительна в образе пусть и слабой телом, но сильной духом Марии Стюарт, что романтическое воображение напрочь перекрывает негативные, а порой и откровенно циничные свидетельства в адрес королевы скоттов. В принципе, зрителя, сидящего у экрана и предвкушающего драму, приключения и интриги, не всегда волнует соответствие экранных событий историческим гранкам. Мария была страстной натурой, скорее следующей велению сердца, чем советам разума. Возможно, поэтому она до сих пор так занимает умы людей, о ней пишут книги, снимают фильмы, ей посвящают сонеты...
Давид Риччио, с внешностью и умом сатира, приклеился к Марии Стюарт еще в бытность помощником итальянского посла. Разнообразные умения, такие как пение, игра на инструментах, талант искусно вести беседу и говорить комплименты, обеспечили хитрецу тепленькое местечко в ногах у королевы (а некоторые поговаривают, и в её объятиях). Печальная участь этого маленького, но мудрого человека лишь подтверждает аксиому о том, чем чревата близость трона.
Генри Стюарт, лорд Дарнли, второй супруг Марии и отец её единственного сына Якова. В фильме образ Дарнли так же близок к романтическому облику принца, как близки Северный и Южный полюса, что абсолютно справедливо. Мария попалась на удочку, на которую попадаются многие дамы. Приятная наружность и изысканные манеры Генри, потоки льстивых речей и великолепные подарки сделали свое дело. Она, закусив удила и заткнув уши, чтобы не слышать разумные уговоры не принимать слащавого юношу всерьез, не мешкая прыгнула за него замуж. О чем очень скоро пожалела.
Босуэл, буян, драчун и выпивоха, этот с позволения сказать, вельможа, был истинным шотландцем: сильным, храбрым и неотесанным. Подобный мастодонт, отличавшийся от изнеженных французских кавалеров, не мог не пленить такую чувственную женщину, как Мария. И работа Кевина МакКидда в этой картине просто выдающаяся. У него великолепно получаются герои с тигриным темпераментом и грозным взглядом, вспомнить тех же Люциуса Варена из сериала «Рим» (2005-2007) и безногого призрака Хэмиша из «Большое призрачное спасение» (2011). Первая часть «Заговора...» впечатляет именно любовной историей королевы и ее необузданно дикого, но верного рыцаря. На самом деле любовь Босуэла была не столь альтруистична. Как тут не провести параллель с отношениями Бесс и Дадли, который жаждал править не меньше своего шотландского коллеги. Только Елизавета, хоть с трудом, но удержалась от отчаянно глупого шага и не вступила в мезальянс со своим фаворитом.
Джеймс I - неоднозначная фигура. Здесь он выведен кровавым тираном, ущербным морально и физически, который почти кичится собственной неполноценностью. С другой стороны, каким еще должен был вырасти ребёнок, которому с детства внушали ненависть к матери и собственную богоизбранность? Роберт Карлайл особенно хорош в подобных образах. Не удивительно, что мы видим Якова во всей красе его пороков: домогательство придворных кавалеров, жестокость, паранойя, пьянство, мания преследования (имевшая под собой реальную почву, как показывает история). Меж тем, хочется упомянуть, что этот калека объединил веками враждовавшие Англию и Шотландию, был одним из образованнейших людей своего времени и поддерживал искусство. В частности театр, да и сам увлекался написанием научных трактатов.
Гай Фокс, волею судьбы ставший символом несогласия, заговоров и протеста против существующего порядка. Фанатичная вера не уберегла его от смерти, но вписала имя в анналы истории. К сожалению, во второй части фильма основное экранное время досталось Карлайлу, но Майкл Фассбендер успел блеснуть парой бледно-голубых глаз.
Суть фильма - противостояние: Англии и Шотландии, католиков и протестантов, власти, любви и долга. Нам, наивным и любознательным зрителям история Марии (часть первая) преподносится как ловко скроенная драматичная пьеса, а суть «Порохового заговора» (часть вторая) - как экшн начала XVII века, где злому и волевому королю противостоят честные, но неорганизованные слабаки. От чего картина совершенно не теряет своего напряженного драматизма. Наоборот, события показаны настолько стремительно, голоса так звенят, а оружие так оглушает, что кажется, будто вся эта монаршая суматоха, бои ружей и сражения умов происходят в соседней комнате, и стоит только переступить порог, как окажешься в самой гуще событий.
Эти строчки, не вдумываясь в их неясное значение, вышила Мария Стюарт на бархате, уже будучи в заключении в крепости Лохливен.
Мария Стюарт что мы знаем о ней? Королева, сложившая голову на эшафоте. А в жизни Мария Стюарт была прекрасной, пылкой, ветреной женщина, созданной не для престола, а для любви, лишь на эшафоте смерти осознавшая свою роль в истории. Примерно так изобразил королеву шотландскую австрийский писатель Стефан Цвейг в романе 'Мария Стюарт', это поистине одно из лучших биографических произведений в мировой литературе.
