К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Пожалуй, среди множества современных постановщиков, снимающих авторское и необычное кино, не нашлось кандидатуры на роль режиссёра «Фаворитки» лучше, чем Йоргос Лантимос. По большому счету, сценарии почти по всех его работах далеки от идеала и оригинальности, но благодаря неординарной постановке и подаче, фильмы Лантимоса впитываются в память, влюбляя зрителя в любой свой кадр при каждом новом просмотре всё больше и больше. Вот и «Фаворитка» не стала откровением сценарном плане, историю к которой в этот раз написал не он, а никому неизвестная дебютант в полнометражном кино Дебора Кромби и специализирующийся на сериалах Тони МакНамара.

Их сценарий идеально подошел для нанятого студией режиссёра, поскольку пропитан неплохой дозой феминизма, к которому Лантимос открыто относит себя. Но «Фаворитка» страдает даже не от этого, даже не от своей неоригинальности или предсказуемости, а именно от того, что это от начала и до конца студийный заказ, академическое кино, сделанное по всем канонан. Даже узнаваемый стиль именитого грека ничем в этот раз не удивляет, став для него персональным клише, сделав заложником собственного видения.

Фирменные ракурсы камеры, берущие героев преимущественно снизу в пол оборота, иногда целиком в профиль, с полусредними планами, снятыми с эффектом рыбьего глаза, доминирующее естественное освящение кадра и саундтрек, во главе которого вновь стоит скрипка — всё это удивляло несколько лет назад, а сейчас больше походит на то, что режиссёр попросту находится в творческом кризисе, не зная куда ему дальше расти. Хотя, учитывая тот факт, что скорее всего Лантимос просто выполнял заказ студии, нет ничего удивительного в том, что «Фаворитка» не стала чем-то новаторским.

Мир в Англии 18 века омрачен войной со Францией, тем временем, в королевстве происходят не менее любопытные события. Королева Анна (Оливия Колман), чью судьбу можно назвать трагичной, мучаясь от проблем со здоровьем, занимает трон, но руководит страной не она, а её фаворитка, близкая подруга Сара (Рейчал Вайс), а по совместительству и любовница. И графиня Мальборо действительно любит свою королеву, зачастую обходясь с ней слишком грубо, но их идиллию нарушает прибывшая во дворец её кузина Эбигейл (Эмма Стоун).

Эбигейл с первых минут предстаёт перед зрителями милой и невинной простушкой, вынужденную всю жизнь терпеть домогательства и унижения со стороны мужчин. Но подобное представление о ней быстро улетучивается, когда она начинает строить свои маленькие, подлые и расчетливые планы, чтобы приблизиться к королеве как можно ближе, постепенно получая все больше власти. Эбигейл не глупа, напротив, она умнее большинства обитателей дворца. Её судьбу нельзя назвать легкой, но и пожалеть её не получается, поскольку перед зрителями с каждой новой сценой внутренне эгоистичное чудовище, преследующее свои цели, раскрывается всё сильнее и сильнее.

Однако проблем с персонажем хватает. Кроме плохо обоснованной мании власти и неподходящей на роль коварной карьеристки Эммы Стоун — в героине почти ничего нет. Оскароносная Эмма Стоун слишком однообразная в этой роли. У неё не получается пугать, заставлять сопереживать или ненавидеть себя, эту роль здесь выполняет сценарий, а уже в последнюю очередь актёрская работа Стоун, не излучающая никакой энергетики по ту сторону экрана, проходившая все два часа в одинаковыми выражениями лица и эмоциями.

В этом плане идеально со своей задачей справилась Рейчел Вайс. Её героиня, Сара, по уму и силе характера не уступает своей кузине, но превосходит её по человеческим качествам. Интрижка с королевой для неё нечто большее, чем простая манипуляция и способ заполучить власть, это настоящая любовь, являющаяся в контексте времени большой тайной для них обеих. Персонаж Вайс, в отличии от Эбигейл, не так часто говорит о своих чувствах, совершая порой действия, полностью противоречащие её словам, из-за чего актрисе было важно своей игрой показать, почему графиня совершает тот или иной поступок.

Но из всей троицы особого внимания достойно центральное действующее лицо всего представления. Вопреки названию фильма, он не о фаворитке королевы, а о самой королеве. Королева Анна единственная, на чьем бэкграунде заостряется особое внимание и чье прошлое богаче и детальнее остальных. В самом начале она предстаёт перед зрителями слабой, обиженной и сломленной жизнью, зависимой от кого-то женщиной, совершенно не годной для управления страной.

Оливия Колман — в контексте всего фильма, бриллиант среди стекла. Её игра настолько чувственная, выразительная и сильная, что пускай её персонаж и вызывает больше негативных эмоций по началу, но всё же притягивает своё внимание больше остальных, чем и удостаивается награды на Венецианском кинофестивале. Колман идеально точно попала в образ импульсивной и опустившейся на дно во всех смыслах героини настолько, что даже подумывает о суициде. Пережившая семнадцать детских смертей, страдающая от недостатка внимания, она становится центром трагической истории, по итогу которой, она сможет встать на ноги, переосмыслив всю свою жизнь, заставит зло стоять ниже себя, пока сама будет смотреть дальше, стенет достойной короны сильной личностью.

И если бы не заслуга именно Оливии Колман, смотреть на её героиню было бы попросту скучно, но она смогла захватить внимания зрителя на столь, казалось бы, при первом взгляде, сухом и пресном персонаже, оказывающимся самым интересным и глубоким героем показанным в фильме. Пожалуй, именно ради королевы Анны в исполнении Оливии Колман и стоит смотреть «Фаворитку».

Итог. «Фаворитка» слишком академическое кино, чёрная комедия, сделанная по всем фестивальным канонам, ставшая самой худшей картиной в карьере Йоргоса Лантимоса, сумевшего когда-то сделать камерный шедевр из настолько примитивного фильма, как «Лобстер». И как это обычно и бывает в исторических картинах, на первый план выходят фантастические декорации, костюмы и причёски, способные ввести в заблуждение массового зрителя, замаскировав собой сценарную пустоту, заполненную водой, с целью растянуть ленту хотя бы до двух часов.

5 из 10

21 ноября 2018 | 20:43
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: