Первое, что услышит зритель, начав смотреть фильм «Ненависть», будет оглушительная тишина, которую затем прервут кадры репортажей теленовостей, транслирующих очередные беспорядки на окраинах Парижа. На экране 1995 год, за окном – 2013, но, на первый взгляд, ничего не изменилось. А ведь тогда, 18 лет назад, Маттьё Кассовицу казалось, что мир летит к чертовой бабушке. Однако этого пока не случилось и мы, подобно герою многократно повторенной в фильме истории, все так же парим в пропасти, чтобы однажды жестко приземлиться. И вопрос уже не только в том, куда мы упадем, но и когда это произойдет.
Одному из персонажей картины хватило менее суток, чтобы пройти путь от пассивного неприятия сложившегося порядка вещей к эмоциональному взрыву, сметающему всё на своем пути и освобождающему дремлющую до поры ненависть к миру сверкающих витрин, теплых клозетов и вооруженных до зубов полицейских. Однако это произойдет позже, когда в шесть утра тишину сонных окраин прорежет один случайный выстрел. Пока же на часах 10:38 и они тикают подобно механизму часовой бомбы, начинающего отсчет падения в бездну.
Главные герои фильма – дети парижских окраин - Винс, Юбер и Саид, еврей, чернокожий и араб, волею судеб ставшие лучшими друзьями. Однако Кассовиц не поет гимн дружбе народов и равенству людей всех цветов кожи и разных вероисповеданий. Речь идет скорее о классовой дружбе: так становятся друзьями те, кому легче выживать за компанию, чем поодиночке. Объединяет их и еще одно: безрадостный взгляд в будущее и отсутствие перспектив. И свет в конце туннеля для них – всего лишь поезд, идущий навстречу. Недаром мелькающие тут и там на улицах рекламные плакаты со слоганом «Мир принадлежит вам» выглядят лишь очередной издевкой сытого обывателя над обитателями столичного дна. Впрочем, виноват ли перед ними обыватель, живущий в теплой квартире и честно зарабатывающий свой кусок хлеба?
Похоже, Кассовицу кажется, что виноват. Именно поэтому он так мастерски использует имеющиеся в его распоряжении средства, чтобы воздействовать на все эмоциональные центры зрителя, стремясь пробудить сочувствие к персонажам своей картины. Ведь таким, как Винс, Юбер и Саид сложно сопереживать, прислушиваясь к голосу разума. Они малообразованны, агрессивны и непредсказуемы; для них нет места в приличном обществе, да они и не прилагают особых усилий, чтобы стать его частью. И тогда режиссер использует иные средства. Он заставляет зрителя ощутить сопричастность к происходящему. В ход идет и музыка, и головокружительная работа оператора, и даже имена персонажей, совпадающие с именами актеров, исполняющих главные роли. Служит этой цели и черно-белая гамма фильма, которая словно отражает мировосприятие обитателей. ..дцатого округа Парижа и подчеркивает его серый, лишенный красок мир.
Однако все это вкупе не только вызывает сопереживание, но и превращает фильм в кинематографическую агитку, слишком уж настойчиво навязывающую зрителю идею о том, что ненависть порождает ненависть, что дальше так жить нельзя, однако не предлагающую выхода из сложившейся ситуации. И, как всякая агитка, фильм теряет свою актуальность вместе с эпохой, о которой повествует. Ведь говоря о том, что не следует ненавидеть мигрантов, Кассовиц не дает ни одного достойного повода полюбить их. Да и вчерашние жертвы, судя по репортажам новостей, сегодня все чаще становятся охотниками, заставляя местных жителей чувствовать себя неуютно не только на окраинах, но и в центре родных городов, построенных и существующих на налоги этих самых жителей. И то, что раньше вызывало сострадание, сегодня способно породить лишь раздражение дерзостью чужаков.
В 1995 году фильм «Ненависть» стал прорывом и для молодого многообещающего режиссера Маттье Кассовица, собравшего целый урожай призов, и для французского кинематографа, подернутого тиной после блестящих 60-х и 70-х годов. Сегодня это всего лишь один добротно снятый фильм на социальную тему, заслуживающий зрительское внимание, но едва ли способный произвести столь же яркое впечатление.
