Этот фильм завораживает своей простой и сложностью. Этот фильм заставляет сидеть и размышлять, анализировать. Этот фильм заставляет чувствовать, сопереживать, пробуждает эмоции. Этот фильм - шедевр.
Игра актёров стирает грань между реальностью и вымыслом, создаётся впечатление, что это документальная хроника, показывающая жизни реальных людей. Не менее прекрасно выполненная оператором работа, преподносит нам неблагополучную сторону Парижа необычайно атмосферно и неоспоримо качественно. Последние пятнадцать минут ленты буквально будоражат сознание. А не изменяющаяся из года в год злободневность фильма не даст ему устареть. Но самое важное, что на мой взгляд и делает 'Ненависть' шедевром - философский посыл. От самого начала до самого конца, от микродиалогов до длинных рассуждений, от немых сцен до криков - кино насквозь пропитано посланием зрителю - ненависть порождает ненависть. И если общество не сможет разорвать этот замкнутый круг, не научится жить в мире с людьми других национальностей, рас, вероисповеданий, вкусов и взглядов на жизнь, то оно так никогда и не обретёт краски.
Образ молодости, которая бунтует против угнетающей ее системы, давно уже стал своего рода архетипом кинематографа, объединяя «400 ударов» и фильмы Валерии Гай Германики. Но мало где удалось запечатлеть этот конфликт так же живо и бескомпромиссно, как в «Ненависти» Матье Кассовица, превратившего вдохновлённый реальными событиями фильм о парнях из неблагополучного района в пронзительное исследование природы зла внутри человека.
Трое главных героев во главе с Винцем (один из ярчайших выходов Венсана Касселя), живут в бедном квартале Парижа. Когда местные полицейские ранят их друга, а в руки Винца попадает полицейский револьвер, запускается обратный отсчёт до трагической развязки.
Начало фильма - документальные кадры столкновений протестующих с полицией - плавно перетекает в скитания героев по городу, выдержанные в черно-белой реалистической манере. И действительно, Кассовицу удаётся добиться ощущения полной естественности происходящего - начиная с аутентичного места действия и популярной в то время музыки и заканчивая особым слэнгом и привлечением непрофессиональных актеров. Однако важнее всего ракурс, который он выбирает для своей истории: сюжету здесь уделяется внимание ровно настолько, чтобы он соединял все воедино и держал зрителя в необходимом напряжении - но Кассовицу гораздо интереснее наблюдать за своими героями во всей их неоднозначности.
Винц и его друзья как бы зависли где-то между. Они принадлежат к этому микромиру - но одновременно с этим не могут отыскать в нем свою нишу, и потому посвящают жизнь бунту против всех. Они стремятся выбраться из этой жизни - но их попытки заведомо обречены на провал. Через трагикомические эпизоды их пути - щемящее зажигание Эйфелевой башни или уморительное посещение выставки современного искусства - постепенно проступает горькая в своей очевидности истина: там, в наружном мире, их никто не ждёт - да и они сами, будто дети-Маугли, уже вряд ли найдут в нем своё место.
Кассовиц не стремится обелить своих героев, - но одновременно с этим очевидно ставит их в зависимость от среды, которая их воспитала и теперь держит мертвой хваткой - а полицейских, в свою очередь, развратила, позволив им злоупотреблять властью. Среды, где на каждого «своего» всегда приходится один ненавистный «чужой», и от взаимного насилия не удержат ни правовые, ни нравственные нормы, если его санкционируют неписаные законы джунглей.
Собственная борьба героев с полицейским произволом становится едва ли не борьбой коренных народов с произволом колонизаторов за право независимого существования, актом современного трайбализма, доведённым до предела, после которого вероятность выстрела из злополучного чеховского пистолета становится как никогда высока.
Но может ли пресловутое «сравнять счёт» оправдать ответное насилие? Нет - отвечает Кассовиц - как нельзя найти оправдание всему, что множит человеческие страдания. До тех пор, пока есть «свои» и «чужие», пока отношения между людьми определяются правом сильного, а главный аргумент в них - заряженный ствол, порочный круг будет обновляться снова и снова. И даже спустя 25 лет до нас долетает оглушительный, но вместе с тем гуманистический посыл «Ненависти», чутко уловившей тот бесконечный миг от поднятия курка до выстрела, в который все ещё можно изменить, но который так легко спутать с блаженным затишьем.
«Ненависть» Матьё Кассовица – фильм, который от начала до конца обманывает ожидания своего зрителя. Он напоминает пожилого человека в туалете, рассказывающего главным героям историю из своей жизни. Все ожидают от него интересной развязки, но в итоге понимают, что мужчина просто страдает старческим маразмом и говорит первое, что ему придёт на ум.
Вот и зритель «Ненависти» ожидает увидеть в ней масштабные стычки взбунтовавшейся молодежи с полицией, набор социально-политических подтекстов, а в ответ получает лишь полудокументальное наблюдение за 24 часами из жизни троих друзей, которые шляются из одного места в другое и развлекаются, как только могут. И зритель клюет на этот последовательный медленный ход повествования и кажется, что ружьё (в данном случае – револьвер) по Станиславскому не выстрелит, но в конце зрителя поджидает жёсткий финал, бьющий его прямиком в сердце.
Да, здесь поднимается животрепещущие вопросы трудной молодёжи, расизма, полицейского произвола, но всё это очень грамотно завуалированно и абсолютно не носит назидательного тона, что является одним из существенных достоинств фильма. Более важным для Матьё Кассовица является передача того чувства ненависти, которое царит между людьми на улицах города.
Фильм сделан крайне стильно с потрясающим юмором и огромным количеством отсылок к другим кинокартинам. Здесь великолепно играют все актёры, но на первый план выходит, конечно же, Венсан Кассель, выдвинувшийся после этой работы в ширинку лучших актёров современности.
Середина девяностых годов. Бедные пригороды Парижа сотрясают беспорядки, спровоцированные полицейской жестокостью к мигрантам. Главные герои фильма - трое молодых людей: араб Саид, еврей Винс и чернокожий Юбер. Фильм показывает один день из их жизни, который начинается с того, что предыдущей ночью, во время участия в беспорядках, Винс находит потерянный кем-то из полицейских револьвер.
Прежде всего стоит отметить, что главные герои фильма – не преступники и не злодеи. Да, жизнь вынуждает их быть жесткими, не доверять полиции и политикам, но они, прежде всего, обычные подростки, «дети подворотен», которые испытывают страх и под жестким наружным панцирем они обычные люди. Просто, по воле обстоятельств, вместо учебы и работы они убивают время, слоняясь по своему бедному району и задираясь с охранниками правопорядка. Каждый из них мнит себя героем Скорсезевского «Таксиста», но одно дело соответствовать образу на словах и совсем другое – на деле, до которого еще ни у одного из них не доходило.
У Матье Кассовица замечательно удалось передать атмосферу тлеющего бикфордова шнура. Вроде бы кажется, что в кадре все спокойно, но это гнетущее спокойствие, наподобие затишья перед бурей. Все всё понимают, обмениваются понимающими взглядами и короткими фразами, находятся в максимально возбужденном состоянии и достаточно одной искры, чтобы вспыхнуло пламя, а ситуация мгновенно вышла из-под контроля. Вот, только что был относительно мирный разговор, потом БАМ! и люди с обоих сторон орут друг на друга, размахивают руками, хватают за грудки, кто-то отлетает в сторону, зажимая окровавленное лицо руками. Это зрелищно и страшно.
Что еще чувствуется, так это трагизм неотвратимости. Ты не знаешь, как это будет, что случится, но с того момента, как Винс показал друзьям свою находку и, в последний момент, решил взять револьвер с собой – ситуация становится безвыходно предопределенной. Однако, к чести режиссера, развязка вышла такой, какую мало кто мог предугадать. Предчувствовалось лишь настроение этой развязки, тут я думаю мало кто промахнется мимо ощущений во время просмотра.
Технически фильм выглядит интересно. В нем много грамотно выверенных видов, взятых со статичной камеры. Черно-белые контрастные оттенки сглаживают различия между людьми разных рас так же эффективно, как сглаживают различия между пригородными гетто и буржуазным центром Парижа. Считаю, что удачным решением было перевести картину в монохром на стадии монтажа. Кассовиц не стесняется крупных планов и это хорошо, потому что троица актеров на главных ролях подобрана очень удачно и наблюдать за их лицами, игрой эмоций крайне интересно. Особенно в этом плане хорош Венсан Кассель, потому что его роль подразумевает больше драматизма, в сравнении с вечным оптимизмом Саида или рассчитанной осторожностью Юбера. Персонаж Касселя весь фильм занимается внутренней борьбой и это находит отражение во всем его образе.
