Этот фильм я могу смотреть много раз, и каждый раз смотря его в нем можно открывать что то новое. Пересмотрел его во всех возможных переводах, и не советую смотреть перевод Орт, он слишком цензурен, это неплохо в целом, но в этом случае ненормативная лексика необходима
для полного восприятия атмосферы.
О фильме.
Для меня главным смыслом фильма является дружба. Да да именно дружба, а не все те проблемы, которые перечислены в рецензиях ниже. Я не спорю все проблемы поднятые в фильме заслуживают внимания и могут отдельно рассматриваться как смысл, но тут каждый сам для себя расставляет приоритеты.
Вернусь к дружбе, не к той дружбе из за которой Винс хочет убить полицейского, для него это не больше чем повод, а к той которую мы наблюдаем на протяжении всего фильма, ведь практически все 24 часа Винс и Юбэр ссорятся-мирятся, Саид же при всем этом никак не может бросить одного и примкнуть к другому, вот и приходится ему возложив на себя миротворческие обязательства терпеть их ссоры, стараться быть непредвзятым и мирить этих двух лучших до смерти друзей. Ведь чтобы не говорил Кассель, как бы на это не обижался Кундэ и как бы не пытался Тагмауи вникнуть в суть их разборок, их дружба достойна похвалы, в финале об этом скажут поступок Юбэра и Глаза Саида.
Я учился во Франции, и застал молодежные беспорядки 2005 года примерно в том же возрасте что и большинство участвующих в них. Поджигание машин и выдвигание своих условий правительству, столкновения с полицией и массовые забастовки были так схожи с теми что описываются в фильме что иной раз я думал что фильм необходимо перевыпускать каждые лет 5-10.И вы знаете их действия имели какой-никакой эффект. Их молодежь не боиться это делать, лишь потому что им нечего терять, и хуже уже вряд ли станет, а ведь им просто хочется чтобы к ним относились достойно. Конечно и эта тема в фильме имеет место быть, и кто то даже скажет что она главна, но все же этой теме герои кое где изменили, а дружбе остались верны до конца.
О съемке.
Черно-белое кино преподносится нам довольно часто, и в разных жанрах, у кого то получается снять качественный продукт, кто-то просто тратит бюджеты и время зрителей. Данный фильм, безусловно, заслужил свое место на одной полке с классикой кинематографа, и безусловно вписал себя в историю.
Очень обширно нам показали Париж, ведь всего за полтора часа мы побывали и в густонаселенных гетто на окраине, и в центре самого романтичного города, перенеслись с тусовок на крыше, сожженных спортзалов и заброшенных школ в элитные апартаменты второго округа, на выставку искусств, в полицейский участок, и…тусовку на крыше. Причем все места нам показаны не торопливо и к месту.
Операторская работа выполнена на достойном уровне, ничего сверхвыдающегося в ней нет, но она передает все то что что Матье хотел до нас донести.
Смотрится фильм легко, хотя и несет в себе довольно много смысла. Отдельного упоминания заслуживает выступление Cutkiller'a,оно тоже имеет двоякий смысл, учитывая слова которые там упоминаются это явное заявление против полиции, а учитывая то что он вытворяет, он дает понять что настоящие таланты находятся именно там где их не ищут, тогда он только набирал популярность, а через несколько лет стал и является до сих пор одним из лучших ди-джеев Франции.
Заключение.
И год уже не тот, и Кассовиц уже не снимает таких картин, а фильм будет актуальным еще очень долго, потому что поднятые в нем темы будут сопровождать человечество до конца.
Сначала построили социальное жильё для бедных, а потом получили их концентрацию в одном месте, а самое ужасное, что дети, выросшие там, оказались как в западне.
Фильм призывает обратить на это внимание. Фильм говорит, что да, пока ещё терпимо, но ведь вот-вот и будет бум. Аллегория с «пока нормально» была повторена дважды, чтобы не сомневаться в главной идее фильма.
При понятной актуальности темы для Парижа, при прекрасной работе актёров и оператора всё же остаётся странный осадок трусости говорить до конца.
Интернационал бедных людей, без кучкования по группам? Это вот реальное зеркало трущоб? Трое бездельников как бы рыцари без страха и упрёка, а скинхеды - трусливые зайцы. Полиция жестит и больше похожа на садистов. Либеральная политическая позиция создателей фильма?
Попытки показать унылость социального жилья для московского глаза выглядят, как издевательство. Видно же, что дома и цветные, и чем-то разнообразные. Создатели фильма хрущёвок не видели, а мы так в них выросли, и это не приводило к депрессиям, унынию и безделью.
Вообще очень трудно сочувствовать людям, которым вроде всё дают, а они болтаются по улицам, задираются, воруют, оскорбляют и это под маркой «дайте нам уважения».
