Фильм повествует о трех друзьях Винце, Саиде и Юбере- членах уличной банды, которые после очередной, как они это называют «войны» с полицией, узнают о том, что их друг тяжело ранен, из-за чего в них нарастает желание отомстить тому копу, который отправил парня в кому.
«Эта история о парне, который падает с крыши и, пролетая очередной этаж, каждый раз повторяет себе: 'Пока всё хорошо, пока всё хорошо, пока всё хорошо... главное не падение, а приземление'. - это фраза с которой фильм начинается и которой он заканчивается, в неё, естественно, вложен смысл всего произведения. Каждый из нас, как Винц, может утверждать, что все, что происходит вокруг него это нормально, убеждать себя в том, что его поступки несут справедливость, и закрывать глаза на то, к чему все это приводит, стараться усидеть на двух стульях, как в истории про мужчину, одновременно натягивающего штаны и пытающегося запрыгнуть в вагон. А в конце, Винц, не находя в себе такой жестокости - отказывается действовать под гнетом общества, но всем плевать, ведь насилие порождает насилие, этот порочный круг уже запущен.
Матьё Кассовиц прекрасно предает историю и её смысл за счёт необычной съемки: переходов из кадра в кадр, черно-белой картинки, склейки. Стоит уделить отдельное внимание тому, как хорошо он передает эпоху того времени, как он показывает Францию вне Парижа- обычный город с криминалом, за счёт чего мы лучше погружаемся в фильм. И, конечно, прекрасная актерская игра Венсана Касселя, Юбера Кунде и Саида Тагмауи.
Эта история прежде всего заставляет задуматься о самом себе, обществе вокруг и о том, к чему мы идём, ведь как не крути, у всего есть конец и тебе выбирать какой он будет.
Середина девяностых годов. Бедные пригороды Парижа сотрясают беспорядки, спровоцированные полицейской жестокостью к мигрантам. Главные герои фильма - трое молодых людей: араб Саид, еврей Винс и чернокожий Юбер. Фильм показывает один день из их жизни, который начинается с того, что предыдущей ночью, во время участия в беспорядках, Винс находит потерянный кем-то из полицейских револьвер.
Прежде всего стоит отметить, что главные герои фильма – не преступники и не злодеи. Да, жизнь вынуждает их быть жесткими, не доверять полиции и политикам, но они, прежде всего, обычные подростки, «дети подворотен», которые испытывают страх и под жестким наружным панцирем они обычные люди. Просто, по воле обстоятельств, вместо учебы и работы они убивают время, слоняясь по своему бедному району и задираясь с охранниками правопорядка. Каждый из них мнит себя героем Скорсезевского «Таксиста», но одно дело соответствовать образу на словах и совсем другое – на деле, до которого еще ни у одного из них не доходило.
У Матье Кассовица замечательно удалось передать атмосферу тлеющего бикфордова шнура. Вроде бы кажется, что в кадре все спокойно, но это гнетущее спокойствие, наподобие затишья перед бурей. Все всё понимают, обмениваются понимающими взглядами и короткими фразами, находятся в максимально возбужденном состоянии и достаточно одной искры, чтобы вспыхнуло пламя, а ситуация мгновенно вышла из-под контроля. Вот, только что был относительно мирный разговор, потом БАМ! и люди с обоих сторон орут друг на друга, размахивают руками, хватают за грудки, кто-то отлетает в сторону, зажимая окровавленное лицо руками. Это зрелищно и страшно.
Что еще чувствуется, так это трагизм неотвратимости. Ты не знаешь, как это будет, что случится, но с того момента, как Винс показал друзьям свою находку и, в последний момент, решил взять револьвер с собой – ситуация становится безвыходно предопределенной. Однако, к чести режиссера, развязка вышла такой, какую мало кто мог предугадать. Предчувствовалось лишь настроение этой развязки, тут я думаю мало кто промахнется мимо ощущений во время просмотра.
Технически фильм выглядит интересно. В нем много грамотно выверенных видов, взятых со статичной камеры. Черно-белые контрастные оттенки сглаживают различия между людьми разных рас так же эффективно, как сглаживают различия между пригородными гетто и буржуазным центром Парижа. Считаю, что удачным решением было перевести картину в монохром на стадии монтажа. Кассовиц не стесняется крупных планов и это хорошо, потому что троица актеров на главных ролях подобрана очень удачно и наблюдать за их лицами, игрой эмоций крайне интересно. Особенно в этом плане хорош Венсан Кассель, потому что его роль подразумевает больше драматизма, в сравнении с вечным оптимизмом Саида или рассчитанной осторожностью Юбера. Персонаж Касселя весь фильм занимается внутренней борьбой и это находит отражение во всем его образе.