'Заговор против короны' часть первая повествует о самых ярких годах жизни Марии Стюарт, когда она будучи ещё 17-летней девушкой, была отправлена в забытую Шотландию, которую покинула будучи ребёнком, чтобы занять там престол. Первое время её в Шотланлии никто не воспринимает всерьёз и Мария начинает правление с ненужной казни. Против неё плетут заговоры её сводная сестра Елизавета-девственница, брат Джеймс Меррей и шотландский лорды. Но Мария Стюарт не одна с ней любовь и погибель её жизни - лорд Джеймс Хепберн Босуэл. Образ последнего меня давно очень занимал, но я была неприятно удивлена увидев насколько же переврали характер Босуэла!
Гордый и сильный, свободолюбивый и жестокий, мужественный и отчаянный шотландец, в равной степени владевший как искусством боя на двух мечах, так и искусством обольщения. Лорд Босуэл - это не человек, это был дьявол во плоти. В фильме же Босуэл представлен несчастным влюблённым рыцарем, но ведь на самом деле он никогда, никогда, не выстилался перед королевой, он не терпел сантиментов, нагло овладев королевой против её воли, Босуэл подчинил себе и её душу. Мария была не просто физически сражена – она стала от него морально зависима. Никогда и ни к кому она не испытывала такой безумной любви, одержимой страсти, духовной привязанности как к лорду Босуэлу, этот тиран и воплощение инкуба в человеке, как я читала, увлекался оккультизмом и чёрной магией. Собственно, и состояние королевы на тот момент вполне объяснимо -околдованная нахлынувшим её чувствами к человеку, который очень быстро к ней охладел, она начала активно рушить свою жизнь. Ради свободы для погубителя её жизни Босуэла, не ради ребёнка, отдала она заточить себя, но не в тюрьму, а в крепость на озере Лохливен.
А в фильме историю Марии Стюарт преподали с таким приторно-розовым романтическим флёром, что Цвейг остался далеко позади в цели обелить, облагородить знаменитую шотландскую королеву.
Очень слабая историческая составляющая сюжета, в этом 'заслуга' сценаристов: нет ни логики в поведении героев, ни исторической правды, ни нормального действия, даже любовные эпизоды очень краткие, диалоги куцые - актёрам просто не было где развернуться, чтоб показать настоящую игру.
Подбор актёрского состава оказался удачным: Клеменс Поэзи и Кевин МакКид и внешне, и по возрасту очень похожи на своих персонажей, сыграли очень убедительно, чувственно, замечательный дуэт, жаль не дали им побольше экранного времени. Бред говорит тот, кто полагает что, Кевин смотрится очень большим рядом с маленькой Клеменс, именно так и должно быть -Босуэлу ведь было под сорок, а Марии- чуть больше двадцати.
«Заговор против короны» представляет собой просто беглый экскурс по всем ипостасям королевы: немного государыней, немного любовница, немного мать. Всего понемногу, по чуть-чуть, ни на чём конкретном не заострялось внимание, я не увидела каких-то акцентов. А я заинтересовалась данным фильмом, прежде всего, как иллюстрацией уже известных мне сведений о судьбе Марии Стюарт. Если бы не знала заранее конкретных фактов из жизни королевы, я бы восприняла всё другими, более восторженными глазами, а так для меня все герои были как новые старые знакомые, которых я просто рада была увидеть в лице.
Remember, remember the 5th of November
Во второй части показан период восхождения на английский трон подросшего и возмужавшего сына Марии Стюарт - Якова 1 и заговор 5 ноября. Да-да там мы увидим как создавался знаменитый своей неудачей план Гая Фокса взорвать английский парламент.
Эта часть представлена как настоящая целостная картина, возможно многим показалось бы скучной, но здесь в отличии от первой части чётко расставлены акценты и нет ощущения недосказанности. Конечно, и тут всех и вся облагородили донельзя, опять же это не исторический справочник. Яков 1 представлен как избалованный властью монарх, тайно почитающий свою мать, сложившую голову на эшафоте, став английским королём он начинает противоборство с парламентом. Конфликты, интриги, заговоры, казни, прелестные мстительницы, герои, сложившие за идею свою жизнь -всего этого предостаточно для костюмированного фильма..Порадовали актёры: приятно было насладиться великолепной игрой Роберта Карлайла в роли короля Якова и Майкла Фассбендера в роли Гая Фокса, мне очень понравилось.
В принципе, каждый второй исторический фильм грешит, изображением какой-либо личности в облике обиженного прекрасного ангела, который только хочет что любви.. 'Заговор против короны' не стал исключением. Для ознакомления с историей данная картина не подходит, зато можно просто насладиться действием.
Неотъемлемый плюс этой картины я вижу в том, что вообще вспомнили о таких интересных, но забытых исторических личностях как Мария Стюарт, лорд Босуэл, Яков 1, Гай Фокс! За потрясающую актёрскую игру можно, скрепя сердце, простить псевдоисторичность, всего остального: романтики, красоты, великолепных замков, роскошных костюмов, прекрасных видов Шотландии и Англии - здесь вдоволь. Любителям просто костюмированных любовных мелодрам такой фильм понравится. Но всё же лучше прочитать роман Стефана Цвейга 'Мария Стюарт'.