Поразительно, но стиль Йоргоса Лантимоса, отточенный на 'странной греческой волне', идеально вписался в рассказ о придворных нравах Англии времен королевы Анны. Там, где бал правят абсурд и гротеск, иного языка быть не может. Дворец ничем не отличается от загона для свиней (лобстеров? оленей?), тогда зачем говорить о них разными языками?
Лантимос не столько снял костюмированную драму, сколько предложил вариант ее деконструкции, намеренно наполнив исторический фильм забавными анахронизмами, танцами в стиле театра Беккета/Ионеско и отнюдь не идеализированными представлениями об эпохе. Видимая барочность 'Фаворитки' только подчеркивает изначальное и извечное несовершенство человеческой природы. В конце концов, суета при дворе, вываливание друг друга в грязи ради положения в обществе для Лантимоса не более, чем возня кроликов. Финальная метафора — прямое тому подтверждение. Человечество окружило себя утонченными гобеленами, возвышенной музыкой, внешне красивыми правилами этикета, но, по Лантимосу, ирония в том, что ничто не позволит ему убежать от гнильцы внутри себя, от того, что за масками лиц прячутся гримасы.
XVIII век в 'Фаворитке' зарифмован с сегодняшним днем. Все уже было. И смена гендерных ролей в том числе. Рассказ о сильных женщинах, исполняющих мужские социальные роли, и мужчинах в париках и макияже, становится у саркастичного грека предлогом поговорить об извечной цикличности истории и изменчивости устоев и норм. Лантимос балансирует между торжествующим феминизмом и памфлетом на него, и в этой неоднозначности высказывания скрывается сила авторского подхода.
Но не это делает 'Фаворитку' главным фильмом 2018 года (и наградного сезона 2019). Скорее тот поворот, который происходит ближе к концу. История о том, что борьба за власть обезображивает, что соперничество и вражда выступают синонимами глупости, вдруг обрывается трагедией, и подобно музыке, срывается в искренний порыв надломленных чувств. Чтобы где-то внутри что-то оборвалось, и наступила тишина.
В конце концов, 'Фаворитка' — еще один сказ про то, что взявший верх на самом деле проигрывает. Выигрыш всегда мним. Любая победа — Пиррова. Есть только проигравшие. Каждый — в чем-то своем.
Из необычного и узнаваемого по своему киноязыку автора Лантимос с 'Фавориткой' вырос в настоящего мастера. Эта картина, хоть и не получила Золотого льва на Венецианском кинофестивале, но сильно завысила планку для всего конкурса.
Снимая историческую картину, Лантимос не без удовольствия подтрунил над современностью, запечатлевая снова и снова состояние той абсурдной неловкости, которую мы вовсю силимся не замечать в нашем каждодневном общении с людьми, отчего всё получается ещё более неловко и абсурдно. Да-да, я уже писала, что Лантимос - король абсурда, и он по-прежнему не упускает возможности выявить абсурд более выпукло.
Картина представляет собой редкий жанр трагикомедии. Может, потому что жизнь по своей природе трагикомична более, чем комична? Я смеялась в голос. Смеялась до слёз. Если вы владеете английским языком, обязательно смотрите в оригинале, иначе обворуете самого себя частью интонаций и тонкого юмора, которые так искусно припрятал тут и там режиссёр.
Лантимос - новатор. До 'Фаворитки' мне сложно было представить уместность съёмки фиш-ай для костюмированного фильма, но это ещё один из приёмов освежить жанр. На бумаге же у нас байопик про вздорную королеву, а не достойная пера Шекспира трагикомедия.
У Лантимоса есть потрясающее чутьё на беспроигрышные актёрские работы, благодаря чему малоизвестная широкой публике британская актриса Оливия Колман (уже засветившаяся в 'Лобстере', помните её там?) получила кубок Вольпи за лучшую женскую роль на том же влиятельном смотре. Её победа была самой желанной, настолько точное попадание в характер, в пластику, во всё! Вообще каст подобран филигранно. Эмма Стоун наконец выбралась из своего амплуа хорошей девочки и скинула прилизанность голливудских манер, а Рейчел Вайсс предстала в как будто бы под неё написанной (что вполне возможно, раз Рейчел и Йоргос не первый раз сотрудничают) очень противоречивой и характерной героини. Это большой труд - быть сильной женщиной в эпоху, когда всё твоё благосостояние зависит от мужчин.