Человек, едущий по эскалатору в конце фильма, вызывает у них презрение, как винтик системы. Системы, которая их кормит, паразитами которой они являются. Что бы они делали без этих винтиков?
В 1995 году фильм был, как удар в набат, как предупреждение руководству страны, что людей из трущоб надо имплементировать в общество, а иначе полёт закончится.
Сегодня, в 2023 году, уже можно оценивать, верно ли было то предупреждение и верно ли было так поднимать на щит бездельников и морально опускать полицейских.
Фильм повествует о трех друзьях Винце, Саиде и Юбере- членах уличной банды, которые после очередной, как они это называют «войны» с полицией, узнают о том, что их друг тяжело ранен, из-за чего в них нарастает желание отомстить тому копу, который отправил парня в кому.
«Эта история о парне, который падает с крыши и, пролетая очередной этаж, каждый раз повторяет себе: 'Пока всё хорошо, пока всё хорошо, пока всё хорошо... главное не падение, а приземление'. - это фраза с которой фильм начинается и которой он заканчивается, в неё, естественно, вложен смысл всего произведения. Каждый из нас, как Винц, может утверждать, что все, что происходит вокруг него это нормально, убеждать себя в том, что его поступки несут справедливость, и закрывать глаза на то, к чему все это приводит, стараться усидеть на двух стульях, как в истории про мужчину, одновременно натягивающего штаны и пытающегося запрыгнуть в вагон. А в конце, Винц, не находя в себе такой жестокости - отказывается действовать под гнетом общества, но всем плевать, ведь насилие порождает насилие, этот порочный круг уже запущен.
Матьё Кассовиц прекрасно предает историю и её смысл за счёт необычной съемки: переходов из кадра в кадр, черно-белой картинки, склейки. Стоит уделить отдельное внимание тому, как хорошо он передает эпоху того времени, как он показывает Францию вне Парижа- обычный город с криминалом, за счёт чего мы лучше погружаемся в фильм. И, конечно, прекрасная актерская игра Венсана Касселя, Юбера Кунде и Саида Тагмауи.
Эта история прежде всего заставляет задуматься о самом себе, обществе вокруг и о том, к чему мы идём, ведь как не крути, у всего есть конец и тебе выбирать какой он будет.
Фильм хоть и был снят более чем пятнадцать лет назад, его можно смело сопоставить с происходящими событиями в виде демонстраций и беспорядков во Франции в последние годы. Режиссер Матье Кассовиц снял очень тонкое и авторское кино, детализируя устои и быт государства в государстве, если так можно выразиться.
Назвать фильм «Ненависть» нравоучительным не приходится, авторы хоть и раскрывают частично личную жизнь каждого из главных героев, но уверенно держат свой нейтралитет в распределении «хороших и плохих». Три главных героя, еврей, араб и африканец по происхождению – ничто другое как нынешнее представление современной Франции. Молодежь в лице актеров Венсана Касселя, Юбера Кунде и Саида Тагмауи пренебрегая коренными традициями, смело себя называют французами, где отличие их поведения от основной этнической группы в государстве мало чем отличается.
Режиссер Матье Кассовиц практически не дает ответов на заданные вопросы картиной, да и, пожалуй, их не даст никто, он в наблюдательной манере показывает зрителю саму глубинку данной проблемы, которая и по сей день не решена во многих государствах Европы. Но нет сомнения, что желание снять подобную картину, а затем посмотреть ее – всего лишь малость в поступках человека, чтобы показать, что данная проблема его волнует.
Очень своеобразная работа французского режиссера, к которой нужно одновременно относится и серьезно, и по-философски, однако Матье Кассовиц мастерским образом выразил свой протест, и фильм, безусловно, заслуживает внимания.
Ну, то, что с технической точки зрения фильм безупречен, на мой взгляд, очевидно, но сказать хотелось бы не об этом. Когда я смотрел этот фильм, не мог отделаться от чувства, что смотрю фильм о своём детстве-российской провинции девяностых годов. Те же ужимки, те же речи, тот же лексикон, да и бетонные пятиэтажки просто неотличимы от какого-нибудь сульфата в моём родном Архангельске 90-х.
Да, у нас тогда не стоял особо национальный вопрос по причине почти полного отсутствия мигрантов (да, на рынке было какое-то количество азербайджанцев и чеченцев, но жили они тогда замкнуто и особого влияния на быт аборигенов не оказывали), однако вражда между молодёжью из различных районов города была ничуть не меньше, чем между скинами и арабами в Париже. Ну а отношения между 'гопниками', которыми стали почти все-иначе было не выжить, и «ментами» просто один в один то, что происходило между героями фильма и полицией.
Для меня фильм стал реальным доказательством того, что люди везде и всегда примерно одинаковы и что пытаться стать лидером среди маргиналов, всерьёз принимать блатную романтику- подобно смерти, в связи с чем лучший вариант -это просто выйти из среды обречённых на уничтожение, уехав в другой город или уйдя в мир, допустим, литературы», внутренне эмигрировав. Это-единственный шанс выжить для тех, кто назначен «гопником», ведь даже став самым крутым «бунтовщиком» ты становишься самым полным рабом системы просто потому, что продолжаешь играть по правилам, которые установил не ты.
Фильм, оказавший огромное влияние на меня и сформировавший обособленный поток взглядов, благодаря потрясающей атмосфере и реализму событий, созданными Матье Кассовицем, погружает в черно-белую пустоту ненависти, не давая одуматься и прийти в себя после просмотра. Данная картина является ярким представителем авторского кино, открыла для меня это направление в кинематографе.
«Ненависть порождает ненависть»
Винз, Юбер и Саид – «отщепенцы жалкой системы», дети улиц, адаптированные к этой отчужденной от остального мира, трущобной общине, в глубине себя стремятся вырваться из нее. У каждого свои принципы, свой путь реализации возможности покинуть, перебраться на «другую сторону». Саид, плывя по течению уличной рутины, беззаботно прожигает свою жизнь, не пытаясь, на первый взгляд, ничего изменить. Попытки Юбера, наиболее правомерны, не дают результатов, не смотря на то, что он один держит себя в руках, не поддаваясь чувству отвращения и враждебности к полиции, человек, осознававший с самого начала чем все может кончится, подчинись он чувствам, властвующим в это время на улицах. Винз, самый импульсивный из троицы, переполнен ненавистью к полиции, грозясь сравнять счеты с ними за содеянное, видя в этом решение проблемы, и попытку выбраться из «ямы». Все меняется после пребывания в «другом мире». В процессе погружения в пучину ненависти на смену ей приходит страх, осознание непоправимой ошибки, которая может случиться, ошибки, которую ранее допустили полицейские.
Возвращаясь домой в пустом поезде, оглядываясь назад, осознавая потерю друга, члена семьи, и возможную потерю людей, которая могла произойти благодаря этому неконтролируемому чувству, но последний рубеж - осознание страха смерти, не дал взять над собой верх. И вот, казалось бы, продолжающийся полет заканчивается падением, по вине случайности, которая невольно рождает все тоже чувство…
По достоинству оцененная в Каннах картина Кассовица, которая безусловно заслуживает внимания.
«Не важно как ты падаешь, важно как ты приземлишься.»
Рассказ о одном переломном дне французской радикально настроенной молодежи. О трех друзьях в поиске ответов на главные вопросы человеческого бытия в пригороде Парижа. О своем месте в субурбанизированном хаосе человеческих эмоций, немотивированной агрессии и расовых отношений. Саид, Винз и Хьюберт отправляются в повседневное путешествии которое станет ключевым в их жизни.
Есть фильмы, про которые говорят: 'я слишком поздно его увидел', именно такой фильм снял Матьё Кассовиц. Ведь философия улиц, это та у кого есть ключи к твоей голове, которая без труда проникает в мозг и остается там. И это будет всегда так пока есть бедность, агрессия, безработица, беспорядки и отряды полиции на улице, ведь это все катализатор для человеческих эмоций таких ненависть к друг другу. Но и под этим ледником социальных болезней есть место где может прорости росток братской дружбы, взаимоуважения и рассудительности.
Конфуций говорил 'Прежде чем мстить, вырой две могилы', и эта фраза как никакая другая отражает внутренний подтекст картины. Месть не выход, месть это замкнутый круг, который обязательно замкнется на тебе, и выбор сильных остаться двумя точками на плоскости, даже если у тебя есть все средства и причины для мести. В 'Ненависти' Матьё Кассовиц оставил размытыми границы добра и зла, оставив вопросы открытыми и показав что в каждой бочке дегтя есть ложка меда.
Говорить об уровне игры актеров вообще не приходиться, потому что при просмотре тебя даже не посещают мысли о том что они актеры, ты просто смотришь на обычных парней в обычных, к сожалению, реалиях. Речь их рваная, дабы чтобы показать что говорят два друга, которые всю жизнь друг друга знают, а не два напыщенных лицедея 'подгоняемых' режиссером за кадром. Вообще явно создатели не пропагандировали скованность в рамках сценария, явно многие моменты импровизированны. Плюс ко всему множество длинных дублей и взаимодействий со статистами, потому как они не порхают сквозь декорации и статистов, они идут и кидают на них взгляды, как бы делали настоящие люди а не актеры. Это составляющая фильма практически идеально реализована.