Думаю, для тех, кто привык воспринимать Париж по историческим картинам и мелодрамам образ такого «города любви» может стать шокирующим, но опыт будет полезный. Заслуженная «пальмовая ветвь» за режиссуру.
Начну с того, что подобного зрелища от французского кинематографа не ожидал, особенно от этого режиссёра. Полное отсутствие какой-либо атмосферности, всё преподнесено громоздко и неповоротливо, настолько, что становится невыносимо правдоподобным.
Перед глазами зрителя проползает час за часом бессмысленно-нудный быт, от которого стынет кровь в жилах. Есть три друга, подхваченные волною ненависти, которая прокатилась по бедным кварталам Парижа, после полицейского произвола, из-за которого пострадал их общий знакомый. Они целые сутки бесцельно бродят задыхаясь от безделья, они ничего не хотят, кроме как культивировать такую плодородную почву, как свою ненависть, ненависть к властям, к своему образу жизни, к жизни вообще, им не дано ничего изменить и это их распыляет больше всего, они всего лишь дети своего времени.
Как зрителю, как им самим, ясно, что их путь будет коротким и не потому, что они готовы сдаться, они просто больше остальных готовы бороться. Подобное происходит и сейчас и не обязательно это какие-то гонения по национальному признаку, строй стал жёстче, приобрёл явные признаки авторитарности и те кто не готов закрывать глаза, снова, циклично, страдают, так будет всегда, так устроен этот мир, под который нужно прогнуться.
Фильм буду рекомендовать к просмотру, он неимоверно скучен, как любая жизнь каждого из нас, он устрашающе настоящий, что делает его ещё скучнее, но если у вас есть силы взглянуть на неприкрытую ненависть, на полное отсутствие этой пошлой толерантности, правдиво вылезти, хотя бы на короткий промежуток времени, за наши привычные рамки работа-дом, то это того стоит, это ушат холодной воды...
После первых кадров с хроникой протестных столкновений, тематика протеста быстро размывается и становится фоном неопределенной жизни главных героев. В сюжете нет особенных сюрпризов, а персонажи не героизируются авторами и не отличаются харизмой - весь фильм смотрится со стороны, без отождествления с героями - и это то, что надо для документального стиля. Сыграно и снято очень и очень хорошо. Помимо динамики, в фильме много продуманных и красивых статичных сцен - зрелость монтажа создает контраст между зрелостью самой жизни и ничтожным местом персонажей в ней, которые в сущности просто глупые, хотя и опасные, дети. В этом же направлении работают периодически появляющиеся плакаты 'мир принадлежит вам', посиделки на детских площадках и фактическое отсутствие темы секса. Кажется, герои находятся на пороге понимания своего реального положения во взрослом мире и ближе всех - Юбер. Именно эта проблематика выглядит основной. Я не увидел особенной ненависти, как и особенной жестокости, много мата, но не много жестких сцен. Есть интересная и непонятная история с коровой - что это вообще? Видимо, надо быть в какой-то теме.
Черно-белое кино режиссера Матье Кассовитца о гормональном насилии в окраинных кварталах Парижа с молодым Касселм в главной роли. Винсен в фильме – чистокровный гопник и хмырь, по всей картине прошагавший походкой вразвалочку не расставаясь при этом со своей быдлячьей мастеркой. Найдя лоснящийся полицейский магнум, герой Касселя носится с ним как с писаной торбой и норовит при каждом удобном случае использовать его (порой очень неумело, с типично юношеской бравадой) в качестве оружия устрашения в уличных разборках. Главная же идея фикс лысого верзилы – отмщение за несправедливо отделанного полицией другана, который попал в больницу и со дня на день отойдет в лучший мир. Условие простое: если приятель умирает – прольется и кровь служителя правопорядка.
Рядом с ним верные приятели: компактный говорливый араб и боксирующий негр, не обделенный моральной выправкой. В ходе фильма (а все действие картины занимает не более суток) герои попадают в различные переделки, из которых до поры до времени выходят сухими из воды.