Думаю, для тех, кто привык воспринимать Париж по историческим картинам и мелодрамам образ такого «города любви» может стать шокирующим, но опыт будет полезный. Заслуженная «пальмовая ветвь» за режиссуру.
Это о том, как общество падает. И пока оно падает, оно говорит себе: 'Пока всё нормально… Пока всё нормально… Пока всё нормально.' Не важно, как ты падаешь. Важно, как ты приземляешься.
'Ненависть' — это не просто фильм о мести, а глубокий анализ социокультурных противоречий. В контексте бедных кварталов Парижа 1990-х годов, еврейский юноша Винсент, чернокожий боксёр Хубер и молодой араб Саид решают ответить на полицейское насилие в отношении своего друга. Метафорический сюжет раскрывает внутренние конфликты, выходящие за пределы их контроля.
Фильм, в черно-белом стиле, погружает нас в напряженный мир, где каждый выбор героев становится зеркалом социальных реалий. Режиссер Матьё Кассовиц воплощает сценарий, сыграв одну из ролей, исследуя сложные аспекты социокультурных драм. Револьвер Винсента символизирует агрессию, а встреча Саида с кумиром — его мечты о лучшей жизни.
Актеры, включая Винсента Касселя, Хубера Кунде и Саида Тагмауи, превосходно передают эмоции и мотивы персонажей. Их сочетание отражает разные стороны социального конфликта.
Винс представляет агрессивный и мстительный подход, Хубер – разумный и зрелый, а Саид – юмористический и оптимистический.
'Ненависть' задает вопросы о причинах насилия, роли общества и смысле жизни. Это важное произведение, заслуживающее внимания.
Образ молодости, которая бунтует против угнетающей ее системы, давно уже стал своего рода архетипом кинематографа, объединяя «400 ударов» и фильмы Валерии Гай Германики. Но мало где удалось запечатлеть этот конфликт так же живо и бескомпромиссно, как в «Ненависти» Матье Кассовица, превратившего вдохновлённый реальными событиями фильм о парнях из неблагополучного района в пронзительное исследование природы зла внутри человека.
Трое главных героев во главе с Винцем (один из ярчайших выходов Венсана Касселя), живут в бедном квартале Парижа. Когда местные полицейские ранят их друга, а в руки Винца попадает полицейский револьвер, запускается обратный отсчёт до трагической развязки.
Начало фильма - документальные кадры столкновений протестующих с полицией - плавно перетекает в скитания героев по городу, выдержанные в черно-белой реалистической манере. И действительно, Кассовицу удаётся добиться ощущения полной естественности происходящего - начиная с аутентичного места действия и популярной в то время музыки и заканчивая особым слэнгом и привлечением непрофессиональных актеров. Однако важнее всего ракурс, который он выбирает для своей истории: сюжету здесь уделяется внимание ровно настолько, чтобы он соединял все воедино и держал зрителя в необходимом напряжении - но Кассовицу гораздо интереснее наблюдать за своими героями во всей их неоднозначности.
Винц и его друзья как бы зависли где-то между. Они принадлежат к этому микромиру - но одновременно с этим не могут отыскать в нем свою нишу, и потому посвящают жизнь бунту против всех. Они стремятся выбраться из этой жизни - но их попытки заведомо обречены на провал. Через трагикомические эпизоды их пути - щемящее зажигание Эйфелевой башни или уморительное посещение выставки современного искусства - постепенно проступает горькая в своей очевидности истина: там, в наружном мире, их никто не ждёт - да и они сами, будто дети-Маугли, уже вряд ли найдут в нем своё место.
Кассовиц не стремится обелить своих героев, - но одновременно с этим очевидно ставит их в зависимость от среды, которая их воспитала и теперь держит мертвой хваткой - а полицейских, в свою очередь, развратила, позволив им злоупотреблять властью. Среды, где на каждого «своего» всегда приходится один ненавистный «чужой», и от взаимного насилия не удержат ни правовые, ни нравственные нормы, если его санкционируют неписаные законы джунглей.
Собственная борьба героев с полицейским произволом становится едва ли не борьбой коренных народов с произволом колонизаторов за право независимого существования, актом современного трайбализма, доведённым до предела, после которого вероятность выстрела из злополучного чеховского пистолета становится как никогда высока.
Но может ли пресловутое «сравнять счёт» оправдать ответное насилие? Нет - отвечает Кассовиц - как нельзя найти оправдание всему, что множит человеческие страдания. До тех пор, пока есть «свои» и «чужие», пока отношения между людьми определяются правом сильного, а главный аргумент в них - заряженный ствол, порочный круг будет обновляться снова и снова. И даже спустя 25 лет до нас долетает оглушительный, но вместе с тем гуманистический посыл «Ненависти», чутко уловившей тот бесконечный миг от поднятия курка до выстрела, в который все ещё можно изменить, но который так легко спутать с блаженным затишьем.
После первых кадров с хроникой протестных столкновений, тематика протеста быстро размывается и становится фоном неопределенной жизни главных героев. В сюжете нет особенных сюрпризов, а персонажи не героизируются авторами и не отличаются харизмой - весь фильм смотрится со стороны, без отождествления с героями - и это то, что надо для документального стиля. Сыграно и снято очень и очень хорошо. Помимо динамики, в фильме много продуманных и красивых статичных сцен - зрелость монтажа создает контраст между зрелостью самой жизни и ничтожным местом персонажей в ней, которые в сущности просто глупые, хотя и опасные, дети. В этом же направлении работают периодически появляющиеся плакаты 'мир принадлежит вам', посиделки на детских площадках и фактическое отсутствие темы секса. Кажется, герои находятся на пороге понимания своего реального положения во взрослом мире и ближе всех - Юбер. Именно эта проблематика выглядит основной. Я не увидел особенной ненависти, как и особенной жестокости, много мата, но не много жестких сцен. Есть интересная и непонятная история с коровой - что это вообще? Видимо, надо быть в какой-то теме.
Фильм 'Ненависть' показывает один день из жизни молодых людей из французского гетто, бессмысленный и наполненный жестокостью. Главные герои фильма - еврей, араб и негр - должны были бы представлять нации, достойные бОльшей ненависти, чем другие. Но на самом деле это не так. Ненавистью пропитано все вокруг.
Ненависть в семьях, где все кричат друг на друга, унижают и оскорбляют.
Ненависть в кругу друзей, агрессивно выражающими малейшее несогласие друг с другом.
Ненависть к согражданам, позволяющая нарушать их их личные и имущественные границы.
Ненависть между разными социальными группами, допускающая восторг полицейского, удачно бросившего в толпу бунтовщиков гранату, хладнокровное документирование на камеру процесса подавления возмущения недовольных, жестокое избиение чувствующих свое превосходство полицейскими обездвиженных задержанных.
Ненависть считающих себя культурными людьми посетителей выставки бездарного инсталятора, предпочитающими отгородиться в своем маленьком пространстве и не способными ко взаимодействию с людьми из гетто.
Рваная музыка в стиле хип-хоп, как будто бы намерено созданная для того, чтобы будоражить и без того неспокойную психику, взывая к бунту.
Ненависть.
И наркотики, позволяющие немного расслабиться.
И фоном звучащая 'Аве Мария', не способная пробудить в людях иных чувств, кроме ненависти. Серо-чёрный мир нечувствителен к прекрасному.
Казалось бы, в наше время мир стал более цивилизованным. Но если заглянуть в сердца людей, то в них можно увидеть ту же ненависть. Ненависть считает допустимым грубо и неуважительно общаться близкими, курить в подъезде, агрессивно вести автомобиль, хамить в очереди супермаркета, писать оскорбительные комментарии в интернете, сплетничать, осуждая и обвиняя других, идти по головам коллег по работе...
Тотальная ненависть.
Мир принадлежит ей.
Страшно, когда, вглядываясь в свое сердце, видишь в нём ненависть. И ту же самую агрессию в требовании уважения со стороны других, основанном на приписываемом себе праве единоличного обладания истиной.
И тут ты задаёшься вопросом - есть ли любовь в моём сердце? И долго-долго вглядываешься в него.
Трое друзей из разных рас, представители одной нации в разгар беспорядков и несправедливости находят револьвер. На протяжении всего фильма им предстоит решить использовать его или нет.
Прежде всего нужно заметить, что это чисто европейский фильм. Здесь очень ясные отличия от относительно новой, американской культуры. Люди здесь не особо боятся/любят полицейских, а оружие — это серьёзная штука, оружием не машут где попало, обычному гражданину сложно ее достать, подросткам тем более.
Это жизнь в черно-белых тонах, древней, отжившей цивилизации. И режиссёр так и показывает ее, без особых цветов, без лжи. Местами нить разрывают только банальные, неинтересные истории, неинтересных, обычных людей, и сами герои дискутируют между собой смысл этих историй.
А режиссёр молодец. Нет такого кадра, такой сцены, которой не можно было бы взять как отдельную картину. Несмотря уж игру актёров. Даже второстепенные роли запоминающийся. Венсан Лондон, Бенуа Мажимель, Карин Виар... В наши дни они порознь могут решить вопрос качества фильма, а здесь они все вместе. И как не сказать про камео режиссёра, который вовсе не плохо играет в других фильмах, а здесь на все сто.
Сложный фильм, просмотра стоит однозначно. Только вот понравиться ли всем?
Протестная молодежь актуальна всегда. Особенно, если эта молодежь сжигает автомобили и идет в стычки с полицией во французском гетто. Однако режиссер Матье Кассовиц обошел тонкую тему протеста, и был прав. Франция всегда тяготела к революции, и Кассовиц использовал ее лишь реквизитом.