И это ещё одна причина, почему я люблю Лантимоса - он феминист. Каждая из трёх героинь оказалась в своём положении вопреки своей реальности и им приходиться прикладывать огромные усилия, чтобы не потерять своего положения. You go, girl!
Судя по тому, что сейчас идёт в кинотеатрах, 'Фаворитка' станет самой яркой картиной уходящего года. Не пропустите увидеть на большом экране, оно того стоит!
Я не знаю, чем конкретно, но фильм меня зацепил. С одной стороны, скучный, затянутый и вовсе не комедия. Но ощущения все равно остались положительные. И наверное, в первую очередь это связанно с потрясающим актёрским составом. Дамы справились со своими ролями на все сто.
Эмма Стоун красотка, она показала потрясающее, удивляющее перевоплощение из белой овечки в настоящего волка, в ту самую стерву, что обещала ей организовать несчастная леди Сара. А леди Сара? Божественна в исполнении Рэйчел Вайс.
Вообще весь фильм мне напомнил круг, и вот я как мышь бегал по этому кругу от одной героини к другой с желанием примкнуть, поддержать, посочувствовать. Но как только появлялись какие-то положительные эмоции к одной из героинь, она тут же сметала меня со своего плеча отвратным поступком, неосторожным действием.
Понравились нотки артхауса, или может быть не артхауса, а чего-то страшного, неприятного, но правдивого. Грязь того столетия, безумства, что они называли развлечением, все это вызывало омерзение, но и интерес. Особенно запомнился момент танца Леди Сары с одним из мужчин. Такой странный танец, под не менее странную музыку. Выглядело это как фильм ужасов.
Единственное что не понравилось, так это концовка. Фильм оказался с открытым концом и нам предстоит самим понять и придумать свою концовку, определиться с тем, чего мы хотели от этого фильма.
Думаю, что большинство людей не равнодушно к историческим фильмам. Всегда интересно посмотреть на то, как исторические события, исторические личности сходят со страниц скучных и нудных учебников, и преобразовываются на экране в зачастую зрелищные и интереснейшие фильмы.
«Фаворитка» один из таких исторических фильмов. Перед нами кино об Анне Стюарт, последней королеве Англии из династии Стюарт. Личность интересная, для своего времени популярная и, можно сказать, яркая и великая. Но на переднем плане здесь все-таки не сама Анна, а две ее фаворитки Сара Мальборо и Эбигэйл Хилл – сестра Сары.
Наверное, сразу надо сказать, что этот фильм об исторических событиях не совсем таков, какие мы привыкли видеть исторические ленты. Он немного своеобразный. Режиссер «Фаворитки» Йоргос Лантимос, успел отметиться такими фильмами, как например «Лобстер», где людей превращают в животных, если они не находят себе пару, а также «Убийство священного оленя», в котором прозвучала фраза «Пускай лучше умрут наши дети, мы новых нарожаем».
Итак, на протяжении всей картины мы будем наблюдать за тем, как две вышеназванные фаворитки – Сара Мальборо (Рэйчел Вайс) и Эбигейл Хилл (Эмма Стоун) – будут бороться за внимание королевы Анны Стюарт.
Сара Мальборо жесткая и уверенная в себе женщина. Скорее она правит королевством, а Анна Стюарт является номинальной правительницей и все чем она интересуется, это кролики. Именно такой недалекой и слегка отвратительной показана королева Англии в этом фильме. За такой образ огромное спасибо Оливии Колман, которая великолепно справилась с ролью Анны. У Анны с Сарой имеется связь, и она не совсем дружественная, скажем так, что помимо кроликов Анне интересна еще и Сара.
Эбигейл Хилл – предстает перед нами, как умная, харизматичная и крайне хитрая особа, которая готова на все, чтобы вернуть свое аристократическое положение. Благодаря своему уму и своей хитрости она возвеличивается над своим темным прошлым. К сожалению, если в начале своего «восхождения» ей с уверенностью можно было приписать все добродетели мира, то в конце концов от этих добрых качеств осталось крайне мало.
С визуальной частью в кино все на высшем уровне. Грандиозные декорации, великолепные костюмы – все это передает атмосферу той эпохи. Фильм изначально может показаться очень красочным, но я бы его назвал все-таки коричневым. В нем очень много темных сцен, а днем, когда солнце светит в золотые спальни дворца все кажется именно коричневым. И на протяжении всего фильма не покидало чувство отвращения. Отвращение к каждому персонажу, отвращение к каждой сцене, я чувствовал запах королевской ноги сраженной подагрой, на руках ощущал пудру, которой красятся мужчины и женщины...
«Фаворитка» - это то кино, которое необходимо в ряду серьезных и пафосных исторических фильмов. Неподражаемая актерская игра всех актрис без исключения, атмосфера, которая навязывается этой картиной, «острый язычок» и юмор – все это позволяет оставить след в памяти об этом кино.
Можно было бы в который раз различными словами описать данный фильм, затронуть прекрасную игру актеров, коснуться разворачивающихся на экране событий... Но было оставлено достаточно рецензий, которые описывали фильм. Так позвольте поделиться тем, что остается после просмотра.
Лично мне довелось смотреть этот фильм, совершенно не ознакомленной ни с сюжетом, ни с рекламой, трейлером или комментариями, ни даже с историческими, - каюсь, просчет образования, - моментами происходящего. Мое восприятие было, в этом плане, чистым листом, и, признаюсь, давящее ощущение нервозности и какой-то глубокой апатии, горечи и сочувствия не оставляют меня и по истечении нескольких часов после просмотра. Нечто подобное довелось мне ощутить только после первого просмотра фильма 'Парфюмер', пусть и не с той давящей силой.
Поэтому личностям, глубоко сопереживающим тому, что происходит на экране, сразу хочу сказать - постарайтесь отрешиться с самого начала. Комедии я здесь не увидела, разве что маленький осколок юмора в самом начале, а вот драмы было более чем достаточно.
Только к середине фильма я поняла, что он не будет похож на что-то вроде картин '1+1' или 'Виктория и Абдул'. Я даже не знала, что это будет драма...
В начала все казалось простым и понятным: 'противная' и 'жесткая' фаворитка против милой и доброй девушки, которая проявила искреннюю заботу о странноватой, вероятно, психически больной королеве...
Свою ошибку я не осознала даже когда осознала глубину отношений Анны и Сары. Чего, кстати, тоже не ожидала. Да. И даже название 'Фаворитка' меня не предупредило. Боюсь, я просто недооценила, насколько глубоко оно простирается.
Понимание истинных мотивов Эбигейл тоже пришло где-то в середине фильма, когда двуличность девушки, наконец, проявилась, и мгновенно пришло ощущение чистой, незамутненной брезгливости, и нет, не к тому, что та пробивается любыми методами, вовсе нет!.. Это понятно, это в человеческой природе, да и тяжелая жизнь самой Эбигейл не располагает к бытию доброй и открытой, такое только в сказках бывает, а настоящие 'Золушки' или ломаются, или... становятся Эбигейл.
Нет, отвращение пришло, когда вдруг стало ясно, что искренна из них двоих как раз таки Сара. Что она действительно заботится о королеве. Что она действительно любит свою страну. Что на твоих глазах разваливается нечто действительно правильное и красивое. И чужой эгоизм, желание жить лучше, что-то значить, - такие простые, понятные, и правильные, правда!, - вдруг разрушают нечто стоящее. Смотреть на это, словно наблюдать, как плюют на прекрасную картину. Причем, не просто плюют, а размазывают слюни, портя рисунок и оставляя только бесполезную грязь.
Не знаю, почувствовали ли это те, кто смотрел фильм, но я увидела и ощутила именно это. Как настоящая любовь была... нет, не разрушена, - хотя, очевидно, расставание поставило бы конец чувствам, это просто потребовало бы времени, - но заменена дешевым, вульгарным, жалким суррогатом.
И финальная сцена с невинным кроликом, с которым Эбигейл прежде сюсюкалась, чтобы добиться своего места, очевидные гнев и беспомощность запутавшейся в паутине интриг королевы и такая... безнадежность все это исправить... Болезненные попытки что-то сделать, исправить, ожидание с обеих сторон и крах всех надежд...
Это не радостный фильм. Я бы не назвала его даже развлекательным. Но это фильм, из которого можно что-то вынести. К своему удивлению, я вынесла что-то о любви, и уже только поэтому его стоило посмотреть.
«-Вы хотите меня соблазнить или изнасиловать?
- Как вы могли такое подумать, я же джентльмен!
- Понятно - значит изнасиловать»
The Favourite («Фаворитка) — злая сатира о природе власти, этом смутном объекте желания, которой по иронии авторов в общем-то ни у кого в фильме и нет. Стареющая королева Анна, последняя из рода Стюартов, стремительно теряет контроль над собственным телом и разумом, где уж тут управлять страной? Зато герцогиня Мальборо все еще молода, красива, амбициозна и умна. Она ловко отстреливает все живое из охотничьего ружья и пьет власть вперемешку со слезами, не торопясь и смакуя как вино, ибо знает, что слезы — жемчуг, когда они для достижений целей. Но, как известно, за каждое удовольствие надо платить, а на каждый хитрый болт найдется своя гайка с саморезом.
Фильм так же течет неспешно, как жизнь при дворе, среди кринолинов, гобеленов, париков и событий, которые гораздо прозаичней нарядов и интерьеров, их обрамляющих. Визуальный ряд фильма соперничает в своей вычурной театральности с каким-нибудь «Контрактом рисовальщика» Гринуэйя. Манеры аффектированы и утончены, как рисовая бумага, слова сильны и вески, движения выверенно-уверенны. Герои предыдущих эпох с картин, развешанных по стенам, могли бы выйти за пределы своих золоченных рам и легко вписаться в массовку придворных. Но, как говорил Марк Твен «если весь народ раздеть донага и показать его чужестранцу, тот не отличит короля от лекаря и герцога от лакея» — как можно очень быстро убедиться, весь этот аристократический паноптикум, окромя нарядов, не сильно-то отличается по своему поведению от плебеев, а то и существ, населяющих звероферму (ох, неспроста, в окружении королевы Анны столько чисто деревенского скота — кролики там, гуси). При каждом случае грим сходит с лиц, обнажая гримасы. Все норовят друг друга пнуть, ударить, укусить. Механизм прост, как мир: королева трахает Сару Мальборо, Сара Мальборо трахает двор и парламент, а все вместе они трахают населения, повышая налоги на войну с Францией. Как в сказке — бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку, только на выходе не репка, а кровь и бедствия народные. И вот в эту стройную пищевую цепочку паразитов, в буквальном смысле «из грязи в князи», вклинивается новое звено - лишенная титула экс-дворянка Абигейл с личиком мелкого хищного зверька, у которой за плечами брак с нелюбимым мужем, семейное насилие, и годы унижений и нищеты.
Фигуры на шахматном полу расставлены, начинается партия двух фавориток за благосклонность королевы Анны, что как бы намекает, что даже сбежав от мужского патриархата и шовинизма, люди всегда изобретут собственные виды подавления и агрессии. Зачем герцогине Мальборо ублажать больную душой и телом женщину, и выполнять все ее капризы, понятно — она провела при дворе и варилась в политике большую часть жизни, это уже и есть практически ее жизнь и подлинная натура. У нее и муж-единомышленник, и друг — премьер, и свои представления о собственном долге и благе государства, по крайней мере, как она их понимает. Абигейл же выскочка, мотивированная не только и не столько алчностью и карьерным продвижением, но и своим ущемленным самолюбием и желанием уесть всех тех, кто ее чмырил. Поэтому, даже получив титул вместе с выгодным браком и съев прежнюю фаворитку, так и не наедается и по-прежнему чувствует себя ничтожеством - ведь внутри нее прорва и тотальное одиночество.
Горькая ирония судьбы - хотели власти, независимости и самоутверждения, а получили бесправие, несвободу и чувство ничтожности. Пытались сбежать от бедности и унижений - получили ровно то же самое, только в другой упаковке. Точнее в другой клетке. Круг замыкается и сбывается предсказание герцогини Мальборо о том, что судьба Абигейл в борделе. Просто борделе респектабельном и шикарном — королевский двор называется.
Европейский авангардный режиссёр Йоргос Лантимос идёт в массовое кино и делает это со вкусом и присущей ему глубиной. После сугубо современных картин и даже недалёкого будущего в «Лобстере», греческий постановщик обращается к началу восемнадцатого века, что стало настоящим сюрпризом для интересующихся его фильмами людей. Ещё и сценарий не сам писал – Йоргос ты ли это? Но взглянув на предысторию сценария, всё становится на свои места. Двадцать лет тому назад его написала дебютантка Дебора Дэвис, но, цитируя «знаете ли вы, что»: к исторической ленте про женский любовный треугольник без ключевых мужских ролей отнеслись скептически. Зная Лантимоса, не удивительно, почему тот заинтересовался проектом – это ведь такая возможность дать развёрнутый комментарий на важную современную тему, сняв психологический фильм, где, к тому же, у женщин значительно больше реплик, чем у мужчин. Исследование 2016-го года выяснило, что всего лишь в 22% фильмов главный герой женщина, и в большинстве проанализированных фильмов женские персонажи произносят от 10% до 30% реплик. Отбросив гендерный вопрос, это ещё и крайне сложный проект в техническом плане. Снимали фильм в реальном замке, только при естественном освещении. Сами собой напрашиваются параллели с фильмом Стэнли Кубрика «Барри Линдон». Некоторые сцены в «Фаворитке» и вовсе снимались на широкоугольный объектив, известный как «рыбий глаз», что для исторической драмы очень странный выбор, но благодаря этому приёму королевский замок предстаёт местом искажённым и нереальным, мы наблюдаем его будто бы во сне, в котором не стоит ждать ничего хорошего. Визуальная метафора говорит нам: «остерегайтесь этого места, оно неправильно, оно зло». Завершая предисловие можно сказать, что давление было высоким, но Лантимос вышел победителем.
XVIII век. Британией правит болезненная королева Анна, а королевой – леди Мальборо, её фаворитка. Королеву играет Оливия Колман, обладательница премий Венецианского кинофестиваля и Оскара за эту роль, а леди Мальборо, она же Сара, играет Рэйчел Вайс. В это время на горизонте появляется кузина Сары по имени Эбигейл, которая намерена вернуть своё дворянское звание, сыгранная Эммой Стоун. Обе были номинированы на Оскар за эти роли в категории второго плана, но проиграли, отчасти из-за конкуренции между собой. Все три работы абсолютно выдающиеся, заслуживающие наивысшей похвалы, один из лучших актёрских ансамблей за последние лет пять. Из мужчин можно выделить Николаса Холта, сыгравшего графа Харли.
На выходе фильм тут же окрестили историей о женском коварстве. Но Лантимос не был бы собой, если б всё было так просто. Пока наши фаворитки сражаются за место в постели у королевы, они попутно решают судьбу войны с Францией, чрезвычайно важную для истории. Муж леди Сары полководец, ратует за войну и увеличение налогов, а Эбигейл в своих целях помогает графу Харли, который выступает за мир. Таким образом, наши героини напрямую повлияли на мир, в котором мы с вами живём. Тема войны и политики здесь настолько ненавязчива и тонка, что её можно и вовсе пропустить мимо «ушей», но глубину рождает отличную. Также это очень смешной фильм, в котором Лантимос смеётся над политиками, визуально сравнивая их с животными, населяющими замок: кролики, лобстеры (отсылка к своей фильмографии?), гуси и барсуки – так их видит режиссёр.
Вторая тема – женщина у власти. «Фаворитка» Лантимоса очень интересно трактует идею феминизма в рамках политики. По Лантимосу женщина, стремящаяся к власти – это женщина, идущая по пути маскулинности. Леди Сара и Эбигейл вместе развлекаются стрельбой, причём первая на это занятие всегда одевает один и тот же костюм – мужского кроя. Штаны на женщине – безусловный анахроизм и Лантимос идёт на это сознательно подчёркивая стремление Сары походить на мужчину. Не говоря уже о том, что стрельба также игрушка сугубо мужская. В начале фильма мы видим реакцию Эбигейл на сексуально-озабоченного пассажира дилижанса. Эта сцена не случайна, и позже она получает отклик в сцене брачной ночи. При этом Стоун сама стремится походить на мужчину в борьбе за внимание королевы. Персонаж королевы можно трактовать, как ребёнка, которому наскучила власть и только ухаживания со стороны двух девушек способны расшевелить его апатию и скуку. С лёгкостью можно представить на её месте маленького мальчишку, которому осточертело находиться в четырёх стенах замка, но из-за своего слабого здоровья вынужденного не выходить за его пределы. Только внимание девчонок способно зажечь его искорку. С другой стороны мы имеем персонажей мужчин, которые заметно уступают Саре и Эбигейл собственно в мужественности. Они носят парики, пудрятся и ходят в туфлях на каблуке, думают о семье, являются идеалистами и вообще крайне влюбчивы. В этом плане эпоха очень удачно подыгрывает Лантимосу, позволяя проводить такие параллели. Понятное дело, что в то время парики, макияж и всевозможные рюшки были отличительной чертой знати, которая всегда хотела отличаться от простолюдинов. Те же каблуки нужны были, чтобы меньше пачкаться, спускаясь с коня на грязную землю. Но, тем не менее, при просмотре фильма явно проглядывается ирония Лантимоса на эту тему. Что же конкретно хотел сказать режиссёр своей лентой? Женщина в погоне за властью вынуждена считаться с мачизмом и даже перенимать его черты, чтобы добиться желанного? Интересный посыл для фильма, в котором трио главных персонажей женщины, и в котором у женщин гораздо больше реплик, чем у мужчин. Стоит заметить, что это совершенно не означает будто «Фаворитка» фильм сексистский или антифеминистичный. Кино наталкивает на мысли, что пора бы уже пересмотреть сами понятия мужественности и женственности. До тех пор, пока сильный женский персонаж будет считаться эдакой «бой-бабой», сексизм в кино будет жить и процветать. То же касается и жизни. Равенство это утопия, но с предрассудками важно и нужно бороться. У черт характера не должно быть пола. Вера в только мужской или в только женский мир смешна сама по себе, кажется, что все и так это знают. И знают ещё много разных хороших вещей, но вечно о них забывают, особенно, когда они противоречат их личным целям. Из-за того, что человечество на протяжении всей своей истории продолжает идти глупым путём, разрушающим всё подряд, эту простую истину приходится повторять из раза в раз. Йоргос Лантимос один из тех режиссёров, что будет делать это из фильма в фильм, неважно где – в артхаусе или в массовом кино.
«Фаворитка» - очень важный фильм для современного кинематографа, смело и свежо трактующий столь важную тему. Пока что это лучшая работа режиссёра, перед нами настоящий шедевр. Глубокий, ироничный и правдивый. Браво!
Не будучи особым любителем разного толка исторических фильмов, мимо 'Фаворитки' я все же решил не проходить. Уважаемый каст в лице Эммы Стоун и Рэйчел Вайс вкупе с соответствующим настроением убедил меня включить исторически-биографичную драму, и как следствие я не остался разочарован.
Сразу стоит сказать, что я понятия не имею, насколько достоверен с точки зрения истории фильм, а потому не могу оценить уровень правдоподобности разворачивающихся событий. Зато с точки зрения художественного произведения 'Фаворитка' безусловно радует. Королева Анна, страдающая от подагры, пытается править Англией в условиях войны с Францией. Не то чтобы ей это сильно удается, особенно учитывая влияние со стороны ее ближайшей фаворитки Сары, для которой королева стала фактически марионеткой. Но ситуация становится еще более нестабильной, когда ко двору королевы прибывает кузина леди Сары - Эбигейл, имеющая собственные планы и амбиции.
'Фаворитка' почти полностью построена на смаковании придворной 'кухни' - на каждом шагу интриги, сплетни и человеческие судьбы, ничего не стоящие и ничего не значащие. Честно признаться, фильм я смотрел с большим удовольствием, чего сам не ожидал, настолько вся эта тематика погружает в себя. Естественно, играет на руку и воссоздание на экране эпохи в плане декораций, реквизита, костюмов, и постановка вкупе с операторской работой.
Нельзя не похвалить и актерский состав. В первую очередь, естественно, это касается уже упомянутых мной Эммы Стоун с Рэйчел Вайс, но нужно отметить и Оливию Колман, которая и исполнила роль королевы Анны. Главное трио актрис справились на 'ура', взаимодействие женщин на экране в том числе является одной из причин, почему 'Фаворитка' мне понравилась.
Вердикт: как человек, не особо интересующийся историей, могу сказать, что 'Фаворитка' определенно заслуживает внимания. Фильм не скучный, повествование не провисает, очень быстро погружая зрителя в происходящее, радует картинка и атмосфера. И конечно же экранная химия трио Стоун-Вайс-Колман безусловно не оставит никого равнодушным.
Йоргос Лантимос снова закрепил за собой статус одного из самых концептуальных и самобытных режиссёров современности, который может снять авторское кино вне зависимости от жанровой принадлежности.
Хоть и данный фильм воспринимается гораздо проще предыдущих картин автора, таких как (мною горячо любимый) «Лобстер» или «Убийство Священного Оленя» и смотрится довольно 'лайтовее', однако, это ничуть не умаляет его эффектности и оригинальности.
Тех, кто ждёт от «Фаворитки» какой-то исторической достоверности на тему 'дворцовых переворотов' в период правления королевы Анны (конец XVII/начало XVIII века) можно смело разочаровать, ибо здесь больше современности, да и творческое видение этого режиссёра как всегда направлено совсем в другое русло, в меру трагичное и забавное, временами откровенное и для кого-то даже пошлое, одновременно любовное и страстное, но в то же время коварное и экзистенциальное, как и по сути вся наша контрастная жизнь, но одно остаётся неизменным после просмотра — это терпкий осадок, исходящий после консеквенций выборов главных героев.
В дополнение ко всему хочется отметить великолепный актёрский состав (Колман, Стоун и Вайс), нетривиальную операторскую работу (этакий 'фишай' с длинными планами, который придаёт кадрам значительно больший 'эффект присутствия') и въедающийся в подкорку саундтрек.
P.S.: Всем тем, кто устал от стагнации современного кинематографа, советую ознакомиться с работами этого эксцентричного грека, если Вы ранее о нём не слышали, но предупреждаю, что его творчество не особо рассчитано на 'массовый просмотр'.
'Фаворитка' - необычное кино. Хотя какой фильм может быть обычным, если ты видишь, что его снял Йоргос Лантимос, один из самых необычных режиссёров нашего времени, снимающий фильмы не для широкой аудитории. Тем не менее 'Фаворитка' получилась самой простой его работой, где теперь не нужно разбираться в этой замечательной 'головоломке Лантимоса'.
Перед началом просмотра я ознакомился с историей Анны Стюарт, а также и Леди Сары Мальборо, и Абигейл Хилл (Мешем), и, признаюсь, я не думал, что Йоргос не будет отходить от истории. Да, без несостыковок фильм быть не может, и режиссёр сам признавался в неточности картины в интервью для КиноПоиска, но всё же в сценарном плане номинация на Оскар оправдана. Фильм не дал мне заскучать, как наскучит многим (я так думаю) при просмотре. Если фильм захватывает твоё внимание с первых минут, то он будет вести тебя по себе до титров и это за редкими исключениями - закон.
Операторская работа. Эта очень интересная часть фильма. Использование камеры 'Рыбий глаз' и так редко встречается, а тут она раскрывается и является частью фильма. Вся операторская работа выполнена великолепна и оставляет за собой ощущение нечто нового.
Перейдём к главному - шедевральному бермудскому треугольнику, в котором ты просто утопаешь от того, как эти женщины блестяще играют свои роли. Оливия Колман, Рейчел Вайс и Эмма Стоун, девушка, что является моей самой любимой актрисой с первых её ролей, - они делают фильм. Потрясающее вживление в образы даже в неприличных сценах заставляют тебя изумится их талантом. Разные характеры, разные желания и разные побуждения на такие-то поступки делают героев значимыми друг для друга и значимыми для зрителя. Оливия Колман - давно заслужила признания, Рейчел Вайс - не получит статуэтку в этом году, к сожалению, а Эмма Стоун - с помощью роли Абигейл получила не только новый опыт, но и ещё раз показала редкостный дар грамотного подбора ролей для продвижения своей карьеры.
Мне хотелось бы, чтобы 'Фаворитка' какую-нибудь статуэтку Оскара в феврале да забрала, ибо фильм правда очень хорош и заслуживает просмотра.