Другое время – другие песни. Впрочем, ненависть никогда не была продуктивным чувством...
Ненависть юным уродует лица,
Ненависть просится из берегов,
Ненависть жаждет и хочет напиться
Черною кровью врагов.
Владимир Высоцкий
Гопничество было всегда. И в древнем Китае, и в современной Франции. В любое время в крупных местах скопления народа имелась молодежная прослойка, не умеющая, а, главное, не желающая привычным путем вить своё гнездышко, по прутику, по соломинке достигая намеченной цели. Правда, чтобы стать более-менее заметным явлением для общества, нужны весьма оранжерейные условия: мирная внешняя политика (при постоянных войнах-набегах сильно семками не пощелкаешь) и сравнительно высокий уровень жизни (когда всегда есть банан для живота да четыре стены с сухим потолком).
Питательная среда Франции девяностых стала живительным бульоном для зарождения «протестантов». Как правило, второе поколение получивших приют беженцев из нищих стран периодически начинает задавать вопрос «А почему у меня нет тех предметов, что переливаются золотом на биллбордах. Где моя тачка, чувак?». Так зарождается ненависть к тем, кто, без сомнения, виноват в этой вселенской несправедливости — от чуть-чуть более преуспевшего в жизни согражданина до копа позорного.
Три здоровых лба различной национальности аккумулируют ненависть в течение нескончаемого буднего дня, доведя внутренне напряжение до критической фазы. Араб, еврей и афроевропеец стали символом накапливающегося недовольства выходцев бедных кварталов мегаполисов. В первую очередь, для членов жюри местных фестивальных Сезара и Каннов, раздатчиков «Феликса» и «Люмьера», на которых ориентировался молодой режиссер Матьё Кассовиц. Каждый кадр черно-белого кино бил, в первую очередь, по ним, открывая глаза на столичную изнанку, готовую накрыть собой весь Париж — от фешенебельного авеню Монтань до открыточной Эйфелевой башни. Более привычное к сюрреалистическим кадрам и философскому созерцанию элитное кинообщество безоговорочно признало отображенную силу окраин, откупившись ворохом номинаций и премий.
Жизнь нашей троицы заполняет пустоту поисками выплеска энергии. Самый обстоятельный из них, Юбер, пробует отклониться от заданной судьбой траектории, боксируя понемножку. Молодой Саид пакостит патрульным, не чурается стащить по мелочи и у своих товарищей. Быковатый Винс (смотри фото молодого Касселя) накручивает себя перед зеркалом, грозно размахивая подобранным пистолетом. Им нужно разрядиться, повод — смерть кореша — в наличии. Судорожно ищется жертва. Первыми в списке стоят полицейские, но черта ещё не переступлена, потом — местные скинхеды, или белые воротнички, или такая же шпана с соседней улицы, неважно. Развязка неумолимо приближается. Артерии готовы вытолкнуть наружу бурлящую волну. Остаются только детали — кто, где, как.
Костер, показанный Кассовицем, полыхнет жадным пламенем не один раз. То, что в 1995 году казалось преувеличенно искаженным линзой камеры, уже давно реальность. Многонациональная городская беднота уверенней сжимает руки на шее благочинной буржуазии. Негры уже не хотят просто продавать каштаны у площади Конкорд. Арабская весна разлилась зеленью. И более резкий «13 район» уже не претендует на лавры фестивалей черно-белым видением ненависти. Привыкли.
Ненависть в почках набухших томится
Ненависть в нас затаенно бурлит,
Ненависть потом сквозь кожу сочится,
Головы наши палит.
Владимир Высоцкий
Злое время, злые люди. Злые дети, злые родители. Злые мусора, злые медики. Злые продавцы, злые таксисты. Злые бомжи, даже дряхлые старушки-феминистки, и те злые. Кажется, что стать таким же озлобленным мизантропом - единственный выход из сложившейся ситуации. Ну а для того, чтобы полностью отстранится необходимо - купить ствол; начать курить траву и читать Теда Льюиса; в конечном итоге - полностью убраться в подполье. Ибо мир агрессивен. Ибо мир излучает лишь ненависть. Ибо жизнь превратилась в унылое сплетение из обыденных комков надругательства над твоей моралью.
Матьё Кассовиц посчитал нужным показать жизнь французского ghetto изнутри. Указать на то, что и так все знают, но мало обсуждают. Показать подлых полицейских-нацистов, молодых преступников, разбитые дома, сожжённые сооружения, разграбленные машины. Увидев всё это, человек по неволи начнёт сопереживать, но при этом, как и ранее, ни чего не предпринимать.
Ненависть порождает ненависть. Думаю, всем известно о событиях весны 1992 года в Каллифорнии, США; так же, как известно о ежегодных массовых беспорядках во Франции. Люди взрываются. Накопленный негатив, как бочка с порохом, ищущая фитиль. Фитилём часто служат неправомерные, по мнению хулиганов, действия полиции/местных органов самоуправления/министров/президента. Но, что интересно, почему так происходит? Почему ныне студенты выходят на улицы (последняя ссылка на Великобританию) и громят машины, приклеив ярлык своим действиям 'за справедливость', в то время как большинство стран молча хавают весь негатив, идущий 'сверху'? Что творится с Францией? Что творится с Европой? Лично я не могу дать ответа на этот вопрос, как, в прочем, и Матьё Кассовиц попытавшийся всё спихнуть на несправедливость в мире.
Фильм о проблеме, но без решения её. Кстати, думаю, поверхностные поклонники Александра Тарасова посчитают данный фильм - своей видео-библией.
Эталонное кино про конец «liberty» и мультикультурализма.
Несмотря на то, что этот фильм основывается на реальных событиях и является следствием констатации факта, что 'в Багдаде уже не всё спокойно', он одновременно с этим стал и пророческим. Ведь сколько после этого мы с вами раз становились свидетелями репортажей из отцветающей Западной Европы и США про массовые беспорядки и столкновения с полицией, погромы и грабежи на их фоне, поводом для которых послужило убийство/избиение какого-нибудь отморозка-уголовника из неблагополучного квартала таким же отморозком в полицейском обмундировании. И с той и с другой стороны цепные псы, готовые разорвать друг друга...
Но ведь это всё к нам не с неба падает, правильно? Ведь есть причины? Да, и в фильме они неплохо отражаются: перед нами предстаёт кухня преимущественно безработного наркотизированного маргиналитета и люмпена - западного подобия индуистских 'неприкасаемых', занимающихся чем угодно кроме трудовой деятельности (в отличие от реальных индийских 'пролетариев'). Безделье и праздность, приправленные алко-табачно-травочным угаром - как известно - одуряют не слабее нынешних центральных СМИ. Ну, а сон разума... Да, да - он рождает чудовищ. И 'святая' мультикультурная эмигрантская троица (Винс, Юбер, Саид) является неплохим таким собирательным трио со всех персонажей вскормившего их гетто. Нигилизм будто впечатался в их ДНК, он лезет из каждого их выражения, телодвижения, вдоха-выдоха. Идеология тихого саморазрушения и разрушения всего, к чему прикасаешься: вот реальный результат псевдосвободы по-западному (нет, я не апологет псевдосоциалистических бредней). И, не будем лукавить, что немалая часть тех, кто застал хотя-бы 'пяткой' 90-е, узнают в этой 'троице' отчасти и себя. Ведь после того, как послесталинский 'совок' в полном соответствии с марксистским 'отрицанием отрицания' проотрицал сам себя - на нас обрушили точно такой же ушат иллюзорных псевдосвобод и лже-выбора. Так что Винс, Юбер и Саид это немножко и мы с вами - выросшие в 90-е и 00-е. Они - это мы; мы - это они. Зеркало. Гадкое, неприятное, кривое, засаленное, но справедливое зеркало.
То, что в фильме всё повествование привязано к конкретным событиям, происходившим во Франции, не имеет значения. Фильм цепляет именно этим: обстановкой инфернального гнетущего бегства по кругу тихого самоубийства в праздности и разврате. Болото иблиса, шайтана, сатаны, дьявола - кому как угодно: вот что это. Тихая машина самоубийства безыдейных 'экономически избыточных' толп маргиналов, которым самовыпилиться помогает судебно-правоохранительная машина. 'Оруэлиада' во плоти. И это, я вам скажу, даже более циничный и жестокий вариант, нежели пресловутые '1984'.
Насилие порождает насилие: нигилизм - один из генераторов насилия. Якобы-безыдейный индивид реализует себя исключительно антисоциальными способами, и - более того - именно в них видит высшее выражение своих мелко-тщеславных помыслов. Сейчас нам везде вещают о том, что, дескать, идеологии у нас нет. Так вот данная лента эталонно показывает, тыкает лицом в унитаз, мордой в пол на реально существующую идеологию 'безыдейного' гедонизма, индивидуализма, эгоизма, нигилизма. Всё это вкупе порождает в обществе невежество. А, как сказано выше, сон разума рождает чудовищ. Но растёт ли этот чудовищный 'сад' сам? Ведь невежество обычно не остаётся бесхозным...
Конечно, в ленте не показано путей выхода из этого тупика, однако она вполне может помочь выйти на старт процесса по выводу своего разума из сна и изживанию чудовищной, нигилистической сути своего существа.
Почему рецензия, тем не менее, нейтральная? Потому, что я хотел, чтобы рецензия на этот 'серый' фильм, описывающий серость и бедность чувств читалась на таком же сером фоне: атмосферы ради, т. к. нигилизм - порождение серости и её коммутатор. Так что нужно вылезать из под его пресса: 'пока всё хорошо'.
Сначала построили социальное жильё для бедных, а потом получили их концентрацию в одном месте, а самое ужасное, что дети, выросшие там, оказались как в западне.
Фильм призывает обратить на это внимание. Фильм говорит, что да, пока ещё терпимо, но ведь вот-вот и будет бум. Аллегория с «пока нормально» была повторена дважды, чтобы не сомневаться в главной идее фильма.
При понятной актуальности темы для Парижа, при прекрасной работе актёров и оператора всё же остаётся странный осадок трусости говорить до конца.
Интернационал бедных людей, без кучкования по группам? Это вот реальное зеркало трущоб? Трое бездельников как бы рыцари без страха и упрёка, а скинхеды - трусливые зайцы. Полиция жестит и больше похожа на садистов. Либеральная политическая позиция создателей фильма?
Попытки показать унылость социального жилья для московского глаза выглядят, как издевательство. Видно же, что дома и цветные, и чем-то разнообразные. Создатели фильма хрущёвок не видели, а мы так в них выросли, и это не приводило к депрессиям, унынию и безделью.
Вообще очень трудно сочувствовать людям, которым вроде всё дают, а они болтаются по улицам, задираются, воруют, оскорбляют и это под маркой «дайте нам уважения».
Человек, едущий по эскалатору в конце фильма, вызывает у них презрение, как винтик системы. Системы, которая их кормит, паразитами которой они являются. Что бы они делали без этих винтиков?
В 1995 году фильм был, как удар в набат, как предупреждение руководству страны, что людей из трущоб надо имплементировать в общество, а иначе полёт закончится.
Сегодня, в 2023 году, уже можно оценивать, верно ли было то предупреждение и верно ли было так поднимать на щит бездельников и морально опускать полицейских.
Фильм-воспоминание снятый в классическом черно–белом формате является поистине знаковым европейским кино. Это не просто кино – это фильм о дружбе. Это история трех абсолютно разных персонажей, еврея Винса, араба Саида, и афро-американца Хьюбера.
Особняком в фильме стоит великолепная игра актеров, ну и конечно роль подростка Винса в исполнении Венсана Касселя, которому на момент съемок было 29 лет настолько естественна и правдоподобна, что раскрывает все его актерское великолепие, делая эту роль, пожалуй, самой значимой в его карьере.