Технически фильм снят очень стильно, черно белая пленка, множество интересных планов и режиссерских задумок, многие из которых мало заметны зрителю но значимы. Также отлично поработал костюмер воссоздав казуальный стиль, рыночная одежда, потертые кожанки, грязные футболки, спортивные лейблы, все это идеально дополняет уличный стиль картины. Кажется что не хватает сопровождение классического пианино в некоторые моменты, но потом одумываешься, и понимаешь самодостаточность этого решения провести эти моменты наедине с собой.
Это умный фильм, несущий в себе послание, и таких кино-посланий с каждым днем становиться все меньше, сейчас множество фильмов не несут в себе ничего, они просто заканчиваются и начинаются другие. Это как человек который падает с 50 этажного здания, а затем снова будет падать с 50 этажного здания. Ведь главное не падение, главное это приземление. Пока все идет хорошо.
На общем фоне присущего французскому кино рафинированно-академического стиля и свойственной ему зацикленности на амурных вопросах и инфантильных переживаниях, чёрно-белая 'Ненависть', посвященная молодёжным группировкам и насилию на городских улицах, обращает на себя внимание злободневностью и клиповым динамизмом. Стилизуясь под «безжалостный документализм», режиссёр отказывается от позиции нейтрального наблюдателя и открыто выступает на стороне трёх главных молодых героев - еврея, араба и негра.
Социальная направленность ленты и агрессивная 'манера письма' ничуть не мешают Кассовицу демонстрировать знания кинематографического наследия целого ряда ключевых картин. В одном из эпизодов Кассовиц в точности воспроизводит сцену из 'Таксиста' (1976) Мартина Скорсезе - этапного фильма, исследующего первопричины возникновения насилия. В другом случае реконструирует не менее знаменитую мизансцену мексиканской дуэли, ставшую фирменным знаком в лентах Джона Ву и Тарантино.
Но в отличие от 'Таксиста', 'Ненависть' не отличается глубиной анализа в осмыслении природы насилия, а в сравнении с тем же Тарантино, у Кассовица не получается манипулировать цитатами столь же непринужденно. Именно поэтому фильм с трудом встраивается в постмодернистский контекст: однозначность авторской позиции исключает как лёгкость игры, так и аналитическое погружение в тему. И всё же неподдельную озабоченность социальной проблематикой стоит считать достоинством фильма.
Потому хотя бы, что во французском кино конца ХХ века наблюдался её явный дефицит. Однако помимо давно выведенной и доказанной формулы о зле, которое неминуемо порождает ответную агрессию, ничего принципиально нового «Ненависть» не предлагает. В истории о троих парижанах-инородцах, мстящих за своего товарища, погибшего от рук полиции, режиссёр лишь ещё раз утверждает постулат о неистребимости ненависти, что само по себе не очень–то располагает к философским обобщениям.
Фильм-воспоминание снятый в классическом черно–белом формате является поистине знаковым европейским кино. Это не просто кино – это фильм о дружбе. Это история трех абсолютно разных персонажей, еврея Винса, араба Саида, и афро-американца Хьюбера.
Особняком в фильме стоит великолепная игра актеров, ну и конечно роль подростка Винса в исполнении Венсана Касселя, которому на момент съемок было 29 лет настолько естественна и правдоподобна, что раскрывает все его актерское великолепие, делая эту роль, пожалуй, самой значимой в его карьере.
Фильм не для широко просмотра… Ценителям настоящего кино посвящается…
Трое друзей из разных рас, представители одной нации в разгар беспорядков и несправедливости находят револьвер. На протяжении всего фильма им предстоит решить использовать его или нет.
Прежде всего нужно заметить, что это чисто европейский фильм. Здесь очень ясные отличия от относительно новой, американской культуры. Люди здесь не особо боятся/любят полицейских, а оружие — это серьёзная штука, оружием не машут где попало, обычному гражданину сложно ее достать, подросткам тем более.
Это жизнь в черно-белых тонах, древней, отжившей цивилизации. И режиссёр так и показывает ее, без особых цветов, без лжи. Местами нить разрывают только банальные, неинтересные истории, неинтересных, обычных людей, и сами герои дискутируют между собой смысл этих историй.
А режиссёр молодец. Нет такого кадра, такой сцены, которой не можно было бы взять как отдельную картину. Несмотря уж игру актёров. Даже второстепенные роли запоминающийся. Венсан Лондон, Бенуа Мажимель, Карин Виар... В наши дни они порознь могут решить вопрос качества фильма, а здесь они все вместе. И как не сказать про камео режиссёра, который вовсе не плохо играет в других фильмах, а здесь на все сто.
Сложный фильм, просмотра стоит однозначно. Только вот понравиться ли всем?