С помощью красочных сценок различного сюжетного насыщения (уличные беспорядки, полицейского произвол, нехитрый быт парижской шантропы) и одного из ключевых эпизодов с витающими по всему городу звуками агрессивного по отношению к копам рэпа – режиссер, в конце концов, выходит на лаконичные философские обобщения о причинно-следственных связях юношеского экстремизма.
Кино производит впечатление бунтарского, но, кажется, Кассовитцу нет дела до обвинений в каких либо “измах”, он лишь выставляет зараженному обществу счет, платить по которому приходится в конечном итоге всем нам с вами.
P.S.
Отдельное спасибо русскому переводчику, который кроет таким забористым арго (в версии которая попалась мне), что и не отличишь от лексикона строгих ребят из предместий, скажем, Братеево.
«Пока все нормально, пока все нормаль» Так проходит не только жизнь главных героев картины, так проходит и наша жизнь. Кто знает, что будет завтра? И я не знаю, и парни в фильме тоже не знают. Одно я знаю точно, если есть пистолет, то он когда-нибудь выстрелит.
Фильм понравился, интересно было посмотреть на жизнь молодежи франции и узнать, что в чем-то мы похожи. Интересно было посмотреть на игру молодого Винцента Каселя. Очень нравиться, что картинка черно белая, точно не скажу чем, «серые будни» - наверное, есть сходство, видимо этим.
Фильм достоин вашего внимания, приятного вам просмотра.
Это фильм об обществе, которое падает с высокого небоскреба всё ниже и пытается себя успокоить, приговаривая: «Пока всё в порядке. Пока всё хорошо». Но, как говорится, самое важное – это то, куда ты приземлишься. (с) Из фильма.
Ненависть рождает ненависть. И силой ничего путного в этом мире не добьешься, к сожалению. Точнее, к счастью. Это, конечно, здорово, что люди готовы толпами выходить на защиту одного обиженного человека, громить всё, избивать и убивать, но от этого только хуже. Классовая и межнациональная ненависть будет существовать, думаю, всегда, и никто не в силах изменить это. И это не зависит от того, черный ты, белый, полицейский или парень из бедного района. Всё зависит от твоего воспитания и видения окружающего мира. Нужно иметь свою голову и мозги, которые будут думать вне зависимости от правительства, СМИ и других людей. Люди все равны во всех отношениях, только не все могут понять это.
Фильм хороший, диалоги очень даже интересные и смешные, а актерская игра на высоте. А черно-белая картинка ничего не портит, даже как-то современнее всё выглядит.
Протестная молодежь актуальна всегда. Особенно, если эта молодежь сжигает автомобили и идет в стычки с полицией во французском гетто. Однако режиссер Матье Кассовиц обошел тонкую тему протеста, и был прав. Франция всегда тяготела к революции, и Кассовиц использовал ее лишь реквизитом.
Запечатлеть мгновения жизни «вне» протеста – значит, создать новый взгляд на действующих лиц. Три разных характера и три имени в центре истории – Винз, Юбер, Саид. И лишь одно их объединяет – Ненависть. Неразбавленная беспричинная ненависть.
И чтобы не попасть в хитрые лапы множества остросоциальных (-национальных; отраженных в картине) вопросов – зрителю сразу же отдается на откуп вопрос: «Что есть зло и добро?».
Юноши с улиц – прекрасное полотно для отражения всех человеческих мотивов. Незатронутые системой (в том числе, образования), выкинутые на обочину, они ненавидят. Это их образ жизни – Ненавидеть. Ненавидеть на улице, в магазине, в романтическом Париже, во сне.
«…Он бежал за вагоном и пытался уцепиться за мою руку, но как только он протягивал ее мне с него падали штаны, он не мог иначе – и так все время, позже он умер». Притча старика удивляет героев, но она также удивительно точно позволяет увидеть суть.
Одиссея героев от Ненависти к Катарсису, казалось бы, почти завершилась. Плод раздора (пистолет) был «уничтожен». Винз, Юбер, Саид вернулись из своих странствий на их удачу целыми. И не только физически. Последний диалог Винза и Юбера заставляет задуматься зрителя о духовном очищении героев. Но так ли все просто?
Картина – про порочный круг. О замкнутом круге. В границах которого мы все обитаем. «…Он бежал за вагоном и пытался уцепиться за мою руку, но как только он протягивал ее мне с него падали штаны, он не мог иначе – и так все время, чуть позже он умер». Мы бежим и иначе не можем.