Фильм не для широко просмотра… Ценителям настоящего кино посвящается…
Неоднозначные эмоции при просмотре и после просмотра фильма. Но в чем я не сомневаюсь, так это в том, что фильм стильный, и могу точно сказать, что главная цель автора достигнута - я сопереживаю нашим героям, и понимаю их, исходя из их жизненного опыта, окружения, проблем.
Не до конца понята внешняя цель главного героя, кажется, будто все его поступки были от нечего делать. (Или желание возмездия за близкого друга и была его главной целью?)
Внутренние цели понятны: Добиться уважения среди своих людей, показать свою независимость и бесстрашие, убив полицейского.
Урок, который я извлекла, заключается в том, что нужно понимать окружающих, и принимать их взгляды на жизнь, мировоззрение, даже когда оно полностью противоположно твоему. В данной картине наглядно показано, что ждет людей, которые не уважают никого, кроме себя.
Операторская работа - без комментариев. Множество приемов, которые невозможно оставить без внимания: сцена в туалете с зеркалом, бегущий кадр на револьвер в тоннеле, кадры с двух противоположных сторон во время диалогов, уникальные ракурсы.
Конец неожиданный, казалось, что после будет продолжение. Но чувства неудовлетворенности не было.
В общем, ожидания оправдались, картинка художественная, персонажи харизматичные, конец не очевидный.
Вспомним, что когда то люди жили не в таком страхе как сейчас. Ни кто не боялся гулять по ночам, проходить мимо сборища молодежи. .. одним словом ' Не было таких проблем как сейчас '
Фильм - это пример того, что происходит сейчас. Но это 1995 год, а щас 2010, и много что изменилось за эти годы. К примеру, появились мобильные телефоны которые вскоре могут оказаться в руках человека которого вы не знаете, он обвел вас вокруг пальца, и ваша личная вещь оказалась у него в руках. Будьте всегда внимательны.
По ночам кто осмелиться гулять? ДА никто, только те, кому приключений хочется найти. А пройти мимо сборища молодежи? хах... пройти реально, но без тех вещей с которыми ты уходил из дома, или просто быть морально униженным.
Фильм 'Ненависть ' это драма + криминал. Винсан считал, что имея пистолет, ты не имеешь проблем. Для него это была игрушка, которой он хотел в крайнем случае отомстить, убив одного полицейского, и решив так проблему обоих сторон ' Молодежи и Полиции' Но не понимая того что он не решает свою проблему, а только наоборот ее осложняет.
Самый понравившийся мне момент - это когда Винсан добровольно отдает пистолет Юберу. Неужели он понял. что убив человека он этим ничего не решает, что проблемы решаются по другому. И сможешь решить их только он.
Фильм великолепен своей черной белой съемкой, работой оператора, особенно отмечу момент из фильма, когда они стоят втроем на мосту и камера потихоньку двигается от них, а передний план на них, создавая эффект движения.
Итак, мой вывод, что самый не восстанавливающийся ресурс - это время, его ввернуть нельзя, что было вчера останется позади, а что будет завтра или сегодня, ты это узнаешь. И что мы никогда уже не вернем, то время где люди ничего не боялись, и жили себе спокойной жизнью.
Странно наблюдать 100-процентную поддержку критиков, странно видеть завоёванные фильмом премии, и, странно мне писать первую отрицательную рецензию...Странно, но не боязно. Рискну.
Для меня 'Ненависть' стала очередным фильмом ни о чём. Трое приятелей гуляют весь день, периодически попадая в разные передряги, часто с участием полиции...И всё...Собственно, ненависти как таковой я так и не увидел. Нетерпимость, да, есть, а ненависть...Стыки разных национальностей присутствуют, но не более. Даже общение с копами больше напоминает возню, а не вражду. Чёрно-белая съёмка призвана акцентировать внимание на чём-то важном, главном, но, видимо, это главное от меня умудрилось ускользнуть...
Режиссёрская работа неплохая, операторская отличная, да и актёры не подкачали, но фильм не понравился, не затронул, не заставил переживать. Обычный день французского 'дна'. Стоило ли снимать об этом такой фильм? Мне кажется - нет.