Запечатлеть мгновения жизни «вне» протеста – значит, создать новый взгляд на действующих лиц. Три разных характера и три имени в центре истории – Винз, Юбер, Саид. И лишь одно их объединяет – Ненависть. Неразбавленная беспричинная ненависть.
И чтобы не попасть в хитрые лапы множества остросоциальных (-национальных; отраженных в картине) вопросов – зрителю сразу же отдается на откуп вопрос: «Что есть зло и добро?».
Юноши с улиц – прекрасное полотно для отражения всех человеческих мотивов. Незатронутые системой (в том числе, образования), выкинутые на обочину, они ненавидят. Это их образ жизни – Ненавидеть. Ненавидеть на улице, в магазине, в романтическом Париже, во сне.
«…Он бежал за вагоном и пытался уцепиться за мою руку, но как только он протягивал ее мне с него падали штаны, он не мог иначе – и так все время, позже он умер». Притча старика удивляет героев, но она также удивительно точно позволяет увидеть суть.
Одиссея героев от Ненависти к Катарсису, казалось бы, почти завершилась. Плод раздора (пистолет) был «уничтожен». Винз, Юбер, Саид вернулись из своих странствий на их удачу целыми. И не только физически. Последний диалог Винза и Юбера заставляет задуматься зрителя о духовном очищении героев. Но так ли все просто?
Картина – про порочный круг. О замкнутом круге. В границах которого мы все обитаем. «…Он бежал за вагоном и пытался уцепиться за мою руку, но как только он протягивал ее мне с него падали штаны, он не мог иначе – и так все время, чуть позже он умер». Мы бежим и иначе не можем.
Ну, то, что с технической точки зрения фильм безупречен, на мой взгляд, очевидно, но сказать хотелось бы не об этом. Когда я смотрел этот фильм, не мог отделаться от чувства, что смотрю фильм о своём детстве-российской провинции девяностых годов. Те же ужимки, те же речи, тот же лексикон, да и бетонные пятиэтажки просто неотличимы от какого-нибудь сульфата в моём родном Архангельске 90-х.
Да, у нас тогда не стоял особо национальный вопрос по причине почти полного отсутствия мигрантов (да, на рынке было какое-то количество азербайджанцев и чеченцев, но жили они тогда замкнуто и особого влияния на быт аборигенов не оказывали), однако вражда между молодёжью из различных районов города была ничуть не меньше, чем между скинами и арабами в Париже. Ну а отношения между 'гопниками', которыми стали почти все-иначе было не выжить, и «ментами» просто один в один то, что происходило между героями фильма и полицией.
Для меня фильм стал реальным доказательством того, что люди везде и всегда примерно одинаковы и что пытаться стать лидером среди маргиналов, всерьёз принимать блатную романтику- подобно смерти, в связи с чем лучший вариант -это просто выйти из среды обречённых на уничтожение, уехав в другой город или уйдя в мир, допустим, литературы», внутренне эмигрировав. Это-единственный шанс выжить для тех, кто назначен «гопником», ведь даже став самым крутым «бунтовщиком» ты становишься самым полным рабом системы просто потому, что продолжаешь играть по правилам, которые установил не ты.
«Ненависть» Матьё Кассовица – фильм, который от начала до конца обманывает ожидания своего зрителя. Он напоминает пожилого человека в туалете, рассказывающего главным героям историю из своей жизни. Все ожидают от него интересной развязки, но в итоге понимают, что мужчина просто страдает старческим маразмом и говорит первое, что ему придёт на ум.
Вот и зритель «Ненависти» ожидает увидеть в ней масштабные стычки взбунтовавшейся молодежи с полицией, набор социально-политических подтекстов, а в ответ получает лишь полудокументальное наблюдение за 24 часами из жизни троих друзей, которые шляются из одного места в другое и развлекаются, как только могут. И зритель клюет на этот последовательный медленный ход повествования и кажется, что ружьё (в данном случае – револьвер) по Станиславскому не выстрелит, но в конце зрителя поджидает жёсткий финал, бьющий его прямиком в сердце.
Да, здесь поднимается животрепещущие вопросы трудной молодёжи, расизма, полицейского произвола, но всё это очень грамотно завуалированно и абсолютно не носит назидательного тона, что является одним из существенных достоинств фильма. Более важным для Матьё Кассовица является передача того чувства ненависти, которое царит между людьми на улицах города.
Фильм сделан крайне стильно с потрясающим юмором и огромным количеством отсылок к другим кинокартинам. Здесь великолепно играют все актёры, но на первый план выходит, конечно же, Венсан Кассель, выдвинувшийся после этой работы в ширинку лучших актёров современности.